Шёлковые деньги хорезма - Самое интересное в блогах. Как разоблачить продавца-афериста и не купить искусственный шёлк за баснословные деньги? Деньги из шелка

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Шелковые банкноты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 5000, 1000 и 500 рублей

Выпустившая их республика просуществовала меньше полудесятка лет, и выпущенные ею банкноты были в обиходе недолго. Тем не менее, когда пришла пора обменивать необычные деньги, мало кто согласился с ними расстаться. Их было много, но до современных коллекционеров дошли единичные экземпляры, потому что, даже перестав быть платежным средством, эти яркие разноцветные купюры служили людям до самого конца. Угадаете, о чем речь?

Когда хан Хорезма отрекся от престола, был объявлен Первый Хорезмский Курултай (т.е. «собрание») и вместо Хивинского ханства в 1920 году на картах появилась Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР, узб. Xorazm Xalq Sho"ro Jumhuriyati). По заключенному юной республикой с РСФСР договору ХНСР признавалась полностью самостоятельным и независимым государством — а значит, нуждалась и в собственной валюте, тем более, что с упразднением Хивинского ханства его деньги — медные, серебряные и бумажные таньги — чеканиться и печататься перестали. Вместо них появились рублевые банкноты и монеты. Первыми были монеты в 20 рублей и банкноты в 250 и 750, далее ассортимент и номинал выпусков увеличивались — и за год дело дошло до того, что самой крупной банкнотой стала 25 000-рублевка.

Монеты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 500, 100, 25 и 20 рублей

Первые революционные годы были богаты на бонистические изыски — деньгами при необходимости провозглашали любую привлекательную вещицу, которую было трудно подделать на территории того или иного государственного образования — известны даже «купюры» из винных этикеток с соответствующими надпечатками. С одной стороны, у хорезмских назиров (министров) не было не то, что готовых этикеток — даже толкового типографского оборудования и пригодной для изготовления дензнаков качественной бумаги. С другой — Хивинское ханство не зря находилось в тех краях, где в древности пролегал Великий Шелковый путь: высококачественного шелка здесь хватало. Кроме того, местные мастера превосходно умели наносить на ткань разнообразные цветные рисунки стойкими растительными (марена, чернильный орешек, составы из листьев разнообразных местных деревьев и кустарников) и животными (кошениль) красками. Для закрепления цвета и дополнительного уплотнения ткани использовалась смола плодовых деревьев, чаще всего абрикоса. Проверенные временем рецептуры красок, развитое ткацкое производство и освященность идеи почтенными традициями (деньги из ткани имели хождение в средневековом Китае) натолкнули на идею выпуска собственных банкнот на ткани еще последних правителей Хивинского ханства. Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918-25.09.1919) был надписан арабским шрифтом: «Бумажная деньга по высочайшему указу правительства Хорезма», украшен изображениями полумесяца и звезды, предупреждением о каре за подделку по законам государства и круглыми печатями министров финансов и внутренних дел, главного управляющего и кассира государственного банка, а также управляющего государственной казной. Также банкноты нумеровались и снабжались написанием номинала, как по узбекски, так и по-русски (во втором случае частенько с ошибками в правописании и начертании букв). Всего выпусков было три, на общую сумму 3 млн рублей (пять таньга равнялись одному российскому рублю), так что сегодня эти деньги являются редкостью.

Шелковые банкноты Хивинского ханства достоинством 250, 200 и 100 рублей

Варианты герба Хорезмской Народной Советской Республики

И.Богословская и Б. Голендер в своем очерке «Хорезмийские шелковые деньги» описывают процесс их изготовления так:

«На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные «махры» по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными — в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке — полотне».

Деньги ХНСР, точно по таким же «рецептам» выпускавшей собственные вариации на тему хивинских «шелковок», дошли до наших дней в бОльших количествах — в отличие от Хивинского ханства, народная республика не стеснялась широких жестов и за первый же год выпустила на 500 млн рублей банкнот. Так же, как и «шелковки», деньги Хорезмской республики были очень яркими. Нарядные надписи по-узбекски арабским шрифтом сообщали, что «бумажная деньга» выпущена Хорезмской народной советской республикой, обеспечивается всем имеющимся достоянием государства, а подделка ассигнации преследуется по закону революции. В силу того, что производились эти банкноты из шелка ручной работы, надпечатывались вручную же растительными красками, очевидно заметное расхождение материалов и цветов на разных банкнотах одного и того же номинала и партии. Если добавить, что не только дизайн купюр, но также герб и флаг молодой республики на момент выпуска этих денег еще не имели каноничной, официально утвержденной и зафиксированной формы, никого не удивит, что хорезмские шелковые деньги потрясают разнообразием: каждый номинал их украшен на свой лад нарисованным гербом. Разнятся и надписи, и наличие или отсутствие вокруг подписей назиров многоугольных или прямоугольных рамок. В варианте «Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)» подписи встречаются на банкнотах номиналом 500, 1000, 2000 и 5000 рублей, датированных 1338 и 1339 гг. хиджры. В варианте «Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев» подписи зафиксированы только на датированных по-европейски, 1921 годом, номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей.

В 1938 г. исследователь банкнот В. М. Соколов отметил: «В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности».

Опыт веков свидетельствует, что такие деньги не только сложнее подделать, чем примитивные бумажные без соответствующих степеней защиты, но они еще и намного прочнее, чем любая печатная ассигнация. «Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати», — сообщал в своем словаре-справочнике «Диван лугат ат-турк» (XI в.) Махмуд аль-Кашгари. Т.е. даже после семилетнего хождения по рукам, стирки, штопки и повторного нанесения рисунка кусочки ткани оставались достаточно прочными и цельными, чтобы продолжать служить платежным средством! Прочность и красочность шелковых денег сослужила коллекционерам, с одной стороны, добрую службу — дошедшие до нашего времени банкноты из ткани безупречно сохранились и почти не выцвели. С другой стороны, именно эти качества лоскутков плотного шелка лишили современных бонистов неисчислимого количества потенциальных превосходных экспонатов!

После преобразования ХНСР сперва в ХССР (Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику), а затем и вовсе упразднение ее (ХССР по частям вошла в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО) деньги ныне несуществующего государства также перестали существовать: обмен хорезмских рублей на советские по курсу 1:1 завершился к осени 1923 года. Однако практичные местные жители старые, деноминированные денежные «лоскутки», похожие на миниатюрные восточные коврики, сдавать не стали, предпочтя использовать их в хозяйстве. Из качественного плотного шелка получались шикарные стеганые халаты, покрывала, одеяла и тюбетейки, изготовленные в лоскутной технике «пэчворк». Путешествовавшие по Средней Азии в советские времена видели у населения подобные предметы одежды и обихода не только в 40-х, но и в 60-х годах ХХ века — «денежный» шелк оказался невероятно носким и в прямом смысле слова передавался по наследству. Правда, о том, чтобы превратить красочные изделия народных промыслов обратно в коллекционные банкноты не приходилось даже мечтать — о сохранности купюр мастерицы, создававшие из них одежду и ковры, не заботились, банкноты подрезались, обметывались и подгонялись друг к другу в соответствии с замыслом швеи. Разумеется, в своем новом виде они могли заинтересовать разве что этнографов и специалистов по истории костюма, а бонистам оставалось только кусать локти.

Тем ценнее для увлеченных коллекционеров и специалистов по банкнотам первых лет советской власти те шелковые ассигнации, что все же дошли до наших дней в минимально поврежденном и выцветшем виде, сохранили первоначальные размер и форму. Сегодня они стоят куда больше, нежели в момент своего создания, и уж точно никто не осмелится святотатственно сострочить из них коврик или покрывало на кровать!

Список литературы

Богословская И., Голендер Б. Хорезмийские шелковые деньги, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/4-09/bogoslovskaya_golender.shtml

Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918-1923). Санкт-Петербург, 2005

Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.

Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.

Гражданская война стала временем не только борьбы советской власти за контроль над территорией бывшей Российской империи, но и пятилетием денег-однодневок. В Якутии платежным средством стали винные этикетки, а на территории Узбекистана хождение имели шелковые «банкноты».

В начале XX века Россия столкнулась с рядом кризисов, из-за которых тысячи людей на годы потеряли ориентиры и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. В 1905 году началась первая революция. Первый надлом, который только усиливала мировая война. События развивались стремительно: падение монархии, борьба за власть, усиливающийся идейный раскол в обществе, следующая революция в 1917 году, приход большевиков к власти, смена политического и социального устройства страны и гражданская война, которая длилась до 1922 года. Вооруженные конфликты повсеместно происходили между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями. Самые масштабные формы принимали столкновения между вооруженными формированиями большевиков (Красная гвардия и Красная армия) и вооруженными формированиями Белого движения.

Но гражданская война - это не только «красные», «белые», хозяйственная разруха и экономический кризис. Это период абсолютной неопределенности. По всей стране возникали бесчисленные «временные правительства», пытались утвердить свою власть местные органы самоуправления, часть территорий оккупировали иностранные войска, национальные окраины восставали и провозглашали независимость. Все они хотели узаконить свое существование. Чтобы придать себе вес и легитимность, они не только писали новые законы, но и выпускали собственные денежные знаки. При этом подобные правительства могли прожить от силы месяц, но все же успевали наштамповать собственные деньги.

Купюра как средство агитации

В каталогах, изданных в период с 1917 по 1922 год, находится не менее трех тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Все они существовали в пределах одного государства. Можно представить, в каких условиях оказались люди. Как доверять деньгам, когда на следующий день может смениться власть, а с ней и денежные единицы? Хозяйства рушились, люди нищали и умирали. Иногда умирали не от войны и голода, а от того, что расплачивались не теми деньгами.

Во время гражданской войны деньги использовали не только при купле-продаже. Они были средствами агитации. Генерал Деникин - руководитель одной из белых армий - организовал при своем штабе Осведомительное агентство (ОСВАГ). У этого агентства была одна задача: популяризировать Белое движение. Для этого ОСВАГ наладил выпуск листовок, дискредитирующих советские денежные знаки и новую власть.

Выглядели эти листовки следующим образом: на бумажных банкнотах, выпущенных большевистским правительством, печатали антисоветские тексты. Например, «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!» Или рисовали кукиш и печатали короткие стишки: «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»
В ответ большевики расстреливали тех, у кого находили подобные белогвардейские агитки. Закономерно, что до нашего времени осваговские купюры-листовки дошли в единичных экземплярах. Угроза расстрела заставляла людей уничтожать подобные деньги при первой возможности.

Подробности

Какие лозунги печатали на деньгах
Осведомительное агентство генерала Деникина печатало свои агитки поверх бумажных банкнот, выпущенных большевиками:
  • «Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
  • «Деньги для дураков».
  • «Эти деньги - то же, что фальшивые. Оне не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты еще раз нагло обманывают васъ. Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги».
  • «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!»
  • «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»

Чем обеспечивались деньги-однодневки

Другая проблема была в том, что деньги новых органов власти в большинстве своем ничем не подкреплялись. На денежных знаках писали, что они «обеспечиваются всем достоянием», но это была лишь видимость стоимости. А значит, они были бесполезны. Конечно, предпринимались попытки реально обеспечить деньги-однодневки хоть чем-то. Например, запасами опиума в среднеазиатском Семиречье. В Северо-западной добровольческой армии деньги обеспечивались полковой казной. Бумажные «ассигнации» добровольческих белых армий подкреплялись иностранной валютой. Их финансировали страны Антанты. Например, на территориях, оккупированных англичанами, использовали купюры с пометкой о том, что 1 фунт стерлингов равен 40 рублям по курсу и что обмен происходит без ограничений. Сам выпуск новых денежных знаков тоже давался многим органам власти нелегко. Не было бумаги, не было специального оборудования и не было средств, чтобы оплатить выпуск новых денег.

Банкноты из того, что было под рукой

На многих территориях страны в качестве денежных знаков использовали существовавшие еще при царском правлении фискальные марки. Это непочтовые марки или знаки обязательных сборов, которые использовали, например, при сборе налогов. В Чите местные власти наклеивали эти марки на разноцветные клочки бумаги и запускали их в обращение. В забайкальском поселке Кяхта по указу атамана Семенова использовали уже существующие «керенки». Эти купюры тоже были детищем гражданской войны. Их выпускало Временное правительство. Формально эти деньги были номинированы в золотых рублях, однако в реальности у них не было золотого обеспечения. Свое название они получили от фамилии министра-председателя Временного правительства Керенского. Атаман Семенов использовал двадцатирублевые и сорокарублевые «керенки». Их разрезали на четыре части, приклеивали к цветной бумаге и получали пятирублевые и десятирублевые «семеновки». В Бухарской республике была бумага для печати новых денег, однако не было полиграфической техники. Поэтому знаки, орнамент, номинал и соответствующий текст на бумагу наносили по трафарету малярной краской.

Архангельские деньги получили в народе название «моржовки».
Дело в том, что на двадцати пяти рублевой купюре были изображены северные атрибуты: льды, снега, белые медведи, а также морж.

«Моржовки» из Архангельска

В сентябре 1917 г. в Министерство финансов начали поступать обращения из региональных отделений Госбанка. Они сообщали, что в регионах начался разменный кризис. Купюр крупного номинала становилось все больше, при этом не было достаточного количества денег мелкого достоинства. При мелких расчетах в лавках было невозможно получить сдачу в копейках. Чтобы исправить ситуацию, Государственный банк разрешил распространять в регионах различные денежные суррогаты. Этим разрешением воспользовалось правительство Архангельска. В городе была острая нехватка мелких денег. Появились трудности с выплатой зарплат рабочим. В местном правительстве поняли, что денег хватит еще на один-два месяца, а потом произойдет кризис.

В итоге правительство Архангельска сделало заказ в Петрограде. Там отпечатали деньги стоимостью от пяти до двадцати пяти рублей. При этом они были не полноценными денежными знаками, а квитанциями от Государственного банка. Предполагалось, что их можно будет обменивать в банке на настоящие купюры, как только эти купюры появятся. Большинство выпущенных в Архангельске квитанций подвергли регистрации. Это было необходимо, так как в постановлении Верховного Управления указывалось, что незарегистрированные местные кредитные билеты признаются недействительными. А значит, разменять их в банке на реальные денежные знаки будет невозможно. Несмотря на свою ликвидность, новая «мелочевка» оказалась непопулярна в народе, потому что ее печатали на обычной писчей бумаге, которая быстро изнашивалась.

«Шелковки» из Хорезма


В апреле 1920 года в прежде зависимом от Российской империи Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская народная Советская республика. В том же году ее правительство приняло решение о выпуске собственных денежных знаков. Однако в республике не было ни запасов бумаги, ни полиграфического оборудования. Поэтому деньги стали выпускать на шелковой ткани. Ее в этих краях было в избытке: на территории республики была развита кустарная шелковая промышленность.

Технология изготовления денег на шелке выглядела следующим образом: мастера ткали длинные узкие ленты, потом ручным способом наносили орнаменты на обе стороны. После полоса шелка разрезалась на пятнадцатисантиметровые кусочки, из которых и получались деньги.

Штампы для печати орнамента изготавливали из дерева. Внешне они выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал штамп, обмакивал его в краску и наносил соответствующий рисунок или надпись.

Неаккуратная резка шелковой ленты приводила к тому, что на вертикальных сторонах банкнот появлялась характерная бахрома. Именно эта бахрома стала признаком подлинности «шелковок». Дело в том, что качество шелка, изготавливаемого местными мастерами, было очень высоким. Шелковые банкноты не расползались на отдельные нити даже после того, как проходили через десятки рук. Подделки же приходили в негодность довольно быстро.


Власти Хорезмской народной Советской республики решили, что на купюрах, помимо стандартных элементов, необходимо изобразить герб республики. Но к единому мнению по поводу того, как он будет выглядеть, так и не пришли. В итоге на каждом номинале герб приобретал разный вид.

«Винные» деньги Якутии

В годы Гражданской войны Якутия оказалась в сложных условиях: шла ожесточенная классовая борьба, и постоянно сменялись власти. А люди в это время ощущали острый недостаток легитимных денег.

В 1918 году А. А. Семенов организовал кооператив «Товарищество розничной торговли». Организация занялась выпуском денег-квитанций. Материал для выпуска Семенов нашел на местном складе: это был большой запас этикеток для винных бутылок. В царской России вино разливали в бутылки без этикеток. Этикетки давали покупателю отдельно, как свидетельство качества напитка. Почти все население Якутии в те времена было безграмотным. Надписи, касающиеся названия и качества вина, люди не могли прочитать. Они видели только картинку, печать и номинал. Поэтому найденные этикетки с яркими и хорошо различимыми рисунками отлично подошли на роль денег.

Подлинность этих денежных знаков удостоверялась росписью Семенова и печатью. Так как эти купюры выпускал не Наркомфин, а обычная торговая компания, они не были общеобязательными. Но это как раз тот самый случай, когда частные деньги в силу сложившихся обстоятельств получили широкое обращение на территории Якутии. В 1921 году Семенов стал первым наркомом финансов Якутской республики и выпустил в обращение государственные якутские деньги на 30 млн рублей. После этого «винные» деньги были изъяты из оборота и погашены.


На данный момент найдено всего три экземпляра «винных» денег. 1 рубль изготовлен из этикетки вина мадера, 10 рублей ― из этикетки вина кагор, 25 рублей ― из этикетки портвейна.

Натуральный шёлк — один из самых дорогостоящих материалов. Благородные полотна, несмотря на высокую цену, становятся выбором многих модниц. Шёлковые вещи не походят на «собратьев», они выглядят дорого, изысканно и шикарно. Приобрести готовое изделие высокого качества, которое бы соответствовало особенностям фигуры и личностным вкусовым предпочтениям, нелегко.

Если же госпожа удача на стороне покупателя, то стоимость заставляет сердце биться быстрее. Далеко не каждый готов отдать десятки тысяч рублей, поэтому ценители шёлка нередко пользуются услугами специалистов ателье.

Обратившись к швее, можно убить сразу четырёх зайцев:

  1. Стать обладателем вещи мечты.
  2. Получить эксклюзивное изделие, скрывающее недостатки и подчёркивающее прелести фигуры.
  3. Быть уверенным в натуральности ткани.
  4. Сэкономить приличную сумму.
Пункт № 3 остаётся под вопросом. Почему? На рынке всегда найдётся продавец, который выдаёт высококачественную синтетику за шёлковую ткань . Как разоблачить шарлатана и не попасться на его крючок? Давайте разберёмся.

Виды шёлка и признаки натуральности

Благородный и изысканный материал родом из Китая бывает лёгким и невесомым, слегка плотным и невероятно блестящим, шероховатым и волнистым. Технологии по производству шёлка идут вперёд.

Прогресс невозможно не заметить. На тканевом рынке существует масса разновидностей шёлка, среди них:

  • шифон;
  • бархат;
  • батист;
  • дюшес;
  • креп;
  • вуаль;
  • матлассе;
  • муслин;
  • парча;
  • тафта;
  • чесуча и др.
Немало разновидностей ткани из перечисленного списка бывают не только шёлковыми. К примеру, рынок переполнен шифоном из полиэстера. Упомянутые ткани можно отнести в шёлковой группе, если в их основе лежат соответствующие натуральные волокна. К одному из самых дорогих относят гладкокрашеный материал. Для его производства отбирают только лучшие коконы тутового шелкопряда. Именно эти гусеницы вьют высококачественные длинные нити, отличающиеся целостностью. Материя из такого сырья получается одновременно тонкой и невероятно прочной.

Могут ли синтетические аналоги походить на шёлк? Безусловно, но ценитель натурального полотна сразу определит подделку. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно покупать только у проверенных продавцов, которые дорожат репутацией.

Итак, при анализе материала учитывайте следующие факторы:

  1. Цена. Шёлк никогда не будет стоить копейки. Стоимость изысканных полотен, как правило, начинается от 3 тыс. рублей.
  2. Тактильные ощущения. Натуральные полотна невероятно приятные на ощупь, струящиеся, нежные и лёгкие. Кажется, что ткань стекает с рук. Искусственные аналоги, в свою очередь, отличаются жёсткостью и холодом.
  3. Термические свойства. Шёлк уникален! Да- да, он не походит на другие натуральные полотна, так как мгновенно адаптируется к температуре тела человека.
  4. Гигроскопичность. Шёлк пропускает воздух, а синтетика — нет.
  5. Блеск. Как сияет благородное полотно? Естественно, легко и приглушённо. Подделка, в свою очередь, переливается так, что впору ослепнуть.
  6. Внешний вид срезов. Что произойдёт с подделкой после разреза? Края ткани начнут сильно сыпаться. Шёлковые волокна отлично держаться между собой благодаря технологии плотного переплетения.
Глубокий анализ позволит купить материал высокого качества, избежав разочарований.

Доверяй, но проверяй!

Сомневаетесь в том, что сможете по внешнему виду и прощупыванию убедиться в натуральности шёлка? Проведите небольшой эксперимент. Добросовестный продавец не возразит, ведь заинтересован в продаже товара. Попросите его отделить от материала тонкую ниточку для проведения эксперимента.

Вам также понадобится зажигалка. Подожгите нитку, оцените вид и запах. Натуральные волокна будут гореть, а искусственные — плавиться. Первые пахнут, как жжёный человеческий волос либо шерсть, вторые — пластмассой. Шёлковая нить сгорит дотла, оставив после себя пепел, а синтетическая — скрутится в комок.

Как видите, всё просто! Теперь вы сможете купить 100% шёлк и не сомневаться в его натуральности.

Одним из наиболее популярных товаров, провозимых по трассе Великого шелкового пути, являлся шелк, производство которого было освоено в Китае. Там куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа. В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в.: центральные финансовые органы империи Цинь, казначейства городов и провинций, частные банки и торговые фирмы для обеспечения крупных платежей выпускали специальные шелковые ассигнации. Имела шелковые банкноты и Восточно-Туркестанская исламская республика, существовавшая в 1933 – 1934 гг. на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Здесь это тоже была давняя традиция. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) в своем словаре сообщает: “Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати”.

В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана – в Хорезме. Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского рода кунграт, которые формально считались самостоятельными: они имели право выпускать свои деньги и содержать собственную армию, которую составляли, в основном, отряды наездников, набранных из нескольких подвластных хивинским ханам туркменских родов, всегда игравших большую роль в политической жизни Хивы. После 1917 г., пользуясь распадом империи, фактическую власть в Хиве захватил вождь туркменского рода йомудов Джунаид Курбан Мамед (1860 – 1938 гг.). В январе 1918 г. он с вооруженным отрядом занял столицу ханства, приказал казнить законного хивинского правителя Асфандияра и посадил на престол в качестве марионетки несовершеннолетнего брата Асфандияра Сейида Абдуллу.

Экономика Хивы в это время находилась в критическом состоянии, и правительство “падишаха Сейид Абдуллы хана” (а фактически хунта Джунаида) провело денежную реформу, главной задачей которой было быстрейшее изъятие у населения звонкой монеты в обмен на кредитные деньги – ассигнации. Так как достаточного количества пригодной для этой цели бумаги в государстве не было, монетный двор Хивы, основанный в первой четверти XIX в. в Куня-Арке, приступил к выпуску денежных знаков крупных номиналов на шелковой материи местного производства.

О технологии изготовления хивинских шелковых ассигнаций сохранилось очень мало сведений. На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные “махры” по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными – в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке – полотне.

Красители употреблялись традиционные: чернильный орешек на листьях фисташкового дерева (бузгун), высушенные соцветия растения Sopsora Japonica (тухмак), кошениль индийского происхождения (сиапар-ранг), марена (руян). Краски готовились на абрикосовом клее (елим).

Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918 – 25.09.1919), имел пять номиналов: 200, 250, 500, 1000 и 2500 тингов. На каждом банкноте по-узбекски арабским шрифтом помещались две надписи: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) по высочайшему указу правительства Хорезма”; “Каждый, кто подделает эту ассигнацию, карается государственным законом”. Надписи сопровождаются пятью круглыми печатями должностных лиц ханства: министра финансов, главного управляющего государственным банком, министра внутренних дел, управляющего государственной казной и кассира государственного банка. Собственные имена чиновников не указаны.

Кроме того, на ассигнациях помещены изображения полумесяца и звезды, проставлены номера банкнот, год выпуска по хиджре и обозначен номинал по-узбекски и по-русски (в последнем случае часто с ошибками в правописании и начертании букв). Размещение перечисленных элементов оформления зависело от номинала и было, очевидно, производным. Тинга (правильно – таньга) старинная местная денежная единица. В Хивинском ханстве в описываемое время 5 таньга приравнивались 1 российскому рублю. На хивинских шелковых ассигнациях второго выпуска указано пять номиналов: 200, 250; 500; 1000 и 2500 тингов с переводом в российскую денежную систему.

В узбекских надписях рубль именуется “манат”, а в остальном банкноты первого и второго выпусков похожи между собой, но второй выпуск датирован 1338 г. хиджры (26.09.1919 – 14.09.1920). Правда, известны шелковки трех низших номиналов второго выпуска с датой 1337.

Наконец, третий выпуск шелковых ассигнаций Хивинского ханства (т.н. “вертикальных”) осуществлен в 1338 г. хиджры и имеет только два номинала – 100 и 250 рублей (без указания эквивалента в таньгах).

По имеющимся данным, при Сейиде Абдулла-хане было выпущено ассигнаций (на шелке и на бумаге) всего на сумму 3 млн рублей. В связи с этим шелковые банкноты всех трех выпусков Хивинского ханства в наше время представляют большую редкость.

В апреле 1920 г. на территории бывшего Хивинского ханства провозгласили Хорезмскую народную советскую республику, которая продолжила практику выпуска собственных денежных знаков на шелковой материи. Они встречаются чаще, чем шелковки Хивинского ханства, так как их эмиссия была обильной (к 24 апреля 1921 г. напечатано ассигнаций на 500 млн рублей).

Существуют шелковые ассигнации ХНСР четырех номиналов: 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Каждая из них имеет три пространные надписи по-узбекски арабским шрифтом: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) Хорезмской народной советской республики”; “Подделка этой ассигнации преследуется по закону революции”; “Эта ассигнация обеспечивается всем имеющимся достоянием государства”.

В элементы оформления входят обозначения номиналов по-узбекски и по-русски, номер банкноты, различного рода разноцветные рамки, даты по хиджре и европейские (кроме экземпляров последнего варианта 5000 рублей), изображение флага, а также герба республики, который в то время не имел четко зафиксированной графической формы и поэтому приобретал на каждом номинале разный вид.

Кроме того, каждая республиканская шелковая ассигнация имеет три подписи по-узбекски арабским шрифтом. Известно два варианта наборов подписей.
Первый из вариантов таков:

“Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)”.

На ранних шелковых ассигнациях республики 1338 г. хиджры (1920 г.) номиналами 500 и 1000 рублей первая и последняя из перечисленных подписей заключалась в фигурные пятиугольные рамки, а позднее все три подписи стали помещаться в рамках прямоугольных. Номиналы 2000 и 5000 рублей известны только с прямоугольными рамками, они датированы 1339 г. хиджры (15.09.1920 – 3.09.1921).

Второй набор подписей в рамки не заключался:

“Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев”.

Этот набор подписей стоит только на номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей в сопровождении европейской даты – 1921 год.

Все шелковые денежные знаки Хорезма имеют значительное число вариантов и по оформлению, и по цвету шелка, что вызвано ручным способом печати. Известный исследователь банкнот В. М. Соколов еще в 1938 г. отметил: “В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности”. Тем не менее в последние годы в разных странах осуществлены серьезные попытки научной классификации этих экзотических денежных знаков.

Несмотря на несовершенство внешнего вида, шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 г. было объявлено об обмене хивинских денежных знаков на бумажные деньги общегосударственного образца, как пишут свидетели, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40-е – 60-е гг. ХХ в. можно было увидеть в некоторых домах Хивы даже лоскутные одеяла, сшитые из описанных шелковых денежных знаков.

*Все надписи на банкнотах прочитаны и переведены Ирпоном Тухтиевым (Государственный музей истории Узбекистана), за что авторы ему глубоко благодарны.

Литература
1. Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.
2. Махкамова С. К истории ткачества в Средней Азии. Художественная культура Средней Азии IX – XIII вв. Ташкент, 1983.
3. Кожухин М. С. Боны-историографы // Звезда Востока, 1968, №1.
4. Гейер И. И. Туркестан, изд А.Л. Кирснера. Ташкент, 1909.
5. История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.
6. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.
7. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994; Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 – 1994). Киев, 1995; Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 – 1923). Санкт-Петербург, 2005