Субъекты трансграничных инвестиционных правоотношений в мчп. Трансграничный инвестиционный фонд как субъект инвестиционных отношений

Как следует из предыдущего изложения, трансграничный инвестиционный фонд - это особая коммерческая организация. Она осуществляет деятельность, санкционированную личным и территориальным правопорядками, на широкой международной основе.

Несмотря на общую с иными юридическими лицами корпоративную основу деятельности, указанная коммерческая организация характеризуется исключительной правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования и получения прибыли от держания активов, а также осуществления трансграничных сделок .

В настоящем параграфе постараемся отразить особенности предмета права иностранных инвестиций в применимом контексте. Им выступают инвестиционные правоотношения, в составе которых один из элементов (субъект или объект) в качестве интегральной части содержит иностранный публичный порядок, характеризующийся уникальным подходом к вопросу признания и защиты субъективных прав.

Приведенный правовой элемент не оказывает влияния ни на природу, ни на содержание, ни на структуру инвестиционного правоотношения. Это
урегулированное нормами частного права общественное отношение по реализации прав собственности в отношении родовых (лат. - res genus) или индивидуальных (лат. - res species) вещей, которые могут быть средством извлечения выгоды или достижения иного значимого для собственника эффекта от включения в имущественный оборот при условии принятия определенной доли риска.

Однако указанный элемент не позволяет подчинить правоотношение прямому действию материальных норм одного государства. Его появление требует перед разрешением цивилистической проблемы уделить внимание коллизионной через обращение к механизму устранения конфликта правовых элементов.

Обращение к такому механизму оправдано и имеет место при наличии многообразия национальных законодательных актов, содержащих «разные нормы для одинаковых отношений» . Само же правоприменение строится на определенном наборе принципов. Схематично, в наиболее общем виде их можно представить следующим образом:

1) в основе правоприменения - цель отыскания наиболее тесной связи (фр. - le lien le plus etroit) с объективным правопорядком, компетентным в разрешении трансграничного частноправового спора;

2) при предписании на равной основе применяется как национальное, так и иностранное право;

3) применением иностранного права не нарушаются публичные интересы национального правопорядка.

Характерная особенность инвестиционных отношений, субъектом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд, заключается в подчинении персональному, реальному либо обязательственному статуту в зависимости от условий реализации субъективных прав. Имеется в виду то, что выбор применимого права (привязка) определяется кругом и разнообразием реализуемых правоотношений (объем юридической нормы).

При этом не имеет значение характер состава субъектов правоотношений. Это связано с отстаиваемой нами концепцией недопущения наличия публично-правовых преференций в области международного частного права в связи с реализацией на общих основаниях частноправовой деятельности.

Инвестиции, или частный международный капитал, - это основа и цель деятельности трансграничных инвестиционных фондов.

Примечательно в этой связи то, что если периоду первой волны глобализации характерна национальная основа привлекаемого капитала, то начиная с середины XX столетия (вторая волна глобализации) имеет место трансграничная. Этому во многом способствовали меры финансовой либерализации. Их реализация открыла широкие возможности перед институциональными инвесторами в вопросе привлечения иностранного капитала.

При этом качество поступления обеспечивают квалифицированные инвесторы (англ. - qualified investors), в то время как объем составляют мелкие индивидуальные инвесторы (англ. - small individual investors). Их активность обусловливается стабильным правовым и экономическим положением. В этом случае речь идет о личных сбережениях, которые не накапливаются либо подвергаются изъятию при политических и экономических кризисах. Так, в период до Первой мировой войны, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, а также в течение нескольких десятилетий, следующих за окончанием Второй мировой войны, экономическая отрасль коллективного управления активами претерпела существенный упадок ввиду предложения только интеллектуального капитала.

Такой капитал формируется из вкладов физических и юридических лиц, наделенных необходимым объемом правоспособности в личном правопорядке. В связи с осуществлением вложения в организационную форму коллективного инвестирования они становятся ее участниками, принимая на себя риски потерь в объеме вложенных средств.

При этом доля участия определяет объем прав и обязанностей. Если она образует мажоритарный интерес, подразумевающий наличие контрольного пакета акций, а также право оперативного контроля и управления деятельностью, к раскрытию дефиниции которого мы прибегаем далее, возникает фидуциарная обязанность. Она предполагает осуществление действий либо принятие решений, не нарушая интересы других участников.

В иностранной судебной практике в этом случае применяется термин «стандарты фидуциарной обязанности». Обращение к нему, в частности, имело место в деле Flying Disc Investments LP, et al. v. Baker Communications Fund II, L.P., et al and Flying Disc Investments LP, et al. v. Wine.com, et al. Детерминирующей в вопросе возникновения фидуциарной обязанности выступает функциональная дефиниция контроля, определяемая личным законом юридического лица (на лат. - lex societatis).

Как правило, в наиболее общем виде, функциональная дефиниция контроля раскрывается через право достижения, определения, принятия и утверждения решений в отношении состава управленческих кадров, выбора основной стратегии деятельности, распоряжения активами, изменения либо преобразования организационно-правовой формы целевой компании. Закрепленная во многих правопорядках такая функциональная дефиниция контроля имеет определяющее значение в вопросе санкционирования сделок, осуществляемых иностранными правительствами.

Речь идет о трансграничных инвестиционных сделках суверенных фондов благосостояния. В большинстве государств они являются объектом пристального внимания со стороны компетентных лиц личного правопорядка целевой компании. Это связано с потенциальной угрозой национальной безопасности. К примеру, в США концепция национальной безопасности предусматривает недопущение иностранных (публичных) инвесторов к инфраструктуре и технологиям, представляющим особое значение.

При этом, обращает на себя внимание тот факт, что контроль может быть приобретен как через традиционные сделки приобретения активов, так
и путем реализации альтернативных. Речь идет о структурированных сделках обеспеченного займа. В таком случае loan-to-own стратегия приобретения контроля целевой компании позволяет:

1) извлечь преимущества из автономии воли (англ. - party autonomy) и выбора оптимальной юрисдикции для определенной сделки (англ. - forum shopping);

2) снизить потенциальные риски и обеспечить достижение поставленных перед ее реализацией целей через право удовлетворения требований в «первых очередях» кредиторов.

Ввиду особенности юридической конструкции трансграничного инвестиционного фонда сбор и аккумулирование инвестиционного капитала, характеризующие первый уровень в структуре правоотношений, единым элементом которой выступает трансграничный инвестиционный фонд, осуществляются посредством выпуска ценных бумаг. Его цель состоит в приобретении средств в объеме, необходимом для эффективного вложения на трансграничной основе вне зависимости от того, будут ли они внесены многими или только одним или несколькими лицами.

В этом случае трансграничный инвестиционный фонд выступает эмитентом, то есть лицом, обязанным по ценным бумагам, удостоверяющим действительные взносы капитала физических и юридических лиц. При этом реализация гражданско-правовых сделок по отчуждению ценных бумаг трансграничными инвестиционными фондами в пользу первых и всех остальных владельцев, подчиняется действию материального права, избранного 1) волей сторон (лат. - lex electa) либо 2) на основе действия национально-правовых и международно-правовых коллизионных норм или

3) исходя из национально-правовой практики коллизионного регулирования.

Привлеченные средства вкладываются в иностранные активы в целях получения прибыли от международной диверсификации и ее дальнейшего распределения среди участников. В некоторых случаях преследуется цель поддержки наукоемких проектов в ходе реализации коммерческой
деятельности либо продвижения социальных программ в рамках социального предпринимательства.

Это составляет второй уровень в двухуровневой взаимосвязанной структуре правоотношений, общим элементом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд. При этом характеризующие его капиталовложения осуществляются в пределах правомочий, закрепленных личным и территориальным правопорядками трансграничного инвестиционного фонда.

В качестве объекта трансграничных инвестиционных правоотношений с участием трансграничных инвестиционных фондов выступают родовые (лат. - genus) либо индивидуальные (лат. - species) вещи. Права на них, как и их содержание определяются по праву места их нахождения.

Примечательно в этой связи то, что понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок» и «объект трансграничных инвестиционных прав» признаются взаимозаменяемыми. Их содержание по российскому праву составляют вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Они характеризуются не ограниченным публичными интересами правопорядка места нахождения либо личными интересами собственника свойством оборотоспособности.

В свою очередь, объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных прав» уже понятия «объект гражданских прав». В российском праве содержание понятия «объект гражданских прав» составляет открытый перечень имущества, имущественных и неимущественных прав, свободно отчуждаемых и переходящих от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

При этом объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов» уже понятия «объект трансграничных инвестиционных сделок». Это связано с ограниченным составом имущества, которое может быть объектом доверительного управления.

Добросовестность приобретения, а также действительность прав на такое имущество определяются и защищаются на трансграничной основе правом места нахождения вещи в момент ее передачи, в том числе в случае ее дальнейшего перемещения. При этом коллизионно-правовой принцип lex rei sitae (или lex situs , в переводе с латинского языка обозначающий «закон местонахождения вещи») как в отечественной, так и зарубежной доктрине признается в качестве общепризнанного и безусловно применяемого при регулировании частных правоотношений на международной основе. Со времен упорядочения итальянской школой постглоссаторов достигнутых успехов в толковании кодификации Юстиниана залог неизменного обращения заключается в простоте, предсказуемости и определенности правоприменения.

Тем не менее, несмотря на единый (территориальный) подход к определению возникновения прав собственности, иных вещных прав на объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов по закону местонахождения вещи (лат. - lex rei sitae), а также вне зависимости от того, что содержание этих прав тоже определяется законом местонахождения вещи, их квалификация в качестве движимых либо недвижимых вещей детерминирует исключительный во всех случаях либо имеющий непосредственное отношение к сделке объективный правопорядок. Для вещей, являющихся по природе либо по назначению права недвижимыми, не имеет значение, где, при каких условиях и кем заключена сделка в отношении определения их судьбы. Возникающие из такой сделки права подчиняются действию территориального статута.

Тот же принцип, но в связи с имуществом, характеризуемым в качестве перемещаемого самостоятельно либо при посредстве внешней силы, дает иные результаты правоприменения. В силу широко развитой концепции
мобильности товаров, работ и услуг, вопросы определения возникновения и прекращения вещных прав, их содержание и защита подчиняются праву государства места нахождения имущества в представляющий значение для сделки момент. Это характеризует lex rei sitae одновременно в качестве жесткой и гибкой коллизионной привязки.

При этом в отношении ценных бумаг коллизионно-правовая привязка определяется введенной в практику правового регулирования концепцией, отражающей существо усложнившегося объема коллизионной нормы.

Ценные бумаги - особая разновидность объектов гражданских прав, роль которых в контексте настоящего исследования детерминируется обеспечением привлечения частного международного капитала и реализацией прав контроля иностранной собственности.

Речь идет о концепции несертифицированной (бездокументарной) ценной бумаги. Она воспринята системой американского права в 1977 г. для предоставления эмитентам возможности избрания альтернативного традиционному способа выпуска ценных бумаг. При нем передача так называемых «овеществленных прав» как юридический факт подтверждается записью в реестре эмитента. В этом случае связующим критерием, определяющим компетентный правопорядок, выступает место ведения такого реестра.

Условием дифференциации объема также послужило введение в ответ на бумажный кризис США 1960 г. системы трансфертов. Она связывает локализацию сертифицированных ценных бумаг с местом ведения реестра соответствующего депозитария, основного ответственного за их держание элемента системы.

Наконец, свое значение возымело введение системы опосредованного держания, предусматривающей фигуру посредника. С его местным правопорядком, определяемым на основе каскадной системы привязок (генеральной, субсидиарной и субсубсидиарных), связывается приобретение титула на ценные бумаги, права и обязанности посредника, допустимость
возложения обязанностей в отношении третьих лиц в связи с правом на ценные бумаги либо признания их требований. Таковыми выступают закон, избранный сторонами сделки (лат. - lex voluntatis), закон наиболее тесной связи (англ. - proper law), личный закон юридического лица (лат. - lex societatis).

Однако в отношении определенной разновидности индивидуальных вещей (лат. - res species), представляющих денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность и являющихся в некоторых случаях объектом доверительного управления, обращение к закону местонахождения вещи должно быть ограничено.

Это связано с возможностью порождения нежелательных правовых последствий, таких как узаконение кражи, приводящей к дальнейшему переходу прав, в том числе добросовестному. К примеру, в деле Winkworth v. Christie, Manson &Woods, Ltd. у английского истца в Англии были похищены предметы искусства, которые затем были вывезены в Италию и проданы там добросовестному приобретателю. Последний по истечении определенного времени привез эти предметы искусства обратно в Англию для выставления на аукционе. В связи с тем, что титул на них был добросовестно приобретен в Италии, месте их нахождения, английский суд применением коллизионно-правового принципа lex situs признал их.

Ввиду этого для недопущения развития практики нарушения прав первоначальных собственников предметов искусства, незаконно вывезенных из страны, в качестве альтернативной предлагается использовать коллизионно-правовую привязку lex originis (закон происхождения) или renvoi (обратная отсылка). В вопросе определения правового титула эти инструменты международного частного права отсылают к государству происхождения. При этом, по мнению англо-американского исследователя Д.Финчема, выпустившего ряд статей, посвященных коллизионно-правовому регулированию трансграничного перемещения культурных ценностей, «renvoi - это уникальный коллизионно-правовой принцип, который
достаточно редко используется ввиду недостаточной определенности и согласованности» , присущей в рассматриваемом случае закону местонахождения вещи (на лат. - lex rei sitae).

В качестве правовой доктрины обратная отсылка характеризуется своей комплексностью. Это связано с широким толкованием понятия «иностранное право», предполагающим как материальное, так и коллизионное право иностранного государства, к которому отсылает коллизионно-правовая норма места рассмотрения трансграничного гражданско-правового спора.

Ввиду того, что выбор коллизионно-правовой привязки предполагает, по мнению Ф.Вишера, «политико-правовое решение» , обратная отсылка к национальному либо правопорядку третьей стороны, посягает на национальные интересы и предпочтения. В этой связи международными коллизионно-правовыми инструментами закрепляется правило запрета обратной отсылки, к примеру, Регламентом Европейского союза (Рим II) .

Как следует из вышеизложенного в целях территориальной локализации предмета трансграничной инвестиционной сделки с участием трансграничного инвестиционного фонда в качестве генеральной привязки предлагается использовать закон местонахождения вещи (лат. - lex situs). В свою очередь, закон происхождения (лат. - lex originis) - в качестве субсидиарной, чье действие обусловливается удовлетворением ratione materiae (дословно - ввиду обстоятельств, связанных с предметом
рассмотрения). Это находящиеся в доверительном управлении вещи, представляющие денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность.

Для этого предлагается дополнить ст. 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации положением следующего содержания: «Исключение составляет движимое имущество, подпадающее под правовую категорию «культурные ценности», право собственности и иные вещные права на которое определяются по праву страны его происхождения». Это позволит обеспечить надлежащее соблюдение частных и публичных интересов при обороте российских культурных ценностей в рамках трансграничной деятельности.

Все вышеизложенное свидетельствует об особом характере отношений с участием трансграничных инвестиционных фондов. Это обособленная разновидность осложненных иностранным элементом частноправовых отношений, самостоятельными признаками которых являются:

а) двухуровневая взаимосвязанная структура, в рамках которой трансграничный инвестиционный фонд - принимающая прямой или портфельный иностранный капитал сторона (первый уровень), и прямой или портфельный иностранный инвестор (второй уровень);

б) специальный субъект (трансграничный инвестиционный фонд) -

коммерческая организация, наделенная исключительной

правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования;

в) своеобразная правовая кауза - поддержка наукоемких проектов, привлечение высокопотенциального капитала крупных иностранных институциональных инвесторов в национальную экономику, решение задач социального предпринимательства;

г) как частный, так и публичный характер состава субъектов;

д) усеченный состав объектов, исходя из особенностей доверительного управления имуществом.

В этой связи считаем необходимым ввести в доктрину международного частного права понятие инвестиционных отношений с участием
трансграничных инвестиционных фондов. Это урегулированные системой общих либо специальных норм прямого действия общественные отношения по трансграничному движению родовых или индивидуальных вещей на стадиях формирования и управления особыми коммерческими организациями международными портфелями инвестиций.

Такая дефиниция помимо цели обособления инвестиционных отношений с участием нового вида субъекта в ряду отношений, подчиняющихся праву иностранных инвестиций, имеет важное практическое значение. Оно заключается в отражении особенностей правового регулирования, определяемых элементным составом и условиями реализации указанных отношений.

Особенности отношений между иностранным инвестором, получателем иностранных инвестиций, страной - получателем иностранных инвестиций и страной иностранного инвестора зачастую ведут к сложному правовому регулированию как самих отношений между указанными субъектами, так и подходов к разбирательству споров между ними. Проблема выбора права, применимого к материальным и процессуальным аспектам взаимоотношений в рамках инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора, означает автономию сторон в выборе применимого материального права и права, относящегося к разбирательству спора. Участие иностранного инвестора в инвестиционном процессе влияет на особенности разбира тельства споров.

Под инвестиционным правоотношением предлагается понимать общественное отношение, возникающие в связи с вложением и реализацией инвестиций, стороны в котором связаны юридическими правами и обязанностями, регламентируемыми инвестиционным законодательством и обеспечиваемыми системой государственных - гарантий и санкций.

Как и любое правовое отношение, инвестиционное правоотношение имеет соответствующий состав (структуру), те. внутреннее устройство, позволяющее рассматривать это отношение как сложную систему, элементами которой являются объект правоотношения, субъекты правоотношения и его содержание.

Объектом инвестиционных, правоотношений выступает предполагаемая прибыль, либо иной полезный результат, являющаяся целевой, установкой, определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности.

В качестве субъектов инвестиционных правоотношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также. государства и международные организаций: Особенность перечисленных участников правоотношений заключается в том, что они выступают субъектами инвестиционной деятельности, а их место и роль в системе инвестиционной деятельности регламентируется инвестиционным законодательством. В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности, в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в качестве субъектов инвестиционной деятельности определяются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.



Инвесторы - это субъекты инвестиционных правоотношений осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о. совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционных отношений, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии С Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъективное права в данном случае - это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе, в частности, указывается, что инвестор как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направлений капитальных вложений, а также заключать договор с другими Субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы, как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.

Юридическая обязанность как составляющая юридического, содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевается наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

Обязанности, субъектов инвестиционных правоотношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами. нормами и правилами); исполнять требования. предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Таким образом, необходимо разделять такие самостоятельные понятия как: инвестиционная деятельность инвестиции (иностранные инвестиции ) – инвестор (иностранный инвестор). В совокупности их реализации названные категории образуют инвестиционные правоотношения , то есть - отношения, складывающиеся по поводу капиталовложения иностранными инвесторами на территории Российской Федерации в виде объектов и прав.

Как известно, бессубъектных правоотношений не бывает. Формирование и становление инвестиционно-правового режима и инвестиционных правоотношений в Российской Федерации началось с определения правового статуса субъектов инвестиций и инвестиционных правоотношений.

Определение круга лиц, которые признаются инвесторами, имеет существенное практическое значение.

Во-первых, от признания лица субъектом инвестиционной деятельности зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в нормах инвестиционного права. Во-вторых, статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством Дронина Н.Г., Семилютина, Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. - 2005. - № 9. - с. 75..

Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционной деятельности, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера. Субъекты инвестиционной деятельности как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако, в конечном счете, их автономия воли подчинена воле государства как органа управления инвестиционными процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом. Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации Комаров, И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы. // Инвестиции в России. - М., 2008. - №11. - с.14-15..

Понятие субъекта инвестиционной деятельности непосредственно связано с оценкой предмета инвестиционного права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционной деятельности выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Правовой статус инвесторов определяется в РФ, следующими нормативно-правовыми актами: ГК РФ, Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также Законом об инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 38..

Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», к субъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений, инвестиционные фонды, государство Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г.. Приведем различия между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы.

Законом определены права инвесторов; при этом Закон особо указывает на равенство этих прав. Приведем основные из них.

1. Право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законодательством инвестирования - неотъемлемое, охраняемое Законом право субъектов.

2. Самостоятельность инвестиционного выбора, т.е. право инвестора самостоятельно определять объемы, направления и размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности, заключать с другими субъектами инвестиционной деятельности договоры, регулирующие их отношения.

3. Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций и иными результатами инвестиционной деятельности. При этом следует отметить, что нормы некоторых правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, прямо говорят о возникновении у инвестора права собственности на объекты инвестиций.

4. Право контролировать целевое использование средств, направляемых на инвестирование.

5. Право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам.

Право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора и в соответствии с законодательством РФ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

В ФЗ об иностранных инвестициях определен круг лиц, которые могут быть иностранными инвесторами, это:

а) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

в) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

г) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

д) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

е) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»..

Основным отличием российского инвестора от иностранного является тот факт, что деятельность отечественного инвестора полностью регламентирована законодательством РФ, а иностранный инвестор осуществляет свою деятельность не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с законодательством своего государства. Также иностранными инвесторами признаются международные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с международным договором.

Если некоторое время в качестве инвесторов в Российской Федерации выступали крупные предприятия, то процесс приватизации положил начало инвестициям частных лиц. Речь идет, прежде всего, о приватизационных чеках, которые многие граждане вкладывали в те или иные компании в надежде в дальнейшем получить определенную прибыль от своих вложений.

В Российской Федерации в настоящее время получило развитие и частное инвестирование как вложение свободных денежных средств для получения прибыли простыми физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей Богатырев, А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: (Вопросы теории). Автореферат диссертации доктора юридических наук / Акад. Министерства внутренних дел РФ. - М., 2006. - с. 12..

Особый правовой статус у инвесторов при инвестировании в строительстве. В данной ситуации инвестор - физическое лицо, заключая договор долевого участия в строительстве, пользуется дополнительным режимом защиты на основе законодательства о защите прав потребителей. В данных отношениях в силу прямого указания закона деятельность инвестора по направлению средств в строительство будет подпадать под регулирование Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300 "О защите прав потребителей (далее - Закон о защите прав потребителей). Таким образом, граждане-инвесторы, осуществляющие вложение в строительство в непредпринимательских целях, получают дополнительные механизмы защиты своих прав. Особый правовой статус инвестора наблюдается и при осуществлении портфельных инвестиций.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основным субъектом инвестиционного права является инвестор во всех его законных проявлениях. Однако правовой статус данного субъекта инвестиционного права различен в зависимости от его национально-государственной принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления инвестиций Вчерашний, И. Регулирование инвестиционной деятельности в РФ. // Инвестиции в России. - М., 2006. - №1. - с. 22-26. .

В качестве инвесторов могут выступать:

Органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

Граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

Иностранные физические и юридические лица, государство и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

В сфере инвестиций можно выделить и других участников инвестиционных правоотношений.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функцию любого другого участника инвестиционной деятельности Гущин, В.В.; Дмитриев, Ю.А. Российское предпринимательское право: учебник / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -- с 342..

Традиционно слово "инвестор" толкуется как "вкладчик", а "инвестирование" - как "помещение, вкладывание капитала". При желании в таком толковании можно проследить связь с первоначальным смыслом. Действительно, вкладывая деньги в какое-либо предприятие, вкладчик получает возможность распространять на него свое влияние. Чаще всего он эту возможность реализует самым простым способом: вкладывается на свой страх и риск и получает дивиденды со своих вложений или просто не вкладывается (либо отзывает свой вклад), если его что-то не устраивает. В отдельных случаях вкладывание капитала дает ему возможность насаждать на "приобщенной территории" своих ставленников и идеологию с целью участия в управлении и увеличении своего инвестиционного дохода.

Фактически такое общепринятое толкование не только вносит многозначность в понятие "инвестор", но и сдвигает смысл слова в область несущественных характеристик. По сути дела, понятие "вкладчик" (равно как и "вклад") неспецифично не только для какого-то одного процесса, но даже для какой-то сферы деятельности: вкладчиком является не только инвестор, но также, к примеру, спонсор, меценат и т.д. Именно поэтому понятие «инвестор» не может толковаться как «вкладчик».

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям Халевинская, Е.В. Государственное регулирование инвестиций // Маркетинг. - М., 2005.- №4. - с. 13-14..

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы могут быть заказчиками. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с подрядчиком Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2001. - с. 322..

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких субъектов. Следует иметь в виду, что это - лишь условное деление субъектов инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами, регулируются другими нормативно-правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством. Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, осуществляют контроль целевого использования средств Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Инвестиционные фонды также представляют собой субъекты инвестиционной деятельности. Более подробная характеристика инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности представлена в разделе 2.2 данной работы.

Особый субъект инвестиционного права - это государство, которое выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, субъектов Федерации в пределах их компетенции и осуществляется:

В соответствии с государственными инвестиционными программами;

Прямым управлением государственными инвестициями;

Введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

Предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

Проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

В соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Российской Федерации, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

Контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг");

Антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

Экспертизой инвестиционных проектов Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2002. - с. 167..

В соответствии со ст. 12 Закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть кредиты банков под государственные гарантии.

В отношениях, регулируемых нормами инвестиционного права, его участники связаны взаимными правами и обязанностями. Права и обязанности осуществляются в реальных действиях субъектов по использованию прав и выполнению обязанностей. Инвестиционные правоотношения выступают в качестве юридической формы фактического инвестиционного отношения. Инвестиционные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание (права и обязанности) реализуется для достижения поставленных целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с юридическими фактами.

В данном случае обычно в инвестиционной деятельности основным таким фактом являются правомерные действия субъектов инвестиционного права по заключению инвестиционного договора, в котором определяются взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливается право на объект.

Однако инвестиционные отношения могут возникать, изменяться, прекращаться не только в результате правомерных действий, но и событий, которые не зависят от воли человека. События становятся основанием для правомерных последствий, например, прекращение правоспособности юридического лица в результате его ликвидации является основанием прекращения обязательств; пожар, наводнение, вызвавшие гибель имущества - объекта инвестирования - выплату страхового возмещения, если имущество было застраховано и т.п.

На основании изложенного предлагается следующее определение субъекта инвестиционного права. Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством Дятлов, С.А. Инвестиционная концепция развития России. - Спб.: Питер, 2005. - с. 142..

Рассмотрев правовой статус субъектов инвестиционной деятельности в РФ, по нашему мнению следует более подробно изучить государственно-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности. Этому посвящен следующий раздел выпускной квалификационной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Общие вопросы правового положения иностранцев. Место жительства иностранного лица. Виды правовых режимов, применяемых при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие юридических лиц по законодательству Республики Разахстан. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации. Основания и последствия прекращения членства в кооперативе.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций (ИИ). Правовые механизмы допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в РФ. Система, структура и содержание международно-правового регулирования ИИ.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

Субъекты международного инвестиционного права устанавливают инвестиционные отношения друг с другом, что позволяет им добиться главной цели: одной стороне, в которую вкладываются инвестиции, достигнуть высокого уровня экономического развития, а другой стороне, вкладывающей инвестиции - получить прибыль и реинвестировать ее на выгодных условиях. Участниками инвестиционных отношений становятся как субъекты международного публичного права, так и национального права- физические и юридические лица, осложнённые иностранным элементом, вступая в такие правоотношения, физические и юридические лица должны иметь в виду, что они входят в особую сферу отношений, находящихся в иной области правового регулирования и связанных с риском. Вопрос о субъектах инвестиционной деятельности реализуется международным публичным правом, международным частным правом и национальным правом государств. Участниками таких правоотношений всё активнее наряду с государствами выступают международные экономические организации. Более того, всё большую роль в международных инвестиционных отношениях играют ТНК, на примере которых выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права.

Главными субъектами международного инвестиционного права являются государства, потому что, именно они обла­дают наибольшим объемом прав и обязанностей, в том числе и в сфере инве­стиционных отношений, так как у них гораздо больше реальных возможно­стей в данном конкретном случае для привлечения иностранных инвестиций, их эффективного использования и защиты.

Государства регулируют иностранные инвестиции, контролируют процесс их вложения, и сами выступают в качестве субъектов гражданско-правовых (договорных) отношений. Как справедливо отмечает Ф. Лаувенфелд. «частный порядок в области международных экономических отношений, который ранее был обычным, уступил место системе, в которой государство стало всепроникающим».

Общепризнано, что международная правосубъектность не зависит от воли других участников международного общения. Это прямо закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г., в которой говорится, что "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств". Проявление уважения к правосубъектности нового го­сударства находит отражение в его признании.



Качество правосубъектности каждое государство приобретает вне зави­симости от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать.

Государствам принадлежит центральное место в системе регулирования международных отношений (в том числе международных инвестиционных отношений), так как именно они являются наиболее полновластными и орга­низованными личностями, сосредоточившими в своих руках основные средст­ва воздействия на межгосударственные отношения, и кроме того, они являют­ся главными субъектами управленческой деятельности на мировой арене. Они выполняют роль организаторов как внутренней, так и международной жизни общества, что позволяет им, по мнению И.И. Лукашука, контролировать и на­правлять деятельность других участников международных отношений.

Международное право отражает тенденцию к усилению и расширению роли государства в регулировании всех видов деятельности, в том числе инве­стиционной.

Международная правосубъектность государств, участвующих в между­народных отношениях, (в том числе инвестиционных), основывается на ос­новных принципах международного права, действующих в данной сфере: су­веренного равенства, уважения прав, присущих суверенитету; невмешательст­ва во внутренние дела государств; неприменения силы или угрозы ею и др. В то же время, с точки зрения своей содержательной стороны, международная правосубъектность в международных инвестиционных отношениях будет оп­ределяться отраслевыми принципами международного инвестиционного права. Нормы международного права регулируют процесс реализации право­субъектности государств, в том числе в международных инвестиционных от­ношениях.

Содержание международной правосубъектности определяется реальны­ми правами и обязанностями субъектов права, государства обладают в полной мере комплексом уникальных прав и обязанностей. Основные права и обязан­ности государств вытекают из основных принципов международного права, международно-правовых актов, двусторонних договоров государств, нацио­нального законодательства.



По мере развития международных инвестиционных связей содержание прав и обязанностей государств расширяется, обогащается. При осуществле­нии своих прав государства ограничены тем, чтобы не нарушать соответст­вующие права и интересы других стран, что является злоупотреблением пра­вами.

К сожалению, ни в международно-правовых актах, ни в трудах юристов-международников общепризнанного перечня прав и обязанностей государств не приводится. Задачей науки международного права является выявление и классификация этих прав и обязанностей на основе глубокого анализа источников международного инвестиционного права, в первую очередь универсального характера.

Это является очень важным и потому, что установление круга прав и обязанностей государств стало бы основой для приобретения ими производ­ных прав и обязанностей, и что представляет особый интерес с точки зрения данного исследования - прав и обязанностей государств в области междуна­родных инвестиционных отношений.

Как справедливо подчеркивает известный специалист в области правосубъектности государств Г.И. Курдюков, «основные права и обязанности яв­ляются главным элементом правового статуса государств. Первоначальное правовое положение государств урегулировано в международных отношени­ях, поскольку основные права и обязанности закрепляются в нормах между­народного права и составляют общий правовой статус государства».

Элементами правового статуса государств являются также привилегии, иммунитеты, гарантии и международно-правовая зашита статуса государств.

Специальный (отраслевой) международно-правовой статус государства не исчерпывается только положениями; вытекающими из отраслевых принци­пов, и некоторые инвестиционные права и обязанности возникают из между­народных обычаев.

Для всех субъектов международного права как коллектив­ных образований характерно органическое единство международной право­способности, т.е., способности иметь права в обязанности, и международной дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести, ответственность за совершенные правонарушения. Существует неразрывная связь между пра­восубъектностью и дееспособностью. При регламентации международно-правового статуса субъекта обычно применяется термин «правоспособность», хотя в его содержании подразумевается их индивидуальный правовой статус.

Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности, что вытекает из договорных обязательств государств. В международном праве нет ограни­чений для государств приобретать свои права и обязанности посредством ме­ждународных договоров. Венская конвенция о праве международных догово­ров от 23 мая 1969 г. подтверждает такое равноправие государств, декларируя, что «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры» (ст. 6)

Право заключать международные договоры (договорная правоспособ­ность) является элементом международной правосубъектности, атрибутом субъекта международного права. Участие государств в международном пра­вотворчестве связано не только с принятием обязательств, их выполнени­ем, а так же усилиями в направлении того, чтобы нормы международного права и международные договоры выполнялись всеми его субъектами, т. е. были юридически обеспечены.

Международная правосубъектность государств проявляется также в его праве на участие в международных организациях. Вступление в члены орга­низации предполагает взятие на себя обязательств по ее уставу, признание полномочий ее органов, принятие участия в голосовании при выработке ее решений.

Транснациональные корпорации не являются субъектами международного права и, следовательно, международного инвестиционного права, но они квалифицируются некоторыми зарубежными и российскими учёными (Шварценбергер Г., Шумилов В.М., Волова Л.И., Лисица В.Н., Фархутдинов И.З. и др.) как участники (авторы) международных экономических (международных инвестиционных) отношений.

Следует отметить, что в последние годы ТНК стали играть все большую роль в процессе интернационализации международных связей, в том числе инвестиционных, на примере которых часто выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права. В то же время нельзя не отметить, что они в первую очередь преследуют цель получить как можно больше прибыли и других преимуществ для себя и не заботятся об экономических интересах государств своего базирования.

С точки зрения большинства развивающихся стран, существующая система правовой регламентации иностранных инвестиций, во многом отражающая интересы ТНК, не способствует эффективному правовому регулированию капиталовложений. Только четкое правовое регулирование и сохранение контроля над деятельностью ТНК со стороны государств их базирования в условиях сохранения действия довольно либеральных принципов, лежащих в основе системы ГАТТ 1947 г., может снизить отрицательно влияние ТНК на национальную экономику.

Поэтому, по нашему мнению, необходимо ускорить решение важнейшей проблемы, т.е. установить четкое международно-правовое регулирование деятельности ТНК.

Некоторые зарубежные ученые специально занимаются исследованием возможностей и форм участия ТНК в международных инвестиционных отношениях.

А известный специалист в рассматриваемой области Г. Годар даже выделяет в своей статье специальный раздел: «Транснациональные корпорации и новый инвестиционный порядок», в котором тесно связывает деятельность ТНК с иностранными инвестициями.

Другой исследователь данной проблемы М. Краффт также увязывает напрямую правовой статус иностранных инвестиций с ТНК.

В науке встречаются различные мнения по вопросу о правовой природе ТНК и их правосубъектности. При решении этого вопроса не следует делать ставку на то, что у ТНК отсутствует надлежащая международная правоспособность.

При определении правовой природы ТНК нужно учитывать, что деятельность ТНК связана с изменением традиционных подходов к регулированию торговой и инвестиционной деятельности. При этом нужно учитывать, что ТНК способны эффективнее, чем другие субъекты предпринимательской деятельности, распоряжаться мировыми запасами природных ресурсов.

Ряд специалистов доказывает, что функционирование ТНК не вступает в противоречие с довольно либеральными принципами ГАТТ 1947 г.. На самом деле такое утверждение не подкреплено практикой, в действительности ТНК нередко действуют в нарушение норм международного права, хотя они должны соблюдать принципы и нормы ГАТТ, которые являются довольно прогрессивными и получили поддержку многих государств.

Все это говорит о необходимости разработать нормы, регулирующие поведение ТНК в рамках ООН и других международных организаций.

Для этого были созданы специальные органы, занимающиеся исследованием статуса ТНК: Центр ООН по транснациональным корпорациям; Комиссия ООН по транснациональным корпорациям; Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД; Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.

Перед ними стояли существенные задачи: 1) разработать несколько так называемых «кодексов поведения»; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить соотношение прямых и портфельных инвестиций; 4) определить воздействие прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах и выявить их влияние на развитие конкуренции в этих странах. Разработка «Кодексов поведения» представляет собой особую форму нормотворчества, так как они являются актами, имеющими рекомендательный характер и регулирующими очень специфические вопросы. Цель этих «кодексов» - конкретизировать принципы и нормы международного экономического права, а особенность их состоит в том, что они оказывают и будут оказывать влияние на национальное право государств.

Новшество «кодексов» заключается в том, что они представляют собой согласованные на многостороннем уровне правила, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, что способствует кодификации норм их поведения, в то время как разработанные ранее принципы международного права определяли обязательства только принимающих инвестиции государств.

Но в связи с этим возникла проблема выработки механизмов обеспечения реального соблюдения данных «кодексов» транснациональными корпорациями.

Однако, некоторые «кодексы» поведения, разрабатывавшиеся в ООН, так и остались проектами. Наиболее приемлемым является проект Кодекса поведения транснациональных корпораций. Хотя в ходе длительных переговоров удалось найти компромиссное решение по большинству его положений, он все-таки не был принят. Одной из причин этого было то, что не удалось устранить противоречия между интересами государств - экспортеров и импортеров капитала, обусловленные тем, что они преследует разные цели и стремятся достигнуть различных результатов.

И все же, разрабатывая проект Кодекса поведения транснациональных корпораций, государства стремились к устранению различий между нормами национальных законов, регулирующих иностранные инвестиции.

Специальные принципы международного инвестиционного права.

Важное значение для определения юридической природы международного инвестиционного права имеют его отраслевые принципы, которые призваны обеспечить равноправное учас­тие всех государств в международных инвестиционных отноше­ниях, способствовать эффективной реализации их правоспо­собности, стать надежным средством обеспечения стабильнос­ти и надежности межгосударственных инвестиционных свя­зей, содействовать справедливому решению инвестиционных споров.

В настоящее время в рамках международного инвестици­онного права в результате его развития сложилась определен­ная система отраслевых принципов, регулирующих междуна­родное сотрудничество в инвестиционной сфере. К ним отно­сятся принципы развития международных инвестиционных отношений: либерализации международных инвестиционных отношений; обязанности для государств содействовать разви­тию международных инвестиционных отношений; государ­ственного и международного контроля за движением инвести­ций; ненанесения ущерба инвестициями экономике принима­ющей страны; «территориальности» регулирования иностран­ных инвестиций; недискриминации; наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима иностранным инвестициям.

В.М. Шумилов добавляет к названным следующие прин­ципы: устранения двойного налогообложения; свободы приме­нения защитных мер при импорте инвестиций; свободы экс­порта инвестиций.

Из содержания отраслевых принципов вытекает, что го­сударства не должны нарушать права других стран на осуще­ствление и развитие инвестиционных отношений, они обяза­ны руководствоваться этим при разработке норм национально­го законодательства в данной области. Эти принципы в силу их важности и высокого уровня нормативного обобщения охватывают своим регулятивным воздействием приоритетные для государств инвестиционные отношения и являются право­вой основой формирования и развития инвестиционного права как подотрасли международного экономического права.

Юридическое содержание отраслевых принципов между­народного инвестиционного права определяется на основе анализа соответствующих международно-правовых актов, ко­торый свидетельствует о возрастании системного, комплекс­ного регулирования международных инвестиционных отноше­ний.

Отраслевые принципы международного инвестиционного права выступают как внутренне согласованная система. Дан­ное качество предопределяет перспективу укрепления на их основе внутреннего единства международного инвестиционно­го права. Существует устойчивая связь между отраслевыми принципами международного инвестиционного права при на­личии самостоятельного нормативного содержания в каждом из них.

Нормативная основа отраслевых принципов укрепляется в результате их многократного подтверждения в договорах и решениях международных организаций.

Юристы-международники развивающихся стран трактуют содержание отраслевых принципов инвестиционного права, исходя из интересов принимающей инвестиции стороны. Юристы развитых в экономическом отношении государств либо избегают анализа отраслевых принципов, либо подверга­ют критике отдельные из них. Некоторые западные юристы принижают роль отраслевых принципов международного эко­номического права вообще и международного инвестиционно­го права, в частности.