Обязательный аудит в году критерии штрафы. Обязательный аудит текущего года

Это услуга, предоставляемая многими компаниями. Однако сегодня есть определенные основания для проведения этой процедуры в обязательном порядке. Такие критерии будут рассмотрены ниже. Однако сразу стоит сказать, что если вы найдете основания для проведения такого комплекса работ в своей компании, то тем самым получите следующие преимущества:

  • минимизация налогового и финансового рисков;
  • избегание штрафных санкций;
  • уменьшение нагрузок на бухгалтерский отдел;
  • равномерное распределение затрат.

Таким образом, данная процедура проводится сегодня повсеместно на многих предприятиях. А в ином случае закон может наказать ООО, отказавшееся от нее, штрафом.

Обязательный аудит критерии 2018

Закон об обязательном аудите ФЗ 307 был принят еще в 2008 году, но определенные изменения для организаций были приняты даже в июле 2016 года. При проведении финансовой проверки организация обязана страховать риски по ответственности за нарушения пунктов договоров, чтобы не допустить штрафа.

Основной критерий – это минимальный размер выручки 400 миллионов рублей либо активы балансов, превышающие 60 миллионов рублей за год. Также важно, чтобы существовала организационно-правовая форма – акционерное общество (сюда подпадает по законодательству в том числе и компании с формой ЗАО).

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году

Подлежащие организации, которые попадают под критерии и основания для проведения финансовой проверки должны быть акционерными обществами. Кроме того, проводиться он в должном виде обязан на экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах на фондовых биржах. Попадает под основания для проведения и кредитные организации, и страховые компании, и некоторые другие фонды, выделенные ФЗ №307.

Непроведение данной процедуры контроля может сопровождаться штрафом и другими санкциями. Поэтому если ваша компания удовлетворяет критериям, проверка отчетности и деятельности в любом случае проводиться должна. Касается это и тех организаций, которые публикую сводную бухгалтерскую отчетность (ст 5. 307-ФЗ).

Аудит инициативный и обязательный – в чем разница?

Выше были приведены основания для проведения обязательного аудита. А вот проводиться инициативная проверка может и без различных критериев. Если такого рода контроль, как правило, проводится один раз за год (этого достаточно для избегания штрафа), то его аналог может проводиться намного чаще. Основания для проведения такой проверки определяет руководитель или бухгалтерский отдел компании. При этом выполняется заключение договора с компанией, которая будет проводить мониторинг и учет вашей деятельности.

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2018 году

Проводиться данное мероприятие должно по требованию, поскольку отказ от этого грозит наказанием. Штрафы являются достаточно большими. Например, если на вашем предприятии не будет проводиться обязательный аудит, то размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей на должностных лиц. Повторное нарушение грозит штрафом в 20 тысяч рублей, а также дисквалификацией на одн-два года.

Штраф за непроведение аудита

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие 48 международных стандартов аудита (МСА). Вводятся они двумя приказами Минфина от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 № 207н.

По новым требованиям Международных стандартов вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита организации, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. Новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание пользователей на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, к тому, в чем аудитор увидит наиболее существенные риски для организации. Для сравнения в аудиторском заключении, выданном в соответствии с Федеральными стандартами аудита, аудитор выражает только свое мнение о достоверности бухгалтерского учета аудируемого лица, при этом не дает оценку финансовой отчетности компании, не описывает особые моменты в деятельности аудируемого лица. Вся эта информация отражается в рабочих документах аудитора и недоступна широкому кругу пользователей. После введения Международных стандартов аудита, практически вся информация полученная аудитором в ходе аудиторской проверки, должна найти свое отражение в аудиторском заключении.

Новая форма аудиторского заключения должна содержать расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако для аудируемой компании возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний, если аудитор в аудиторском заключении выразит опасения в деятельности аудируемой организации или увидит повышенные финансовые риски.

Новые правила раскрытия информации в аудиторском заключении по МСА имеют дополнительные последствия для бизнеса. Предполагается, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. Такие новшества изложены в проекте Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налога организацией, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Критерии проведения обязательного аудита за 2016 год

Обязательный аудит финансовой отчетности организации, проводят юридические лица, у которых:

Выручка более 400 млн. руб. или активы баланса превышают 60 млн. руб. по итогам 2015 года;
-организационно - правовая форма акционерное общество,
-организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
-организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды.

Обязательный аудит организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями. (часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ) .

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

На заметку . В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. (часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

Почему надо провести обязательный аудит предприятия по итогам 2016 года

Опыт работы аудиторской фирмы «Юринформ-аудит» позволяет утверждать, что организации проводившие аудит имели возможность своевременно выявить основные промахи в бухгалтерском учете и своевременно их исправить. Поэтому обязательный аудит имеем свои преимущества и несомненную пользу.

Устранение типовых ошибок.

Своевременное выявление и устранение несоответствий в налоговом и бухгалтерском учете возможно благодаря проведению своевременной независимой аудиторской проверки по итогам отчетного финансового года. Исправление таких ошибок за отчетный финансовый год как в бухгалтерском так и в налоговом учетах позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых инспекторов.

В ходе аудиторы компании «Юринформ-аудит» проверяют не только правильность составления бухгалтерской отчетности, но и правильность формирования налоговых деклараций и их достоверность по итогам отчетного 2016 года.
Актуальность правильного ведения бухгалтерского учета, особенно важна ввиду усиления административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства и представления недостоверной бухгалтерской отчетности. За грубые нарушения в бухучете штрафы увеличены. Новые штрафы утверждены 30 марта 2016 года. Президент подписал Федеральный закон № 77-ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ. Штрафные санкции на должностных лиц устанавливаются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей (было - от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение штраф увеличится и составит от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ранее наказание за повторное нарушение не было предусмотрено).

Ниже приводим нарушения, которые классифицируются как грубые:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете установлен статьей 4.5 КоАП и ограничен двумя годами со дня совершения правонарушения (ранее этот срок составлял 3 месяца).

Штраф за отсутствие аудиторского заключения.

Если организация, по каким-то причинам не провела обязательный аудит, ее за это не накажут, действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена, но установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения.

В частности, отсутствие у Акционерного Общества аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в состав которой должно входить аудиторское заключение, обернется административным штрафом по ст. 19.7 КоАП РФ в размере от трехсот до пятисот рублей на должностных лиц и от трех тысяч до пяти тысяч рублей на юридических лиц.

Неопубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с действующими законодательными нормами на некоторых предприятиях обязательно раз в год должен проводиться аудит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем процедура подобная должна осуществляться в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами.

Регламент представлен в федеральном законодательстве. Существуют некоторые особые критерии обязательного аудита в 2019 году.

С ними, а также со всевозможными остальными нюансами стоит ознакомиться заблаговременно. Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем, затруднений.

Общие моменты

Сегодня все без исключения компании проводят аудит. Он может быть различных типов, преследовать разные цели. Все зависит от большого количества самых разных факторов. При помощи аудита можно будет решить большое количество самых разных задач.

Но прежде всего все типы аудитов можно разделить на две основные группы:

  • необязательные;
  • обязательные.

Под необязательным аудитом обычно подразумеваются проверки, которые осуществляются по инициативе самого предприятия, отдельных его лиц. Это могут быть учредители, исполнительные директор, учредитель – если он один.

В то же время для некоторых предприятий на законодательном уровне установлена необходимость проведения обязательного один раз в определенный промежуток времени.

Причины проведения подобных проведений могут быть различными. Обычно в первую очередь учитывается именно сфера деятельности конкретного юридического лица.

Чтобы избежать различного рода затруднений, необходимо будет внимательно рассмотреть следующие вопросы заранее:

  • определения;
  • с какой целью проводится;
  • законные основания.

Определения

Все моменты, связанные с процедурой проведения обязательного аудита, отражены в действующих законодательных нормах.

Но при этом для верной трактовки, правильного понимания подобного рода процедуры необходимо будет заранее разобраться со всеми применяемыми терминами.

К основным понятиям, знание которых строго обязательно, можно будет отнести следующие:

  • аудит;
  • инициативный аудит;
  • аудиторская деятельность;
  • аудитор;
  • разновидности аудиторских услуг;
  • автоматизация бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский учет;
  • оценочная деятельность.
Под термином «аудит» Подразумевается проведение тематической проверки. Она может быть направленной, а также общей. Например, нередко проводится аудит дебиторской или же кредиторской задолженностей. В то же время аудиторская проверка со стороны налоговых органов практически всегда является общей
Инициативный аудит Проверка, инициатором которой выступило само предприятие. Обычно обязательный также классифицируется как инициативный
Аудиторская деятельность Данным термином обозначается процесс ведения аудиторской деятельности конкретным предприятием. При этом имеет место регулирование такой деятельности на государственном уровне
Аудитор Физическое лицо, которое занимается проверками данного типа
Разновидности аудиторских услуг Перечень услуг, которые предоставляет конкретное предприятие, занимающееся аудитом
Бухгалтерский учет Процедура отражения всех хозяйственных операций, которые имеют место на предприятии
Автоматизация бухгалтерского учета Процесс использования специальных программных средств, при помощи которых вся хозяйственная деятельность отражается в документации с минимальным участием человека. Таким образом можно минимизировать вероятность допущения каких-либо ошибок при составлении отчетности
Налоговая учет Процесс отражении информации, связанной с формированием отчислений в пользу государственного бюджета. Данному разделу отчетности на предприятии обычно уделяется достаточно большое количество внимания
«Оценочная деятельность» Пд данным понятием подразумеваются действия, которые позволяют определить стоимость чего-либо. Данная процедура в обязательном порядке выполняется при проведении аудита. Причем вне зависимости от его типа – инициативного в том числе

С какой целью проводится

Вне зависимости от вида аудита необходимо он позволяет одновременно решать различного рода задачи. К основным сегодня относятся следующие.

При помощи подобной проверки можно будет достигнуть следующих целей:

Обязательный аудит назначается предприятиям, которым, по мнению государственных органов, требуется особый контроль.

Законные основания

Сегодня вне зависимости от типа аудита, целей его осуществления необходимо ориентироваться на

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы:

Что представляет собой деятельность аудитора, какие обязанности у него имеются
Включает в себя полный печень законодательных актов, регламентирующих деятельность аудитора
Требования к деятельности компаний, специализирующихся на проведении аудита
Основные требования к лицу, которое может заниматься подобной деятельностью
Как выносится аудиторское заключение, что в него включено
Что подразумевается под независимостью аудиторский учреждений, а также самих аудиторов
Основания для аннулирования аудиторского сертификата, порядок проведения самой такой процедуры
Перечень прав, обязанностей самого аудитора, аудиторской компании
Перечень прав, обязанностей юридического лица, аудит которого проводится
Процедура государственного регулирования деятельности аудиторов
Что представляет собой совет по деятельности данного типа
Освещается вопрос деятельности саморегулирующейся организации
Какие предъявляются требования к желающим стать членом саморегулирующейся организации
Регламентируется процедура составления реестра аудиторских компаний
Дисциплинарные и иные взыскания по отношению к аудиторам, деятельность которые неудовлетворительна или же имеет явные нарушения

Критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Обязательный аудит – особая разновидность проверки, которая осуществляется на в соответствии со специальными нормативными актами.

Лицам, имеющим отношение к подобного рода аудиту, стоит заранее ознакомиться со следующими вопросами:

  • перечень;
  • нюансы для ООО;
  • для муниципальных унитарных предприятий.

Перечень

В Федеральном законе №307-ФЗ от 30.12.08 г., в отражается полный перечень случаев, когда осуществление аудита данного типа строго обязательно.

Полный список включает в себя следующее:

Если имеет место изменение Организационной и правовой формы предприятия
Акции и иные ценные бумаги Были допущены к торгам на специальной бирже
Если компания представляет собой
  • БКИ;
  • участника рынка ценных бумаг;
  • страховое общество (взаимного страхования);
  • НПФ – негосударственный пенсионный фонд;
  • инвестиционный фонд паевого типа;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • иное
Если суммарный объем выручки за уже прошедший год Составил более, чем 400 млн. рублей
Если сумма активов предприятия По какой-то причине на конец года более 60 млн. рублей
Если предприятие осуществляет Предоставление, публикацию консолидированной (финансовой) отчетности

Также существуют иные случаи, когда в обязательном порядке проводится аудит рассматриваемого типа. Подобные случаи регламентируются особыми федеральным законодательными актами.

Нюансы для ООО

В соответствии с законодательными нормами во всех без исключения акционерных обществах проводятся обязательные аудиторские проверки.

Помимо общества с ограниченной ответственностью к таким предприятиям относятся следующие:

  • ЗАО и многие другие.

Необходимо помнить о большом количестве нюансов. В первую очередь о том, что законодательство постоянно реформируется.

Потому необходимо ознакамливаться со всеми реформами своевременно. Например, в 2019 году обязаны проводить обязательный аудит все ООО – вне зависимости от количества выручки.

Для муниципальных унитарных предприятий

Главным отличием муниципальных, унитарных предприятий от всех остальных является то, что для них составляется особый перечень ситуаций, когда должен проводиться обязательный .

Например, он будет требоваться в случае, если муниципальные, государственные учреждения публикую бухгалтерскую отчетность, сдают её в консолидированной форме.

К подобного рода предприятиям относятся следующие:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • государственный внебюджетный фонд;
  • иное.

Критерии, по которым проводится необходимая аудиторская проверка – исключительно нормы ФЗ. Если предприятие попадает под подлежащие проверке формы собственности, то субъект обязан в установленные сроки провести данную процедуру. При этом за непроведение предусматривается штраф. Проводится такая проверка организацией, с которой имело место заключение соответствующего договора.

Обязательный аудит критерии 2016

Необходимая аудиторская проверка должна проводиться в любой компании, деятельность которой попадает под критерии законодательства. В частности, во всех акционерных обществах. Если же такой учет не проводится, то действует закон об обязательном аудите, при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риски ответственности. Иными словами, если такая проверка не выявила нарушений, но после этого Налоговая наложила штраф, то компания обязуется оплатить этот должный штраф.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2016 году

Закон четко определяет какие именно экономические субъекты должны проводить установленный законом дополнительный контроль. Итак, ему подлежат подлежит каждое акционерное общество (ЗАО, ОАО). Также это ООО и любой налоговый агент, у которого по отчетности за финансовый период выручка больше 400 млн руб или активы баланса более 60 млн руб. Если все эти критерии или хотя бы один выполняются, то это уже достаточные основания для проведения обязательной бухгалтерской проверки. Также ФЗ определяет перечень организаций, которые подают аудиторское заключение независимо от своих объемов и оборотов. К таким относятся: финансовые организации, банки, страховые компании и т.д.

Аудит инициативный и обязательный – в чем разница?

Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Условия обязательного аудита:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).