Письмо о проведении аудита должно содержать сведения. Организация подготовки аудиторской проверки

Арендный блок

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту. При этом он самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую организацию для оказания аудиторских услуг (АУ).

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита — документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В письме о проведении аудита могут также быть указаны:

договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в письме о проведении аудита или приложениях к нему могут быть также приведены:

договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, направлять ли отдельное письмо о проведении аудита, влияют следующие факторы:

порядок назначения аудитора дочерних организаций;

необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;

требования законодательства Российской Федерации;

объем работы, выполненной другими аудиторами;

доля собственности головной организации;

степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

изменения в структуре собственности аудируемого лица;

значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

требования законодательства Российской Федерации.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Основы аудита

Конспект лекций специальности Финансы и кредит. Сущность аудиторской деятельности. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Правовой статус аудиторов и аудируемых лиц. Стандарты аудиторской деятельности. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок. Организация проведения аудиторских проверок. Предварительное планирование аудиторской проверки. Понятие, сбор и оформление аудиторских доказательств. Оценка результатов аудиторских процедур. Финансовый анализ в аудите.

К данному материалу относятся разделы:

Сущность, цели и задачи аудита

Виды аудита и аудиторских услуг

Направления аудиторских проверок. Выбор основных направлений аудиторской проверки

Принципы аудиторской деятельности

Роль аудита в развитии финансового контроля в условиях рыночной экономики. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Организация аттестации аудиторской деятельности

Профессиональная этика аудитора

Права и обязанности аудиторов

Ответственность аудиторов

Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц

Сущность и значение аудиторских стандартов

Международные и национальные (отечественные) аудиторские стандарты

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Внешний контроль качества аудита

Организация внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации

Основные этапы аудиторских проверок

Письмо о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта - клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письму, как правило, должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведении аудита и (или) оказание аудиторских услуг. Оно направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

Порядок составления и представления письма определяет Федеральный стандарт аудита №12 «Согласование условий проведения аудита».

В связи с этим письмо о проведении аудита может содержать:

обязательные указания;

дополнительную информацию.

Обязательные указания включают следующие моменты.

1. По условиям аудиторской проверки:

об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит.

2. По обязательствам аудиторской организации:

о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

3. По обязательствам экономического субъекта:

об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подробнее с этими указаниями можно познакомиться, изучив международный стандарт аудита «Условия договоренности об аудите».

К дополнительной относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента.

К ней относятся:

общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;

примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;

общая характеристика применяемых методов аудита;

предлагаемые условия оплаты труда;

предложение об использовании услуг независимых экспертов и др.

Жесткие рекомендации по составлению письма аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

Письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

В то же время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы должны быть разъяснены клиенту до начала проверки и даже до заключения договора.

Письмо о проведении аудита, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма-обязательства (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма-обязательства.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

  • а) любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • б) любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
  • в) кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
  • г) изменения в структуре собственности аудируемого лица;
  • д) значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
  • е) требования законодательства Российской Федерации.
  • 4. Понимание деятельности экономического субъекта

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Для проведения аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в вопросах получения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего использования при проведении аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности экономического субъекта».

Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:

  • а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
  • б) анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического

субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые

условия региона);

  • в) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
  • г) знакомство с организацией и технологией производства;
  • д) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);
  • е) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
  • ж) сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных поставщиках и покупателях;
  • з) анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
  • и) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • к) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
  • л) знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического

субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные

отклонения от различного рода базовых показателей.

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и в сфере деятельности этого лица;

информация, полученная от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

информация, полученная от внутренних аудиторов аудируемого лица и из отчетных документов внутренних аудиторов;

информация, полученная от других аудиторов, юристов и консультантов, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной сфере деятельности;

информация, полученная от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в соответствующей отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);

официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

документы периода деятельности аудируемого лица (например, протоколы заседаний совета директоров, материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные уполномоченным государственным органам власти, рекламные материалы, финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы, сметы, внутренние отчеты руководства, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета, должностные инструкции, планы маркетинга и продаж).

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:

оценивать риски и выявлять проблемные области;

эффективно планировать и проводить аудит;

оценивать аудиторские доказательства;

обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Пополнение информации, необходимой для углубления понимания деятельности экономического субъекта, осуществляется на всех стадиях аудита как руководителем аудиторской проверки, так и членами аудиторской группы; при этом руководитель должен в данном вопросе предъявлять к членам аудиторской группы достаточно высокие требования.

При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выполнить процедуры для выявления существенных изменений, произошедших со времени проведения последней аудиторской проверки в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита в целях:

квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита;

рационального планирования аудита;

эффективного проведения аудита;

определения аудиторского риска и его составляющих, а также уточнения уровня существенности;

оценки системы внутреннего контроля;

выбора видов и методов выполнения аналитических процедур;

оценки и обоснования получаемых аудиторских доказательств;

оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта;

выявления противоречивой информации;

в других целях.

до заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен

получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита;

после заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется. Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

  • а) история развития экономического субъекта;
  • б) перечень осуществляемых видов деятельности;
  • в) положения учетной политики и ее последовательные изменения;
  • г) другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

При комплектации постоянного файла аудиторская организация должна следить за его периодическим пополнением и обновлением по итогам аудиторских проверок данного экономического субъекта.

5. Договор на оказание аудиторских услуг

Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент - оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон.

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.

Этап подготовки договора включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов.

Общие положения указанного договора определяются согласно статьям ГК РФ. Однако договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности). Последнее связано с тем, что аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед пользователями информации финансовой отчетности (акционерами, учредителями, кредиторами) проверяемого экономического субъекта при нанесении им ущерба в результате неквалифицированной проверки.

В случае, когда договору предшествует письмо о проведении аудита, в тексте договора должно излагаться описание существенных условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут выступать одновременно услуги по проведению аудита как такового, а также сопутствующие аудиту услуги.

6. Оценка стоимости аудиторских услуг

Оценка стоимости аудиторских услуг является одним из важнейших моментов при заключении договора. Единых расценок на аудит не существует. На расценки оказывают влияние следующие факторы:

местонахождение аудиторской и проверяемой организации (всем понятно, что стоимость аудиторской проверки в г. Москве будет выше, чем в г. Ростове-на-Дону);

характер деятельности проверяемой организации (от вида деятельности организации зависит объем предстоящей работы аудиторов, например при проверке промышленного предприятия трудозатраты выше, чем при проверке туристического агентства);

объем выручки (стоимость аудита часто определяется в зависимости от объема выручки, в некоторых странах стоимость составляет до 10% от этого показателя);

объем документооборота аудируемого лица; известность аудиторской компании и т.д.

3. Письмо о проведении аудита

Письмо о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта - клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письму, как правило, должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведении аудита и (или) оказание аудиторских услуг. Оно направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

Порядок составления и представления письма определяет Федеральный стандарт аудита №12 «Согласование условий проведения аудита».

В связи с этим письмо о проведении аудита может содержать:

обязательные указания;

дополнительную информацию.

Обязательные указания включают следующие моменты.

1. По условиям аудиторской проверки:

об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит.

2. По обязательствам аудиторской организации:

о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

3. По обязательствам экономического субъекта:

об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подробнее с этими указаниями можно познакомиться, изучив международный стандарт аудита «Условия договоренности об аудите».

К дополнительной относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента.

К ней относятся:

общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;

примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;

общая характеристика применяемых методов аудита;

предлагаемые условия оплаты труда;

предложение об использовании услуг независимых экспертов и др.

Жесткие рекомендации по составлению письма аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

Письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

В то же время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы должны быть разъяснены клиенту до начала проверки и даже до заключения договора.

Письмо о проведении аудита, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма-обязательства (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма-обязательства.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

а) любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

б) любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

в) кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

г) изменения в структуре собственности аудируемого лица;

д) значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

е) требования законодательства Российской Федерации.


Целью правила (стандарта) является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение условий и порядка подготовки письма – обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита;

б) содействие аудиторской организации в подготовке письма обязательства;

в) определение взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта при заключении соглашения о проведении аудита.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Письму – обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо – обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо – обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является офертой.

Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо - обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо – обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.



Письмо – обязательство должно содержать обязательные указания:

а) по условиям аудиторской проверки;

б) по обязательствам аудиторской организации;

в) по обязательствам экономического субъекта.

Письмо – обязательство должно содержать следующие обязательные указания по условиям аудиторской проверки:

а) об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

б) должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

в) о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

Письмо – обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам аудиторской организации:

а) о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

б) об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

в) обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;



г) о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Письмо – обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам экономического субъекта:

Об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

О направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (не подтверждении) ими соответствующей задолженности;

О неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма – обязательства:

Общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

Примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

Общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

Условия оплаты аудита;

Предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;

Согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации;

Описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

Предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

При повторном аудите аудиторская организация направляет письмо - обязательство экономическому субъекту лишь в случае:

а) наличия фактов неправильного понимания экономическим субъектом целей и масштаба аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

б) изменения условий проведения проверки исполнительного органа экономического субъекта;

в) изменений в составе руководства;

г) значительных изменений профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;

д) изменения законодательства, влияющие на изложенные в письме - обязательстве положения;

е) существенного изменения других положений письма – обязательства.

Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма – обязательства нет необходимости, она вправе напомнить экономическому субъекту содержание прежнего письма – обязательства.

Составим письмо о проведении аудита в ООО «Эмпирей»

Директору ООО «Эмпирей»

Вы обратились к нам с просьбой о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, регистров бухгалтерского учета и отдельных первичных документов за 2014 год. Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение основных оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В связи с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.

В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы планируем предоставить Вам отдельное письмо (отчет, письменную информацию), касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры по сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.
Надеемся на сотрудничество с Вашими сотрудниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации.

Данное письмо считается действительным в будущем до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.
Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Вашей организации.

Директор ООО «Новый Аудит» Н.И. Попова

Директор ООО «Эмпирей» В.Д. Сизинцев

1.3 Оценка надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО «Эмпирей»

В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Надлежащая система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.

Если аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, то он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем упоминалось ранее.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки должны документироваться аудиторскими организациями. Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменном отчете для руководства проверяемого экономического субъекта.

Система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая включает надзор и проверку:

Соблюдения требований законодательства;

Точности и полноты документации бухгалтерского учета;

Своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

Предотвращения ошибок и искажений;

Исполнения приказов и распоряжений;

Обеспечения сохранности активов.

Аудитор в ходе проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать:

а) надлежащую систему бухгалтерского учета;

б) контрольную среду;

в) отдельные средства контроля.

Оценим надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО «Эмпирей» в виде тестирования.

Таблица 1.1 – Оценим надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО «Эмпирей» в виде тестирования

Содержание вопроса Вариант ответов № ответа
1. Контрольная среда
1.1. Содержание организационной структуры размеру и характеру деятельности 1. Соответствует 2. Не в полной мере соответствует 3. Не соответствует
1.2. Разделение обязанностей и полномочий 1. Единоличное руководство 2. Умеренное разделение обязанностей и полномочий 3. Широкое разделение обязанностей и полномочий
1.3. Отношение руководства к системе внутреннего контроля (СВК) 1. Не считает необходимым 2. Понимает необходимость СВК 3. Уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем
1.4. Наличие стратегических целей развития организации 1. Отсутствует 2. Установлены частично
1.5. Обращение к аудиторам за консультациями по вопросам бухгалтерского учета 1. Случаи обращения отсутствуют 2. Случаи обращения имели место 3. Широкое использование практики проведения консультаций
1.6. Установление кадровой политики 1. Не установлена 2. Частично установлена 3. Установлена и проработана детально
1.7. Наличие должностных инструкций для всего персонала организации 1. Не разработаны 2. Разработаны частично 3. Разработаны для всех должностей и утверждены документально
2. Система бухгалтерского учета
2.1. Организационная структура бухгалтерской службы 1. Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги 2. Бухгалтер 3. Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером
2.2. Образование, опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете 1. Низкий уровень 2. Средний уровень 3. Высокий уровень
2.3. Текучесть кадров, занятых в учете 1. Высокая 2. Умеренная 3. Низкая
2.4. Наличие положения об учетной политики
2.5. Соблюдение сроков утверждения учетной политики 1. Соблюдается 2. Не соблюдается
2.6. Наличие рабочего плана счетов 1. Не разработан 2. Составлен формально и не соответствует особенностям фирмы 3. Разработан и утвержден
2.7. Наличие графика документооборота 1. Отсутствует 2. Разработан и утвержден документально
2.8. Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете 1. Не разработан 2. Разработан и утвержден документально
2.9. Наличия положения (приказов) о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств 1. Отсутствует 2. Раскрывает сроки и порядок проведения инвентаризаций в отношении не всех активов и обязательств 3. Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации
2.10. Наличие фактов неправомерного внесения изменений в учетную политику 1. Имеются 2. Не имеются
2.11. Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства (ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/08) 1. Не соответствуют 2. Ряд позиций не отвечают требованиям 3. Полностью соответствуют
2.12. Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета 1. Изменения не отслеживаются 2. Изменения отслеживаются и оперативно принимаются меры
2.13. Соблюдение и контроль со стороны главного бухгалтера за обработкой данных, связанных с нетипичными операциями 1. Не установлен 2. Установлен
2.14. Соблюдение графика подготовки финансовой отчетности 1. Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием 2. Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки
2.15. Организация договорной работы 1. Консультационные услуги юридических фирм 2. Наличие юридического отдела
3. Система налогового учета
3.1. Наличие положения об учетной политике для целей налогообложения 1. Не разработана 2. Разработана
3.2. Ведение налогового учета 1. Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета 2. Самостоятельная система
3.3. Формы регистров налогового учета 1. Бумажные 2. Электронные
3.4. Соблюдение установленных сроков расчетов по налогам и сборам 1. Не соблюдается 2. Соблюдается
3.5. Реакция на изменения законодательства, регламентирующего порядок ведения налогового учета 1. Не отслеживается 2. Отслеживается и оперативно принимаются необходимые меры
4. Средства контроля
4.1. Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам
4.2. Принятие мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета 1. Меры не принимаются 2. Меры принимаются
4.3. Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций 1. Не осуществляется 2. Осуществляется

Надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО «Эмпирей» можно оценить как высокую.

ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита» может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом или специальным аудиторским заданием, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг уместно составлять по ним отдельные письма.

Несмотря на то что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, ему рекомендуется включать эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).

Для этого заинтересованная организация направляет аудитору официальное обязательное письмо предложение о проведении аудита. Официальным ответственным документом, устанавливающим отношения между клиентом и аудитором является письмо-обязательство аудиторской (ПО) организации о согласии на проведение аудита. Для разовых согласий письмо-обязательство может служить формой договора. В этом случае клиент обязан письменно подтвердить согласие на условие проверки. Если цель и масштаб аудита определены долгосрочным договором, то письмо обязательно может не составляться. Форма и содержание ПО определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей проверки и по желанию экономического субъекта письмо об оказании услуг сопутствует аудиту. Письмо должно содержать обязательные указания по условиям аудиторской проверки по условия, по обязательствам экономического субъекта. По условиям аудиторской проверки ПО должно содержать:

1) об объекте и цели аудита, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономических субъектов.

2) должно ли ауд. заключение о достоверности б.у. клиента включать ауд. заключение о достоверности бух. отчетности филиалов, подразделений и т.д.



3) по законодательным нормативным актам проводится аудит о других дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

1. о форме отчетности ауд. организации по результатам проведенной работы.

2. об ответственности ауд. организации за оказываемые услуги.

3.о соблюдении коммерческой организацией коммерческой тайны.

4. о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в б.у. и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и не совершенствованием внутреннего контроля клиента.

По обязательствам экономического субъекта ПО должно содержать

1. об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность, представленную документацию б.у. и отчетности.

2. об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бух. регистрам, компьютерной базе данных и др. документации и информации, необходимой для проведения ауд. проверки.

3. о направлении экономическим субъектам писем в адрес его дебиторам и кредиторам о подтверждении или не подтверждении соответствующей задолженности.

4. о неоказании давления на аудитора организации в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бух. отчетности.

Ауд. организация по своему усмотрению или по желанию клиента может включить в текст ПО следующие пункты:

1. общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификацией персонала, наиболее крупных клиентах, членствах наиболее крупных объединений.

2. примерный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов.

3. общую характеристику применяемых методов проверки.

4. условия оплаты аудита.

5. предложения об использовании услуг экспертов и др. аудиторов в тех областях деятельности, которые ауд.организация и экономический субъект сочтут необходимыми.

6. согласие экономического субъекта на использование результатов предыдущей проверки.

7. списание важнейших ограничений ответственности аудитора и т.д.

После подписания ПО на проведение аудита составляется договор на проведение аудита. Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора и клиента.

В договоре следует точно, т.е. не двусмысленно сформулировать права, обязанности и ответственности сторон. В договоре целесообразно отразить случаи, когда аудитор может выдать отрицаительное заключение или отказаться от выдачи заключения. Необходимо также указать сроки предоставления клиентам, необходимые на проведение аудита. Это связано с тем, что часто организация приглашает аудитора, когда отчет еще не готов, что осложняет работу аудит. Важным условием при заключении договора аудиторских услуг является указание стоимости услуг, которые исчисляются исходя из объема, трудоемкости предстоящих работ, необходимого времени их выполнения, а также уровня их аудиторского риска. Желательно, чтобы в договоре была предусмотрена предоплата, которая в какой-то мере обеспечивает фин. независимость аудитора. В договоре также необходимо предусмотреть обязанности клиента по оказанию помощи аудитору в ходе проверки, например привлечение внутренних аудиторов, предоставление транспорта, кабинета. Кроме того, в договоре можно предусмотреть оказание клиенту сопутствующих услуг и порядок их оплаты. В договоре должна быть отражена обязанность клиента предоставлять все необходимые материалы и документы. В договоре должна быть отражена ответственность аудитора за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну.

При аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен собрать предварительную информацию о деятельности экономического субъекта в соответствии с ФСАД 8 "Понимание деятельности ауд. лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности". Полученную информацию представляется в виде карты предварительной экспертизы (или аналитической записки в свободной форме)

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для получения информации о деятельности ауд. лица, список не является исчерпывающим,и не является обязательным:

1. Общие экономические факторы:

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность ауд. лица:

3. Управление и структура собственности ауд. лица:

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность ауд. лица:

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению ауд. лица, включающие основные финансовые показатели и тенденции их изменения.

6. Условия, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности ауд. лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Особенности законодательства:

До заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках ауд. лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности ауд. лица, необходимый для проведения аудита.

После заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

Приобретение информации о деятельности ауд. лица – это непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

· предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и в сфере деят-ти этого лица;

· информация, полученная от сотрудников ауд. лица

· информация, полученная от внутренних аудиторов ауд. лица и из отчетных документов внутренних аудиторов и других аудиторов;

· информация, полученная от специалистов, не являются сотрудниками данного ауд. лица;

· публикации, относящиеся к данной сфере деятельности

· нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ауд. лица;

· посещение административных зданий и производственных помещений ауд. лица;

· документы периода деятельности ауд. лица