Налог считается установленным когда определены. В каком случае налог и сбор считаются установленными? Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Требование четкого определения налогоплательщиков и основных элементов налогообложения - необходимое условие соблюдения принципа определенности налогообложения, закрепленного в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Элементы налогообложения, которые должны быть четко и однозначно определены в законодательном порядке, для того чтобы сам налог считался законно установленным, перечислены исчерпывающим списком в ст. 17 НК РФ и определены в других статьях НК РФ:

а) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

б) объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);

в) налоговая база - элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ);

г) налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ);

д) налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ);

е) порядок исчисления налога.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

ж) порядок и сроки уплаты налога.

Общие положения по порядку и срокам уплаты налога закреплены в ст. 57 и ст. 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Перечисленные параметры являются основными элементами налогообложения.

Без установления хотя бы одного из них налог не будет считаться установленным.

Наряду с основными элементами налогообложения существуют и факультативные (необязательные) элементы налогообложения. Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном порядке) предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым устанавливать такие льготы. Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). При этом особо оговаривается, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

При установлении сбора законодатель определяет его плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Что следует понимать под специальными налоговыми режимами?

Часть вторая НК РФ устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющими в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, а также определяет законодательные основы специальных налоговых режимов, применение которых допускается в Российской Федерации.

Отдельный раздел части второй НК РФ посвящен специальным налоговым режимам (разд. VIII.1, гл. 26.1 - 26.4). Понятие специальных налоговых режимов, содержащееся в ст. 18 части первой НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

В настоящий момент действующее законодательство допускает применение следующих специальных налоговых режимов: 1)

единого сельскохозяйственного налога - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ); 2)

упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ); 3)

системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ); 4)

системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК

Каждый из установленных налоговых режимов имеет свои характерные особенности: 1)

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога совокупность следующих налогов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый социальный налог; 2)

упрощенная система налогообложения освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты, таких как налог на прибыль (налог на доходы физических лиц), налог на имущество и единый социальный налог; 3)

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога; 4)

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции начинает действовать для налогоплательщика только на основании договора, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Еще по теме В каком случае налог и сбор считаются установленными?:

  1. В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) - организации или индивидуального предпринимателя?

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий к статье 17 НК РФ

Комментируемая статья посвящена условиям установления налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 мая 2007 года N 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Например, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 20 февраля 2015 года N 302-КГ14-8990.

Сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены плательщики и элементы обложения соответствующим сбором.

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку; при установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, по смыслу НК РФ во взаимосвязи со статьями 57, 71 (пунктом "з"), 75 (частью 3) и 76 (частью 1) Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.

Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 18.02.2004 N 04-05-15/2.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

При таких обстоятельствах сумма переплаты в отношении налога может быть зачислена в расходы, так как при обратной позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является (см. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N А78-5404/2011).

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения.

Следовательно, вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.

Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 27.08.2010 N 03-05-04-01/42 и Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А37/05-2/4403.

Поэтому установление необязательного элемента налогообложения - налоговой льготы, в том числе в виде уменьшения суммы налога, не может отождествляться с необходимостью установления в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц налоговой ставки.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-05-04-01/06.

Исходя из Определения ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7 льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков.

Следует помнить, что, в отличие от налоговой льготы, налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

На основании пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

При этом НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований дифференцировать налоговые ставки по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, дифференциация налоговых ставок не может отождествляться с установлением налоговых льгот.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 06.10.2015 N 03-05-04-02/57016.

Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и относительно обязательных элементов налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).

Следовательно, в формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Разъяснения об этом содержатся в Письме Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668.

Если не определен хотя бы один из элементов налогообложения, например, налоговая база, то налог не признается законно установленным, и обязанность по его уплате у налогоплательщика не возникает.

Взаимосвязанным с данным выводом является умозаключение, согласно которому налоговый орган, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе НДС и налога на прибыль, обязан проверить все элементы налогообложения, составляющие эти налоги, не исключая налоговые вычеты и расходы (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2011 N А75-11678/2010, ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 N А55-9777/2010).

Консультации и комментарии юристов по ст 17 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 17 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ, законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов. Обязательные элементы налога должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база

3)налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент - налоговая льгота, - который иногда именуют факультативным элементом, подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.

Налогоплательщик (субъект налогообложения). Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Ст.19 НК

Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами и, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях. Указанные подразделения российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются.



В ст. 11 НК РФ также дано и понятие «физические лица», под которыми понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

Лица, осуществляющие прием средств от плательщиков налогов или сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет, называются сборщиками налогов и сборов (таможенные органы и органы связи).

Если в соответствии с законодательством налогоплательщик может не уплачивать налог самостоятельно, то суммы налога удерживаются у источника выплаты. В данном случае источник выплаты признается налоговым агентом , который обязан удерживать и перечислять исчисленную сумму в бюджет. Например, по налогу на доходы физических лиц организация-работодатель, по НДС российские организации, перечисляющие средства иностранным предприятиям, не состоящим на налоговом учете в РФ; по налогу на доходы иностранных юридических лиц организации и любые другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам.

Объект налогообложения -это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, законодатель не дает легального определения объекта налогообложения, а лишь перечисляет возможные виды объектов налогообложения и указывает на обязательные для них свойства. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Имущество это виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящиеся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в том числе деньги, ценные бумаги.

Товар это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализация товаров (работ, услуг) это передача организацией или индивидуальным предпринимателем на возмездной основе (в том числе путем обмена товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому, оказание услуг одним лицом другому. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, такая передача может осуществляться на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ и услуг:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Передача имущества, если она носит инвестиционный характер (вклады в уставный капитал, взносы по договору о совместной деятельности);

Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе из общества, а также при распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками;

Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности, или раздела такого имущества;

Передача жилых помещений физическим лицам при приватизации;

Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйственных и брошенных вещей.

Доход это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить.

Определение налоговой базы дано в ст. 53 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта. Общие вопросы исчисления налоговой базы установлены в ст. 54 НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода. Она определяется на основе данных бухгалтерского учета либо иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Налоговый период. ст. 55 НК Под налоговым периодом принимается календарный год или иной период времени (месяц или квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

При создании организации после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания (дня государственной регистрации) до конца текущего года.

При создании организации в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания (дня государственной регистрации) до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Необходимо различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», под которым понимается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Выделяют следующие виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) - устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

2) Процентные (адвалорные ставки) - устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

Процентные ставки различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки это ставки, которые применяются в одинаковом размере (единая процентная ставка) к объекту налогообложения без учета его величины.

Прогрессивные ставки это такие ставки, величина которых возрастает по мере увеличения объекта налогообложения.

Регрессивные ставки это ставки, величина которых уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения.

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) - объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы.

Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить налог. Указанная статья устанавливает три способа исчисления налога:

1) самостоятельно налогоплательщиком;

2) налоговым агентом;

3) налоговым органом.

Выбор того или иного способа принадлежит законодателю и зависит от вида налога и статуса налогоплательщика.

Порядок уплаты налога представляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (ст58 Налогового кодекса РФ). Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель определяет следующие особенности определения порядка уплаты:

· уплата налога производится единовременно или по частям;

· уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 45 НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российский Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации - рублях.

Сроки уплаты налогов и сборов . Ст 57 Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налога или сбора.

В необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания - самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога).

Добровольность понимается как самостоятельное исчисление и уплата налога налогоплательщиком без применения мер государственного принуждения. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая обязанность считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и в срок. Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу. При этом налогоплательщик вправе уплатить налоги досрочно, т. е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Принудительное взыскание осуществляется поэтапно.

1 этап. Направление налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога является предупредительной мерой, цель которой - напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также данные об основаниях взимания налога и ссылки на конкретные нормы закона.

В случае, если обязанность плательщика по уплате налогов изменилась после направления требования, налоговый орган обязан направить плательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ). При этом ранее направленное требование отзывается.

2 этап. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении двухмесячного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (ст. 46 НК РФ).

3 этап. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах.

Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо.

Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется только в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 48 НК РФ.

Способы обеспечения налоговой обязанности - это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или иным обязанным лицом обязанностей по уплате налогов и сборов. В п. 1 ст. 72 НК РФ содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

В Конституции РФ прописана обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в бюджетную систему (ст. 57 Конституции РФ). Но чтобы такая обязанность у лица появилась, налог (или сбор) должен быть законно установлен. Это означает, что:

  • налог или сбор должен быть установлен представительными органами власти (федеральными или региональными);
  • должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения;
  • налог или сбор должен быть введен в действие.

Общие условия установления налогов и сборов

Установленным считается тот налог, в отношении которого определены и следующие элементы (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения, т. е. что именно подлежит обложению налогом – операции по реализации, доходы лица, имущество, принадлежащее лицу, и т.д.;
  • налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения (чаще денежное, но не обязательно);
  • налоговый период, по истечении которого налогоплательщик должен определить налоговую базу и уплатить налог (квартал, год и т.д.);
  • налоговая ставка, исходя из которой считается сумма налога;
  • порядок исчисления налога (порядок расчета);
  • порядок и сроки уплаты налога (один раз всю сумму налога по итогам налогового периода или, к примеру, частями в течение налогового периода).

Кроме того, могут быть установлены налоговые льготы и основания для их применения по конкретному налогу (п. 2 ст. 17 НК РФ). Но это уже не обязательный элемент налога.

Если хотя бы один обязательный элемент не определен, то налог не считается законно установленным и его налогоплательщики уплачивать не обязаны.

Условия установления сборов

Что касается сборов, то в их отношении должны быть установлены плательщики и элементы обложения, необходимые для конкретного сбора (п. 3 ст. 17 НК РФ). То есть при установлении сбора каких-то обязательных «налоговых» элементов может и не быть. Все зависит от характера самого сбора (Письмо Минфина от 18.02.2004 N 04-05-15/2).

К примеру, при установлении торгового сбора законодатели установили плательщиков сбора, объект обложения, ставки, период обложения, а также порядок исчисления и уплаты сбора (гл. 33 НК РФ). Однако не установили, к примеру, налоговую базу. Поскольку в этом случае она не нужна.

Таким образом, порядок установления налогов и сборов отличается. Для налогов определен жесткий перечень обязательных элементов налогообложения, а при установлении сбора список элементов может меняться, но его плательщики должны быть определены в любом случае.

Общий режим

Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения. Кроме того, при выполнении условий, если вы не уведомляете налоговую инспекцию о переходе на специальный режима налогообложения, то общий режим налогообложения будет применяться к вам как к индивидуальному предпринимателю или к вашей организации автоматически .

Основные налоги, уплачиваемые при общем режиме:

Налог на добавленную стоимость,

Налог на имущество организаций,

Налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей),

Налог на доходы физических лиц.

Основной особенностью общего режима налогообложения является необходимость учета, исчисления и уплаты НДС . Многие организации, применяющие общую систему налогообложения, отказываются работать с контрагентами, которые освобождены от уплаты НДС.

2. специальные налоговые режимы. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К этим режимам относятся:

1) упрощенная система налогообложения;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

При применении любого специального режима налогообложения предприятия уплачивают единый налог , который при каждом из трех специальных режимов (УСН, ЕВНД и ЕСХН) исчисляется по-разному. При этом налогоплательщики от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, налога на прибыль и ЕСН освобождаются. Освобождение от уплаты отдельных видов налогов является основным преимуществом применения специальных режимов.

Налогоплательщики (плательщики сборов) - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).

В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога.

Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Элементы налогообложения :

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;



налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

налоговые льготы и основания для их использования.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с 2 ч. НК.

Под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг: например, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам (ст.40):

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, то не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Организации платят налоги в безналичном порядке со своего расчетного счета. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени согласно НК. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, начиная со следующего за установленным днем для уплаты. Определяется от неуплаченной суммы налога или сбора как 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка.