Порядок действий если страховая компания занизила выплату. Занижение суммы страховой выплаты по осаго

Денис Фролов

Обязательная автогражданка призвана защитить всех собственников транспортных средств от убытков при попадании в ДТП по вине других участников дорожного движения. Попали в аварию, машина получила повреждения, а сам водитель – травму? Страховщик виновника этого происшествия возьмет на себя компенсацию понесенных расходов на лечение и ремонт авто. Но при этом можно столкнуться с одной значительной проблемой – страховая занизила выплату по ОСАГО и вместо ожидаемого 100% возмещения пострадавший получил лишь небольшую сумму. Как быть в таком случае?

Страховая занизила выплату по ОСАГО – что делать в таких случаях? В первую очередь придется разобраться – действительно ли страховщик решил сэкономить на вас или у него есть объективные причины отказать в полновесной компенсации убытков. И только после этого начинать «боевые» действия, отстаивая свои права.

Сопоставление суммы выплаты с соответствующими лимитами

Страховая компания может снизить величину возмещения, если она превышает установленный законодательно лимит выплат по ОСАГО. Совсем недавно эти пределы страхового покрытия ответственности автовладельцев были увеличены до следующих пределов:

  • до 400 тысяч рублей ущерба, нанесенного «железу» - транспортному средству и иному имуществу пострадавшего;
  • до 500 тысяч рублей вреда, причиненному здоровью потерпевших.

Каждая жертва ДТП может рассчитывать на выплаты, не превышающие данные лимиты, соответствующие фактически понесенным убыткам.

В случае, если страховая занизила выплату по ОСАГО, это могло произойти из-за того, что расходы на восстановление здоровья или ремонт средства передвижения, оказались выше этих ограничений. Сверхлимитные затраты страховщик оплачивать не будет, предложив пострадавшим самим обратиться в суд для взыскания остальной суммы непосредственно с виновника аварии.

Уточнение размера выплат

Сначала получателю нужно будет запросить акт о произошедшем страховом случае. Компания, с которой заключил договор ОСАГО виновник происшествия, обязана предоставить всем участникам копию данного документа. Данная бумага не только будет описывать ДТП, но и воспроизведет расчет, выполненный для вычисления сумм возмещения.

В акте необходимо сопоставить сумму в графе «без износа» с фактически произведенными расходами на ремонт и на приведение автомобиля в порядок. При их близких значениях получить дополнительно средства не удастся – страховая оценила все убытки и повреждения верно, но использовала вполне законный дисконт с учетом состояния и возраста автомобиля.

Узнать больше по поводу таких ситуаций, как страховая занизила выплату по ОСАГО, форум автолюбителей поможет вам в два счета – там много таких историй, когда из-за износа недоплатили по 20-30% от расходов на запчасти и работу мастеров.

А вот, когда этот показатель значительно отличается от реальных затрат в меньшую сторону, нужно переходить к решительным мерам.

Доказательство неверных расчетов выплаты

По копии акта осмотра автомобиля, поврежденного в аварии, эксперт может дать заключение о проведенном ремонте или, если к восстановительным работам еще не приступали, то по предстоящих расходах на ремонт. Такая независимая экспертиза пригодится, чтобы отстаивать свои интересы.

Обращаться сначала нужно непосредственно к страховщику, который пытается вас «нагреть». Да, не удивляйтесь, когда страховая занизила выплату по ОСАГО , претензия сначала направляется непосредственно в нее же. В досудебной претензии нужно указать свое несогласие с вынесенным решением о недостаточно большой выплате, приложив заключение об оценке независимого специалиста.

Остается дождаться ответа (чаще отказ) от страховщика и направиться в суд, предварительно рассчитав сумму недоплаченных средств. В суд с исковым заявлением нужно будет прийти не только с доказательствами понесенных расходов, копией осмотра авто и копией акта о наступлении страхового случая, а также заключением эксперта, но и с оплаченной квитанцией об уплате госпошлины за рассмотрение дела.

Как получить неустойку по ОСАГО, читайте .

Идти в суд с таким заявлением придется по месту регистрации по юридическому адресу страховой компании, действия которой вы собираетесь оспорить. Сделать это можно и через посредника, поручив представлять ваши интересы юристу. Кстати, судебные издержки также можно включить в иск и они будут взысканы с ответчика. Еще есть возможность добавить к сумме требований и стоимость за услуги независимого эксперта, который составил заключение о реальной стоимости ремонта. В общем при грамотном подходе автолюбитель в любом случае останется в плюсе и добьется справедливости - суд часто становится именно на сторону пострадавшего и удовлетворяет его требования к страховщику.

Если вас не устраивает сумма выплаты по ОСАГО, необходимо предпринимать меры для полного её возмещения. Ведь полисом страхуется гражданская ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Размер выплаты после проведения оценки повреждений представителем страхового агента должен быть достаточен для восстановления транспорта до его первоначального состояния.

Почему страховщик не доплачивает?

Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП .

Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.

Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.

Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.

Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.

Как определить, какую сумму потребовать

Законодательство о страховании обязывает при наступлении страховой ситуации выплачивать денежные средства в размере до 400 тыс. рублей. Если при ДТП наносится ущерб:

  • Здоровью и жизни нескольких пострадавших выдается 240 тыс. рублей;
  • Одному человеку - 160 тыс. рублей;
  • Имуществу некоторых лиц - 160 000 рублей;
  • Имущественным объектам одного человека - 120 000 рублей.

Компенсация высчитывается с учетом амортизации деталей. Его процент будет зависеть от срока выпуска транспорта и его пробега. Наиболее старые модели имеют большой период прохождения, соответственно, и износ у них будет выше.

Страховые организации пользуются услугами экспертов, которые занижают в их интересах цену восстановления авто. Поэтому очень велика вероятность, что реальная сумма компенсации будет занижена по сравнению с фактической оценкой. В связи с этим, до такой процедуры стоит заказать осуществление независимого исследования повреждений специалистом другой компании.

Как выяснить, что сумма недостаточна

Нужно понимать, что оценка ущерба водителем, как правило, субъективная. Выявить недоплату можно прибегнув к следующим способам:

  1. Сервисный центр мог сделать расчет в размере большем, чем страховой агент. Например, используя другие коды запасных частей;
  2. Выявить умысел страховщика поможет единая методика вычисления запчастей, которой можно воспользоваться на сайте РСА.

Расчет суммы, подлежащей возмещению, производится при помощи единой методики определения величины расходов на ремонт поврежденного транспорта, утверждаемой Банком России. В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО» величина затрат на приобретение запчастей определяется с учетом их износа, подлежащих восстановлению. Но на такие узлы, агрегаты и детали износ не может начисляться более 50%.

Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО владельцев ТС, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22.06.2016 г. № 22 установлено, что исчисление размера вреда, компенсируемого его причинителем, осуществляется с использованием Единой методики. Поэтому никакие другие расчеты приниматься во внимание судом не будут. Помимо этого, исчисление должно основываться на экспертных исследованиях.

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

​Если владелец авто не согласен с суммой выплаты по ОСАГО, он вправе обратиться к независимым оценщикам для расчета суммы возмещения ущерба.

Прежде, чем заказать заключение профессионала, необходимо известить страховщика о таком факте. Положение о правилах осуществления технической экспертизы устанавливает необходимость уведомления специалиста инициатором её проведения о существовании уже проведенного анализа, а потерпевший должен быть заранее извещен о времени её осуществления и месте.

При отсутствии возражений сторон по содержанию первоначального акта осмотра покалеченного авто, оценка может проводиться без нового исследования ТС, основываясь на первоначально составленном документе, с указанием на такой факт в заключении. Итоги оценки послужат основанием для направления претензии страховщику , период рассмотрения составляет не больше 10 дней.

В силу ст.16.1 Закона «Об ОСАГО» до предъявления страховому агенту требований о выплате, пострадавший участник ДТП должен направить ему заявление о возмещении убытков с необходимыми документами, предусмотренными страховым законодательством.

Появление разногласий между сторонами из-за исполнения страховых обязательств либо несогласия потерпевшего с величиной компенсации, влечет направление агенту претензии с документацией, обосновывающей требования, подлежащей рассмотрению не позже десяти календарных дней, исключая нерабочие и праздничные.

В указанный период требование о надлежащем выполнении страховых обязательств по соглашению об ОСАГО должно быть исполнено либо направлен обоснованный отказ в его выполнении. Обращение должно содержать информацию о:

  • Наименовании страховой организации, куда оно направляется;
  • Данные потерпевшего лица, включая ФИО, адрес места проживания либо почтовый адрес, куда может быть направлен ответ страховщика;
  • Требования к компании, выдавшей полис, с изложением обстоятельств, явившихся основанием для направления письма, опирающихся на нормы права;
  • Реквизиты банковского счета, на который необходимо перечислить сумму возмещения при признании претензии обоснованной;
  • ФИО и должность представителя, его собственноручная подпись, если обращение было направлено учреждением.

С претензией представляются оригиналы или их копии, удостоверенные в установленном порядке:

  1. Гражданский паспорт заявителя;
  2. Бумаги, удостоверяющие право владельца на поврежденное имущество, или правомочия на получения страховой компенсации;
  3. Справка из ГИБДД о происшествии, протокол и постановление об АП;
  4. Извещение о ДТП , если оно оформлялось без присутствия сотрудников полиции;
  5. Полис ОСАГО.

Выполнение таких действий поможет осуществить взимание полной суммы возмещения при столкновении машин.

Обращение в суд. Порядок действий

Надо отметить, что все издержки, касающиеся судебного процесса, лягут на плечи заявителя. Но, в случае удовлетворения требований, они будут взысканы с ответчика.

Оспаривание недостаточно выплаченной суммы происходит следующим образом:

  1. Страховщику направляется приглашение для участия в независимой оценке.
  2. Осуществляется экспертиза оценки повреждений при столкновении автомобилей и утери товарной стоимости.
  3. По результатам заключения специалиста направляется претензия в страховую компанию о необходимости доплаты возмещения ремонта в соответствии с итогами оценки.
  4. В случае игнорирования обращения, составляется заявление в суд .

По результатам судебных разбирательств могут приниматься следующие решения:

  • Требования удовлетворяются;
  • Отказывается во взыскании недостающей суммы;
  • Назначается судебная экспертиза. Она проводится, когда итоги обоих заключений сильно разнятся или есть основания полагать о сговоре с оценщиком.

При принятии положительного решения, в суде представляется исполнительный лист, направляемый страховому агенту для выплаты денежных средств в установленный срок.

В случае отказа страховщика в досудебном удовлетворении претензии, судом налагается штраф в сумме 50% от заявляемых претязаний, что регламентировано ст.13 Закона «О защите прав потребителей».

Существуют страховщики, которые независимо от ситуации, занижают установленные выплаты по ОСАГО чуть ли не в три раза. Такое поведение является и визитной карточкой Росгосстраха. Самое интересное, что о величине возмещения можно узнать, только получив деньги на карту. Надо отметить, что судебные процессы в таких случаях в 100% заканчиваются в пользу заявителя и, кстати, исполнительные листы по ним оплачиваются без всяких пререканий, а судебные постановления не опротестовываются и в заседания суда представители не являются. Получается, что такие ситуации рассчитаны на тех, кто не пойдет защищать свои права в суде.

Кстати, на основании ст.966 ГК РФ взыскать недоплаченную по ОСАГО денежную сумму можно в период до 3 лет с момента совершения ДТП.

Chevrolet Cruze Александра попал в лёгкое ДТП, и челябинец как невиновная сторона должен был получить компенсацию по ОСАГО. Страховая «РЕСО-Гарантия» настаивала на починке иномарки у дилера «Сатурн», и автовладелец согласился. Через сутки ему позвонили из сервиса и сказали, что ремонт за предложенные страховой деньги невозможен. Что делать в такой ситуации?

Получил меньше половины

У автомобиля повреждены три элемента: крыло, бампер и задний фонарь, - рассказывает Александр. - Даже если не менять бампер целиком, окраска двух элементов, по моим прикидкам, обойдётся в 18 тысяч. С учётом всех работ я надеялся на выплату в районе 30 тысяч рублей.

Компенсация страховой составила 12 600 рублей, и после отказа дилера в ремонте «РЕСО-Гарантия» перечислила эту сумму на карточку.

На все попытки узнать у их сотрудников, что это за сумма, просто бросают трубку, - возмущается Александр. - Это что за беспредел? Обыкновенный грабёж. До этого четыре года страховался в этой компании. Получается, только судиться с ними?

Автовладельца возмутило, что даже сервис, выбранный самой страховой, признал невозможность отремонтировать машину за эту сумму.

В страховой «РЕСО-Гарантия» объяснили, что действовали в рамках закона: при подаче заявления Александр указал возможность денежной выплаты, но изначально ему была предоставлена возможность отремонтировать автомобиль по направлению к дилеру «Сатурн».

К сожалению, из-за отсутствия необходимых деталей СТОА не могла обеспечить ремонт в сроки, предусмотренные законом, поэтому отказалась от ремонта, - пояснила нам директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Ирина Кубаевская. - Договоров с другими СТОА, заключенными в соответствии с законом об ОСАГО, по данной марке у компании не было. В связи с этим выплата была осуществлена в соответствии с заявлением потерпевшего на предоставленные им реквизиты, клиенту было направлено соответствующее письмо. Мы сожалеем о сложившейся ситуации, в которой нас и клиента подвёл партнёр.

Представитель страховой также подчеркнула, что сумма возмещения была определена независимой экспертизой по Единой методике, использование которой обязательно.

Деньги или направление

Попытка страховой направить Александра в сервис законна: с 2017 года именно натуральное возмещение по ОСАГО является приоритетным. Более привычная денежная компенсация возможна по согласованию сторон, но челябинец говорит, что не подписывал никаких соглашений о денежной компенсации. Может ли страховая решить вопрос в одностороннем порядке?

Форму возмещения клиент выбирает при подаче заявления, - комментирует директор страхового агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин. - Если он выбрал именно направление на ремонт, по идее, страховая должна направить его в один из сервисов, с которым у неё заключен договор. Но есть лазейка: если два сервиса посчитают сумму выплат недостаточной и откажутся ремонтировать машину, страховая вправе компенсировать клиенту ущерб в денежной форме. Либо же с клиентом изначально могут подписать соглашение о денежной компенсации, в котором обычно указано, что клиента все устраивает по сумме и у него больше нет претензий к страховой.

Кстати, калькуляция ущерба при разных формах компенсации отличается: при выплате на руки учитывается коэффициент износа деталей (то есть выплата занижается), при направлении в сервис берётся стоимость новых запчастей. В этом смысле страховой выгоднее денежная компенсация на руки клиенту.

Но может ли сервис отказать в ремонте по направлению страховой?

Это странно, - считает Кирилл Смолин. - Когда сервис подписывает договор со страховой, он должен отдавать себе отчёт, что суммы будут рассчитываться по методике страховщиков: в каких-то случаях они будут выше реального ущерба, в каких-то - ниже. И отказов, когда машина клиента уже стоит в сервисе, по идее, быть не должно.

В компании «Сатурн» нам объяснили, что возможность ремонта автомобиля за начисленную страховой сумму определяется уже после обращения клиента в сервис:

Сумма вычисляется по методикам страховых компаний и нередко возникает ситуации, когда она недостаточна, - комментирует директор по послепродажному обслуживанию компании «Сатурн» Сергей Мещеряков. - Что касается автомобилей Chevrolet, то для них расхождение калькуляции страховых и реальных цен на запчасти особенно велико, например, для бампера - это минус 10 тысяч рублей, для фары - минус 4 тысячи. Я подчеркну, что по закону мы можем использовать только новые и официальные запчасти, поэтому не имеет манёвра.

Почему недостаточная сумма

Александр согласился бы и на денежное возмещение, покрывай оно ущерб. По его оценкам, даже при скромном ремонте дефицит составляет не меньше 10 тысяч рублей. Нарушила ли страховая закон?

Совсем не факт. Расчёт ущерба сегодня формализован: суммы берутся из справочника Российского союза автостраховщиков, в котором приведена стоимость конкретных компонентов и работ. Например, задний бампер для Chevrolet Cruze 2013 года оценён в 26 100 рублей, а задний левый фонарь - в 6710 рублей. При денежной выплате суммы снижаются на величину износа, который в нашем случае составляет 23%. Это значит, например, что за разбитый бампер страховая выплатит не 26 100 рублей, а 20 100 рублей. В случае Александра, похоже, бампер посчитали годным - иначе бы сумма компенсации получилась выше 12 600 рублей даже с учётом коэффициента износа.

Адекватность суммы можно прикинуть самостоятельно с помощью справочника РСА : для этого вам понадобится каталожный номер каждого компонента. Найти номер можно через поисковик в любом онлайн-справочнике запчастей для автомобиля вашей марки.

К сожалению, расчёт по справочнику нередко даёт заниженный результат относительно реальных цен, не говоря уже о коэффициенте износа, который может занизить выплату в два раза (для возрастных автомобилей). И получается парадоксальная ситуация, когда страховая действовала по закону, но суммы всё равно недостаточно. Имеет ли смысл судиться?

Если нет ошибок в расчёте, судиться почти бессмысленно: в прошлом году страховые пролоббировали изменения закона об ОСАГО, который теперь ограничивает сумму выплат именно калькуляцией по справочнику РСА, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - В результате компенсация не будет выше расчётной, даже если клиент по факту потратил гораздо больше. Полагаю, эта поправка очень выгодна страховым.

Юрист отмечает, что клиент по-прежнему вправе отсудить у страховой утрату товарной стоимости автомобиля.

Если калькуляция действительно занижена

Сначала нужно написать претензию в страховую, и это - обязательный шаг. Если компания не отреагировала, вторая инстанция - финансовый уполномоченный (омбудсмен), обращение к которому с июня этого года необходимо перед подачей документов в суд.

Возмещение убытка при наступлении страхового события - главная цель клиента, заключающего договор со страховой фирмой. Основным критерием является величина страховой премии и перечень происшествий, которые по договору могут быть признаны страховым случаем. Очень редко страхователь обращает внимание на способ расчета ущерба и максимальную сумму, предусмотренную в конкретном виде страхования. Как следствие - заниженные компенсации, которые не покрывают расходы по восстановлению утраченного имущества.

Как страховщики уменьшают размер возмещения?

У страховой компании есть ряд оснований уменьшить выплаты невнимательному или необязательному клиенту. Для этого в текст договора или приложения к нему включаются объективно невыполнимые требования (обязательства), изложенные специальными юридическими терминами. При этом клиента уверяют, что договор предусматривает стандартный набор условий, основанных на действующем законодательстве. Наиболее часто занижается размер компенсации в имущественном страховании, автостраховании:

  • Фиксируются только основные поверхностные повреждения;
  • Снижается стоимость работ, запасных частей;
  • Не учитываются в смете работы по покраске, сливу топлива и др.;
  • Не оплачивается потеря товарной стоимости машины, если она находится в эксплуатации менее 5 лет;
  • Составляется оценочная экспертиза специалистом с низкой квалификацией;
  • Отсутствует своевременная информация о методике расчета убытка. Нарушая закон, страховщик не предоставляет страхователю для ознакомления правила расчета ущерба до подписания договора;
  • Оказывается психологическое давление на клиента (затягивание рассмотрения претензий, угрозы разорвать договор или признать недействительным, бюрократизация процесса выплат и др.).

Чтобы повысить прибыль, страховые компании умалчивают об условиях договора, которые клиент при наступлении страхового случая выполнить не сможет. Например, требование представить уничтоженные документы или свидетельства очевидцев. Если клиент - юридическое лицо, то страховщик может затребовать документацию компании, которая не подлежит разглашению либо уничтожена из-за истечения срока обязательного хранения.

Как избежать обмана при расчете?

Прежде всего, стоит внимательно изучить условия договора и запросить у страховщика информацию о методике подсчетов, франшизах, условиях и сроках оформления документов при наступлении страхового события. Если заключается договор о личном добровольном страховании от несчастного случая или потери трудоспособности, то заранее узнать, какие справки и в каком медучреждении нужно собирать. При страховании имущества (автомобиля, объектов недвижимости) главным документом для расчета компенсации является экспертная оценка ущерба. Важно присутствовать при экспертизе, контролировать работу специалиста, обращать внимание на мелкие повреждения, скрытые поломки, требовать тщательного и полного осмотра.

Акт осмотра подписывается только после прочтения и уточнения. Часто эксперты не вносят в документ мелкие повреждения, мотивируя тем, что необходим капитальный ремонт или восстановление помещения. Страхователю нужно настоять на том, чтобы все поломки были зафиксированы - это соответствует требованиям законодательства и влияет на конечную сумму компенсации. Занижение выплат до 10% от предполагаемой суммы - верхний порог, до которого выяснять отношения со страховой не стоит.

Что делать, если страховщик занизил сумму выплат?

Практика показывает, что страховые фирмы занижают выплаты на треть. Это существенная сумма, без которой полное возмещение ущерба невозможно. Чтобы выяснить, насколько корректно рассчитана сумма страховой выплаты, обращаются к эксперту. Чтобы самостоятельно определить размер ущерба и выяснить, была ли занижена сумма выплаты, необходимо придерживаться установленной законом процедуры:

  1. Получить на руки акт, составленный страховщиком. В документе указывается размер убытков и сумма компенсации.
  2. Заказать независимую экспертизу в частной компании.
  3. Уведомить страховщика о времени и месте проведения повторной экспертизы. Оптимально - заказным письмом, чтобы иметь подтверждение для суда.
  4. Получить оценку независимого эксперта, на основании которой составить и отправить страховщику претензию с приложением копий необходимых документов (актов, договора и др.).

Если страховая согласна на увеличение компенсации, то получить выплату. Если страховщик не реагирует на претензию либо отказывается менять сумму выплаты без достаточных оснований, то страхователь вправе защищать свои права в суде. Для этого подается исковое заявление, подтверждающие иск документы, копия претензии и ответ страховщика (при наличии). В иске обязательны ссылки на действующее законодательство, регулирующее страховую либо потребительскую сферу.

Законность действий страховой компании

Взаимодействие страховой фирмы и страхователя прописаны в договоре страхования. Если пункты документа противоречат законам России, то они будут признаны ничтожными. Страховщик за нарушение правил страхования несет гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков (от страхового случая и от неисполнения договора), компенсации морального вреда, выплаты неустойки и процентов за использование денежных средств клиента. Статья 943 Главы 48 ГК предписывает страховщику уведомлять страхователя о дополнительных правилах, не включенных в договор. При этом в тексте договора должна быть ссылка на приложение, в котором эти правила указаны.

Размер возмещения не может быть выше страховой суммы, прописанной в договоре. Например, по договору автострахования максимальное возмещение составляет 400 000 рублей, если нет пострадавших. Если ущерб выше данной суммы, то страховщик его выплачивать не обязан. Особенности обязательного автострахования регулируются Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». На стороне страхователя также Закон РФ №2300-1 от 7.02.1992 «О защите прав потребителя», который предусматривает выплату страховой компанией неустойки, если она нарушает договор и задерживает или занижает компенсацию.

Заключение

Размер возмещения определяется страховщиком на основании экспертизы. Если страхователя не устраивает экспертное заключение, то он может провести повторную экспертизу, уведомив страховую фирму. Заявить о занижении суммы страховой выплаты можно в претензии, отправленной в страховую компанию. Если обращение остается без ответа, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.

Часто автомобилисты жалуются на то, что страховая компания занижает сумму выплат при компенсации по системе ОСАГО.

Однако нужно помнить — согласно действующей практике, при расчете компенсации по полисам ОСАГО страховые компании учитывают так называемый износ запчастей. То есть, если машина старая, то за многие элементы страховщик выплатит лишь часть от стоимости. По договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября 2014 года, предельное значение износа деталей, учитываемое при определении страховой выплаты, составляет 50%. По договорам, заключенным до 1 октября 2014 года, предельное значение износа деталей, учитываемое при определении страховой выплаты, составляет 80%. Выплата за детали, существенно влияющие на безопасность транспортного средства, производится без учета износа.

А с 1 декабря 2014 года начала работать методика единого расчета стоимости ремонта и цен на запчасти - отныне они берутся из единых справочников средней стоимости. Эти справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ для 12 экономических районов.

Кстати, Российский союз автостраховщиков разработал онлайн-сервис, который позволит любому пользователю получить информацию о средней стоимости запасной части и нормо-часа в своем экономическом районе. Сервис доступен на сайте РСА . Сначала надо выбрать задачу: средняя стоимость запчасти или нормо-часа. Затем выбрать экономический район, марку машины и каталожный номер детали.

Согласно новой редакции закона об ОСАГО от 4 июля 2016 года потерпевший первым делом обязан представить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику, задача которого — в течение 5 рабочих дней организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу поврежденного транспортного средства. Внимание! Если владелец пострадавшей машины не предоставит её на осмотр страховщику, то он не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу. Результаты последней просто не будут приняты для определения размера страховой выплаты. Независимую экспертизу можно делать лишь после того, как страховая компания проведет свою.При организации последней вы должны в письменном виде (или телеграммой с уведомлением) сообщить страховщику о проведении экспертизы! После повторной экспертизы нужно направить претензию в страховую компанию. Одновременно с этим рекомендуется написать жалобу в ФСФР (Федеральную службу по финансовым рынкам) и РСА (Российский союз автостраховщиков).

Если и после этого страховая компания отказывается заплатить справедливую сумму на ремонт автомобиля, то придется подавать заявление в суд. Бояться суда не надо — очень часто при предоставлении полного пакета документов и данных независимой экспертизы, судьи встают на сторону автомобилистов. Иск менее 50 тыс. руб. подается к мировому судье по месту регистрации страховой компании, более 50 тыс. руб. в суд общей юрисдикции по месту регистрации страховой компании.

Если же страховая компания вообще отказывается платить (на это у нее есть 20 дней после подачи полного пакета документов), то в этом случае необходимо по закону сначала попытаться решить все вопросы в досудебном порядке. Для этого потерпевший должен направить в страховую компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в 10-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. При этом потерпевший вправе требовать выплату неустойки (пени) за каждый день просрочки выплаты страхового возмещения. Одновременно с этим можно писать жалобы в РСА и ФСФР.

Помните - согласно новой редакции закона об ОСАГО без попыток решить все вопросы с досудебном порядке суд не будет рассматривать ваше заявление. Данный порядок распространяется на все претензии (иски), поданные начиная с 1 сентября 2014 года.

Также следует отметить, что законом однозначно установлено, что страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия. Кроме того, страховщик несет ответственность за несанкционированное использование бланков (кроме случаев обращения в компетентные органы о хищении соответствующего бланка полиса ОСАГО до наступления страхового случая).

Документы, подаваемые в суд при отказе в выплате компенсации:

  • Исковое заявление в 3-х экземплярах;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Копия заявления о страховой выплате;
  • Копия справки о ДТП, выданной органом милиции;
  • Копия извещения о ДТП;
  • Копия протокола об административном правонарушении;
  • Копия постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности на автомобиль.

Еще не так давно конфликты между водителями и страховыми компаниями возникали не только из-за откровенного нежелания платить за ремонт, но и из-за разных методик расчета ущерба. Ведь на протяжении почти 11 лет в России одновременно (!) существовали пять способов расчета стоимости ремонта автомобиля. И страховые компании этим активно пользовались - например, иногда при необходимости замены переднего крыла не учитывали стоимость снятия и установки бампера. Не считали и цену шпаклевки или скотча, которые обязательно используется при покраске.

Однако 16 октября 2014 года Президиум Российского союза автостраховщиков утвердил справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. То есть была создана единая методика расчета ущерба, которая является обязательной для всех страховщиков и судебных экспертов. Она предусматривает учет не только запчастей и расходных материалов, но и ремонта (то есть заплатить за замену крыла без учета стоимости снятия бампера уже не получится). Также составлен единый метод расчета износа элементов.

Кроме того, были утверждены справочники стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ (в них более 80 млн позиций). Правда, новые справочники охватывают лишь автомобили, сделанные начиная с 2002 года. По остальным моделям расчет стоимости деталей станут производить по старой схеме - будет браться средняя стоимость среди трех предложений на рынке.