Предмет конституционной экономики. В

<*> Suchorukov A.S. Economic constitution - basic of constitutional regulation of competition relations in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany.

Сухоруков А.С., аспирант Уральской государственной юридической академии.

Статья посвящена исследованию проблем экономической конституции в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия. Автор полагает, что сейчас конституционное регулирование конкурентных отношений наиболее актуально. Автор различает экономическую конституцию и конституционную экономику. Он считает, что данные категории взаимодополняют друг друга. Это необходимо для всестороннего исследования конкурентных отношений.

Автор сравнивает конституционные нормы Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которые регулируют конкурентные отношения, и признает существование экономических конституций Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

Ключевые слова: экономическая конституция, конституционная экономика, Конституция Российской Федерации, Основной Закон Федеративной Республики Германия, конституционное регулирование, конкурентные отношения.

The article is devoted to research of problems of economic constitution in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. The author says that now constitutional regulation of competition relations is issue of the day. The author marks out economic constitution and constitutional economics. He considers that the categories complete each other. It is necessary for comprehensive research of competition relations.

The author compares constitutional rules of the Russian Federation and constitutional rules of the Germany which regulate competition relations and recognizes the existence economic constitution of the Russian Federation and economic constitution of the Federal Republic of Germany.

Key words: economic constitution, constitutional economics, Constitution of the Russian Federation, Basic law of the Federal Republic of Germany, constitutional regulation, competition relations.

Развитие рыночных отношений во многом предопределяется нормативно-правовым регулированием, в котором важнейшую роль играет конституция (основной закон) страны. Конкурентные отношения, складывающиеся в процессе экономической деятельности, являются неотъемлемой частью рынка, поэтому экономическая конституция, регулирующая рыночные, а вместе с ними и конкурентные отношения, представляет особую значимость для функционирования всей экономики в целом. К сожалению, на сегодняшний день вопросы конституционно-правового регулирования конкурентных отношений не нашли должного отражения в научной литературе. В рамках данной статьи мы попытались провести сравнительно-правовое исследование экономических конституций Российской Федерации и Федеративной Республики Германия и показать важность конституционно-правового регулирования конкурентных отношений для каждой из стран.

Понятие "экономическая конституция" не характерно для отечественной правовой системы, как, например, для стран Западной Европы. Как справедливо отмечает Г.Н. Андреева, если для России термин "экономическая конституция" является непривычным, то для европейских юристов он является частью европейского дискурса, в том числе и юридического, а концепция "экономической конституции" является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней <1>.

<1> Андреева Г.Н. О месте концепции "экономической конституции" в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12.

Тем не менее ряд российских исследователей (Г.А. Гаджиев, Г.Н. Андреева, И.А. Кравец и др.) принимают активное участие в разработке концепции экономической конституции <2>. Экономическая конституция - совокупность конституционных принципов, норм, понятий в сфере экономики, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство <3>.

<2> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1; Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002; Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ЮКЕА, 2001.
<3> См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002. С. 59 - 60.

Г.А. Гаджиев отмечает, что принципы, устанавливающие основы экономической системы в Российской Федерации, являясь частью основ конституционного строя, представляют собой системообразующий центр подсистемы конституционных норм, которые условно можно считать экономической конституцией <4>.

<4> Там же. С. 59.

Стержнем экономической конституции, по мнению автора, являются правовые нормы-принципы, составляющие основы конституционного строя (например, принципы поддержки конкуренции, единства экономического пространства), а также основные права и свободы человека и гражданина (например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности) <5>.

<5> См.: Там же. С. 60 - 61.

За рубежом наибольшую разработку проблема экономической конституции получила в немецкой правовой доктрине.

Так, основы современной концепции экономической конституции сформулированы исследователями фрайбургской школы ордолиберализма (экономической теории, одного из вариантов теории государственного регулирования экономики с акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма). Впервые термин "экономическая конституция" в научный оборот был введен немецким ученым Э. фон Беккератом в 1933 г., который понимал под экономической конституцией определенный "порядок собственности, договора и труда, форму и выражение государственного вмешательства, а также организацию и технику производства и распределения" <6>.

<6>

Впоследствии Ф. Бем увязал экономическое содержание термина "экономическая конституция" с юридическим, а именно с общей теорией конституции <7>. По определению Ф. Бема, "экономическая конституция - это не сущность экономических дел, это - понятие о нормах" <8>.

<7> См. об этом: Андреева Г.Н. О месте концепции "экономической конституции" в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12.
<8> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Немецкие исследователи, такие, как Рольф Штобер, понимают экономическую конституцию в двух значениях. В узком - это совокупность положений Конституции (Основного Закона), первичного права Европейского сообщества и норм международного права, касающихся устройства экономической жизни (основные экономические права, принципы экономики и т.д.). При этом решающее значение имеет не прямое указание нормы права на экономическую деятельность, а содержание данного права, касающегося экономической жизни (например, общая свобода действий как свобода хозяйственной деятельности). В широком значении - это совокупность правовых норм, которые принципиально и в течение продолжительного периода определяют ход экономической жизни вне зависимости от уровня законодательства (конституционные нормы, различные отраслевые законы и т.д.) <9>.

<9> См.: Штобер Рольф. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 18.

Выделение экономической конституции в структуре конституционного материала обусловлено прежде всего значимостью конституционно-правового регулирования экономических отношений для общества.

В концепции экономической конституции выделяют три базовых компонента: идею экономического порядка, определение конституционных границ вмешательства государства в экономику и концепцию социального государства как ограничителя вмешательства государства <10>.

<10> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

При этом в условиях дискуссии о будущем единой европейской конституции вопросы развития рыночной экономики, единого рынка и свободной конкуренции занимают одно из важнейших мест в развитии концепции экономической конституции <11>.

<11> Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254; Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 - 28.

Также немаловажное значение для понимания сущности и места конкурентного права в системе права приобретают научные разработки в сфере конституционной экономики. Под конституционной экономикой понимается научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве <12>. Причем одной из главных задач конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство и выработка решений, направленных на ее эффективное функционирование.

<12> Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.

Конституционная экономика - научное прикладное направление и основа правовой реформы в сфере системы экономического законодательства. Конституционная экономика предполагает комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов конституционного права с основами экономического положения личности и проблемами экономического развития страны <13>.

<13> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

П.Д. Баренбойм полагает, что в настоящее время наблюдаются попытки заменить понятие "конституционная экономика" понятием "экономическая конституция". Автор считает, что экономическая конституция лишь фиксирует наличие определенных экономических требований и условий в тексте Основного Закона, что препятствует широкомасштабному "вторжению" экономистов в сферу права <14>.

<14> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6.

Полагаю, что данная критика экономической конституции не совсем обоснованна. С точки зрения позитивного права экономическая конституция как правовая материя содержит основные нормы права, отражающие экономический строй государства, а также фиксирует экономические права и свободы. Конституционная экономика направлена на изучение развития именно экономики, но с точки зрения конституционного права. По сути, это два научных направления, взаимодополняющих друг друга и необходимых для полного, глубокого и всестороннего изучения взаимоотношений и взаимовлияний права и экономики. В данном случае можно говорить об экономическом праве применительно к концепции экономической конституции и правовой экономике применительно к конституционной экономике.

Экономическую конституцию применительно к Российской Федерации составляют правовые нормы, содержащиеся в Основах конституционного строя Конституции Российской Федерации (ст. 8, 9), в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина (ст. 34, 35), и других главах Конституции РФ (пп. "д" - "и", "л" ст. 71, пп. "в" - "д", "и", "к", "о" ст. 72, ст. 74, ст. 75 главы "Федеративное устройство" Конституции РФ). Необходимо также отметить, что в экономическую конституцию как одной из наиболее важных частей входят нормы, регулирующие конкурентные отношения (ст. 8, 34).

В Основном Законе Федеративной Республики Германия 1949 г. данные нормы содержатся в главе I "Основные права". Так, в частности, абз. 1 ст. 14 гласит, что собственность и право наследования гарантируются, а их содержание и пределы определяются законами. Однако большая часть правовых норм сосредоточена в главе VII "Законодательство Федерации", а именно в статье, регулирующей предметы конкурирующего законодательства Федерации (п. п. 15 - 17 абз. 1 ст. 74 Основного Закона ФРГ).

Относительно норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, необходимо отметить, что Конституция РФ содержит более детальное и четкое регулирование. Так, в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Часть 2 ст. 34 Конституции РФ гласит, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В Основном Законе ФРГ мы найдем, пожалуй, единственную правовую норму, напрямую регулирующую сферу конкурентных отношений. Так, в п. 16 абз. 1 ст. 74 отмечено, что конкурирующая законодательная компетенция распространяется, в частности, на предотвращение злоупотреблений рыночной властью.

Как справедливо отмечает Рольф Штобер, в Основном Законе ФРГ отсутствуют главы, посвященные вопросу об экономическом устройстве. Федеральная конституция не содержит основополагающих положений, категорично предписывающих в форме конституционного принципа или цели государства определенную экономическую систему. В любом случае, как полагает автор, Федеративная Республика Германия не является экономическим государством, а экономическая конституция не определяет цели государства. Однако некоторые конституции земель, принятые до вступления в силу Основного Закона ФРГ, содержат разделы об экономической жизни (ст. 151 Конституции земли Бавария, ст. 27 Конституции земли Гессен, ст. 24 Конституции земли Северный Рейн - Вестфалия). Между тем в силу ст. 31 и 74 Основного Закона ФРГ, устанавливающих верховенство федерального права над правом земель и приоритет законных полномочий Федерации, вышеназванные положения теряют практическое значение <15>.

<15> Основы германского и международного экономического права / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. СПб.: Изд. дом СПбГУ; Изд-во юр. фак-та СПбГУ, 2007. С. 448 - 450.

Примечательно, что, например, Конституция земли Бавария 1946 г. в отличие от Основного Закона ФРГ содержит положения, напрямую регулирующие конкурентные отношения. Так, ст. 156 Конституции земли Бавария гласит, что объединение хозяйствующих субъектов для целей совместного использования экономической власти и создания монополий не должно быть разрешено. В особенности картели, объединения и соглашения о цене, которые имеют своим намерением эксплуатировать широкие массы населения или уничтожить небольшие предприятия, должны быть запрещены. Также ст. 153 вышеназванной Конституции говорит о том, что независимые малые и средние предприятия, занятые в сельском хозяйстве, торговле, коммерции, ремесле и промышленности, должны поддерживаться законодательными и исполнительными органами и быть защищены от непомерных расходов и поглощений. Они должны быть защищены, и им должны быть предоставлены меры государственной поддержки в их достижениях, экономической свободе и независимости, так же как в создании и развитии их ассоциаций взаимопомощи <16>.

<16> URL: www.bayern.landtag.de/ cps/ rde/ xbcr/ SID-0A033D45-DE4934F2/ landtag/ dateien/ Bavarian_Const_2003_BF.pdf.

Примерно аналогичные конституционно-правовые нормы содержатся в Конституции земли Северный Рейн - Вестфалия 1950 г. Так, в ч. 1 ст. 27 сказано, что крупные промышленные предприятия в наиболее важных отраслях экономики и хозяйствующие субъекты, которые особенно значимы, поскольку занимают монополистическое положение в соответствующих отраслях, должны находиться в государственной собственности. Слияния, которые злоупотребляют своей экономической властью, должны быть запрещены (ч. 2 ст. 27) <17>.

<17> URL: www.landtag.nrw.de/ portal/ WWW/ GB_II/ II.1/ OeA/ International/ en/ North_Rhine_Westphalia_ Constitution_revised.jsp.

Малые и средние предприятия, занятые в сельском хозяйстве, торговле, коммерции и промышленности, должны развиваться. Ассоциации таких предприятий взаимопомощи должны поддерживаться (ст. 28) <18>.

<18> См.: Там же.

Полагаем возможным не согласиться с Рольфом Штобером в том, что поскольку федеральное право имеет приоритет над правом земель, то нормы конституций земель теряют свое практическое значение. В данном случае наличие правовых положений в конституциях федеральных земель, регулирующих экономический строй конкретной земли, в том числе затрагивающих вопросы конкуренции и монополистической деятельности, ни в коей мере не противоречат положениям Основного Закона ФРГ, а являются проявлением подлинного федерализма, определенной самостоятельности федеральных земель и служат в то же время осуществлению исполнения требований федерального законодательства.

Данная позиция согласуется с п. 16 абз. 1 ст. 74 Основного Закона ФРГ, определяющего конкурирующую законодательную компетенцию в сфере предотвращения злоупотреблений рыночной властью. Статья 72 Основного Закона ФРГ гласит, что в сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами. Так, например, на уровне федерации приняты Закон против ограничений конкуренции от 1 января 1958 г. и Закон против недобросовестной конкуренции от 8 июля 2004 г. Однако конституционно-правовые нормы не входят в противоречие с нормами вышеназванных Федеральных законов. Кроме того, Федеральный конституционный суд ФРГ не признал конституции федеральных земель Бавария и Северный Рейн - Вестфалия противоречащими Основному Закону ФРГ.

В заключение отметим, что вопрос о том, содержит ли Основной Закон ФРГ определенную экономическую конституцию или принципы, в соответствии с которыми должна формироваться экономика, является дискуссионным <19>.

<19> Основы германского и международного экономического права / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. СПб.: Изд. дом СПбГУ; Изд-во юр. фак-та СПбГУ, 2007. С. 450.

Федеральный конституционный суд ФРГ сформировал правовую позицию, согласно которой современное экономическое устройство в соответствии с Основным Законом ФРГ - лишь одно из возможных, но не единственно возможное. Оно базируется на принятых законодателем решениях в сфере социальной и экономической политики, которые могут быть заменены или изменены другими решениями <20>.

<20> Собрание решений Федерального конституционного суда: BVerfGE 4, 7, 18.

По мнению Федерального конституционного суда ФРГ, проявляющийся в конституционном тексте элемент относительной открытости данного вопроса и, следовательно, отказ от окончательных выводов об экономическом устройстве заложены законодателем с учетом возможных исторических изменений, которые особенно характерны для экономической жизни любого сообщества <21>.

<21> Собрание решений Федерального административного суда: BVerwGE 71, 183, 195.

Несмотря на то что Основной Закон ФРГ не содержит таких базовых понятий, как "рынок" и "конкуренция", тем не менее он закладывает систему предпосылок для развития рыночных отношений. Например , основные права препятствуют полной отмене рынка, дают гарантию для осуществления предпринимательской деятельности, а распределение законодательной компетенции в вопросе регулирования экономических отношений закладывает основы для существования и развития законодательства, регулирующего гармоничное развитие экономики и не допускающего злоупотребления экономической властью.

Таким образом, вопрос об экономической конституции и в отечественной, и в немецкой юриспруденции является дискуссионным, а следовательно, и вопрос о месте в конституционно-правовом материале норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, остается открытым. Однако полагаем, что экономические конституции Федеративной Республики Германия и Российской Федерации объективно существуют и закладывают основы для специального отраслевого регулирования конкурентных отношений.

Здравствуйте. что вы имеете в виду под эконом. функцией?

есть права и обязанности граждан… есть принципы… как таковых экономических именно функций- конституция не содержит..

она устанавливает основные принципы и права -

Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Добрый день. Тут все зависит от доктринального подхода к определению экономической функции государства

Например:

САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Н.И. МАТУЗОВ, А.В. МАЛЬКО

Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности
«Юриспруденция»


Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2-е издание, переработанное и дополненное

А.В. МЕЛЕХИН

Экономическая функция -обеспечение нормального функционирования и развития экономики , в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами , прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило , к:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
- регулированию внешнеэкономических отношений государства. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Под общей редакцией
доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки РФ
А.С. ПИГОЛКИНА

2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику.
Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи.
Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений. В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами, монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства <*>. Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.
В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.
Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины - составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы. В России, например, в этих целях создана Государственная налоговая служба, действует налоговая полиция, органы финансовой разведки.

То есть экономическая функция заключается в пределах и способах воздействия государства на экономические отношения.

Теперь по Конституции

Наиболее полно эта функция описана в ст. 8

Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Здравствуйте Василий!

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима
стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение
справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный
принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует
необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и
частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и
защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности (ч. 2 ст. 8).

К экономическим правам относятся и иные названные в
Конституции права, например, право свободно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства (статья 27 Конституции РФ).
«Конституционные права и свободы гарантируются гражданину независимо от
места жительства, включая наличие или отсутствие у него жилого помещения
для постоянного или временного проживания»8.
На реализацию экономических прав существенное влияние оказывает право
собственности, включая собственность на недвижимость и землю (статьи 35,
36).

В соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции РФ
никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Термин «лишен» означает принудительный характер прекращения права
частной собственности и предполагает наличие спора, что в обязательном
порядке требует судебного контроля. Принудительное отчуждение имущества,
по общему правилу, может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения».

Единое экономическое пространство обеспечивается
свободным движением товаров, денежных средств, рабочей силы и
информации. Для этого на территории России не допускается установление конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 30 – 36).

Россия приступила к утверждению себя в мире с новым политическим лицом, с новой экономикой, новой системой государственного управления и, полагаем, новой исторической ролью.
В то же время до сих пор не принято большинство актов, призванных развить положения Конституции Российской Федерации, в том числе и прежде всего в сфере государственного воздействия на общество и экономику, в сфере обеспечения свобод, в том числе и прежде всего экономических. "Не будет большим преувеличением утверждать, что вся Конституция, все ее разделы в их органическом единстве имеют отношение к экономическому развитию страны , задавая базовую логику ее функционирования" (Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки //Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 64 – 71).
В части 1 статьи 7 Конституции РФ закреплен важнейший принцип - принцип
социального государства. Как отмечает Г.А. Гаджиев, принцип свободы
экономической деятельности связан с равноценным конституционным принципом социального государства, но генетически они различны
(Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 10 – 21).

Часть 1 статья 8 Конституции РФ - свобода экономической деятельности,
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.
Часть 2 статья 8 Конституции РФ - признание многообразия форм собственности и равной их защиты.
Статьей 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве - принцип разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными органами
государства. Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили
изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.). Наряду с этим получили широкое применение методы регистрации объектов управления, лицензирования, контроля и надзора, кредитования, налогообложения и др. (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики
: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 210).
Часть 1 статья 34 Конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Часть 2 статья 34 Конституции РФ недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Определение «каждый» распространяет данную обязанность как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся налогоплательщиками. Как отмечали Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев, подчеркивая «надзаконное» значение основных принципов налогообложения, служащих воплощению и защите основ конституционного строя,«общие принципы налогообложения и сборов направляют и связывают… законодательную власть, имея для нее „эталонное значение“ (Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. М., 1998. С. 186, 191).
Статьей 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России отнесены к вопросам ведения Российской Федерации. Экономическая политика определяет долговременные и текущие цели хозяйственного развития страны (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 218).
Часть 1 статья 74 Конституции РФ недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

  • Конституционные нормы как основная правовая база регулирования экономических отношений.

  • Конституционные основы института собственности.

  • Конституционные основы бюджетных, налоговых, таможенных, валютных отношений.

  • Правовая основа принципов рыночной экономики. Роль Конституционного Суда РФ в формулировании принципов рыночной экономики.

  • Принцип социальной рыночной экономики.

  • Свобода экономической деятельности.

  • Единство экономического пространства.

  • Публичная и частная собственность.


Два понятия

  • «Конституционная экономика научное направление , изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве».

  • Источник: Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., 2006. С.10.

  • «Экономическая конституция –это совокупность положений Основного закона (Конституции), первичного права Сообщества и разделов мирового экономического права, касающихся устройства экономики (основные экономические права, принципы экономики и др.). При этом неважно, содержат ли эти положения прямые указания на экономическую деятельность . Определяющее значение указанных положений состоит в том, что по своему содержанию они могут относиться и к экономической жизни (например, общая свобода действий как свобода хозяйственной деятельности)».

  • Источник: Штобер Рольф . Основы германского и международного экономического права / Пер. с нем. – СПб., 2007. С.448 .


Конституционная экономика – Экономическая конституция

  • Влияние экономических отношений на государство.

  • Влияние государства на экономику.

  • Воздействие экономических кризисов на государственность и политических кризисов – на экономику.

  • Улучшение судебной системы прибавляет 1% роста ВВП (расчет немецких ученых )


Пример зависимости (источник: Трейзман Дэниел . Экономика и популярность: Корни рейтинга Путина // Ведомости. 06.02.2008, №21)


Типы экономики

  • Рыночная экономика

  • Административно-командная экономика

  • Смешанная экономика

  • Основные критерии:

    • признает ли данное государство частную собственность;
    • каково правовое соотношение между последней и собственностью государственной;
    • какова степень свободы предпринимательства

Рыночная экономика

  • гарантируется право частной собственности и его государственная защита;

  • равенство всех форм собственности;

  • свобода предпринимательской деятельности


Административно-командная экономика

  • признается лишь государственная («общенародная», «социалистическая» и т.п.) собственность либо доминирование последней при разрешении мелкой частной собственности;

  • государственное планирование экономического развития;

  • возможно разрешение мелкого предпринимательства, основанного на личном труде собственников


Смешанная экономика

  • Сочетание элементов административно-командной и рыночной экономических систем

  • Яркий пример: Конституция КНР

    • «государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику » (ст.15)
    • «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики » (ст.11).

Экономические модели государства

  • Государство, осуществляющее минимум регулирования экономических отношений (либеральная модель, или «государство – ночной сторож», laissez-faire)

  • Государство – активный участник экономических отношений («дирижистская модель»)

  • Социалистическое государство

  • Смешанная модель, в которой устанавливаются пределы вмешательства государства в экономику, но при этом активно осуществляется регулирование экономических процессов

  • Определить модель по конституции сложно!


Экономическая модель по российской Конституции (гл.1)

  • Признание и равная правовая защита различных форм собственности (ст.8). Перечень принципов рыночной экономики (п. 1 ст.8).

  • Признание особого режима использования объектов собственности, наиболее значимых для народов России (земля, недра) (п.1 ст.9).

  • Провозглашение двух основных направлений в регулировании экономических отношений:

        • а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, в том числе права частной собственности и свободы экономической деятельности;
        • б) осуществление идей социального государства: стимулирование экономического развития и распределение национального богатства с учетом решения задачи обеспечения достойной жизни граждан и свободного развития человека (п.1 ст.7).

Экономическая модель по российской Конституции (гл.2)

  • Содержание и роль частной собственности как неотъемлемого права человека в рыночном обществе (п.п.1,2 ст.35).

  • Право на свободу экономической деятельности (п.1 ст.34).

  • Правовые гарантии права частной собственности.

  • Правовой режим важнейших объектов имущества в отношениях частной собственности.

  • Отдельные виды частной собственности (право на интеллектуальную собственность).

  • Принцип свободного труда как важнейшего социального элемента рыночных отношений.


Экономическая модель по российской Конституции (другие главы)

  • Виды и уровни публичной собственности.

  • Пределы государственного вмешательства и гарантии обеспечения ряда принципов рыночной экономики (пп.1, 2 ст.74).

  • Важнейшие институты финансовой основы государства:

          • а) денежная единица и принципы денежной эмиссии;
          • б) обеспечение устойчивости государственной валюты;
          • в) основы налоговой политики, государственных займов.
  • Компетенция органов государственной власти в сфере экономики и руководства экономической сферой.


Конституционная модель российской экономики

  • «…В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами , так как в ней:

  • 1) закреплены основные принципы рыночной экономики;

  • 2) в перечне форм собственности на первое место поставлена частная собственность;

  • 3) частная собственность не имеет социального обременения, как в ряде современных государств;

  • 4) отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.);

  • 5) не установлено ограничение в использовании важнейших объектов собственности, которые традиционно относятся к национальному богатству (земля, природные ископаемые, уникальные исторические и культурные ценности и др.)».

  • Источник: Васильева С.В, Мазаев В.Д., Виноградов В.А. Конституционное право России. – М., 2011. С.180–181.

  • ТАК ЛИ ЭТО?


Принципы рыночной экономики

  • равенство всех видов собственности,

  • конкуренция и запрет монополизации,

  • свобода предпринимательской деятельности,

  • единство экономического пространства, свобода перемещения капиталов, товаров и услуг.

  • Все это характеризует только тип экономической системы, а первое место частной собственности еще ни о чем не говорит


Отсутствие социального обременения частной собственности

  • Отсутствие декларации (наподобие Основного закона ФРГ – «собственность обязывает») в Конституции РФ еще не означает отказа от социального обременения бизнеса, т.к. Нужно рассматривать в системе, в т.ч. со ст.7


Отсутствие значительных элементов регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.)

  • Наоборот. Таких элементов довольно много!

  • Ст.34: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности »

  • Ст.36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц »

  • Ст.37: гарантии прав наемных работников

  • Ст.55: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

  • Ст.74: «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей»


Не установлено ограничение в использовании земли, природных ископаемых, уникальных исторических и культурных ценностей и др.

  • Установлено в ст.69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

  • Действительно, отсутствует возможность национализации. И в целом мало ограничений. Но это как раз служит показателем не либеральной модели


Итак, Конституция РФ не предопределяет конкретную экономическую модель


Отсутствие определенной экономической модели в Конституции – благо

    «Федеральный Конституционный суд отмечает сдержанность Основного закона (ФРГ. – М.К .) в вопросе об экономическом устройстве. Законодатель сознательно оставил вопрос об экономической конституции открытым, чтобы не исключить возможности его свободного обсуждения в будущем и принятия новых решений . Основной закон не навязывает определенное политико-экономическое мировоззрение. Он не содержит прямых гарантий ни для социально ориентированной рыночной экономики, ни для иной экономической политики»

  • Рольф Штобер


Конституционные параметры экономической деятельности в России

  • Семь групп


1. Гарантии прав собственности

  • «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч.2 ст.8).

  • «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч.2 ст.9).

  • «Право частной собственности охраняется законом» (ч.1 ст.35).

  • «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35).

  • «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч.3 ст.35).

  • «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст.35).

  • «Право наследования гарантируется» (ч.4 ст.35).

  • «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (ч.1 ст.36).

  • «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч.1 ст.44).


2. Свобода экономической деятельности и ее условия

  • «В Российской Федерации гарантируются […] свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8).

  • «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 ст.34).

  • «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).

  • «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч.2 ст.36).

  • «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» (ч.3 ст.36).

  • «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст.57).

  • «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ч.2 ст.74).


3. Стимулирование социальной ответственности государства и бизнеса

  • «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч.1 ст.7).

  • «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч.1 ст.9).

  • «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58).


4. Обеспечение финансовой устойчивости государства

  • «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» (ч.1 ст.75).

  • «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч.2 ст.75).

  • «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом» (ч.3 ст.75).

  • «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе» (ч.4 ст.75).

  • «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57).


5. Обеспечение единого экономического пространства

  • «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8).

  • «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).


6. Сферы государственной экономической деятельности

  • федеральная государственная собственность и управление ею (п.«д» ст.71);

  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе (п.«и» ст.71);

  • оборонное производство (п.«м» ст.71);

  • производство ядовитых веществ, наркотических средств (п.«м» ст.71).


7. Регулирование отдельных сфер и направлений экономической деятельности

  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71);

  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п.«ж» ст.71);

  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п.«з» ст.71);

  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п.«л» ст.71);

  • определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п.«м» ст.71);

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.«в» ч.1 ст.72);

  • разграничение государственной собственности (п.«г» ч.1 ст.72);

  • природопользование (п.«д» ч.1 ст.72);

  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п.«и» ч.1 ст.72).


Конституционные основы экономической политики

  • Экономическая политика – это система средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач

  • Экономическая политика может включать в себя: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную


Конституционные основы экономической политики

  • Механизм выработки экономической политики – это система взаимодействия органов государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения


  • Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ – рамочный акт в сфере выработки экономической политики


Рисунок Вадима Мисюка

НЕДАВНО в ходе выработки стратегии экономического развития России из уст радикально настроенного "рыночника" вновь прозвучали слова о Пиночете, о том, что связанный с его именем диктаторский режим обеспечил быстрое продвижение Чили по пути рыночных реформ и нынешнее экономическое процветание страны.

О Пиночете-"рыночнике" известно мало. Его известность в большей мере связана с грубыми нарушениями прав человека, попранием институтов гражданского общества, что и стало предпосылкой самой постановки вопроса о юридической ответственности генерала на международном уровне, а теперь и в Чили.

Но специалистам по праву и рыночной экономике хорошо известно другое. В Чили действует и вошел в жизнь общества, в экономическую жизнь страны один из лучших в мире гражданских кодексов.

Как показывает опыт всех ныне "благополучных", экономически и социально развитых стран мира, именно Гражданский кодекс имеет значение решающей основы, обеспечивающей переход рыночной экономики от базарно-разбойничьей стадии к состоянию высоко-организованного, цивилизованного хозяйства и, что не менее существенно, к формированию и утверждению важнейших принципов гражданского общества. А отсюда - и к восходящему устойчивому экономическому и социальному развитию страны. Недаром Наполеон, подводя итог своей жизни, ставил созданный при его прямом участии Гражданский кодекс Франции выше всех его "сорока побед".

Три наиболее существенных момента определяют такую высокую значимость Гражданского кодекса в жизни современного общества.

Во-первых, Гражданский кодекс содержит полный, по сути, исчерпывающий комплекс юридических форм, мер и процедур, призванных обеспечить в оптимальном правовом режиме функционирование высокоразвитой, цивилизованной рыночной экономики.

Поэтому странное впечатление производят, например, суждения некоторых специалистов о необходимости принятия особого закона о защите права собственности. Между тем, к сведению, юридическое урегулирование всего спектра мер по защите права собственности - это как раз дело Гражданского кодекса. Только он и может дать комплексное, скоординированное и исчерпывающее решение указанной задачи - предусмотреть весь "набор" мер защиты собственности, причем с максимальным использованием судебного порядка обеспечения гражданских прав.

Во-вторых, Гражданский кодекс устанавливает и проводит во всем своем нормативном материале правовые принципы гражданского общества. В том числе юридическое равенство всех субъектов экономической и социальной жизни, включая и само государство, все без исключения государственные образования, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства власти и вообще кого-либо в частные дела, принцип юридического обеспечения и обязательного восстановления нарушенных прав, судебный порядок решения конфликтов, обеспечение и защиту гражданских прав.

В-третьих, Гражданский кодекс касается повседневной жизни каждого человека, всех фирм, других организаций, государства. Каждодневные покупки товаров, сделки по имуществу, выполнение своих многочисленных денежных обязательств и многое-многое другое в наших бесконечных делах и заботах совершается ежедневно, а то и ежечасно по нормам гражданского законодательства. И именно таким путем, во многом исподволь, в ходе, казалось бы, сугубо прозаических, канцелярских операций и процедур, сами собой в жизнь каждого человека входят великие начала гражданского общества, цивилизованной рыночной экономики. Проходит время в наших бесконечных делах и заботах, и спустя какой-то срок (впрочем - немалый, одно-два поколения) вдруг оказывается, что начала цивилизованной рыночной экономики и гражданского общества вошли в плоть и кровь нормального бытия людей, стали образом жизни, воспринимаемого по постулату "а иного и быть не может!". И, думается, не столь уж много преувеличения в суждениях одного из ученых, полагающего, что на книжной полке каждого французского крестьянина с Библией соседствует Гражданской кодекс.

Конечно, Гражданские кодексы - разные. Есть выдающиеся юридические документы: такие, как Гражданский кодекс Франции (1804 г.), Гражданский кодекс Чили (1855 г.), Германское гражданское уложение (1896-1900 гг.), Швейцарский гражданский кодекс (1907 г.), Гражданский кодекс Италии (1942 г.), Гражданский кодекс Египта (1949 г.), Гражданский кодекс Нидерландов (1970-1980 гг.). Есть менее значимые юридические документы, с менее отработанными, порой несовершенными юридическими конструкциями. Но все они, как и прецедентное право стран англо-американской группы, строятся на единых началах - началах частного права, юридически обеспечивающих неприкосновенность собственности, недопустимость государственного произвольного вмешательства в гражданские отношения, юридическое равенство субъектов, их возможности своей волей и в своем интересе определять условия своего экономического поведения, получать надлежащую судебную защиту своих прав. И именно в них, в положениях, в самом духе гражданских кодексов заложена суть современной рыночной экономики, определяющая устои правового гражданского общества.

Трудными оказались пути формирования гражданского законодательства в России.

К 1917 г. с немалым отставанием от других стран в России был лишь подготовлен проект Гражданского уложения. Материалы этого проекта (кстати - юридически весьма совершенного документа) были использованы в советских гражданских кодексах 1922 и 1964 гг. в условиях, когда в рамках в целом государственного хозяйства были частично использованы товарные отношения, методы хозрасчета. Советские гражданские кодексы рассматривались, в основном, в качестве "оформительских" документов, а не фундаментальных правовых основ экономического и социального развития. Тем более что Лениным была сформулирована прямая установка на то, что "мы ничего частного в области хозяйства не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное". Первое место в регулировании экономических и социальных отношений советского общества занимали не принципы и нормы гражданского законодательства, а партийные директивы и императивные акты власти административного порядка - совместные постановления ЦК КПСС и правительства, ведомственные инструкции.

Потребовались глубокие перемены во всем российском обществе для того, чтобы в начале 1990-х гг. была восстановлена сама идея частного права и получило признание значение гражданского законодательства в экономике страны.

В настоящее время в России действует современный Гражданский кодекс - в двух частях, охватывающий основной массив гражданского законодательства, в том числе по вопросам статуса субъектов, собственности и отношений гражданского оборота. Важно при этом, что основные начала гражданского законодательства получили в российском Гражданском кодексе прямое законодательное закрепление.

В целом Гражданский кодекс России, включая проект его завершающей, третьей части, подготовленный на основе достижений отечественной и мировой цивилистической культуры, соответствует передовым мировым стандартам. Кодекс за немногие годы его действия уже во многом упорядочил экономические и социальные отношения страны.

Но есть основания и для тревоги. Ибо вполне обоснованные ожидания, что именно современное гражданское законодательство станет концептуальным стержнем и фундаментальной правовой базой российских реформ, увы, далеко не во всем оправдались.

В чем причины такого положения дел?

Одна из таких причин, как говорится, на виду. Еще не завершена работа по формированию современного российского гражданского законодательства в полном объеме, а также всех организационных форм, обеспечивающих его действие.

В связи с этим представляется принципиально важным, чтобы наряду с другими основополагающими кодифицированными актами - налоговым, трудовым, жилищным, земельным кодексами первое место в законодательной деятельности страны заняли гражданско-правовые нормативные документы. Сюда, кроме безотлагательного принятия уже подготовленной и прошедшей многие экспертизы третьей (заключительной) части ГК и необходимых поправок к первым двум частям Кодекса, относится весь блок законов и иных нормативных документов, предусмотренных в Кодексе или вытекающих из самого его содержания, призванных обеспечить его конкретизированное действие. А таких актов не менее 20.

И все же, на наш взгляд, не само по себе завершение работы по подготовке всего комплекса необходимых нормативных документов и организационно-административных мер по обеспечению реального действия Кодекса является главным.

Главное, на наш взгляд, - это отношение к Гражданскому кодексу. Прежде всего со стороны политического руководства страны, высших органов государственной власти. А также со стороны всего общества. С сожалением приходится констатировать, что в недавно обнародованных документах об экономической стратегии и ближайших планах экономического развития страны нет ни слова о гражданском законодательстве. Ни о том, что именно в Гражданском кодексе заложены концептуальные законодательные основы современного гражданского общества и современной рыночной экономики, ни о том, что практическая реализация принципов и норм Кодекса - это и есть неотложная реальная работа по утверждению в обществе демократических начал цивилизованного рынка.

Причины такого положения дел надо видеть не только в недостатках принятого ныне курса, который во многом построен на представлениях о всемогуществе власти и государства: налицо тенденция усиления роли бюрократического чиновничества, административных и фискальных методов управления. Дело еще и в том, что Гражданский кодекс все более рассматривается как сугубо "оформительский", да и вообще не всегда обязательный документ, призванный не направлять хозяйственную жизнь, а всего лишь - как и в советские времена - оформлять, вводить в законные рамки правительственные и ведомственные решения, деловые операции, отношения маркетинга и т.д.

Отсюда своего рода сверхзадачей в нашей экономической и правовой жизни следует признать придание Гражданскому кодексу РФ его исконной значимости "экономической конституции страны". Это означает достижение в обществе такого понимания самой сути проводимых в России реформ, при котором именно основные начала гражданского законодательства - это и есть основа и принципы современного гражданского общества и, прежде всего, цивилизованной рыночной экономики. Последнюю корректнее во всех отношениях именовать, как это делал знаменитый русский правовед-мыслитель И.А. Покровский, "частно-правовым хозяйством".

По нашему мнению, ключевым подходом к решению такой принципиальной важности задачи является кардинальное улучшение подготовки высококвалифицированных юристов, призванных проводить в жизнь современное российское гражданское законодательство. Проблема тем более острая и, можно сказать, опасная, что в настоящее время неоправданно расширено число юридических вузов, не обладающих необходимыми педагогическими кадрами. Произошло резкое снижение общего уровня подготовки юристов. Здесь, наряду с мерами по упорядочению общевузовской подготовки и совершенствованию преподавания в вузах гражданского права, представляется важным подготовка правоведов-цивилистов высокого (магистерского) уровня из числа специалистов, уже имеющих высшую юридическую подготовку. Об этом свидетельствует более чем четырехлетний опыт работы Российской школы частного права, образованной в рамках федеральной программы по становлению и развитию частного права в России. Формирование подобного рода учебных заведений "магистерского" уровня, в том числе и по публичному праву, в ряде вузовских центров страны, где имеются высококвалифицированные педагогические кадры по юриспруденции (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Томск и др.), уже в ближайшей перспективе способно решительно изменить нынешнюю ситуацию в области юридического образования, обеспечить решение кадровых проблем в этой, во многом ключевой области российской юриспруденции, призванной сыграть определяющую роль в реформировании нашего общества, в судьбе России.

Конституционная экономика

Книга издана при содействии Московской межбанковской валютной биржи

Основные рецензенты: д. ю. н., проф., Проректор Московской государственной юридической академии Кашкин С.Ю.; к.э.н., проф., Заведующий кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ Миркин Я.М.

Рецензенты: Киселев А.А., Тулин О.Д.

Конституционная экономика. Эта работа представляет собой первую попытку комплексного подхода к вопросам конституционной экономики совместными усилиями российских юристов и экономистов. В пособии подробно рассматриваются конституционные основы экономической системы общества: основные права и свободы человека, вопросы собственности, федеративного устройства, организации налоговой системы и бюджетного устройства; освещаются основные методы проведения валютной политики, организация и функционирование банковской системы, роль и место Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики государства.

Учебное пособие может быть рекомендовано в качестве факультативного курса для изучения в старших классах общеобразовательных и профильных школ, а также в качестве дополнительной литературы для студентов первых курсов экономических и юридических вузов. В качестве приложения напечатан текст Конституции РФ.

This book was created with the support of Moscow Interbank Currency Exchange and Union of Lawyers of Russia

Authors: Peter Barenboim; Vladimir Lafitskiy; Vladimir Mau; Alexander Zakharov; Irina Kiseleva; Denis Kirichenko; Julia Kupriyanova; Ekaterina Chelmodeyeva; Dmitriy Lafitskiy

Main Reviewers: Sergey Kashkin, Yakov Mirkin Reviewers: Andrey Kiselev, Oleg Tulin

The constitutional economics for school. Textbook, Moscow, 2003

The constitutional economics. This book is the first attempt to introduce a complex approach to the issues of the constitutional economics realized by the joint efforts of Russian lawyers and economists. The following aspects of the constitutional basis of the economic system of society are

considered in detail: basic human rights and freedoms, questions of property, federative structure, tax system and budgetary system organization, methods of the monetary (currency) policy implementation, organization and functioning of the banking system, role and status of the Central Bank in the implementation of monetary and credit policy of the state the book can be recommended as a facultative course for the pupils of the last classes, as well as supplementary literature for the first-year students of the economics and law faculties. The text of the Constitution of Russia is included in this book.

С одержание Предисловие О.Е. Кутафина

§ 1. Понятие конституционной экономики

§ 2. Предмет и задачи конституционной экономики

§ 3. Конституция: основные положения

§ 5. Экономическая свобода как основа конституционного строя

§ 6. Демократическое и тоталитарное государство

§ 7. Государство как гарант прав и свобод граждан

§ 8. Конституция РФ: главные особенности

§ 9. Конституция РФ: права и свободы в экономической сфере

§ 10. Конституция РФ: социальные права и финансовая система

Раздел III. Собственность

§ 11. Собственность: основные понятия

§ 12. Основные формы собственности, закрепленные в конституциях разных стран

§ 13. Вопросы собственности в Конституции РФ

Раздел IV. Налоги и налогообложение

§ 14. Налоги и налогообложение: основные понятия

§ 15. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран

§ 16. Конституция РФ: налоговое законодательство и налогообложение

Раздел V. Бюджет государства

§ 17. Бюджет государства: основные понятия

§ 18. Конституционные вопросы регламентации бюджета разных стран

§ 19. Бюджетная система России. Бюджетный кодекс

Раздел VI. Банковская система. Центральный банк

§ 20 . Банковская система России: основные понятия, история развития

§ 21. Конституционно-правовой статус центральных банков разных стран

§ 22. Критерии независимости центральных банков

§ 23. Центральный банк РФ: независимый орган государственной власти с особым конституционно-правовым статусом

Раздел VII. Валютная политика

§ 24. Валютная политика и валютный рынок

§ 25. Золотовалютные резервы. Валютные ограничения

Раздел VIII. Государственное устройство. Экономико-правовые отношения в федеративном государстве.

§ 26. Унитарное и федеративное государства §27.Федерализм: важнейший принцип организации и функционирования Российского государства

Послесловие В.А. Мау

Словарь основных понятий

Конституция Российской Федерации

Литература

Дорогие старшеклассники!

Западные экономисты, особенно во второй половине XX столетия, активно разрабатывали научное направление, названное «конституционной экономикой» и основанное на учете влияния конституционного права на экономические процессы. Несмотря на очевидные успехи этого направления науки, подтвержденные несколькими Нобелевскими премиями по экономике, оно пока так и не вошло в учебный процесс даже западных учебных заведений.

Поэтому книга, которую Вы держите сейчас в руках, является одной из первых в мире попыток раскрыть особенности конституционной экономики, в рамках средней школы.

Учитывая то, что Россия относительно недавно вступила на путь развития рыночной экономики, понимание механизмов социально-экономического и конституционно-правового развития государства, а также их взаимосвязи имеет самое принципиальное значение. Поэтому, знания в области конституционной экономики, получаемые уже со школьного возраста, являются чрезвычайно важными для будущего нашей страны.

Настоящее учебное пособие поможет Вам понять сущность “конституционной экономики” – рассмотреть особенности влияния экономики на право и выявить зависимость экономической жизни общества от норм, закрепленных в Конституции. Это дает возможность по-новому взглянуть на проблемы экономики и права, понять, что они неразрывно связаны между собой и во многом предопределяют развитие друг друга. Кроме того, в учебном пособии рассмотрены основные вопросы правового регулирования собственности, налогообложения, государственного бюджета, банковской и валютной систем, федерализма, прав и свобод человека и гражданина.

Отчего, в одних странах Конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики, а в других, напротив, сдерживает его? Какое воздействие оказывают экономические кризисы на государство? Как влияет мировая глобализация экономики на государственное устройство? Ответы на все эти вопросы Вы найдете на страницах настоящего учебного пособия.

Олег КУТАФИН

член-корреспондент Российской Академии наук, профессор, доктор юридических наук, ректор Московской государственной юридической академии

Раздел I. Введение в конституционную экономику

§ 1. Понятие конституционной экономики

Одним из основателей конституционной экономики считается американский экономист Джеймс Бьюкенен, удостоенный Нобелевской премии по экономике.

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в г. Мерарисборо (штат Теннесси). В 1986 г. награжден премией памяти Нобеля по экономике “за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений”. По мнению Шведской королевской академии наук, “основное достижение Д. Бьюкенена состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды”.

В итоге научных исследований Д. Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом.

Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической или экономической игры. Каждодневные экономические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Кроме Нобелевской премии, Д.Бьюкенен был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вицепрезидента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (19811982) и президента (1983-1984) Экономической ассоциации Запада.

Конституционная экономика – это наука, объединяющая в себе элементы права и экономики. По сути, право – это те правила, по которым живет общество и государство и

это система общеобязательных социальных норм, соблюдение и исполнение которых охраняется силой государства. С помощью права государство регулирует экономические отношения, определяя права и обязанности не только граждан и компаний, но и государственных органов. Экономика, как общественная наука,

изучает поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Государство, граждане и компании постояно вступают во взаимодействие друг с другом. Примеры этого взаимодействия можно увидеть повсюду. Например, граждане и предприятия вступают в определенные отношения с государством, уплачивая ему налоги. Любой из нас, совершая какую-нибудь покупку, зачастую не задумывается над тем, что она тоже происходит по определенным правилам: мы расплачиваемся в рублях, а не в долларах или евро, а в подтверждение совершенной покупки и ее оплаты нам выдают чек, квитанцию или иной подобный документ. При этом каждый из участников этих отношений преследует свои цели и имеет свои интересы. Совершая различные действия, каждый из нас делает выбор в зависимости от того, какого результата он хочет достичь. Разумеется, интересы, цели, а также средства и методы их достижения очень различаются, поэтому для упорядочения всех этих действий устанавливаются соответствующие правовые нормы. Таким образом, правовые нормы – это основа для согласования действий участников экономических отношений.

1. Что означает термин “конституционная экономика”?

2. Каким образом государство регулирует экономические отношения?

§ 2. Предмет и задачи конституционной экономики

Важнейшие, основополагающие правовые нормы содержатся в Конституциях. Так, Конституцией России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита всех форм собственности (статья 8). Вопросам экономики посвящены и многие другие конституционные нормы. Так, статья 34 закрепляет право каждого “на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”. Статья 57 обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Устанавливая такие основополагающие нормы, Конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики. Это подтверждается опытом многих стран. Достаточно привести пример Англии эпохи Славной революции. Ее основным итогом стало принятие Билля о правах (1689 г.), который послужил фундаментом для построения британской конституционной системы. Полномочия королевской власти были ограничены. Право устанавливать, изменять законы, приостанавливать их действие, а также вводить налоги было предоставлено парламенту. Конституционная реформа расчистила путь для преобразований в экономике. Одним из первых шагов в этом

направлении стало учреждение в 1694 г. Банка Англии. В результате Англия одной из первых вступила в эру промышленной революции и бурного экономического роста.

Поскольку ресурсы даже самого богатого и могущественного государства ограничены, а потребности общества и государства безграничны, то государство должно выбирать оптимальные варианты использования ограниченных ресурсов. Это не значит, что в результате кто-то будет “обделен”, а кто-то получит все. Просто на любом этапе развития перед обществом и государством стоят различные по значимости задачи. Некоторые из них необходимо решать как можно скорее. Решение других можно отложить. Кроме того, крайне важно оценивать последствия принимаемых решений, не ориентируясь на сиюминутную выгоду, но и не жертвуя всем в данный момент для достижения в далеком будущем каких-то положительных результатов. Например, распределение государственных бюджетных средств или финансовых ресурсов корпорации можно сравнить с решением вопроса о вступлении или не вступлении в войну либо с планированием размера семьи и т.д. Важно вовремя понять суть возникшей проблемы, чтобы подойти к её решению наиболее рациональным образом.

Так, с целью максимального удовлетворения разнообразных материальных потребностей населения и самого государства, можно напечатать сколько угодно денег, разрешить разным регионам выпускать свои денежные единицы. Но в этом случае эти деньги не будут ничем обеспечены. Из-за их огромного количества они практически сразу обесценятся. И, как следствие, экономическая ситуация в стране стремительно ухудшится.

Еще одним направлением конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство. Как показывает исторический опыт, рыночная экономика является основой существования демократического режима, но вовсе не делает его неизбежным. Для демократии в равной мере опасны как отсутствие, так и неограниченное развитие свободы предпринимательской деятельности. Осознание этой угрозы привело к появлению антитрестовского законодательства в США, принятию во многих странах мер по поддержанию рыночной конкуренции и малого бизнеса. На состояние, форму, устойчивость демократических режимов немалое воздействие оказывают такие факторы, как уровень экономического развития, поляризация общества, способность государства поддерживать минимальные социальные стандарты, уровень жизни населения.

В предмет конституционной экономики входит также изучение воздействия экономических кризисов на государство и конституционных кризисов на экономику. Результатом такого воздействия порой становится преобразование либо даже слом, соответственно, экономических отношений либо существующих форм правления1 . Показательным в этом отношении является история крупнейших системных кризисов XX века (кризис индустриального общества 20-30 годов и постиндустриальный кризис конца столетия). Каким бы тяжким испытанием ни был кризис 20-30-х годов, развитые демократии Запада (США, Великобритания) прошли через него с меньшими потрясениями и жертвами, нежели менее устойчивые конституционные системы Германии, Испании, Италии, стран Латинской Америки. Еще более наглядно значимость

1 Форма правления – организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства.

этого направления конституционной экономики прослеживается на примере кризисных 70-х годов 20 столетия.

Очень важной задачей конституционной экономики является изучение влияния глобализации мировой экономики (то есть все большего вовлечения отдельных государств в мировую торговлю) на конституционные процессы в конкретных странах. В отчете Всемирного банка "Государство в меняющемся мире", опубликованном в 1997 г., сделана попытка взглянуть на последствия глобализации с точки зрения конституционной экономики. В отчете сказано: "Далеко идущие изменения в мировой экономике заставляют нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве... С помощью государства были достигнуты значительные успехи в сферах образования и здравоохранения, а также в области уменьшения социального неравенства. Однако действия государства приводили и к плачевным результатам. И даже там, где в прошлом государство хорошо справлялось со своими задачами, многих беспокоит, что оно не сможет адаптироваться к требованиям мировой экономики, находящейся в процессе глобализации. Глобальная экономическая интеграция и демократизация сузили возможности для произвольного и волюнтаристского поведения. Требования большей эффективности государства достигли критического накала во многих развивающихся странах, где правительства не в состоянии обеспечивать даже такие фундаментальные общественные блага, как право собственности, дороги, элементарные услуги здравоохранения и образования... Конечной причиной того, что режимы в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы пали, явилось длительное невыполнение ими своих обещаний. Однако крах системы централизованного планирования создал новые проблемы. В образовавшемся вакууме власти граждане порой лишены таких основополагающих общественных благ, как законность и правопорядок. В крайних применениях, как, например, в Афганистане, Либерии и Сомали произошел практически полный развал государства... Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям - вести более здоровую и счастливую жизнь. Ответы на вопрос, что есть эффективное государство, не одинаковы для стран, находящихся на различных стадиях развития. Что годится, скажем, для Нидерландов или Новой Зеландии, может не подходить для Непала".

Таким образом, конституционная экономика рассматривает общие вопросы конституционного регулирования экономических процессов, а также закономерности социально-экономического и конституционно-правового развития и их взаимосвязь.

1. Что изучает конституционная экономика?

2. Каким образом конституционные нормы влияют на развитие экономики?

Раздел II. Конституция, экономика и права человека

§ 3. Конституция: основные положения

Конституция, как основной закон, регулирует важнейшие сферы деятельности государства, общества и отдельных граждан. В каких пределах граждане могут

распоряжаться принадлежащим им имуществом? Могут ли предприятия сами определять, какие товары производить и по каким ценам их продавать? Кто устанавливает налоги и сборы, которые обязан платить каждый из нас? Ответы на данные вопросы можно найти и в обычных законах, но в конечном итоге они определяются именно теми положениями, которые заложены в Конституции.

Экономика относится к тем сферам общественной жизни, от участия в которой не может уклониться ни один гражданин. Вы можете, если таково ваше желание, не ходить на выборы, не обращаться в суд за защитой своих прав, не следить за политическими событиями. Однако каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь. Для этого он либо становится наемным работником, либо занимается собственной предпринимательской деятельностью.

Каждый человек обладает денежными средствами и иным имуществом. Каждый потребляет товары, работы и услуги, предоставляемые за плату другими лицами. Совершая любое из этих действий, таких привычных и обыденных, мы тем самым реализуем наши конституционные права: право на свободу экономической деятельности, право на труд и его оплату, право на свободное использование своих способностей и имущества.

Таким образом, все мы вовлечены в экономическую деятельность, хотим мы этого или нет. Степень свободы экономической деятельности, установленная в государстве, - это степень свободы всех его граждан и каждого из них в отдельности. Она определяет лицо общества и государства. Именно поэтому конституции всех без исключения стран обращаются к вопросам экономики.

Конституция может способствовать экономическому развитию, создавая благоприятные условия для развития торговли и промышленности. Но точно так же она может и сдерживать экономический рост, если установленные в ней правила не соответствуют потребностям времени и общества.

1. Перечислите экономические аспекты общественной жизни, регламентируемые Конституцией.

2. Согласны ли Вы с утверждением, что каждый человек является активным субъектом экономической жизни? Обоснуйте Вашу позицию.

§ 4. Конституция США: уроки истории

Примером того, как конституция может повлиять на экономику страны, являются Соединенные Штаты. Многим известно, что Конституция США, принятая в 1787 г., является старейшей в мире и действует, с рядом поправок, уже более 200 лет. Однако мало кто знает, что до этого Соединенные Штаты жили по другому основному закону – Статьям Конфедерации (1781 г.). В соответствии со Статьями Конфедерации, каждый из штатов оставался независимым и суверенным государством. У центрального правительства имелось очень мало полномочий, в том числе в сфере регулирования экономической деятельности. Центральное правительство не могло даже вводить налоги для обеспечения обороны страны и иных нужд, общих для всех штатов. Средств, отчисляемых в общую казну самими штатами, не хватало. Чтобы финансировать свою

деятельность, центральное правительство включило печатный станок и наводнило страну ничем не обеспеченными деньгами. Это вызвало сильную инфляцию: например, цена обычного чая в некоторых штатах доходила до 100 долларов за фунт. Экономический спад вызвал массовое разорение мелких фермеров, их имущество продавалось на торгах, а сами несостоятельные должники попадали в долговые тюрьмы. Страна стояла на пороге полного экономического краха, причиной которого было именно несовершенство государственного устройства. Поэтому в 1787 г. представители штатов собрались во второй раз, чтобы утвердить новый основной закон – Конституцию США.

Один из “отцов-основателей”, поставивших свои подписи под текстом Конституции 1787 г, Александр Гамильтон, писал, что беды, переживаемые США в то время, были результатом коренных ошибок, заложенных в саму основу государственного здания, и исправить их можно единственным способом - “внести изменения в основополагающие принципы и столпы сооружения”2 .

В центре внимания авторов американской Конституции и первых поправок к ней оказались следующие вопросы: налогообложение, обеспечение экономической целостности государства, защита личных и экономических прав граждан. Конституция США установила, что Конгресс – федеральный парламент – может вводить налоги и иные обязательные платежи в казну государства, регулировать ценность национальной валюты, распоряжаться собственностью, принадлежащей США, и занимать деньги в долг от имени Соединенных Штатов. Данные полномочия принадлежат Конгрессу как представительному органу всего народа США. В истории, и до и после принятия Конституции США, было немало примеров, когда правители государств, пользуясь своей единоличной властью, либо устанавливали обременительные и несправедливые налоги, либо делали чрезмерные долги от имени государства, загоняя его на многие годы в долговую яму.

Финансы государства, составляющие его бюджет, должны расходоваться разумно и в общественных интересах. Они не являются частной собственностью главы государства или иных чиновников. С этой целью Конституция США установила, что деньги казначейства расходуются только в соответствии с законом, утверждаемым парламентом. Кроме того, было закреплено правило о периодической публикации отчетов о поступлении и расходовании государственных средств. Граждане имеют право знать, что выплаченные ими налоги расходуются в соответствии с законом, а не по личному усмотрению чиновников. В противном случае они начинают воспринимать взимание налогов как несправедливые поборы.

Особую заботу авторы Конституции проявили об обеспечении единого экономического пространства. США, как и современная Россия, – это федеративное государство, которое состоит (складывается) из отдельных частей. Помимо федеральных органов государственной власти, общих для всей страны, население каждого штата избирает собственные органы власти, которые действует только на его территории. Каждый штат обладает полномочиями по решению вопросов местного значения с учетом особенностей штата и пожеланий его населения. Однако это не должно служить препятствием для свободного перемещения граждан по всей территории страны и перевозки ими грузов из одного штата в другой. Иначе в экономическом смысле государство уже не будет единым. Представим себе фермера из Джорджии, вырастившего

2 Федералист. М., 1993. С. 112-113.