Валютные операции их участники и правила осуществления. Правила ведения валютных операций

Валютные операции (лат. operatio - действие) представляют собой дей­ствия по организации и управлению денежными отношениями, возни­кающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполно­моченного банка. Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право прове­дения операций с иностранной валютой.

Юридические и физические лица, осуществляющие операции с ино­странной валютой, подразделяются на резидентов (лат. residens (resi - dentis) - сидящий, пребывающий) и нерезидентов.

В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:

1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства в Рос - сийской Федерации, в том числе временно находящиеся за пре­делами РФ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством РФ, с местонахождением в РФ.

3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с мес­тонахождением в РФ.

4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в п. 2 и 3.

Нерезидентами являются:

1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно нахо­дящиеся в РФ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за предела­ми РФ.

3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами РФ.

4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные офи­циальные представительства, а также международные организа­ции, их филиалы и представительства.

5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п. 2 и 3.

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежа­ми (расчеты, трансферт и т. п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это , пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложе­ние инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

К валютным операциям относятся:

♦ операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валю­ты и платежных документов в иностранной валюте;

♦ ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пе­ресылка из РФ валютных ценностей;

♦ осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте можно разделить на две группы:

1. Текущие валютные операции.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

А) переводы в РФ и из РФ валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

В) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, свя­занным с движением капитала;

Г) переводы нетоварного характера в РФ и из РФ, включая перево­ды сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а так­же другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относят­ся:

А) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставной капитал предприя­тия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

Б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако­нодательству страны его местонахождения к недвижимому иму­ществу, а также иных прав на недвижимость;

Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Е) все другие валютные операции, не являющиеся текущими валют­ными операциями.

Текущие валютные операции осуществляются без ограничения.

Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сдел­кам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

При импорте товаров начальной датой сделки является дата отгруз­ки. Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к пере­возке) считается дата транспортного документа или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом сле­дует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных доку­ментов (от разных дат и / или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне одним и тем же рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.

При экспорте товаров начальной датой сделки является дата тамо­женного оформления каждой отдельной отгрузки. При этом срок учи­тывается по каждой отдельной отгрузке.

Моментом исполнения обязательства по сделке является день по­ступления валютных средства на счет экспортера.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществля­ются в соответствии с инструкциями, письмами и другими норматив­ными актами и оперативными документами Банка России.

ЦБ РФ письмом от 14 октября 1999 г. № 93-П утвердил Положение «О порядке проведения отдельных валютных операций», согласно кото­рому резиденты осуществляют исключительно в рублях такие опера­ции, как:

♦ возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного ре­зиденту нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в рублях;

♦ уплата нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Указанные выше операции в рублях осуществляются нерезидентами через рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками.

Нерезиденты осуществляют исключительно в иностранной валюте следующие валютные операции:

♦ возврат резиденту кредита (займа), ранее предоставленного не­резиденту резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту авансового платежа (предоплаты), ранее упла­ченного по сделке нерезиденту резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является нерезидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту из доверительного управления денежных средств, переданных резидентом в доверительное управление нерезиденту в валюте;

♦ уплату резиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Основным органом валютного регулирования в Российской Феде­рации является Банк России, который:

♦ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валю­ты и ценных бумаг в валюте;

♦ издает нормативные акты для исполнения их резидентами и не­резидентами;

♦ проводит все виды валютных операций;

♦ устанавливает все правила проведения резидентами и нерезиден­тами валютных операций, а для нерезидентов - операций с руб­лем и ценными бумагами в рублях;

♦ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересыл­ки в РФ валюты и ценных бумаг в валюте, принадлежащих рези­дентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в валюте в банках за пределами Российской Федерации;

♦ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и кре­дитным организациям на осуществление валютных операций и выдает лицензии;

♦ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

♦ готовит и публикует статистику валютных операций РФ по при­нятым международным стандартам.

Уполномоченные банки, подотчетные банку России, выполняют фун­кции агента валютного контроля .

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. Определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

2. Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

3. Проверка обоснованности платежей в валюте.

4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону “О валютном регулировании и валютном контроле” понятие валютные операции включает:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции могут проводиться субъектами валютных отношений, которые разделяются на две категории: резиденты и нерезиденты.

К резидентам относятся:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле” и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

К нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных и межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в п. “б” и “в” настоящего определения;

ж) иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Для резидентов и нерезидентов существует различный порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте, что регламентируется ЦБ РФ в рамках валютного регулирования. В системе валютного регулирования понятия “резидент” и “нерезидент” определяют субъекты, осуществляющие операции с национальной и иностранной валютой.

Согласно законодательству Российской Федерации проводить валютные операции следует только через “уполномоченные банки” -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации") и имеющие право на основании лицензии ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

В лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, указываются операции, которые разрешено выполнять коммерческому банку в иностранной валюте.

Контроль за выполнением коммерческими банками операций, указанных в валютной лицензии, осуществляет ЦБ РФ.

Необходимо рассмотреть некоторые виды валютных операций, проводимы на территории РФ.

Ведение валютных счетов клиентуры распространяется на валютные счета резидентов, а также валютные и рублевые счета нерезидентов. Эта операция является простой и принципиально не отличается от ведения расчетных счетов в рублях. Ее особенность заключается в исполнении банком (по отношению к ней) функций валютного контроля.

Неторговые операции в иностранной валюте представляют собой операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка. Такими операциями являются:

Покупка и продажа наличной иностранной валюты физическими лицами;

Кассовое обслуживание счетов клиентов;

Покупка и продажа дорожных чеков и других платежных документов;

Выдача наличной иностранной валюты по кредитным карточкам;

Инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Операции по международным расчетам связаны с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг юридических лиц -- клиентов банка. Международные расчеты осуществляются в основном в форме аккредитива, инкассо и перевода. Необходимым условием проведения банком международных расчетов является установление корреспондентских отношений с иностранными банками, что оформляется специальным соглашением, представляющим собой договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций. Для осуществления операций по международным расчетам можно установить два типа корреспондентских отношений: “корреспондент без счета” и “корреспондент со счетом”.

Конверсионная операция -- это покупка/продажа (обмен) валюты одной страны за валюту другой страны по действующему курсу.

Депозитные операции в иностранной валюте связаны с привлечением денежных средств во вклады и депозиты банка от имени физических и юридических лиц -- клиентов банка, которым за это начисляется определенный процент.

Конверсионные и депозитные операции на международных денежных рынках требуют наличия высококвалифицированных кадров и современного технического оснащения, такого, как системы “Рейтер-Дилинг”, SWIFT.

Кредитные операции с иностранной валютой -- один из наиболее сложных и рискованных видов банковских операций. Валютные средства внутри Российской Федерации привлекаются от клиентов или других российских и иностранных банков. Размещаются эти средства банками на российском и международном межбанковском рынке или на кредитных счетах клиентов.

В Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И установлены порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.

Таким образом, в данной главе автор провел комплексный анализ валютных операций, проводимых в Российской Федерации, проанализировал правовые основы осуществления валютных операций по действующему законодательству, а также в ходе своего исследования выявил основные проблемы в законодательном регулировании валютных операций, которые более конкретно будут проанализированы в следующей главе.

Публикация

Главным законодательным документом валютного контроля является инструкция банка России 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". Документы валютного контроля - это паспорт сделки, справка о валютных операция, справка о подтверждающих документах.

Паспорт сделки

Паспорт сделки (далее ПС) - это обязательный документ, который должен оформляться при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Для открытия ПС необходимо обратиться в банк, через который будут проходить расчеты по контракту (или их часть). Если все расчеты идут через счета, открытые в банке за пределами территории РФ (банке-нерезиденте), то ПС нужно оформлять через территориальное учреждение Банка России юридическому адресу организации.

При этом у банка нет обязанности информировать о необходимости оформления ПС, обязанность по его оформлению возлагается на резидента.

ПС необходимо открыть если одновременно выполняются следующие условия:

1. Между резидентом и нерезидентом есть согласованный контракт, предварительный договор, предложение о заключении договора (оферта), либо проект договора, который предусматривает:

  • осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах;
  • продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на и за пределами территории РФ горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
  • выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга)
  • получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу).
2. Сумма обязательств по договорам равна или превышает в эквиваленте 50000 долларов США.

Для того чтобы открыть ПС, необходимо предоставить в банк один экземпляр ПС по форме 1 (или по форме 2 для кредитных договоров) в соответствии с приложением 4 к Инструкции 138-И Банка России, а также договор либо выписку из контракта, содержащую информацию, необходимую для оформления ПС. Если представляется лишь проект договора, то в срок не позднее 15 рабочих дней с даты подписания договора его нужно представить в банк.

Банк принимает на обслуживание контракт и оформляет по нему ПС, либо отказывает в принятии на обслуживание контракта и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления. Отказать банк может в случае несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в предоставленном и (или) иных документах и информации, если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией, а также в случае непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 Инструкции 138-И Банка России, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации). ПС считается оформленным после присвоения ему банком номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица. Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком резиденту. По каждому договору оформляется один паспорт сделки.

Сроки представления в банк информации для открытия ПС устанавливается в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту начнется раньше, но не позднее следующих сроков:

Оп ерация Сроки открытия ПС
Зачисление/списание иностранной валюты или валюты Российской Федерации Не позднее срока представления СВО
Проведение валютной операции по контракту, в котором не определена сумма обязательств Не позднее срока представления СВО при проведении той валютной операции, в результате которой расчеты по контракту превысят, либо будут равны 50 000 USD
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары или заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара)
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее срока для представления СПД
Исполнение обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них Не позднее срока для представления СПД

В каких случаях и как переоформить ПС?

Переоформить ПС нужно, если:

Для переоформления ПС в банк направляется заявление о переоформлении ПС, а также документы и информация, на основании которых вносятся изменения. В заявлении необходимо указать:

  • сведения о резиденте;
  • реквизиты ПС;
  • раздел ПС, в который вносятся изменения;
  • содержание изменений;
  • информацию о документах, которые являются основанием для переоформления ПС;
  • дату подписания резидентом заявления о переоформлении ПС.
После представления заявления о переоформлении ПС, а также документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк проверяет заявление, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС. При принятии заявления о переоформлении ПС банк вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде. Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком резиденту. При переоформлении паспорта сделки сохраняется его номер и все реквизиты, которых не коснулись изменения (Пункт 8.7 Инструкции 138-И Банка России).

Как закрыть паспорт сделки?

Закрытие ПС производится в следующих случаях:

  • при переводе из одного банка в другой в связи с переводом контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк, а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;
  • при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;
  • при уступке резидентом требования по контракту другому лицу – резиденту, либо при переводе долга резидентом по контракту на другое лицо - резидента;
  • при уступке резидентом требования по контракту нерезиденту;
  • при исполнении (прекращении) обязательств по контракту по иным, не указанным выше, основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • при прекращении оснований, требующих оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений или дополнений в контракт, а так же в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте оснований, требующих его оформления.
Для закрытия ПС в банк необходимо предоставить заявление о закрытии ПС. В одном заявлении можно сообщить о закрытии нескольких ПС. Форма заявления о закрытии не утверждена Инструкцией, в ней указаны только обязательные сведения. Так что можно либо попросить образец в своем банке, либо написать заявление в свободной форме, указав в нем все обязательные сведения, перечисленные в п.7.2 Инструкции-138-И Банка России. Также нужно предоставить документы, состав которых зависит от причины закрытия ПС:
  • документы, подтверждающие уступку требования по контракту другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту на другое лицо – резидента;
  • справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту;
  • документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.
Банк в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах и иной информации, имеющейся в банке, и принимает решение о закрытии либо об отказе в закрытии ПС.

При принятии решения о закрытии ПС банк не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передает резиденту на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ведомость банковского контроля, и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде. В случае перевода ПС из одного банка в другой, банк передает резиденту на бумажных носителях экземпляр закрытого ПС и два экземпляра сформированной на дату закрытия ПС ведомости банковского контроля, а также ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде, для последующего представления организацией в другой уполномоченный банк, в котором будет осуществляться обслуживание контракта. ПС считается закрытым с даты, указанной банком в разделе № 4 «Сведения об оформлении, переводе и закрытии паспорта сделки».

Кроме того, банк может самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней с даты завершения обязательств по контракту в следующих случаях:

  • при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;
  • при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой завершения обязательств по контракту, документов и информации, на основании которых банк ведет ведомость банковского контроля.
В данных случаях банк информирует (по своему усмотрению) организацию о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия. При неисполнении исходя из имеющейся в банке информации обязательств по контракту и закрытии организацией всех расчетных счетов в банке без закрытия ПС, банк вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 30 рабочих дней, следующих за датой закрытия последнего расчетного счета резидента.

Если после закрытия ПС организация продолжит работать в рамках этого договора, а срок хранения документов - не менее трех лет с даты закрытия ПС – не истек, то можно просто переоформить ПС, для чего необходимо обратиться в банк с заявлением. После чего банк продолжит учитывать операции по этому договору (п. 7.10 Инструкции 138-И Банка России). Если же срок хранения истек, то необходимо оформить новый ПС в установленном порядке.

Следует отметить, что за нарушение валютного законодательства предусмотрены существенные штрафы, так, например, за несоблюдение правил оформления ПС грозит штраф:

  • должностным лицам - от 4000 до 5000 руб.;
  • юридическим лицам - от 40000 до 50000 руб.
Справка о валютных операциях
  • при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет;
  • при списании иностранной валюты с расчетного счета;
  • при проведении расчетов по аккредитиву;
  • при проведении валютных операций через расчетный рублевый счет резидента;
  • при осуществлении операций с использованием банковской карты, если открыт ПС;
  • в некоторых случаях - при проведении расчетов через зарубежный счет резидента.
СВО с расчетами по договору в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС. Справку оформляют только резиденты и представляют одновременно с обосновывающими документами.

СВО является документом, с помощью которого организация заявляет о содержании валютной операции и реквизитах документов, связанных с ее проведением. Также СВО это документ, посредством которого резидент при проведении авансовых платежей указывает срок исполнения нерезидентом своих обязательств.

При получении валюты РФ по договору без ПС можно, а при наличии ПС - необходимо оформить СВО, если в платежном поручении контрагент не указал код валютной операции, либо организация не согласна с указанным кодом.

Для предоставления СВО установлены определенные сроки:

Причина Срок предоставления СВО
Списание иностранной валюты со счета Одновременно с Распоряжением о переводе валюты
Зачисление иностранной валюты на транзитный счет Не позднее 15 рабочих дней с даты зачисления иностранной валюты на счет
Списание валюты РФ в пользу нерезидента Одновременно с расчетным документом по валютной операции
Зачисление валюты РФ от нерезидента на расчетный счет Не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления
Проведение операций через счета в банке-нерезиденте Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была произведена валютная операция
При списании иностранной валюты или валюты РФ с использованием банковской карты Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена операция

После получения банк осуществляет проверку соответствия предоставленной СВО и документов, связанных с проведением валютной операции, и если сведения в документах соответствуют справке, то банк подписывает справку, указывает на ней дату ее принятия, после чего проводит операцию. Если выявляется несоответствие, то банк возвращает справку вместе с документами и отказывает в проведении операции.

С 01.10.2013 введена корректирующая СВО, которую нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО.

Срок представления корректирующей СВО - 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.

СВО и документы, связанные с этими операциями, необходимо предоставлять в банк строго в установленные сроки, так как за нарушение сроков предусмотрен штраф:

  • для юридических лиц - в размере от 40000 до 50000 руб.;
  • для должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.
Справка о подтверждающих документах

Согласно требованиям Инструкции N 138-И Банка России при исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент должен в определенные сроки представить в банк в одном экземпляре правку о подтверждающих документах (далее – СПД) а также, следующие подтверждающие документы:

  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ, по которому установлено требование о декларировании и осуществлении их декларирования способом, отличным от подачи декларации на товары, - документы, используемые в качестве декларации на товары;
  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров.
  • в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта;
  • в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
СПД и подтверждающие документы предоставляются в банк в следующие сроки:
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы по ввозу/вывозу товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании, выполнению работ, оказанию услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе. В случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого или недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк СПД и подтверждающие документы. Фиксированными платежами являются платежи, сумма которых зафиксирована в условиях договора, либо является определяемой, т.е. в договоре закреплены способ расчета платежа. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк СПД и подтверждающие документы в установленном порядке.

Очень важно следить за изменениями валютного законодательства и неукоснительно выполнять его требования, так как нарушения влекут за собой существенные штрафы.

С 2016 года увеличена давность привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Теперь она составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Валютные операции – это все операции, которые связаны с переходом прав на валютные ценности. Кроме того, законодательство РФ относит к валютным операциям также ведение отечественными финучреждениями рублёвых счетов нерезидентов.

Осуществление валютных операций и их виды

Порядок организации валютных операций в РФ определяется положениями ФЗ «О валютном регулировании и о валютном контроле». Этот закон предусматривает, что в России осуществление валютных операций доступно как финансово-кредитным учреждениям, так и участникам внешнеэкономических торговых отношений.

Операции в иностранной валюте делят на 2 группы:

  • текущие –предоставление займов сроком от полугода и международные переводы (расчёты с поставщиками, выплата зарплаты, алиментов, процентов по займу, доходов по депозитам, инвестициям и прочим связанным с движением капитала операциям).
  • связанные с движением капитала – портфельные и прямые инвестиции, ссуды сроком от 6 мес., иные валютные операции, которые не входят в группу текущих.

Осуществление текущих валютных операций резидентами возможно без каких-либо особых ограничений. Но существуют лимиты на вывоз из страны иностранной валюты.

Осуществление валютных операций , связанных с движением капитала, проводится с учётом требований . Последний строго контролирует вывоз капитала из страны, выдавая разрешение на организацию валютных операций подобного рода только отечественным банкам с соответствующей лицензией.

При осуществлении валютных операций финучреждения обязаны страховать ввозимые и вывозимые ценности от всех возможных рисков, которые могут иметь место на протяжении пути между кассой отечественного банка и хранилищем зарубежной кредитной организации.

Организация валютных операций

Как мы уже отмечали, принципы осуществления валютных операций разного рода в РФ, как и порядок их организации, регулируются федеральным законодательством. Организация валютных операций в первую очередь возложена на коммерческие банки, которые в своей деятельности руководствуются указаниями Банка России.

Порядок организации валютных операций (перевоза, ввоза, пересылки инвалюты), а также условия и возможность открытия россиянами счетов в банках-нерезидентах – все это определяется нормативными документами ЦБ России. Он также устанавливает лимиты открытых валютных позиций уполномоченных банков – соотношение между обязательствами и требованиями финучреждений в инвалюте.

Организация валютных операций, сопровождающаяся нарушением норм и требований ЦБ РФ, карается финансовыми санкциями – внушительными штрафами.

Принципиально важное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на два основных вида:

текущие валютные операции;

валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции -- это:

  • а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

r) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

  • а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на, недвижимость;

r) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Разделение валютных операций на два типа -- дань их влиянию на экономические процессы.

Текущие операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (их оплату, в том числе и получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.).

Валютные операции, связанные с движением капитала, как явствует из самого названия, означают вложения российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот и другой процесс могут иметь негативные последствия для отечественной экономики (как в форме оттока капитала, так и в форме установления иностранного контроля за различными сферами национальной экономики).

Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции второго типа подлежат достаточно жесткому контролю со стороны государства, в лице его соответствующих органов.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться как непосредственно между уполномоченными банками, так и через валютные биржи.

Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.

Валютные ограничения. Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.

Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести:

централизацию валютных операций в центральных банках;

лицензирование валютных операций;

полное или частичное блокирование валютных счетов;

обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам;

ограничения обратимости валют и т.д.

Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала.

Законодательные ограничения операций с валютными ценностями -- одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения.

Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы -- как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью.

Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.

В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.

В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.

Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с «долларизацией» экономики.

В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России.

В процессе развития валютного рынка в стране начался поиск оптимальных вариантов распределения валютной выручки от внешнеэкономических операций между государством и конкретными предприятиями-собственниками экспортной продукции. Формой такого распределения стало законодательное установление обязательной продажи части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.

В последующие годы был принят ряд правовых актов, вносивших существенные изменения в регулирование рассматриваемого вопроса. На сегодняшний день основным правовым актом по данному вопросу является

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. N 02-104 А) (с изм. и доп. от 15 сентября, 31 декабря 1992 г., 28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г., 16, 26 июня 1995 г., 17 июля 1997 г., 11 сентября, 7, 31 декабря 1998 г., 13 января, 18 июня 1999 г.).

Отметим наиболее важные моменты указанного правового акта:

  • 1. Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
  • 2. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
  • 3. При осуществлении обязательной продажи предприятия могут продать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, -- в Валютный резерв Банка России.
  • 4. В инструкции дается перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него, в частности, входят:

поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;

поступления в виде привлеченных кредитов, депозитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

другие поступления.

5. Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки. Он может быть представлен в следующем, несколько упрощенном виде.

Все поступления предприятий в иностранной валюте подлежат зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

Каждому предприятию открываются параллельно два счета в уполномоченном банке:

транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.

Таким образом, все валютные поступления предприятия зачисляются на транзитный валютный счет. По поручению предприятия 50 процентов валютной выручки продается на внутреннем валютном рынке, а остальные средства перечисляются на второй -- текущий валютный счет предприятия. Отсюда и название первого счета -- транзитный.

В результате реализации рассмотренного Указа, увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке России, формируются валютные резервы Банка России. В то же время 50 процентов экспортной выручки остается в распоряжении предприятий и идет на формирование их валютных фондов. Следует отметить, что некоторые правовые акты устанавливают льготы при обязательной продаже части экспортной выручки или даже полностью освобождают от нее. Так, Указом Президента РФ от 27 июня 1994 г. СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1114. от обязательной продажи части валютной выручки освобождены федеральные учреждения и организации культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий и организаций.

За нарушение порядка зачисления валютной выручки хозяйствующие субъекты подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ, в размере всей сокрытой выручки в валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. «О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации» под сокрытой выручкой следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Вскрытие же нарушений валютных операций возможно в процессе осуществления валютного контроля.