Тенденции мирового развития в 19 веке. Основные тенденции мирового развития в XIX в

План

Россия в первой половине ХIX в.

Лекция 5.1. Тенденция развития всемирной истории в ХIX в.

Кризис самодержавия в России

Тема 5. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

В Европе и Северной Америке XIX век - это век утверждения индустриальной цивилизации. Ее отсчет ведется с промышленного переворота. Промышленный переворот - явление технико-экономического характера, связанное с переходом мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в основе которого - машины . Промышленный переворот стал, во-первых, качественным скачком в развитии производительных сил, во-вторых, он резко изменил все общественные отношения.

Критерием, определяющим начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы (в Англии - 80-е гг. XVIII в., во Франции - конец XVIII в., в Германских государствах - 20 − 50-е гг. XIX в.). Колыбелью промышленной революции стала Западная Европа. Именно там сформировались предпосылки промышленного переворота: мануфактура как фундамент для использования машин; кадры рабочих; развитие естественных наук и технические изобретения; первоначальное накопление капитала; аграрный переворот.

Англия стала лидером в промышленном перевороте, потому что все необходимые для этого предпосылки там сочетались наиболее благоприятным образом. Однако в каждой стране имелись свои особенности этого процесса.

Во Франции индустриализация проходила более медленно, чем в Англии, так как преобладание мелких крестьянских хозяйств ограничивало емкость ее внутреннего рынка. Франция совершила буржуазную революцию на сто лет позже, чем Англия.

Три обстоятельства определили особенность промышленного переворота в Германии: первое - страна до 1870 г. была раздробленной; второе - объединение страны осуществлялось сверху; третье - промышленный переворот происходил задолго до буржуазной революции и потому неравномерно, в этом процессе велика была роль государства.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, можно проследить его определенную последовательность.

1. В Англии, как и в других странах Европы и США, промышленный переворот и последующая индустриализация начались в легкой промышленности.

2. Новые методы организации производства в легкой промышленности постепенно стали внедряться и в других отраслях.

3. Появились особые отрасли промышленности - машиностроение и станкостроение.


4. Массовое распространение машин и фабричного производства привело к окончательной победе над ремеслом.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гг. XIX в., во Франции и США - к началу 70-х гг., в Германии и Австро-Венгрии - к концу 80-х гг. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в.

Промышленный переворот имел важные последствия. Принципиально изменились техника, технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, электротехническая и др. Началось развитие технических наук как отдельной отрасли знания. Техническая база обеспечивала быстрое внедрение научных открытий. Индустриализация вызвала резкий рост производительности труда, объема выпускаемой продукции, валового национального дохода. Ускорились темпы урбанизации. Изменились размещение производительных сил, социальная структура общества. Если к началу XIX в. в городах мира проживало 3 % населения, то в 1900 г. - 13,6 %. В ведущих странах рабочие составляли более 50 % населения, а в Англии - 70 %. Повысился удельный вес и политическое влияние промышленников.

В результате роста промышленного производства изменились характер и структура потребления, повысился уровень жизни населения. Серьезные изменения произошли и в духовной жизни. В европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни.

Формирование национальных буржуазных государств . В Европе образовались огромные империи (Австрийская, Оттоманская, Российская). Развитие капитализма оказало влияние на национально-государственное устройство Европы. Имея экономическое могущество, национальная буржуазия стремилась к обретению самостоятельной государственности, политическому единовластию. Она решала эту задачу в ходе второй (20−30-е гг. XIX в. в Сицилии, Бельгии, Франции и др.), третьей (1848−1849 гг. - в большинстве стран Европы) и четвертой (50-е, 70-е гг. - Италия, Франция и др.) революционных волн.

Процесс создания самостоятельных буржуазных национальных государств включает ряд периодов.

Первый (XVIII - первая половина XIX вв.) сопровождался борьбой за национальное освобождение. Импульсом к развертыванию освободительных движений стала Великая французская революция. Греция получила независимость в результате национально-освободительной борьбы (1821) и русско-турецкой войны (1825-1829). Бельгия, находившаяся в составе Австрийской империи, обрела независимость в результате восстания 1830 г.

Второй период создания независимых национальных государств (середина XIX - начало XX в.) характеризовался обострением национального вопроса в полиэтнических государствах. 1848-1849 гг. - время революций в Венгрии, Чехии и развития освободительного движения славянских народов. Австрия в 1867 г. была вынуждена принять программу национального устройства. В результате этого Австрийская империя была переименована в Австро-Венгрию; определены границы между двумя ее частями; Австрия и Венгрия создали свои законодательные органы. Этот союз не обеспечивал равных прав другим славянским народам в составе Австро-Венгрии. С середины XIX в. обострился Балканский кризис. Это был и вопрос о судьбе славянских народов Балкан, которые входили в состав Австро-Венгерской и Оттоманской империй. Решающую роль в его решении сыграла Россия. Так, Черногория и Сербия стали независимыми в ходе русско-турецкой войны 1877-1879 гг. Молдавия и Валахия объединились в единое государство Румынию. В 1878 г. Болгария была освобождена от турецкого ига и в 1908 г. обрела независимость. Однако народы Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии оставались под чужеземным игом.

В 1870−1871 гг. завершился процесс объединения ранее раздробленных государств. В Германии этот процесс шел «сверху», в Италии - «снизу», путем национально-освободительной войны против Австрийского государства.

В 1905 г. в результате референдума произошло отделение Норвегии от Швеции. В начале XX в. процесс образования национальных буржуазных государств в Европе был в основном завершен; национальный вопрос все больше трансформировался в национально-политический.

Борьба за демократизацию политической системы. Создание новой буржуазной государственности включало в себя установление новых форм политической власти, демократического государственного устройства. В ходе английской и французской буржуазных революций, войны за независимость в США были выдвинуты важнейшие демократические принципы: право человека на свободу и равноправие, суверенитет народа, идея правового демократического государства, опирающегося на разделение властей, и др. Острота политической борьбы в ходе революций и после их завершения объяснялась не только сопротивлением феодальных классов. Крупная буржуазия, борясь за власть, не стремилась делиться ею, расширять демократические права участников революции. В Италии, Пруссии, Австро-Венгрии установились различные формы буржуазно-помещичьей конституционной монархии. Чтобы окончательно установить республиканскую форму правления, во Франции произошли три революции, было принято больше 10 конституций. В стране сложилась специфическая форма господства крупных слоев буржуазии (бонапартизм - реакция на революцию 1848 г.). Характерные черты бонапартизма - опора на армию, полицейско-бюрократическую машину, сохранение парламента.

В Германии бонапартизм прослеживался в политике ее канцлера. В Англии - стране классического парламентаризма− шла политическая борьба за демократизацию избирательных законов. В ходе острых политических боев и революций утвердилась система парламентаризма, расширились демократические права.

Политические партии и общественные движения . Образование буржуазных государств сопровождалось созданием новых политических партий, развитием общественных движений. Почти повсеместно в системе политических партий были представлены три крыла: консервативное, радикально-демократическое и либеральное. Консервативные партии были реакцией на Великую французскую революцию. Первоначально они стремились восстановить монархию, вступив в союз с церковью и армией (Франция, Германия, Италия). По мере развития капитализма партии превращались в консервативно-реформистские, буржуазно-аристократические. Либеральные партии отстаивали конституционализм, демократические права, частную собственность.

В 30−40-е гг. на арену политической борьбы вышел рабочий класс. Рабочее движение возникло в результате политического и экономического бесправия пролетариата. Оно было представлено в следующих формах: «чартизм» (Англия), забастовки, митинги, демонстрации, профсоюзное движение и др. Борьба носила в основном экономический характер.

Теоретические и идейные основы рабочего движения были разнообразны и пестры. В 30−40-е гг. было сильно влияние «чартизма», утопического рабочего коммунизма (Э. Кабе, Т. Дезами - во Франции, В. Вейтлинг - в Германии) и утопического социализма (Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс сделали попытку научного обоснования социализма. Главной идеей «Манифеста Коммунистической партии» (1848) стало революционное уничтожение капитализма и частной собственности. В «Манифесте» обосновывалась миссия пролетариата как могильщика капитализма. Наряду с марксизмом развивались и другие социалистические течения: прудонизм, бланкизм, лассальянство.

Возникновение социалистических учений, формирование международных социалистических организаций (Первого (1864) и Второго (1889) Интернационалов), образование социалистических партий (в конце XIX в. они действовали в 21 стране и насчитывали более 300 тыс. чел.), особенно влиятельных в Германии и Франции, стало важным фактором эволюции рабочего движения.

Появление партий и движений оказало влияние на формирование политических систем буржуазных государств и содействовало развитию демократических начал в жизни индустриального общества.

Итак, конец XVIII − первая половина XIX вв. в Европе и Северной Америке - это период утверждения индустриальной цивилизации, формирования национальных буржуазных государств, политических партий и общественных движений, борьбы за демократизацию политической системы.

2. Эволюция системы государственного управления Российской империи

XIX столетие - завершающий этап тысячелетней истории России, последний век самодержавного управления на началах абсолютизма, который достиг своего апогея. Самодержавие олицетворяло и выражало интересы дворянской империи. Это определяло его консервативную природу, обусловленную стремлением уберечь Россию от государственно-управленческих новаций Запада (конституции, разделения властей, парламента, правового устройства управления). Однако сложившаяся историческая ситуация усиливала необходимость радикальной реорганизации системы управления.

В России в первой половине XIX в. шел поиск путей совершенствования государственного управления. Столкнулись традиционалистская и модернистская концепции отношения к судьбе управления.

Сторонники традиционализма исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить основу самодержавного управления - абсолютизм, допускали как вынужденные отдельные административные изменения, но с сохранением незыблемости строя.

Сторонники модернизации России предлагали осуществить либерализацию власти и управления на конституционных началах, учредить выборные представительные органы, обеспечить многосословность в управлении.

Как изменялось состояние государственного управления, насколько адекватным оно было потребностям и возможностям исторической ситуации первой половины XIX века?

Для россиян XIX век начался с дворцового переворота, гибели Павла I и прихода на престол Александра I (1801-1825). По своим взглядам он был умеренным либералом. Была восстановлена упраздненная Павлом I традиция рассмотрения крупных вопросов внутренней и внешней политики, проектов преобразований в кругу доверенных государственных мужей.

Первоначально такие вопросы обсуждались «Негласным комитетом» (1797-1803), состоящим из друзей Александра I (В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского). Постепенно деятельность этого комитета сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. В 1801-1809 гг. действовал «Совет непременный», учрежденный как законосовещательный орган при императоре, в составе 12 сановников, назначенных Александром I.

Заметным явлением в поисках эффективного механизма управления стало стремление императора опереться на силу закона, его верховенство. Закладывалась тенденция единства закона и управления, упорядочения законодательства, придания самодержавному управлению законной формы.

Усилению законности в управлении должна была способствовать реформа Сената . К началу XIX в. Сенат имел громоздкую структуру, слабо действующий аппарат. Указ «О правах и обязанностях Сената» (8.09.1802) объявил Сенат хранителем законов. Сенат был восстановлен в своих правах верховного органа империи. Он являлся высшим административным, судебным и контролирующим органом. Его власть была ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора. Сенату были подчинены высшие, центральные органы управления, судебная система.

Являя собой высший орган суда и надзор, Сенат должен был утверждать законность во всех исполнительных структурах управления. Реформа Сената, изменение его функций на протяжении первой половины XIX в. были направлены на усиление самодержавного управления. Не был реализован проект разделения Сената на Правительствующий и Судебный (М.М. Сперанский, 1811). Роль Сената в управлении ограничивали Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, а также создаваемые по важным государственным вопросам чрезвычайные органы. Постепенно Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

Наиболее значительным изменениям подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям времени. «Непременный совет» осознавал потребность в более гибком исполнительном управлении. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления.

Министерской системе управления присущи такие основные черты, как единоначалие, персональная ответственность, исполнительность, строгая ведомственная подчиненность по вертикали, четкие рамки отраслевого управления, конкретность функций и др.

Принципиальная основа нового устройства управления отражена в манифесте «Об учреждении министерств» (8.09.1802).

Во-первых , в нем подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I.

Во-вторых , учреждение министерств мотивировано необходимостью приведения всех частей государственного управления в прочное и намерению императора соответствующее устройство.

В-третьих , государственными делами должны были управлять восемь министерств.

В-четвертых , каждое министерство, согласно манифесту, ведало определенной частью государственных дел, а все вместе они должны обеспечивать единство управления.

В-пятых , министры назначаются императором, представляют через Сенат ежегодные письменные отчеты.

В-шестых , Сенату надлежало рассматривать деятельность министров, представлять доклады императору.

Возвеличивание императорской власти, усиление роли законности, реорганизация Сената, создание министерств составили первый период административных реформ Александра I . Второй период связан с деятельностью М.М. Сперанского. С 1807 г. он являлся статс-секретарем и ближайшим советником Александра I.

М.М. Сперанский помог императору усилить контроль над высокопоставленными государственными служащими, которые претендовали на чиновно-бюрократическую самостоятельность (Указ 3.04.1809). Нашумевшим оказался и подготовленный им втайне Указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советники» (6.08.1809). Он стимулировал получение высшего образования представителями широких дворянских кругов и продвижение их по чинной иерархической лестнице.

Разрабатывая план государственных преобразований, М.М. Сперанский надеялся на радикально-эволюционный путь развития России с помощью преобразования всех составных частей и уровней управления. Предлагалось следующее.

2. Создать при монархе Государственный совет как особое высшее законосовещательное учреждение (рис. 1).

3. Сочетать с верховенством монарха разделение ветвей власти. Составить управление из трех вертикалей учреждений - законодательных, исполнительных, судебных, имеющих выборный характер.

Законодательная вертикаль : а) волостная дума - из всех земельных собственников волости и депутатов от государственных крестьян (по одному от 500 душ), выбирающая волостное управление и депутатов в уездную думу на 3 года; б) уездная дума , выбирающая уездное правление и депутатов в губернскую думу; в) губернская дума , выбирающая губернское правление и депутатов Государственной думы; г) Государственная дума в составе депутатов всех сословий − стоит во главе вертикали.

Исполнительная вертикаль : а) вершина исполнительной власти - министры , назначаемые монархом; б) губернатор - в губернии, назначаемый монархом, и при нем губернское правление; в) вице-губернатор , назначаемый сверху, и при нем областное правление; г) уездный начальник с канцелярией − глава администрации, назначаемый сверху; д) волостной начальник - глава администрации, назначаемый сверху.

Судебная вертикаль с высшей судебной инстанцией - Сенатом , губернскими, окружными, уездными, волостными судами, при выборности судей .

Государственный совет призван был объединять деятельность трех управленческих вертикалей и тем самым обеспечивать законность и единство государственного управления при верховной власти монарха, представлять ему на утверждение все рассмотренные Государственной думой и Государственным советом проекты.

4. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав. Политические права предоставляются тем, кто имеет недвижимую собственность. Таким образом, возможность влиять на систему власти появилась не только у аристократии, но и у средних слоев общества.

5. Провозглашалась идея правового государства: правит закон, а не люди.

М.М. Сперанский намеревался обеспечить эффективность государственного управления через сочетание монархического и выборного представительства сословий в государственном управлении, разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной вертикалей власти, разумное законодательство. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление консерваторов, да и Александр I охладел к либеральным идеям. Однако по плану М.М. Сперанского был создан Государственный совет (1.01.1810) - высший законодательный орган при императоре. Члены Госсовета и председатель назначались императором. Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии ; комиссии составления законов; государственную канцелярию с госсекретарем. Первым госсекретарем был М.М. Сперанский. Однако Госсовет не стал единственным органом законотворчества. Многие законопроекты утверждались царем, минуя Госсовет, по докладам председателя Комитета министров, председателей различных советов и комитетов. Идея введения в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с укоренившимся традиционным произволом российского абсолютизма.

В 1811 г. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским «Общее учреждение министерств», завершившее реформу, начатую в 1802 г. Были четко определены структура и функции министерств, регламентировались их взаимоотношения с другими органами власти, усилен исполнительный характер отраслевого управления.

В 1812 г. учрежден Комитет министров с особой властью по всем делам государственного управления на время отсутствия императора в столице. В состав Комитета входили представители департаментов Госсовета, министры, чины министерских управляющих структур. Председатель Государственного совета стал одновременно и председателем Комитета министров. Комитет имел характер совещания монарха с доверенными высокопоставленными чиновниками по вопросам согласования действий нескольких министерств.

Административные реформы 1801−1812 гг. повлияли на состояние высшего и центрального управления, способствовали проявлению ведомственно-линейного принципа, централизации управления. Оформилась исполнительная власть, появился зародыш будущей законодательной власти. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей.

Послевоенная волна либерализма обернулась дарованной Александром I конституцией Царству Польскому. Этот факт рассматривался как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект российской конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А Вяземским (1820) и предусматривал федеративное устройство государства, создание парламента, разделение административной власти и суда. Однако проект не был обнародован.

К началу 20-х годов XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и ограничивается некоторым подновлением существующей системы. Курс правительства становится, по одним определениям, «консервативным», по другим - «реакционным».

Крах государственного либерализма привел к противопоставлению правительству радикального крыла дворянской оппозиции. В качестве альтернативы самодержавию идеологи декабристов П. Пестель и Н. Муравьев выдвинули проекты конституций России, в которых использовали некоторые идеи М. Сперанского.

Николай I, сменив Александра I на престоле, сурово расправился с носителями идей радикального изменения правления и управления обществом, объявил преступной идею конституции, всесословного представительства во власти, сосредоточил все рычаги управления в своих руках, придал государственному управлению ярко выраженный политический характер.

В качестве главной задачи Николай I поставил сохранение самодержавия. Была усилена личная роль монарха в государственном управлении. Он сосредоточил в своих руках через высшие и центральные органы распорядительные и исполнительные функции, установил мелочную опеку над органами местного управления. Ключевым органом в государственной структуре стала Собственная е.и.в. канцелярия , которая возглавила законодательство и всю систему управления. Здесь и в специальных комитетах разрабатывались законопроекты. Роль Государственного совета была принижена. Законы принимались и помимо него.

В 1826−1842 гг. была изменена структура канцелярии, создано
6 постоянных и несколько временных отделений по сферам государственной жизни, через которые император непосредственно управлял государственным аппаратом. Фактически он стоял над всей системой управления. Это создавало параллелизм в работе высшего и центрального управления, принижало значение и ответственность последнего.

Первое отделение Собственной е.и.в. канцелярии готовило проекты указов, контролировало исполнение «высочайших повелений», управляло кадрами чиновной бюрократии.

Второе отделение обобщало, кодифицировало законодательство.

Третье отделение вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всем государственным аппаратом, являлось органом внесудебной расправы.

Четвертое отделение являлось канцелярией императрицы с попечительскими функциями над благотворительными и учебными заведениями.

Пятое отделение было создано специально для реформирования управления государством (1836). Оно упорядочило крестьянское самоуправление (на рубеже 30 − 40-х гг.).

Шестое отделение разрабатывало административные реформы для Кавказа.

Собственная е.и.в. канцелярия стала орудием абсолютистского управления.

При Николае I была проведена уникальная систематизация законов. Второе отделение Собственной е.и.в. канцелярии при участии М.М. Сперанского проработало более 30 тыс. документов. В 1832 году завершена публикация свода законов Российской империи. В отдельные тома были объединены законы о высшем, центральном и местном управлении. Родилась система российского права, составившая основу государственного управления.

Реорганизованное в первой половине XIX в. центральное управление просуществовало с небольшими изменениям вплоть до 1917 г.

Министерства

Рис.2. Высшее и центральное управление в первой половине XIX в.

Таким образом, в первой половине XIX в. совершенствовалось государственное управление, произошла замена коллежской системы министерской, формировался ведомственно-линейный принцип, связывающий всю вертикаль отраслевого управления, изменилось высшее и центральное управление при усилении императорского влияния. В силу факторов объективного и субъективного характера императорско-абсолютистское управление обретало кризисные черты, что вызывало потребность нового этапа перестройки всей системы государственной власти и управления.

Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке
Рубрика (тематическая категория) Политика

План

Россия в первой половинœе ХIX в.

Лекция 5.1. Тенденция развития всœемирной истории в ХIX в.

Кризис самодержавия в России

Тема 5. Основные тенденции развития всœемирной истории в XIX в.

1. Основные тенденции развития всœемирной истории в XIX веке.

2. Эволюция системы государственного управления Российской империи.

3. Социально-экономическое развитие России.

В Европе и Северной Америке XIX век - ϶ᴛᴏ век утверждения индустриальной цивилизации. Ее отсчет ведется с промышленного переворота. Промышленный переворот явление технико-экономического характера, связанное с переходом мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в базе которого – машины . Промышленный переворот стал, во-первых, качественным скачком в развитии производительных сил, во-вторых, он резко изменил всœе общественные отношения.

Критерием, определяющим начало промышленного переворота в какой-либо стране, принято считать начало формирования фабричной системы (в Англии – 80-е гᴦ. XVIII в., во Франции – конец XVIII в., в Германских государствах – 20 − 50-е гᴦ. XIX в.). Колыбелью промышленной революции стала Западная Европа. Именно там сформировались предпосылки промышленного переворота: мануфактура как фундамент для использования машин; кадры рабочих; развитие естественных наук и технические изобретения; первоначальное накопление капитала; аграрный переворот.

Англия стала лидером в промышленном перевороте, потому что всœе необходимые для этого предпосылки там сочетались наиболее благоприятным образом. При этом в каждой стране имелись свои особенности этого процесса.

Во Франции индустриализация проходила более медленно, чем в Англии, так как преобладание мелких крестьянских хозяйств ограничивало емкость ее внутреннего рынка. Франция совершила буржуазную революцию на сто лет позже, чем Англия.

Три обстоятельства определили особенность промышленного переворота в Германии: первое – страна до 1870 ᴦ. была раздробленной; второе – объединœение страны осуществлялось сверху; третье – промышленный переворот происходил задолго до буржуазной революции и потому неравномерно, в данном процессе велика была роль государства.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, можно проследить его определœенную последовательность.

1. В Англии, как и в других странах Европы и США, промышленный переворот и последующая индустриализация начались в легкой промышленности.

2. Новые методы организации производства в легкой промышленности постепенно стали внедряться и в других отраслях.

3. Появились особые отрасли промышленности – машиностроение и станкостроение.

4. Массовое распространение машин и фабричного производства привело к окончательной победе над ремеслом.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гᴦ. XIX в., во Франции и США – к началу 70-х гᴦ., в Германии и Австро-Венгрии – к концу 80-х гᴦ. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в.

Промышленный переворот имел важные последствия. Принципиально изменились техника, технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, электротехническая и др.
Размещено на реф.рф
Началось развитие технических наук как отдельной отрасли знания. Техническая база обеспечивала быстрое внедрение научных открытий. Индустриализация вызвала резкий рост производительности труда, объёма выпускаемой продукции, валового национального дохода. Ускорились темпы урбанизации. Изменились размещение производительных сил, социальная структура общества. В случае если к началу XIX в. в городах мира проживало 3 % населœения, то в 1900 ᴦ. – 13,6 %. В ведущих странах рабочие составляли более 50 % населœения, а в Англии – 70 %. Повысился удельный вес и политическое влияние промышленников.

В результате роста промышленного производства изменились характер и структура потребления, повысился уровень жизни населœения. Серьезные изменения произошли и в духовной жизни. В европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни.

Формирование национальных буржуазных государств. В Европе образовались огромные империи (Австрийская, Оттоманская, Российская). Развитие капитализма оказало влияние на национально-государственное устройство Европы. Имея экономическое могущество, национальная буржуазия стремилась к обретению самостоятельной государственности, политическому единовластию. Она решала эту задачу в ходе второй (20−30-е гᴦ. XIX в. в Сицилии, Бельгии, Франции и др.), третьей (1848−1849 гᴦ. – в большинстве стран Европы) и четвертой (50-е, 70-е гᴦ. – Италия, Франция и др.) революционных волн.

Процесс создания самостоятельных буржуазных национальных государств включает ряд периодов.

Первый (XVIII – первая половина XIX вв.) сопровождался борьбой за национальное освобождение. Импульсом к развертыванию освободительных движений стала Великая французская революция. Греция получила независимость в результате национально-освободительной борьбы (1821) и русско-турецкой войны (1825–1829). Бельгия, находившаяся в составе Австрийской империи, обрела независимость в результате восстания 1830 ᴦ.

Второй период создания независимых национальных государств (середина XIX – начало XX в.) характеризовался обострением национального вопроса в полиэтнических государствах. 1848–1849 гᴦ. – время революций в Венгрии, Чехии и развития освободительного движения славянских народов. Австрия в 1867 ᴦ. была вынуждена принять программу национального устройства. В результате этого Австрийская империя была переименована в Австро-Венгрию; определœены границы между двумя ее частями; Австрия и Венгрия создали свои законодательные органы. Этот союз не обеспечивал равных прав другим славянским народам в составе Австро-Венгрии. С середины XIX в. обострился Балканский кризис. Это был и вопрос о судьбе славянских народов Балкан, которые входили в состав Австро-Венгерской и Оттоманской империй. Решающую роль в его решении сыграла Россия. Так, Черногория и Сербия стали независимыми в ходе русско-турецкой войны 1877–1879 гᴦ. Молдавия и Валахия объединились в единое государство Румынию. В 1878 ᴦ. Болгария была освобождена от турецкого ига и в 1908 ᴦ. обрела независимость. При этом народы Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии оставались под чужеземным игом.

В 1870−1871 гᴦ. завершился процесс объединœения ранее раздробленных государств. В Германии данный процесс шел ʼʼсверхуʼʼ, в Италии – ʼʼснизуʼʼ, путем национально-освободительной войны против Австрийского государства.

В 1905 ᴦ. в результате референдума произошло отделœение Норвегии от Швеции. В начале XX в. процесс образования национальных буржуазных государств в Европе был в основном завершен; национальный вопрос всœе больше трансформировался в национально-политический.

Борьба за демократизацию политической системы. Создание новой буржуазной государственности включало в себя установление новых форм политической власти, демократического государственного устройства. В ходе английской и французской буржуазных революций, войны за независимость в США были выдвинуты важнейшие демократические принципы: право человека на свободу и равноправие, суверенитет народа, идея правового демократического государства, опирающегося на разделœение властей, и др.
Размещено на реф.рф
Острота политической борьбы в ходе революций и после их завершения объяснялась не только сопротивлением феодальных классов. Крупная буржуазия, борясь за власть, не стремилась делиться ею, расширять демократические права участников революции. В Италии, Пруссии, Австро-Венгрии установились различные формы буржуазно-помещичьей конституционной монархии. Чтобы окончательно установить республиканскую форму правления, во Франции произошли три революции, было принято больше 10 конституций. В стране сложилась специфическая форма господства крупных слоев буржуазии (бонапартизм – реакция на революцию 1848 ᴦ.). Характерные черты бонапартизма – опора на армию, полицейско-бюрократическую машину, сохранение парламента.

В Германии бонапартизм прослеживался в политике ее канцлера. В Англии – стране классического парламентаризма− шла политическая борьба за демократизацию избирательных законов. В ходе острых политических боев и революций утвердилась система парламентаризма, расширились демократические права.

Политические партии и общественные движения. Образование буржуазных государств сопровождалось созданием новых политических партий, развитием общественных движений. Почти повсœеместно в системе политических партий были представлены три крыла: консервативное, радикально-демократическое и либеральное. Консервативные партии были реакцией на Великую французскую революцию. Первоначально они стремились восстановить монархию, вступив в союз с церковью и армией (Франция, Германия, Италия). По мере развития капитализма партии превращались в консервативно-реформистские, буржуазно-аристократические. Либеральные партии отстаивали конституционализм, демократические права, частную собственность.

В 30−40-е гᴦ. на арену политической борьбы вышел рабочий класс. Рабочее движение возникло в результате политического и экономического бесправия пролетариата. Оно было представлено в следующих формах: ʼʼчартизмʼʼ (Англия), забастовки, митинги, демонстрации, профсоюзное движение и др.
Размещено на реф.рф
Борьба носила в основном экономический характер.

Теоретические и идейные основы рабочего движения были разнообразны и пестры. В 30−40-е гᴦ. было сильно влияние ʼʼчартизмаʼʼ, утопического рабочего коммунизма (Э. Кабе, Т. Дезами – во Франции, В. Вейтлинг – в Германии) и утопического социализма (Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс сделали попытку научного обоснования социализма. Главной идеей ʼʼМанифеста Коммунистической партииʼʼ (1848) стало революционное уничтожение капитализма и частной собственности. В ʼʼМанифестеʼʼ обосновывалась миссия пролетариата как могильщика капитализма. Наряду с марксизмом развивались и другие социалистические течения: прудонизм, бланкизм, лассальянство.

Возникновение социалистических учений, формирование международных социалистических организаций (Первого (1864) и Второго (1889) Интернационалов), образование социалистических партий (в конце XIX в. они действовали в 21 стране и насчитывали более 300 тыс. чел.), особенно влиятельных в Германии и Франции, стало важным фактором эволюции рабочего движения.

Появление партий и движений оказало влияние на формирование политических систем буржуазных государств и содействовало развитию демократических начал в жизни индустриального общества.

Итак, конец XVIII − первая половина XIX вв. в Европе и Северной Америке - ϶ᴛᴏ период утверждения индустриальной цивилизации, формирования национальных буржуазных государств, политических партий и общественных движений, борьбы за демократизацию политической системы.

2. Эволюция системы государственного управления Российской империи

XIX столетие – завершающий этап тысячелœетней истории России, последний век самодержавного управления на началах абсолютизма, который достиг своего апогея. Самодержавие олицетворяло и выражало интересы дворянской империи. Это определяло его консервативную природу, обусловленную стремлением уберечь Россию от государственно-управленческих новаций Запада (конституции, разделœения властей, парламента͵ правового устройства управления). При этом сложившаяся историческая ситуация усиливала крайне важно сть радикальной реорганизации системы управления.

В России в первой половинœе XIX в. шел поиск путей совершенствования государственного управления. Столкнулись традиционалистская и модернистская концепции отношения к судьбе управления.

Сторонники традиционализма исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить основу самодержавного управления – абсолютизм, допускали как вынужденные отдельные административные изменения, но с сохранением незыблемости строя.

Сторонники модернизации России предлагали осуществить либерализацию власти и управления на конституционных началах, учредить выборные представительные органы, обеспечить многосословность в управлении.

Как изменялось состояние государственного управления, насколько адекватным оно было потребностям и возможностям исторической ситуации первой половины XIX века?

Для россиян XIX век начался с дворцового переворота͵ гибели Павла I и прихода на престол Александра I (1801-1825). Необходимо отметить, что по своим взглядам он был умеренным либералом. Была восстановлена упраздненная Павлом I традиция рассмотрения крупных вопросов внутренней и внешней политики, проектов преобразований в кругу доверенных государственных мужей.

Первоначально такие вопросы обсуждались ʼʼНегласным комитетомʼʼ (1797–1803), состоящим из друзей Александра I (В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского). Постепенно деятельность этого комитета сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. В 1801–1809 гᴦ. действовал ʼʼСовет непременныйʼʼ, учрежденный как законосовещательный орган при императоре, в составе 12 сановников, назначенных Александром I.

Заметным явлением в поисках эффективного механизма управления стало стремление императора опереться на силу закона, его верховенство. Закладывалась тенденция единства закона и управления, упорядочения законодательства, придания самодержавному управлению законной формы.

Усилению законности в управлении должна была способствовать реформа Сената . К началу XIX в. Сенат имел громоздкую структуру, слабо действующий аппарат. Указ ʼʼО правах и обязанностях Сенатаʼʼ (8.09.1802) объявил Сенат хранителœем законов. Сенат был восстановлен в своих правах верховного органа империи. Он являлся высшим административным, судебным и контролирующим органом. Его власть была ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора. Сенату были подчинœены высшие, центральные органы управления, судебная система.

Являя собой высший орган суда и надзор, Сенат должен был утверждать законность во всœех исполнительных структурах управления. Реформа Сената͵ изменение его функций на протяжении первой половины XIX в. были направлены на усиление самодержавного управления. Не был реализован проект разделœения Сената на Правительствующий и Судебный (М.М. Сперанский, 1811). Роль Сената в управлении ограничивали Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, а также создаваемые по важным государственным вопросам чрезвычайные органы. Постепенно Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

Наиболее значительным изменениям подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на базе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям времени. ʼʼНепременный советʼʼ осознавал потребность в более гибком исполнительном управлении. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления.

Министерской системе управления присущи такие основные черты, как единоначалие, персональная ответственность, исполнительность, строгая ведомственная подчинœенность по вертикали, четкие рамки отраслевого управления, конкретность функций и др.

Принципиальная основа нового устройства управления отражена в манифесте ʼʼОб учреждении министерствʼʼ (8.09.1802).

Во-первых , в нем подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I.

Во-вторых , учреждение министерств мотивировано крайне важно стью приведения всœех частей государственного управления в прочное и намерению императора соответствующее устройство.

В-третьих , государственными делами должны были управлять восœемь министерств.

В-четвертых , каждое министерство, согласно манифесту, ведало определœенной частью государственных дел, а всœе вместе они должны обеспечивать единство управления.

В-пятых , министры назначаются императором, представляют через Сенат ежегодные письменные отчеты.

В-шестых , Сенату надлежало рассматривать деятельность министров, представлять доклады императору.

Возвеличивание императорской власти, усиление роли законности, реорганизация Сената͵ создание министерств составили первый период административных реформ Александра I. Второй период связан с деятельностью М.М. Сперанского. С 1807 ᴦ. он являлся статс-секретарем и ближайшим советником Александра I.

М.М. Сперанский помог императору усилить контроль над высокопоставленными государственными служащими, которые претендовали на чиновно-бюрократическую самостоятельность (Указ 3.04.1809). Нашумевшим оказался и подготовленный им втайне Указ ʼʼО правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советникиʼʼ (6.08.1809). Он стимулировал получение высшего образования представителями широких дворянских кругов и продвижение их по чинной иерархической лестнице.

Разрабатывая план государственных преобразований, М.М. Сперанский надеялся на радикально-эволюционный путь развития России с помощью преобразования всœех составных частей и уровней управления. Предлагалось следующее.

2. Создать при монархе Государственный совет как особое высшее законосовещательное учреждение (рис. 1).

3. Сочетать с верховенством монарха разделœение ветвей власти. Составить управление из трех вертикалей учреждений – законодательных, исполнительных, судебных, имеющих выборный характер.

Законодательная вертикаль : а) волостная дума – из всœех земельных собственников волости и депутатов от государственных крестьян (по одному от 500 душ), выбирающая волостное управление и депутатов в уездную думу на 3 года; б) уездная дума , выбирающая уездное правление и депутатов в губернскую думу; в) губернская дума , выбирающая губернское правление и депутатов Государственной думы; г) Государственная дума в составе депутатов всœех сословий− стоит во главе вертикали.

Исполнительная вертикаль : а) вершина исполнительной власти – министры , назначаемые монархом; б) губернатор – в губернии, назначаемый монархом, и при нем губернское правление; в) вице-губернатор , назначаемый сверху, и при нем областное правление; г) уездный начальник с канцелярией − глава администрации, назначаемый сверху; д) волостной начальник – глава администрации, назначаемый сверху.

Судебная вертикаль с высшей судебной инстанцией – Сенатом , губернскими, окружными, уездными, волостными судами, при выборности судей .

Государственный совет призван был объединять деятельность трех управленческих вертикалей и тем самым обеспечивать законность и единство государственного управления при верховной власти монарха, представлять ему на утверждение всœе рассмотренные Государственной думой и Государственным советом проекты.

4. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав. Политические права предоставляются тем, кто имеет недвижимую собственность. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возможность влиять на систему власти появилась не только у аристократии, но и у средних слоев общества.

5. Провозглашалась идея правового государства: правит закон, а не люди.

М.М. Сперанский намеревался обеспечить эффективность государственного управления через сочетание монархического и выборного представительства сословий в государственном управлении, разделœение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной вертикалей власти, разумное законодательство. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление консерваторов, да и Александр I охладел к либеральным идеям. При этом по плану М.М. Сперанского был создан Государственный совет (1.01.1810) – высший законодательный орган при императоре. Члены Госсовета и председатель назначались императором. Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии ; комиссии составления законов; государственную канцелярию с госсекретарем. Первым госсекретарем был М.М. Сперанский. При этом Госсовет не стал единственным органом законотворчества. Многие законопроекты утверждались царем, минуя Госсовет, по докладам председателя Комитета министров, председателœей различных советов и комитетов. Идея введения в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с укоренившимся традиционным произволом российского абсолютизма.

В 1811 ᴦ. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским ʼʼОбщее учреждение министерствʼʼ, завершившее реформу, начатую в 1802 ᴦ. Были четко определœены структура и функции министерств, регламентировались их взаимоотношения с другими органами власти, усилен исполнительный характер отраслевого управления.

В 1812 ᴦ. учрежден Комитет министров с особой властью по всœем делам государственного управления на время отсутствия императора в столице. В состав Комитета входили представители департаментов Госсовета͵ министры, чины министерских управляющих структур.
Размещено на реф.рф
Председатель Государственного совета стал одновременно и председателœем Комитета министров. Комитет имел характер совещания монарха с доверенными высокопоставленными чиновниками по вопросам согласования действий нескольких министерств.

Административные реформы 1801−1812 гᴦ. повлияли на состояние высшего и центрального управления, способствовали проявлению ведомственно-линœейного принципа, централизации управления. Оформилась исполнительная власть, появился зародыш будущей законодательной власти. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделœению властей.

Послевоенная волна либерализма обернулась дарованной Александром I конституцией Царству Польскому. Этот факт рассматривался как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект российской конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А Вяземским (1820) и предусматривал федеративное устройство государства, создание парламента͵ разделœение административной власти и суда. При этом проект не был обнародован.

К началу 20-х годов XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и ограничивается некоторым подновлением существующей системы. Курс правительства становится, по одним определœениям, ʼʼконсервативнымʼʼ, по другим – ʼʼреакционнымʼʼ.

Крах государственного либерализма привел к противопоставлению правительству радикального крыла дворянской оппозиции. В качестве альтернативы самодержавию идеологи декабристов П. Пестель и Н. Муравьев выдвинули проекты конституций России, в которых использовали некоторые идеи М. Сперанского.

Николай I, сменив Александра I на престоле, сурово расправился с носителями идей радикального изменения правления и управления обществом, объявил преступной идею конституции, всœесословного представительства во власти, сосредоточил всœе рычаги управления в своих руках, придал государственному управлению ярко выраженный политический характер.

В качестве главной задачи Николай I поставил сохранение самодержавия. Была усилена личная роль монарха в государственном управлении. Он сосредоточил в своих руках через высшие и центральные органы распорядительные и исполнительные функции, установил мелочную опеку над органами местного управления. Ключевым органом в государственной структуре стала Собственная е.и.в. канцелярия , которая возглавила законодательство и всю систему управления. Здесь и в специальных комитетах разрабатывались законопроекты. Роль Государственного совета была принижена. Законы принимались и помимо него.

В 1826−1842 гᴦ. была изменена структура канцелярии, создано 6 постоянных и несколько временных отделœений по сферам государственной жизни, через которые император непосредственно управлял государственным аппаратом. Фактически он стоял над всœей системой управления. Это создавало параллелизм в работе высшего и центрального управления, принижало значение и ответственность последнего.

Первое отделœение Собственной е.и.в. канцелярии готовило проекты указов, контролировало исполнение ʼʼвысочайших повелœенийʼʼ, управляло кадрами чиновной бюрократии.

Второе отделœение обобщало, кодифицировало законодательство.

Третье отделœение вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всœем государственным аппаратом, являлось органом внесудебной расправы.

Четвертое отделœение являлось канцелярией императрицы с попечительскими функциями над благотворительными и учебными заведениями.

Пятое отделœение было создано специально для реформирования управления государством (1836). Оно упорядочило крестьянское самоуправление (на рубеже 30 − 40-х гᴦ.).

Шестое отделœение разрабатывало административные реформы для Кавказа.

Собственная е.и.в. канцелярия стала орудием абсолютистского управления.

При Николае I была проведена уникальная систематизация законов. Второе отделœение Собственной е.и.в. канцелярии при участии М.М. Сперанского проработало более 30 тыс. документов. В 1832 году завершена публикация свода законов Российской империи. В отдельные тома были объединœены законы о высшем, центральном и местном управлении. Родилась система российского права, составившая основу государственного управления.

Реорганизованное в первой половинœе XIX в. центральное управление просуществовало с небольшими изменениям вплоть до 1917 ᴦ.

Министерства

Рис.2. Высшее и центральное управление в первой половинœе XIX в.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в первой половинœе XIX в. совершенствовалось государственное управление, произошла замена коллежской системы министерской, формировался ведомственно-линœейный принцип, связывающий всю вертикаль отраслевого управления, изменилось высшее и центральное управление при усилении императорского влияния. В силу факторов объективного и субъективного характера императорско-абсолютистское управление обретало кризисные черты, что вызывало потребность нового этапа перестройки всœей системы государственной власти и управления.

Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Калининградский Государственный Технический Университет»

Институт Менеджмента, Экономики и Предпринимательства

Контрольная работа по истории

«Основные тенденции мирового развития в XIX в.»

Выполнила студентка

группы 13-ЗМНс

Резникова И.В.

Калининград 2014

Введение

Ведущими тенденциями исторического развития в XIX в. были утверждение капитализма в экономике и политическом строе европейских государств, рост революционного и национально-освободительных движений. Вся первая половина XIX в. в Европе - это период буржуазно-демократических революций. Революционным движением в этот период охвачены и страны Латинской Америки. Во второй половине XIX в. буржуазно-демократические революции начинаются в Азии. В этот период получает дальнейшее развитие формирование революционной идеологии, появляется марксизм, возникают рабочие партии в европейских государствах.

XIX век - век утверждения капитализма в большинстве европейских стран, в США, Японии. Сложилась мировая капиталистическая система, в которую оказались в той или иной мере втянуты все страны и народы.

Капитализм содействовал развитию производственных сил, что привело к установлению прочного господства крупной машинной индустрии. Благодаря использованию пара, огромный скачок произошёл в области транспорта. Лишь в 30-х годах XIX в. железнодорожное строительство начинает интенсивно развиваться. В 1840 г. длина мировой железнодорожной сети не превышала 9 тыс. км. К 1870 г. общая их протяженность достигла 210 тыс. км. С середины столетия, особенно после введения гребного винта вместо колеса, начинается вытеснение парусного флота паровым.

Усовершенствование транспорта ускорило торговый оборот, дальнейший рост производства и мирового разделения труда, расширение мирового рынка и явилось важным фактором развития производственных сил. Развитие железнодорожного строительства и пароходства вызвали огромный спрос на металл, особенно на сталь. Производство стали явно отставало: 1860 г. мировая выплавка чугуна составляла 7 млн. т, выплавка стали - всего 250 тыс. т. Это побуждало искать новые способы ускорения ее производства. Открытие Бессемером нового способа получения стали непосредственно из чугуна и плавка ее в отражательных печах по методу Мартена содействовали увеличению производства стали: в одной только Англии за 15 лет (1856-1870) выплавка стали возросла в 6 раз. По мере развития капитализма тяжелая индустрия занимает все более ведущее положение в промышленном производстве.

Развитие промышленности привело и к фундаментальным, социальным переменам. Центр общественной жизни переместился из деревни в город. Еще в 1830 г. 25% население Англии, 60% - Италии и Франции, 70% - Пруссии, 90% - Испании, 95% - России было так или иначе связано с сельским хозяйством.

К 1900 г. в развитых промышленных странах городское население либо приблизилось к сельскому, либо превысило его. Резко возросло число городов, выросла их площадь, характер застройки. В Чикаго появился первый небоскреб. Революционные изменения претерпела социальная структура. Сформировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства. Возник промышленный рабочий класс (пролетариат), основным источником существования которого была заработная плата, являвшаяся стоимостью его рабочей силы. Никогда ранее экономические различия не были столь социально остры.

Острота социального напряжения была чрезвычайно высока. Аристократию раздражал наплыв напористых и не очень воспитанных буржуа. Крестьянство, лишаясь привычных занятий, порывая с обычным образом жизни, традиционными ценностями предков, с трудом приспосабливалось к новой жизни. Мелкие предприниматели проигрывали соревнование крупному капиталу, разорялись и втягивались в социальные конфликты. Однако центральной фигурой социальной борьбы становились промышленные рабочие. Положение рабочего класса было по-настоящему тяжелым. 16-18 часовой рабочий день, детский и женский труд, нечеловеческие условия труда и быта - все это было реальностью, особенно в первые 60-70 лет XIX века.

Изменение территориальной карты Европы, время реставрации

Процесс утверждения капиталистических отношений шел сложно, был противоречив, имел отступления и зависел в различных странах от многих факторов.

Великая Французская буржуазная революция конца ХУШ в. завершилась военной диктатурой Наполеона I, Революция умерла в империи, но империя не могла уже повернуть назад начавшиеся в результате революции процессы.

Наполеоновские войны (1797-1815), составившие целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента.

Именно в этот период происходило объединение мелких феодальных государств в более крупные, разрушились таможенные и политические перегородки между ними. Уничтожались некоторые феодальные привилегии. Когда Англия с целью подорвать военное могущество Франции запретила вывоз промышленных изделий в Европу, неожиданно получился обратный результат - во Франции и в других государствах Западной Европы началось развитие машинной промышленности. Росла торговля» Расширились рыночные связи.

После поражения Франции и низвержения Наполеона европейские государи и министры съехались в 1814 г. в Вену для того, чтобы выработать условия мира и перекроить карту Европы в пользу победителей. Период после Венского конгресса назвали временем реставрации, т.е. восстановления. Действительно, Венский конгресс старался везде, где можно, восстановить дореволюционные порядки, династии, правительства.

Так конгресс восстановил династию Бурбонов во Франции. В Римской области была восстановлена власть папы.

социализм марксизм революционный кризис

Буржуазно-демократические революции

В целях борьбы с революцией по предложению Александра I, монархи в 1815 г. заключили так называемый «Священный союз» - союз государей против народов. Монархи обязались помогать друг другу «во имя религии» и общими силами подавлять революцию, где бы она ни началась. Акт об образовании «Священного союза» подписали государи России, Австрии, Пруссии. В дальнейшем к союзу присоединились монархи почти всех европейских государств. Англия не вошла в число членов «Священного союза», но активно поддерживала мероприятия по удушению революций.

Несмотря на все усилия «Священного союза» подавить революцию, XIX в. стал поистине революционным веком.

Первая мощная волна революций прокатилась в 20-е годы: буржуазная революция в Испании (1820-1823), буржуазная революция в Неаполе, Сицилии и Пьемонте (1820-1821), антифеодальное восстание декабристов в России (1825 г.) и др.

В 1822 г., в период революции во всех колониях Латинской Америки Бразилия отделилась от Португалии, но новое государство, где сохранилось рабство и очень сильны были рабовладельцы, стало не республикой, а монархией. В 1826 г. пал последний оплот испанцев в Южной Америке - крепость Кальяо (Перу).

Вторая волна революций пришлась на начало 30-х годов. Ее важнейшими вехами были Польское восстание 1830-1831 гг.. Бельгийская революция 1830 г., Июльская буржуазная революция во Франции 1830 г., в результате которой рухнула династия Бурбонов, и установился конституционно-монархический режим Луи Филиппа Орлеанского, «короля-буржуа», как его называли. Политика реставрации потерпела крах. Наступил период самых ярких и крупных, по мнению некоторых историков, конституционных изменений в европейской истории XIX в.

Облик XIX в. во многом был определен третьей революционной волной 1848-1849 гг. В феврале 1848 г. французский народ сверг «короля банкиров» Луи Филиппа и провозгласил республику. Вслед за Францией, которая становилась центром революционного движения в Европе, волна революций прокатилась по многим странам. Революцией были охвачены Австрия, где пал полицейский режим Меттерниха, германские государства, чешские земли, Венгрия, Трансильвания, итальянские государства, Польша.

Все эти революции по своему содержанию были буржуазно-демократическими. Но конкретные цели и задачи в каждой из стран были различны. Во Франции, например, восставшие пролетарии выступили против монархии. В германских государствах - за уничтожение господства землевладельческой аристократии, объединение и за конституционный строй.

В итальянских государствах и порабощенных славянских странах решающую роль играли национальные устремления. Европейские революции 1848-1849 гг. потерпели поражение. В большинстве стран Европы начался период реакции. Во Франции была установлена так называемая Вторая империя Наполеона I, в Пруссии - всевластие Бисмарка.

В 1857 г. разразился первый мировой экономический кризис. Начавшись в США, кризис охватил Англию, а затем и другие страны Европы. В США начало кризиса сопровождалось массовым крахом банков, финансовых и промышленных компаний. В 1857 г. закрылось 4 900 предприятий. Цены на товары резко упали. На рынке наступил застой.

В Англии в 1858 г. безработица увеличилась более, чем в семь раз по сравнению с 1853 г. Во Франции кризис также сопровождался крахом целого ряда мелких предприятий. Кризис 1857-1859 гг. способствовал подъему революционного движения в передовых странах Европы и в Америке.

С конца 50-х годов начинается новый - четвертый подъем революционного движения: борьба за объединение Германии и Италии, гражданская война в США (1861-1865), в ходе которой было ликвидировано рабство негров, революционная ситуация и реформа 1861 г. в России, буржуазная революция 1868 г. в Японии.

Все эти многочисленные буржуазные революции XVII-X1X вв., несмотря на общую классовую основу и ряд присущих закономерностей, отличались поразительным разнообразием, совершались на разных этапах исторического развития. Большинство из них продолжались месяцы, а то и годы, проходя ряд этапов, связанных с изменениями в расстановке классовых сил. Где-то буржуазные революции приводили к полному, где-то лишь к частичному свержению абсолютизма. Где-то для окончательного утверждения господства буржуазии требовались не одна, а несколько буржуазных революций (как, например, во Франции). Нередко революции терпели полное или частичное поражение, сменялись периодами длительной феодальной реакции. В таких случаях объективно назревшие задачи решались медленно, мучительно, с сохранением остатков средневековья, которые придавали формирующемуся капитализму особенно реакционные черты (как, например, в Германии). Одни буржуазные революции принимали форму национально-освободительных, революционных войн (так, например, шло объединение Германии и Италии), другие - форму гражданской войны (например, в США).

В различных странах развитие буржуазного государства шло по-разному. Там, где буржуазные революции и преобразования носили половинчатый характер, они приводили к образованию различных форм по-мещичье-буржуазной конституционной монархии с преобладанием помещиков, сохранением помещичьего землевладения, полуфеодальных методов эксплуатации.

Такой вариант развития был не только наиболее мучительным и трудным, но и чреватым новыми потрясениями и взрывами.

Именно по такому пути пошло развитие Италии, Пруссии, Австро-Венфии. Осуществив реформы 60-х-70-х годов, сделала шаг к превращению в буржуазную монархию, шаг к аналогичному варианту развития и Россия.

В других странах политическое господство буржуазии принимало форму буржуазной республики, парламентаризма, демократии. Но степень развития буржуазно-демократических свобод в каждой из стран была различной - она определялась силой революционно-демократического, рабочего движения.

Страной «классического буржуазного парламентаризма» была Англия, раньше всех завершившая промышленный переворот, завоевавшая монопольное положение в промышленности и торговле, являвшаяся безусловным лидером в системе капиталистических государств. Во Франции в 50-70-е годы сложилась своеобразная форма политической власти - так называемая бонапартистская политическая система - специфическая форма господства наиболее афессивных слоев крупной банковской и промышленной буржуазии, опирающаяся на реакционные слои армии, полицейско-бюрократическую машину.

Образование буржуазного государства сопровождалось развитием буржуазных политических партий и движений, которые шли на смену сословным политическим фуппировкам феодального общества. Политические партии, поддерживающие господство буржуазии, становились органической составной частью механизма буржуазной государственной власти. Характер формирующейся партийной структуры - количество партий, их идейные основы - в каждой из стран имел свои особенности, зависел от соотношения классовых сил, форм и методов, посредством которых буржуазия осуществляла свое господство. Однако практически повсеместно о системе буржуазных политических партий, как правило, были представлены три основных крыла: консервативное, объединявшее приверженцев монархического или конституционно-монархического строя; радикальное и либеральное, куда входили сторонники буржуазно-парламентского строя, буржуазных экономических и политических «свобод». Каждое из них имело в конкретной стране свою специфику и оттенки.

Рождение социализма и марксизма

Слово социализм не имело строго определённого содержания. Оно обозначало весьма пеструю картину убеждений и надежд на установление справедливого общественного порядка.

В лице А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна социализм нашел страстных и искренних поклонников, романтически преданных идеалу равенства и справедливости. Менее всего были они склонны признать разумность социальной действительности эпохи промышленной революции.

Впрочем, мало интересовал их и вопрос о том, насколько реализуемы разрабатываемые ими проекты идеального общества. Прямые наследники просвещения, социалисты-утописты (такое определение закрепилось за ними в XIX в.) искали способы обеспечить на деле социальное равенство людей.

Некоторым влиянием пользовалась в середине XIX в. социалистическая теория П.Ж. Прудона. Отрицая принципы государственной централизации, он высказывал мысль о преобразовании общества в федерацию общин, критиковал денежную систему, стоял за реформирование общественной нравственности в духе человечности, добра и справедливости.

Изучение экономики капитализма привело Маркса к выводу о том, что конфликт производительных сил и производственных отношений достиг зрелости и может быть разрешен только при условии ликвидации частной собственности и передачи средств производства в руки общества. Эксплуатация рабочего класса путем изъятия прибавочной стоимости, анархии производства, периодические кризисы, по мнению основоположников марксизма, делают капитализм и несправедливым, и нежизнеспособным.

Они полагали, что лишь общественная собственность на средства производства создают условия для преодоления свойственного капитализму отчуждения личности от экономической, политической, социальной, культурной жизни.

Именно поэтому Марксов социализм правильнее и точно определить понятием коммунизма (от лат; общий) как, впрочем, и поступили К.Маркс и Ф.Энгельс, назвав программное изложение своих взглядов «Манифестом коммунистической партии».

Влияние марксизма в XIX в. не было столь значительным, как в XX в. С Марксом спорили социалисты других течений.

Марксизм не являлся единственным социалистическим учением второй половины XIX в. После смерти Маркса начался пересмотр ряда важнейших положений его доктрины. Э. Бернштейн, известный теоретик социализма, отверг положение Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса как основном экономическом законе капитализма. В немецкой социал-демократии все больший интерес вызвал вопрос о способности капитализма к обновлению на путях не революции, а реформ.

В 60-е гг. стало возможным создание международного Товарищества рабочих (или Первого Интернационала) 28 сентября 1864 г., который провозгласил своей целью «защиту, развитие и полное освобождение рабочего класса». Вершиной деятельности I Интернационала, его «духовным детищем» стала Парижская коммуна. 18 марта 1871 г. в Париже вспыхнула революция пролетариата, впервые в истории попытавшаяся свергнуть господство буржуазии.

28 марта в Париже была провозглашена коммуна. Сломав буржуазный государственный аппарат, Парижская коммуна предприняла первые шаги к созданию государства нового типа - первый в истории формы диктатуры пролетариата. Первыми же мероприятиями Коммуны были: уничтожение постоянной армии и политической полиции, введение всеобщего вооружения народа - Национальной гвардии, отделение церкви от государства, введение последовательно демократической системы выборов, ответственности и сменяемости должностных лиц, уравнение их заработной платы с заработной платой рабочих. Был принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев, по охране труда.

Парижская коммуна просуществовала 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Но, несмотря на все ошибки, колебания и поражение, она явилась «образцом величайшего пролетарского движения XIX в.» Эта была первая, реальная попытка осуществить слом буржуазного государственного аппарата, заложить основы новой пролетарской государственности.

Парижская коммуна подвела итог большому периоду развития рабочего движения в Западной Европе, важнейшими вехами которого были возникновение марксизма, образование массовой международной пролетарской организации и первая пролетарская революция.

Можно выделить следующие тенденции мирового развития:

1) Мир развивался под влиянием промышленной революции;

2) утверждение капитализма (эконом. сис-ма производства и распределения, основанная на част. соб-ти, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства);

3) повышение производительности труда;

4) машинизация труда;

5) повышение уровня жизни и сильное расслоение общества;

6) изменение полит. системы;

Список использованной литературы

1. Л. И. Сурин История экономики и экономических учений. -М. «Финансы и статистика». 2009г.

2. Б. А. Райсберг Курс экономики. Учебник. -М. «Инфра-М». 2005г.

3. И. М. Кривогуз Новая история 1871-1917г. -М. «Просвещение». 2005г

4. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России ХХ век. -М. «Просвещение». 2006г.

5. А. А. Кредер Гуманитарное образование в России. Новейшая история ХХ век. -М. Издательство «Центр гуманитарного образования». 2008г.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Реформы середины 60-х годов: цели, методы, итоги и причины неудач. Основные направления внешней политики. Противостояние двух блоков. Концепция развитого социализма. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений.

    презентация , добавлен 16.12.2015

    Польша в период революционных перемен 1944-1948 гг. Становление, развитие и кризис "реального социализма". Кризис 1980 г. и рождение "Солидарности". Переход к социальному обществу западного типа. Культура, наука, просвещение после Второй мировой войны.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Социально-экономическое и политическое развитие государств Северной и Средней Италии в XIII-XV веках. Зарождение освободительных движений в Средневековой Европе. Последствия освободительных движений во Флоренции. Восстание Чомпи и его результат.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Промышленный переворот, его сущность, причины и значение для дальнейшего развития истории человечества. Экономический аспект и социальные последствия промышленного переворота. Завершение промышленной революции: экономический подъем 1850-60-х гг.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Кризис тоталитарного социализма. Изменение общественного строя и политической системы в государствах Центральной и Восточной Европы. Ликвидация Варшавского договора. Национальные особенности "бархатных революций" в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Положение Алжира, Туниса, Марокко и Ливии накануне второй мировой войны, притязание на них ведущих государств Европы. Внутриполитическая обстановка в Магрибе, приход к власти фашистов. Подъем рабочего и национально-освободительного движения в Магрибе.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Объединение стран Западной Европы и США против СССР после окончания Второй мировой войны. Антисталинские демонстрации и революция в Венгрии. Международные последствия строительства Берлинской стены. Карибский кризис как кульминация "холодной войны".

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Состояние экономики Германии после окончания Первой мировой войны, пути преодоления социального и финансового кризиса. Предпосылки и основные причины экономического роста в 70-х XIX ст. Ускоренное развитие промышленности и финансово-банковской системы.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2009

    Развитие политической деятельности дробно-буржуазных политических движений в Беларуси во время массового революционного движения на рубеже XIX–XX веков. Появление, взгляды и деятельность белорусских политических движений, а также их борьба за власть.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2009

    Ускорение и перестройка социально-экономического развития страны. Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги. СССР, страны социализма и судьба мирового социализма. Окончание холодной войны и распад биполярной системы.

19 век - это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в 18 в., и Великой французской революции 1789-1794 гг.

Важнейшими признаками новой цивилизации явились:

В области науки и техники - внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание двигателя внутреннего сгорания, развитие сети железных дорог, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета;

В военной сфере - рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей);

В социальной - свершение буржуазных революций в ряде стран Европы. Америки и Японии, формирование основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата);

В духовной - резкое ослабление влияния традиционных религий, нарастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий;

В формах правления - образование республик и конституционных монархий;

В международных отношениях - полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний.

В 19 в. произошли важные события: образование нового национального государства-Итальянского королевства (I860), война Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии (1866). Франко-прусская война и образование единой Германской империи (1870-1871).

Начало правления Александра I

Вскоре после прихода Александра I к власти для подготов­ки реформ создается Негласный комитет из его друзей и бли­жайших соратников - В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А Чарторыйского. В 1803 г. издан «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий указ не имел. Были проведены реформы системы государствен­ного управления. В целях укрепления государственного ап­парата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, ком­мерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената. Однако в 1805 г. Не­гласный комитет был распущен.

Вскоре Александр I заинтересовался другим человеком, М.М. Сперанским , который поразил воображение императора новизной своих воззрений и незаурядным способом мышле­ния. В 1809 г. Александр I поручил ему разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения вла­стей - законодательной, исполнительной и судебной. Пла­нировалось создать представительный орган - Государствен­ную думу, которая должна была давать заключения по пред­ставленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Государствен­ном совете, члены которого назначались императором.

Все население России предполагалось разделить на три со­словия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, го­сударственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного цен­за. Гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако проекты Сперанского сочли слишком радикальны­ми. В итоге в 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку. Единственное, что было сделано - в 1810 г. создан Государ­ственный совет.

В 1814-1825 гг. во внутренней политике усилились кон­сервативные тенденции. При этом предпринимались попыт­ки возвращения к курсу либеральных реформ: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике, в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815 г. Польше предоставлена конституция, предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в соста­ве России. В 1818 г. началась работа по подготовке проекта Конституции. Предполагалось введение в России конститу­ционной монархии и учреждение парламента. Однако эта ра­бота не была доведена до конца. Во внутренней политике начи­нает преобладать консерватизм. В армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов чего стали вол­нения 1820 г. в Семеновском полку. Усилилась цензура, пре­следовавшая свободную мысль.

В первое десятилетие правления Александр обещал глубо­кие преобразования и в определенной степени усовершенство­вал систему государственного управления, способствовал рас­пространению просвещения. Впервые начался очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены кре­постничества. Но последнее десятилетие царствования Алек­сандра стал временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные воп­росы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализа­ции части дворянской интеллигенции и породил «дворянскую ре­волюционность».

Культура России в XVIII веке.

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период были формирование и развитие национальной русской культуры.

Появляются новые сферы культуры: наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др. В это же время укрепляются связи с другими западными государствами, например с Германией, Польшей, Италией, Голландией.

С распространением школ увеличилось число учебной литературы («Букварь», «Грамматика славянская»). Значительно был упрощен русский алфавит. На развитие отечественной культуры XVIII в. оказало влияние возникновение периодической печати, которая использовалась главным образом в целях просвещения. В 1714 г. открылась первая государственная библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук. В 1719 г. открылся первый русский музей - Кунсткамера, куда в дальнейшем стекались произведения искусств, естественнонаучные и исторические коллекции. С 1 января 1700 г. начинается новое летоисчисление.

К середине XVIII в. происходит активное становление науки, что было связано в первую очередь с потребностями государства. Появляется большое количество изобретений. Были организованы серии экспедиций, во время которых сделан ряд открытий в области этнографии, минералогии, лингвистики, ботаники и других наук. Итогом петровских преобразований стало открытие Академии наук в 1725 г. Развитию русской науки способствовали исследования ученых-иностранцев. Однако огромную роль в ее формировании сыграли и выходцы из крестьянской среды; М. Ломоносов, М. Головин, И. Лепехин, В. Зев, А. Нартов. Одним из самых выдающихся ученых-новаторов того времени был Ломоносов, сделавший немало для развития химии, физики, истории, литературы и некоторых других наук. Для литературы характерны новые тенденции развития. Во второй половине XVIII в. активно развивается классицизм. В конце XVIII в. начинает развиваться сентиментализм, родоначальником которого был Н. Карамзин. Серьезные изменения произошли и в музыке. Уже с середины XVIII в. очень популярной в аристократических кругах становится опера, где исполнялись произведения итальянских и русских композиторов (Е. Фомин, Д. Бортнянский). В этот же период появилась камерная лирическая песня - романс.



С 1709 г. возникают первые русские общедоступные театры. Преобразования коснулись архитектуры и градостроительства. В градостроительстве преобладает четкая планировка площадей, улиц, дворцов, административных зданий. Центром новых архитектурных веяний был Санкт-Петербург, В середине XVIII в. усилилась тенденция к скульптурной экспрессии форм. К первой половине XVIII в. относится строительство городов-крепостей, городов-заводов (Таганрог, Азов, Воронеж, Оренбург, Тверь). К этому времени относится деятельность представителей западноевропейской архитектурной школы (Ф. Растрелли, А. Ринальди). Среди русских архитекторов одним из первых, работающих в рамках классицизма, был А. Кокоринов. Известным в то время был и В. Баженов, украсивший облик Москвы. Высокого развития в XVIII в. достигла живопись. Формируется портретное искусство, что было связано главным образом с интересом к личности человека. Самыми известными портретистами начала века были И. Никитин, С. Строганов, А. Матвеев, братья Зубовы. В конце XVIII в. выдвигается целая плеяда талантливых художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

Основные тенденции развития мировой и российской истории в начале XIX века.

В XIX в жизнь людей изменилась больше, чем в какой-либо другой период истории. Перемены эти коснулись практически всех сторон жизни, всех уголков нашей планеты.

Развивалась техника, стремительно шла вперёд наука, что значительно улучшило уровень жизни в развитых странах. Срок человеческой жизни увеличился, и люди не так страдали от болезней как их предки.

Однако XIX век также и век буржуазных революций. Люди начинают осознавать, что можно бороться с существующим укладом общими силами, отстаивать свои права. Возникает множество самых различных теорий, политических идеологий.

Перемены, происходившие в начале XIX века, привели к сближению разных стран и существенно изменили жизнь людей, живущих в любой точке земного шара. Впервые в истории люди подошли к осознанию того, чему они учатся, и по сей день - что у них одна Земля и им необходимо уметь жить на ней в согласии.

Этот важнейший, переломный период в жизни человечества всегда подробно освещался в исторической литературе. Он и по сей день, интересен для исследователей, и события XIX века по-прежнему вызывают споры среди историков.

Препятствием развитию капиталистических отношений в Европе в конце XVIII - первой половине XIX вв. продолжали оставаться феодально-абсолютистские порядки. Во многих странах Восточной Европы в первой половине XIX в. сохранялась личная зависимость крестьянина от помещика. Дворянство проявляло последовательность и твердость в стремлении сохранить за собой власть, а молодая, растущая буржуазия считала себя ущемленной. Окончательное крушение феодальных порядков сопровождалось острой классовой борьбой, буржуазными революциями. Степень активности таких масс в революции (крестьянства, рабочих, городской и деревенской бедноты), их напор обеспечивали больший или меньший успех революции, их результаты и характер ликвидации феодализма и его остатков.

Великая французская революция, явившаяся огромным по своему значению событием, дала мощный стимул для развития капитализма. Ее идеи, выражавшие общие устремления, распространялись во всей Европе.

Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки. Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII-XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве.

К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90 % всего населения составляли крестьяне; примерно 2 % - дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное производство, происходили сдвиги в промышленности. Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Были проведены реформы, такие как крестьянская реформа, земская реформа, городская реформа, судебная реформа, военная реформа, финансовая реформа, реформы в области народного образования и печати.

К началу XIX в. в России основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности - барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.