Расчет утиль сбор беларусь. Утилизационный сбор для авто из белоруссии и казахстана

Утилизационный сбор - разовый платеж, который предусмотрен в Республике Беларусь за оказание услуги, связанной с переработкой выведенных из эксплуатации транспортных средств (ТС). Внесение платы производится непосредственно перед уничтожением авто, а также до регистрации в Госавтоинспекции при ввозе транспорта из-за рубежа, а в некоторых вариантах платеж учитывается в стоимости техники.

Когда и зачем введен утилизационный сбор?

Впервые утилизационный сбор в Беларуси начал взыматься в 2014 г. и оплачивается по настоящее время. Этим действиям предшествовал указ №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Согласно документу, платеж распространяется на всю автотехнику, ввезенную в нашу страну.

Полученные от уплаты средства используются для погашения расходов, понесенных государством на утилизацию устаревшего транспорта, и направлены на защиту окружающей среды. Система уплаты неоднократно претерпевала видоизменения, которые приводили к повышению тарифов и коэффициентов для определения величины сбора.

Кто и за что должен платить утиль сбор?

Вносить деньги за утилизационный сбор на автомобили должен каждый, кто произвел ввоз техники с территории ЕЭС (физлица, предприятия, организации, ИП). Сбор взымается с владельцев, покупателей, импортеров автотранспорта, ввезенного на территорию белорусского государства. Расчет суммы зависит от того, на кого зарегистрирована машина, при этом ставка сбора с юридических лиц больше.

Утиль сбор взымается со следующих категорий автотранспорта:

  • легковушки для личного использования;
  • автобусы;
  • автомобили с электрическим двигателем;
  • транспорт повышенной проходимости;
  • машины, оборудованные гибридной силовой установкой;
  • грузовики, рефрижераторные фуры, самосвалы, фургоны.

Не предусмотрен утиль сбор на следующие виды транспорта:

  • машины белорусского производства;
  • мотоциклы;
  • тридцатилетние и более старые авто, оснащенные оригинальными запчастями и не используемые в коммерческих целях;
  • транспорт, относящийся к экологическому стандарту Евро-6;
  • полу- и прицепы с допустимой массой до 10 т.

Сбор не распространяется на иностранных подданных, лиц, имеющих статус беженцев, работников консульств, дипломатических структур и подразделений международного значения. Что касается утилизационного сбора 2019, то дополнен список транспорта, высвобожденного от уплаты.

Оформление утиль сбора в Беларуси

Образец документа, который подтверждает уплату утилизационного сбора в Беларуси на автомобили, и пример его заполнения представлены в постановлении таможенного комитета РБ. Эта форма подобна декларации для таможни, которая заполняется на товар, перевозимый через границу.

Перечень документов:

  • договор на покупку автотранспорта;
  • регистрационное свидетельство на технику б/у или техпаспорт на новую машину;
  • документ от нового владельца: паспорт гражданина РБ для физлица или регистрационное свидетельство для юрлица;
  • квитанция об уплате утиль сбора (оплачивается по системе ЕРИП).

Если потребуется подтвердить категорию, год изготовления или полную разрешенную массу ТС, то предоставляется справка от официального дилера.

Где оплачивается утилизационный сбор?

Одноразовый платеж по утилизационному сбору в РБ производится на счет центральной таможни посредством системы ЕРИП. Там имеется раздел «Таможенные платежи (услуги)», а также подраздел «Утилизационный сбор», где нужно выбрать тип плательщика (физ. или юр. лицо).

Чтобы обеспечить быстрый поиск, используйте следующие коды платежей:

  • 420411 - для обычных граждан;
  • 420191 - для предприятий, организаций и ИП.

Подтверждение оплаты подается для регистрации в таможенную службу, после чего новому собственнику ТС выдается декларация.

Сколько нужно заплатить за утилизацию?

На величину сбора на ввозимые машины оказывают влияние следующие характеристики:

  • категория авто и объем силового агрегата;
  • государство, с территории которого произведен вывоз;
  • год выпуска;
  • цель использования;
  • категория собственника (юр. или физлицо).

Если физлицо ввозит ТС для личного пользования, то на величину сбора влияет единственный фактор - год выпуска машины, т.е. другие характеристики не учитываются. При этом лучше купить авто поновее, т.к. утиль сбор на машины, возраст которых менее 3-х лет, существенно снижается (смотрите калькулятор утилизационного сбора для физлиц).

Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)
не более 3 лет свыше 3 лет
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 851,4 5 247,0
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
- не более 1000 куб. см 851,4 5 247,0
- свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 1 326,6 8 177,4
- свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 2 534,4 15 958,8
- свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 3 435,3 28 215,0
- свыше 3500 куб. см 5 445,0 34 659,9

Пошлина на утилизацию ТС - это общеизвестная практика, которая используется во всем мире.

Утиль сбор призван осуществлять такие важные задачи, как:

  • правильное обращение с отходами, что выражается в безопасной переработке и эффективном применении вторсырья;
  • стимулирование организаций и граждан на покупку новых ТС, которые причиняют гораздо меньший ущерб экологической обстановке окружающей среды.

В связи с эпидемиологической обстановкой предлагаем воспользоваться услугой удаленного оформления утильсбора по всей Республике.

Алгоритм действий.

  1. Оплачиваете утильсбор по системе интернет-банкинг (ЕРИП), предварительно уточнив сумму по телефону: +375 44 5803166.
  2. Оплачиваете услугу декларанта с доставкой документа на указанный Вами адрес.
    Доставка: Минск, областные и районные центры – в указанное время (до 19 часов) на следующий рабочий день, при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 62 руб.
    Доставка: Минск, областные и районные центры, агрогородки, деревни, села – на следующий рабочий день либо через день (без указания времени), при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 58 руб.
  3. Присылаете на вайбер +375 44 5308623 или e-mail: 445308623@сайт фото документов:
    - квитанции об оплате утильсбора и услуг декларанта;
    - договор купли-продажи машины;
    - российский СТС (ПТС);
    -паспорт владельца (последние два разворота и прописка).
  4. Готовый документ Вам приносит курьер.

Запутались? Остались вопросы? Не стесняйтесь звонить: +375 44 5803166, +375 44 5308623.

Если Вы ввезли автомобиль, то до постановки его на учет в ГАИ необходимо заплатить утильсбор и оформить в таможне документ уплаты. Документ заполняется в специальной программе с формированием электронной копии для предоставления в таможню. Предлагаем Вам воспользоваться нашими услугами для подготовки и регистрации в таможне документа уплаты утильсбора.

Особенности оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами с 50% уплатой таможенной пошлины. Указ №140 от 10.04.2019г. Больше информации по ссылке .

У нас вы можете оформить утильсбор, не выходя из дома!

Оказываем услугу по отправке оформленного документа уплаты утильсбора на Ваш почтовый адрес (ускоренная почта ЕМS).

  • Доставка – Минск, областные и районные центры в указанное время (до 19 часов) на следующий рабочий день, при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 62 руб .
  • Доставка – Минск, областные и районные центры, агрогородки, деревни, села – на следующий рабочий день либо через день (без указания времени ), при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 58 руб .

Стоимость оформления документа уплаты утильсбора без почтового отправления:

  • оформление утильсбора под ключ - 49 руб.
  • самостоятельное оформление утильсбора - 25 руб.

Подробная инструкция доступна .

Документы для оформления

Для оформления документа уплаты утилизационного сбора Вам будет необходимо предоставить следующие документы:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства, (если автомобиль новый, то предоставляется ПТС - паспорт транспортного средства с его техническими характеристиками).
  3. Личный паспорт нового владельца т/с (стр. 31, 32, 33, страница с пропиской).
  4. Квитанцию об оплате утильсбора (оплачивать только по системе ЕРИП, сумму необходимо уточнить у специалиста, который будет с Вами работать по телефонам, указанным ниже).
  5. Флешка для записи документа для представления в таможенные органы (не требуется при оформлении "под ключ").

Инструкция по оплате утильсбора

>оплату производит владелец транспортного средства по своему паспорту

Быстрый поиск в системе ЕРИП - код услуги платежа (ЕРИП) 420411.

ОПЛАТА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ. ЕРИП -> Таможенные платежи -> Утилизационный сбор -> лица с паспортом РБ, видом на жительство или Юридические лица и ИП -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе - 02013 Утилизационный сбор за транспортные средства, ввозимые (ввезенные) на территорию РБ -> Идентификационный номер (личный номер из паспорта РБ (состоит из 14 знаков! буквы используйте латинские!) или вида на жительство декларанта) или УНП юрлица и ИП. Если при оплате возникнут вопросы, пожалуйста, позвоните.

ОПЛАТА ЧЕРЕЗ БАНК. ЕРИП : бенефициар - Минская центральная таможня, УНП Минской центральной таможни - 100420574, банк-получатель - Национальный банк Республики Беларусь, счет в белорусских рублях - BY12NBRB36009200000080000000, БИК (BIC) NBRBBY2X, назначение платежа - 02013 утилизационный сбор.

Сумма оплаты меняется в зависимости от категории транспортного средства и юридического статуса плательщика, поэтому для определения суммы свяжитесь, пожалуйста, с нашими специалистами.

Перечень офисов для оформления утильсбора нашими специалистами

Юртэкс-Нар. ПТО "Колядичи-Авто"

Г. Минск ул. Бабушкина, 39, офис 413

тел./факс +375 17 510 20 10

специалист по таможенному декларированию Левко Валентин (специалист 2-й категории), тел. +375 44 530 86 23, e-mail:

специалист по таможенному декларированию Павлюченко Андрей (специалист 2-й категории), тел. +375 29 188 44 23, e-mail:

Юртэкс-Нар. ПТО "Культторг"

Адрес для навигатора: Минск, Меньковский тракт, 8, офис 209, координаты GPS 53.847368, 27.415433 (ТЛЦ "Озерцо-логистик", здание Белкультторга)

Контактные лица:

начальник отдела Ахламов Евгений (специалист 1-й категории), ф. +375 17 507 67 08, т. +375 17 507 67 09, т. +375 29 616 74 02, e-mail: ,

специалист по таможенному декларированию Скарадило Анастасия (специалист 2-й категории) , тел. +375 17 507 6601, ф. +375 17 507 6837, т. +375 44 580 31 65, e-mail: .

Юртэкс-Нар. ПТО "Минск-СЭЗ"

Г. Минск ул. Промышленная 6 "Б", 2 этаж, офис 29

начальник отдела Тенетко Татьяна (специалист 1-й категории), тел. +375 44 580 82 88,

специалист по таможенному декларированию Халецкая Татьяна, тел. +375 29 122 81 12.

Наш филиал в г.Гродно

Юртэкс-Нар. Филиал в городе Гродно

Г. Гродно ул. Пучкова, 28, 1 этаж, здание СВХ

Контактное лицо: директор филиала Юрчик Олег Иванович (специалист 1-й категории) тел. +375 44 580 82 96, +375 29 557 45 77.

Полезная информация, время работы

Время работы в Минске: понедельник - пятница с 9:00 до 17:00 (без обеда).

Основание для оплаты утилизационного сбора - Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 г. № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.10.2015 г. № 445 (скачать , 27.15 КВ).

Размер утилизационного сбора установлен в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 г. № 172 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2016 г. № 74 (скачать , 3.93 КВ).

Для ознакомления с подробной информацией, в том числе по нормативным документам, регулирующим вопросы взимания утилизационного сбора пожалуйста перейдите по следующей ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/utilizacionny_sbor-ru/

Размер утилизационного сбора (рублей)

Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 01.07.2019 № 437

ПЕРЕЧЕНЬ
видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора

  1. Транспортные средства категории M l , в том числе повышенной проходимости категории M 1 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта

1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

 2. Транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категорий N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

 3. Транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

  4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

свыше 350 тонн

 5. Прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн

* Категории транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Наша компания является таможенным представителем, зарегистрированным в реестре ГТК РБ за № ТА-0600/0000014 и вправе произвести оформление документа уплаты утильсбора "под ключ", т.е. с оформлением документа в таможне.

Вам будет необходимо только отправить сфотографированные документы на e-mail декларанта и забрать уже оформленный в таможне документ. Стоимость этой услуги - 24 рубля (дополнительно оплачивается услуга по заполнению документа в размере 25 рублей).

Стоимость услуги декларанта по заполнению документа уплаты - 25 рублей (без регистрации в таможенных органах).

Наши специалисты профессионально и в кратчайшие сроки оформят Вам все необходимые документы.

Приходите, и Вы обязательно станете нашим постоянным клиентом!

Несмотря на то что утилизационный сбор для белорусов введен почти год назад, этот платеж по-прежнему таит в себе много подводных камней. Так, летом сайт , когда один и тот же автомобиль Dodge Ram Van одним и тем же сотрудником таможенных органов для взимания ввозных таможенных пошлин был классифицирован как легковой, а для уплаты утилизационного сбора - как грузовой.

Как следовало из ответа ГТК, их сотрудник поступил правильно, поскольку товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а для уплаты утилизационного сбора применяется классификация, предусмотренная Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация" (ГОСТ 31286-2005).

В итоге автовладелец дважды заплатил по максимуму. Позже оказалось, что в аналогичную историю попал еще один наш читатель, результат был таким же.

Впрочем, проблема заключается не только в несогласованности двух нормативно-правовых актов (ТН ВЭД ТС и ГОСТ 31286-2005), но и в коварстве самого ГОСТ 31286-2005, в соответствии с нормами которого формируется размер утилизационного сбора. В документе есть два условия, "благодаря" которым легковые автомобили при ввозе на территорию Беларуси расцениваются таможенными органами как грузовые.

А белорусские покупатели, лавиной хлынувшие на российский автомобильный рынок, даже не подозревают, что их итоговые расходы из-за этого вырастут еще на пару тысяч долларов.

Давайте разбираться

Порядок уплаты утилизационного сбора в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств", ставки и коэффициенты - согласно Постановлению Совета Министров №172 от 27.02.2014 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64».

Для физических лиц, ввозящих ТС категории М1 (независимо от объема двигателя), применяется и невысокая ставка (20.000 рос. руб.), и пониженный коэффициент. В итоге размер утильсбора составляет 2000 или 3000 (для авто старше трех лет) рос. рублей.

Для транспортных средств категории N ставка иная - 150.000 рос. рублей. Поскольку такой транспорт по умолчанию предполагает коммерческое использование, никаких поблажек для физлиц здесь не предусмотрено. Коэффициенты разнятся только в зависимости от возраста и массы автомобиля. Получается, что утильсбор для транспортных средств полной массой не более 2,5 тонны составит 75.000 или 132.000 (для авто старше трех лет) рос. рублей. То есть 1600-2800 долларов.

Упомянутый ГОСТ 31286-2005 говорит, что М1 - это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения. А N1 - это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Но как быть с автомобилями, отвечающими одновременно двум характеристикам, - грузопассажирскими?

Мы выбрали наиболее популярные у белорусов модели, которые имеют полноценные возможности для перевозки как грузов, так и людей.

Условно их можно разделить на три группы:

  • минивэны (VW Caravelle, VW Transporter);
  • "каблуки" (например, Peugeot Partner);
  • пикапы (Toyota Hilux).

Разделом 6 ГОСТ 31286-2005 установлено, что грузопассажирские транспортные средства категории М1 относятся к категории N в случае выполнения следующих требований:
1. Число мест для сидения кроме места водителя не превышает шести.
2. P-(M+N*68)>N*68 , где
P - технически допустимая максимальная масса, кг,
M - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг,
N - количество мест для сидения, кроме места водителя.

Снаряженная масса автомобиля - это масса автомобиля без водителя и пассажиров, но включающая его стандартное оборудование, расходные материалы, например, моторное масло, охлаждающую жидкость двигателя, а также в нее включается полный бак топлива.

Допустимая максимальная масса автомобиля - это предусматриваемая производителями масса максимально загруженного авто. Ее еще часто называют разрешенной максимальной массой. Если хотите, чтобы ваш автомобиль вам долго служил, то данный показатель лучше не превышать, поскольку излишняя перегрузка отрицательным образом сказывается на кузове автомобиля и деталях подвески.

"Грузовой" - это практически наверняка

С микроавтобусом VW Transporter T5 все понятно - при его 11 местах он изначально относится к категории M2.

Назначение VW Transporter T5 Kasten тоже очевидно. Здесь 3 места (2 пассажирских), полная масса - 4800 кг, снаряженная - 1762 кг.
Несложно догадаться, что формула будет работать:
4800-(1762+2*68)>2*68,
2902>136.

Гораздо интереснее ситуация с грузопассажирскими автомобилями.

К примеру, Volkswagen Caravelle T5 2.0 может иметь 7 мест (6 пассажирских), полную массу 2850 кг, снаряженную - 1976 кг.
Получается, что 2850-(1976+6*68)>6*68, то есть 466>408.

Mercedes-Benz Vito kombi 116 CDI имеет 5 мест (4 для пассажиров), полную массу - 2800 кг, снаряженную - 1930 кг.
В итоге 2800-(1930+4*68)>4*68, неравенство 598>272 выполняется.

Получается, что даже при сокращенном количестве посадочных мест утильсбор за такие авто будет уплачен по полной.

Учитывая, что для "каблуков" модификация Kasten, как в случае и с минивэнами, практически однозначная, мы намеренно изучили для этой группы автомобилей варианты "комби".

Peugeot Partner , как это следует из технических характеристик, при семи местах (читай - 6 пассажиров) имеет полную массу 2025 кг и снаряженную 1420 кг. Рассчитаем по формуле:
2025-(1420+6*68)>6*68,

Заданное условие не выполняется, а значит, утилизационный сбор за ввоз такого автомобиля будет уплачен как для категории M1.

Схожая ситуация и с Renault Kangoo 1.6 . При 5 местах (4 для пассажиров), полной массе 1924 кг и снаряженной массе 1473 кг заданное неравенство тоже не выполняется:
1924-(1473+4*68)>4*68,
179>272.

То есть утильсбор будет уплачен как для категории M1.

А вот с Citroёn Berlingo картина другая. В нем 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 2025 кг, снаряженная - 1400 кг.

Неравенство выполняется:
2025-(1400+4*68)>4*68,
353>272.

Наконец, утилизационный сбор и для Fiat Doblo будет немаленьким. В этой машине 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 1830 кг, снаряженная - 1235 кг.

1830-(1235+4*68)>4*68,
323>272.

Что это значит? Мы бы посоветовали в каждом конкретном случае тщательно просчитывать все наперед, потому что вполне пассажирский вид "каблука" с точки зрения уплаты УС ничего не значит.

Пикап - неожиданно, но тоже "грузовой"

Наконец, пикап Toyta Hilux тоже отправился в категорию N1. Здесь 5 (4) мест, полная масса - 2690 кг, снаряженная -1885 кг.

2690-(1885+4*68)>4*68,
533>272.

Важно знать, что согласно Постановлению ГТК РБ №4 от 13.02.2014 в таможенные органы вместе с документом, отражающим исчисление и уплату утилизационного сбора (далее - РС), представляются следующие документы или их копии:

1. Документы, подтверждающие соответствие вида и категории транспортных средств классификации, предусмотренной Международным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".
К таким документам относятся:
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию М1 - свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию, отличную от М1, - одобрения типа транспортных средств, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.

2. Документы, подтверждающие момент выпуска и объем двигателя транспортного средства.

3. Оригинал платежной инструкции с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства (при отсутствии у таможни в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком утилизационного сбора).

4. Документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если РС представляется от имени плательщика его уполномоченным представителем.

Как видим, отнесение некоторых автомобилей, даже если они в техпаспорте числятся как легковые, к категории грузовых при уплате утилизационного сбора может очень удивить. Поэтому мы настоятельно рекомендуем все рассчитать заранее и тщательно взвешивать предстоящие расходы.

При возникновении спорных вопросов по отнесению автомобилей к категории М или N рекомендуется обратиться в БелТПП и получить официальное заключение об отнесении к этой категории.

Следует также отметить, что понижающие коэффициенты 0,1 и 0,15 применяются к базовой ставке утилизационного сбора в отношении только тех транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования . Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае не является критичной и составляет не более 3000 рос. рублей (примерно 870.000 бел. руб.).

Если лицо самостоятельно не ввозило для личного пользования на территорию Республики Беларусь транспортное средство, а приобрело такое транспортное средство на территории Республики Беларусь , что, например, подтверждается представлением документов, свидетельствующих о совершенной сделке, для уплаты утилизационного сбора применяются коэффициенты от 5,3 до 35,01. Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае для физического лица становится значительной и составляет от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

Вторая проблема связана с автомобилями, ввезенными на территорию Республики Беларусь лицами, получившими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и освобождаемыми от уплаты утилизационного сбора . Как показывает практика, лица, переселяющиеся в Республики Беларусь, ввозят в страну автомобили в соответствии с законодательством без уплаты утилизационного сбора, а затем в силу разных причин отчуждают (продают, дарят и т.д.) ввезенные автомобили иным лицам. Вместе с тем указом определено, что в случае отчуждения (за исключением отчуждения за пределы Республики Беларусь) таких транспортных средств утилизационный сбор подлежит уплате лицом, приобретшим транспортное средство. В связи с тем что в данном случае автомобили приобретаются в собственность на территории Республики Беларусь, коэффициенты к базовой ставке утилизационного сбора в размере 0,01 и 0,15 не могут быть применены . В итоге приобретатели, сами того не ведая, обязаны уплатить утилизационный сбор по повышенным ставкам, то есть в размере от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

В свою очередь, таможенными органами подготовлены и направлены на обсуждение заинтересованным органам государственного управления соответствующие предложения о корректировке норм указа, позволяющие в будущем регулировать проблемные вопросы уплаты утилизационного сбора исходя из практики его администрирования.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
сайт

Все, что "ровно", засчитывается в пользу автовладельцев

При расчете утилизационного сбора порой принципиально важное значение может иметь 1 кг или 1 день. Как решается вопрос отнесения ТС к той или иной категории, если речь идет о "ровных" показателях?

Совет Министров разъяснил отдельные вопросы взимания утилизационного сбора в Республике Беларусь, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе Министерства по налогам и сборам.

При градации транспортных средств в соответствии с приложением к постановлению Совмина от 27.02.2014 №172 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64" формулировки "от" и "до" следует отождествлять с формулировками "свыше" и "не более" соответственно, используемыми в приложении к указу от 4.02.2014 №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".

Например:

  1. Транспортное средство с рабочим объемом двигателя 2000 куб. см ровно относить к группе "от 1000 до 2000 куб. см".
  2. Транспортное средство массой 3,5 тонны ровно относить к группе "от 2.5 до 3,5 тонны".
  3. Транспортное средство, с момента выпуска которого прошло 3 года ровно, относить к группе "до 3 лет".

Постановлением Совета министров от 1 июля 2019 года №437 утверждены новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства в Беларуси. Постановление вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. В среднем ставка утилизационного сбора выросла на 10%.

Новая ставка утилизационного сбора на ввозимые гражданами авто для личного пользования и на автомобили с электродвигателями составит:

  • 544,5 рубля — для транспорта моложе 3 лет. Ранее было 495 руб.;
  • 816,7 рубля — для транспорта старше 3 лет. Ранее было 742,5 руб.

Изменения коснулись и других типов транспорта. Новые диапазоны ставки утилизационного сбора (в зависимости от возраста и массы ТС):

  • на грузовики — от 4 083,7 до 96 376,5 руб. Ранее диапазон составлял 3712,5 — 95 525 руб.;
  • на автобусы и пассажирскую технику — от 4 900,5 до 42 471 руб. Прежний диапазон ставки 4 455 — 38 610 руб.;
  • на бездорожные самосвалы — от 111 078 до 326 700 руб. Ранее диапазон составлял 100 980 — 297 000 руб.;
  • прицепы, полуприцепы — 38 640 руб.

Утилизационный сбор в Беларуси на автомобили — это обязательный платеж на всей территории государства для ввозимых ТС. Система оплаты претерпевала изменения в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Повышались коэффициенты, ставки для расчета стоимости платежа. Поговорим об этом подробнее, а также узнаем, сколько стоит утилизационный сбор в Беларуси в 2020 году.

О чем я расскажу ниже

В чем суть сбора?

Утилизационный сбор в Беларуси введен указом Президента страны 4 февраля 2014 года №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. В законодательном акте прописаны категории ТС, подлежащие оплате, сроки и порядок внесения платежа.

Цель введения — решение проблемы уничтожения автомобилей, вышедших из строя, безопасным для экологии и человека способом. Платеж перечисляется в бюджет государства и не является налогом.

Оплата производится только при ввозе авто в личных и коммерческих целях. Автомобили, ранее ввезенные, купленные внутри страны, сбором не облагаются.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

На какие категории автомобилей распространяется

Оплачивать утильсбор должны владельцы, покупатели, импортеры следующих категорий ТС, ввозимых на территорию Белоруссии:

  1. Легковые автомобили для личного пользования.
  2. Авто с электродвигателем.
  3. Машины повышенной проходимости.
  4. Автомобили с гибридной силовой установкой.
  5. Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  6. Автобусы.
  7. Самосвалы.

Сумма утилизационного сбора в Беларуси на возимые автомобили зависит от объема двигателя, страны вывоза, цели использования, категории лица владельца (юридическое или физическое).

Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Беларуси в 2019 году для ИП и организаций

Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

Легковые автомобили (категория M1) , в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см
– свыше 3500 куб. см
ввезенные с России и других стран ЕАЭС, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя
Грузовые автомобили (категории N1, N2, N3) , в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой:
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
Специальные транспортные категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G:
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей
автобетоносмесители
Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
с объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см
– свыше 10 000 куб. см
Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
свыше 350 тонн

Как рассчитать

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для физических лиц рассчитывается по готовому шаблону на основании документов на ТС. Юридические лица перед расчетом должны получить сертификат одобрения типа автомобиля.

До 2017 года процедура расчета была довольно сложной. Требовалось знать возраст, категорию, объем двигателя ТС и другие технические значения. В 2019 требуются только параметры двигателя.

Для расчета утилизационного сбора в Беларуси на авто, ввозимые из России, воспользуйтесь калькулятором и таблицей выше.

  1. Базовая ставка умножается на коэффициент.
  2. Коэффициент зависит от категории авто, возраста, объема двигателя.

Ставки утильсбора для легковых авто младше 3-х лет — 495 бел. руб.; для ТС старше 3-х лет — 742,5 бел. руб.

Стоимость утилизационного сбора в Беларуси для легковых авто младше 3 лет категории М1 составит 6 851,4 бел.руб.; для ТС с гибридной установкой и объемом двигателя не более 1000 куб.см — 851,4 (новые авто) и 5247 бел. руб. для машин старше 3-х лет.

Сроки оплаты

Уплата утилизационного сбора в Беларуси производится в следующие сроки:

  • до постановки автомобиля на государственный учет в ГАИ. Касается всех ввозимых авто из стран ЕАЭС , России;
  • до выпуска ТС в свободное обращение. Автомобили, выпущенные и ввозимые не из стран ЕАЭС для пользования физическими лицами;
  • до постановки на таможенную процедуру выпуска. Касается ТС, используемых для внутреннего пользования, ввозимых не из стран ЕАЭС , не для личных целей использования.

Порядок оплаты

Оплатить утилизационный сбор в Беларуси можно в отделении банка, используя распечатанную квитанцию, заполненную реквизитами Минской центральной таможни.

Оплату услуг в системе «Расчет» можно совершить в пунктах банковского обслуживания банков-участников ЕРИП и отделениях РУП «Белпочта», а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания (интернет-, мобильный банкинг и проч.).

Оплата в системе «Расчет» возможна с использованием наличных денежных средств, электронных денег (WebMoney, belqi) и банковских платежных карточек. Плательщикам, использующих для оплаты карты, эмитированные банками-нерезидентами, оплата услуг системы «Расчет» доступна на платежном ресурсе e-pay.by .

Для оплаты утилизационного сбора в АИС «Расчет» ЕРИП необходимо последовательно выполнить следующие действия:

В разделе «Платежи» выбрать вкладки:
« Система «Расчет» (ЕРИП) » ;
« Таможенные платежи » ;
« Выбрать категорию плательщика (например — Лица с паспортом РБ, видом на жительство 02013 ;
« Утилизац.сбор при ввозе | код услуги 420411 » .

Заполнение декларации и расчет по квитанции могут быть произведены представителем владельца автомобиля.

Форма и порядок заполнения документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, закреплены в постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 года № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64». Данная форма аналогична форме таможенной декларации на товары.

Необходимые документы

  1. Копия, оригинал договора купли-продажи транспортного средства.
  2. ПТС для новой машины / СТС при покупке авто на вторичном рынке.
  3. Паспорт владельца ТС (стр. 31, 32, 33, стр. с пропиской). или свидетельство о регистрации, если владелец авто — юридическое лицо);
  4. Квитанция об оплате (по системе ЕРИП).

В отдельных ситуациях требуется документ от официального дилера с подтверждением типа ТС, его полной массы и года выпуска.

Видео про утильсбор в Беларуси