Закрытый перечень федеральных региональных и местных налогов. Налоги и сборы в российской федерации

Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

Виды налогов в РФ

Федеральные налоги

Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города - субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Виды налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

Выводы

По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

Налоги в РФ делятся на несколько типов. Каждый из них важен для выстраивания эффективной бюджетной системы. Какова специфика региональных налогов? Какого типа сборы их формируют? Насколько значимы региональные налоги с точки зрения устойчивости бюджетной системы РФ?

Классификация налогов и сборов в РФ

Законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. К первым относятся те, что обязательны к уплате на всей территории РФ, если иные нормы не содержатся в регулирующих правовых актах. Региональные налоги уплачиваются в конкретных субъектах федерации. Вводятся они НК РФ, а также законами в регионах.

В процессе установления региональных налогов законодательные структуры власти в субъектах РФ определяют ставки, а также порядок взимания сборов — но при условии, что они не установлены на уровне положений Налогового Кодекса. В числе полномочий региональных органов власти — установление различного типа льгот для налогоплательщиков, определение оснований для них и механизмов применения на практике.

Местные налоги устанавливаются и отменяются НК РФ, а также нормативными актами муниципалитетов. Они обязательны к уплате на территории городов, районов и иных типов муниципальных образований, если федеральным законодательством не предусмотрены альтернативные сценарии.

Федеральные, региональные и местные налоги вводятся в действие и аннулируются НК РФ. Какие-либо сборы, которые не предусмотрены Кодексом, не могут быть установлены на территории России. Федеральное законодательство России может предполагать внедрение специальных режимов налогообложения.

Специфика региональных налогов

Какие типы сборов формируют региональные налоги? В соответствии с 14-й статьей НК РФ, к таковым относятся: налог на имущество предприятий, на игорный бизнес, а также транспортные сборы. Таким образом, региональных налогов российское законодательство устанавливает совсем немного.

Для сравнения, к федеральным налогам относится: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль предприятий, на добычу полезных ископаемых, государственные пошлины, водный налог, а также сборы за пользование объектами, которые относятся к животному миру.

Изучим указанные нами региональные налоги подробнее.

Налог на имущество предприятий

Объект налогообложения в рамках данного сбора — любое имущество, которое учитывается на балансе предприятия как объект основных средств. Это также могут быть активы, которые переданы компании во временное распоряжение или, например, доверительное управление. Соответствующего типа налог на имущество — региональный налог, поэтому его уплачивают предприятия, зарегистрированные в конкретном субъекте федерации.

Необходимые выплаты фирма должна производить в бюджет, соответствующий ее местонахождению. Что касается иностранных предприятий, то они должны уплачивать сбор и авансовые платежи в территориальной привязке относительно постановки своих представительств на налоговый учет.

Срок уплаты имущественного сбора предприятиями определяется законодательными актами на уровне субъектов РФ. При этом предприятия должны своевременно вносить необходимые авансовые платежи, если, конечно, в региональных правовых актах нет иных положений.

Налог на игорный бизнес

Под игорным бизнесом в законодательстве РФ принято понимать активности, которые направлены на получение доходов от различных видов азартных игр, а также пари. Сюда входит организация работы казино, залов игровых автоматов, прием ставок на результаты спортивных соревнований.

В 2009 году в законодательстве РФ появились нормы, по которым азартные игры стало возможно проводить только на территории специальных игорных зон, а именно в Алтайском и Краснодарском краях, Приморье, а также в Калининградской области. Резиденты этих субъектов РФ стали в полной мере платить соответствующие региональные налоги. 2014-й год характеризовался достаточно высокой активностью законодателей в некоторых сферах налоговой политики, однако в аспекте изменения структуры региональных сборов существенных нововведений власти не установили.

Уплачивается налог на игорный бизнес до 20 числа месяца, который следует за установленным налоговым периодом. Также предприятию необходимо предоставлять декларации по данному виду сбора. В данных документах, как и в иных, что относятся к подобному типу, должны быть отражены показатели по налоговому периоду.

Транспортный налог

Транспортный налог должны платить граждане и организации, которые распоряжаются соответствующего типа имуществом в порядке частной собственности. Если речь идет об уплате сбора предприятиями, то исчисление сумм налога фирмы должны осуществлять самостоятельно. Касательно обязательств физлиц — соответствующего типа налог исчисляет ФНС. Предприятия должны вносить авансовые платежи по транспортному налогу в рамках периодов, установленных законодательством. Срок уплаты соответствующего сбора устанавливают региональные власти. Вноситься платежи должны в бюджет по месту функционирования транспортных средств.

Нормативное регулирование сборов в регионах

Какими законодательными актами регулируются региональные налоги и сборы? Как мы отметили выше, полномочиями, связанными с взиманиями соответствующих платежей, могут обладать власти субъектов РФ.

Но их активности могут быть ограничены критериями, которые прописаны в Налоговом Кодексе. Другой источник права, имеющий отношение к налоговой политике в регионах — это Бюджетный Кодекс.

Налоги остаются в регионах?

Региональные налоги, как мы отметили выше, в России представлены в небольшом количестве. Однако в распоряжении финансовых структур на уровне государственных органов субъектов федерации могут быть денежные средства, значительно превышающие объем сборов, установленных законодательством. Как это возможно?

Дело в том, что в ряде законодательных источников федерального уровня — Налоговом, Бюджетном Кодексах — содержатся положения, в соответствии с которыми налоги в региональный бюджет могут поступать не только за счет поступлений от предприятий, заплативших сбор за имущество, от игорных бизнесов и от субъектов уплаты транспортных сборов. Так, в 284-й статье НК РФ содержатся положения, в соответствии с которыми сумма налога на прибыль, которая исчисляется в соответствии со ставкой в 18%, должна зачисляться именно в бюджет субъекта. Иные нормативы подобных отчислений отражены в БК РФ. Рассмотрим их.

Нормативы отчислений в региональный бюджет

Некоторые положения Бюджетного Кодекса фактически дублируются рядом формулировок НК РФ. Так, в Налоговом Кодексе сказано, что к региональным налогам относятся сбор на имущество предприятий, на игорный бизнес и транспортный сбор. В Бюджетном Кодексе указано, что суммы, которые ФНС взимает по соответствующим основаниям, должны на 100% перечисляться в региональный бюджет — фактически то же самое, но в иных формулировках.

Также в распоряжение финансовых структур на уровне органов власти в субъектах федерации попадают суммы, которые исчислены на основе ряда федеральных сборов. Так, например, 70% от НДФЛ, уплаченного резидентами субъекта, должно оставаться в региональном бюджете. Что касается налогов на доходы физлиц, которые уплачены иностранцами за пользование патентом — это тоже федеральный сбор — то они на 100% попадают в казну субъекта РФ.

Норматив в 50% установлен в отношении отчислений по акцизам — на спирт и продукцию, которая его содержит. Касательно сельскохозяйственного налога, в региональный бюджет попадает 30% от сумм, уплаченных резидентами субъекта. Полностью попадает в распоряжение региональных финансовых структур власти сумма государственной пошлины. Налог на добычу полезных ископаемых на 60% остается в регионах.

Специфика местных налогов

Региональные и местные налоги, в соответствии с нормами законодательства, разграничены. Однако в правовых актах предусмотрены механизмы, предполагающие некоторую корреляцию процедур, отражающих сбор и зачисление соответствующих финансовых потоков в бюджеты различных уровней.

С одной стороны, местных налогов в РФ только два: это земельный сбор, а также налог на имущество физлиц. С другой, бюджеты муниципалитетов могут пополняться не только за счет взимания платежей по указанным основаниям с плательщиков, но также и за счет большого количества иных оснований. Вполне возможен сценарий, при котором региональные и местные налоги при формальном их разграничении фактически будут попадать в бюджет одного и того же уровня. Рассмотрим данную специфику подробнее.

Отчисления региональных налогов в местные бюджеты

Для начала полезно обратить внимание на 58-ю статью БК РФ. В ней сказано, что субъекты РФ обладают полномочиями по внедрению нормативов финансовых отчислений от федеральных и региональных сборов в пользу местных бюджетов. При этом активности властей субъектов могут касаться всех типов муниципальных образований: городских, сельских поселений, районов, городских округов и т. д.

Подробно рассказывается о том, каким образом региональные налоги и сборы должны попадать в местный бюджет, в 8-й и 9-й Главах БК РФ. Возможен также сценарий, при котором финансовые средства, формируемые на уровне местных бюджетов, будут, наоборот, переданы в вышестоящие финансовые системы. Однако он рассматривается многими экспертами как перспективный. Его практическая реализация зависит от того, как будет развиваться система муниципальной власти в РФ, насколько города и районы окажутся готовыми к тому, чтобы стать источниками финансовых потоков в системы распределения денежных ресурсов на вышестоящих уровнях.

Единство бюджетной системы

Местные бюджеты, как и региональные, также получают значительные отчисления в рамках установленных нормативов от платежей по федеральным сборам. И в этом — один из признаков единства российской государственной системы управления денежными потоками. Выстраивается трехуровневая модель взаимодействия разных бюджетов. Платежи, относящиеся к местным, полностью остаются в муниципалитетах. Те налоги, которые классифицируются как федеральные и региональные, также могут быть в значительной степени возвращены в бюджет города или района. В свою очередь, сборы, которые взимаются в соответствии с компетенциями органов власти субъектов РФ, полностью перечисляются на уровень регионального бюджета. Финансовая система региона может дополняться за счет отчислений из платежей по федеральным налогам, а в перспективе — и по местным сборам.

Насколько значимы региональные налоги?

Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.

К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.

Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.

Налоги – основной финансовый инструмент экономической политики, с его помощью осуществляется и государственная, и региональная, и муниципальная деятельность.

В данной статье подробнее остановимся на региональных платежах.

Кем устанавливаются налоги?

Система налогообложения в России имеет сложную структурированную систему. НК РФ включает :

  • федеральные (действуют на территории России);
  • региональные (края, области, округи РФ);
  • местные (населенные пункты России).

Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на отдельно взятых территориях Российской Федерации. Данный вид отчислений не находится в полном ведении региональной власти. Общие положения устанавливаются Налоговым кодексом. А региональная власть занимается корректировкой ставок в пределах, допускаемых кодексом, и разработкой льгот для налогоплательщиков.

В свою очередь, данные налоги подразделяются на три уровня:

  1. Устанавливаемые на федеральном уровне, но региональная власть имеет право корректировать некоторые ставки, предусматривать льготы.
  2. Предусмотренные Налоговым кодексом, но время и необходимость их введения в действие рассматривается регионально (факультативные налоги).
  3. Устанавливаемые региональной властью самостоятельно, опираясь на общие положения НК РФ.

В целом же, это обязательные отчисления в региональный бюджет, которые осуществляются в каждом конкретном регионе Российской Федерации.

Их список и характеристики

Основные региональные налоги, которые обязательно присутствуют в каждой территориальной единице, состоят из следующих отчислений:

Налог на имущество организаций

Является основным пунктом в Налоговом кодексе, действует на территории РФ с 1992 года. Налогообложению в данном случае подлежит имущество, находящееся в пределах России и являющееся собственностью российских или зарубежных организаций, а именно:

  • предприятий и учреждений, которые российское законодательство причисляет к юридическим лицам;
  • филиалов и подразделений, которые имеют собственный расчетный счет;
  • иностранных и международных организаций, имеющих в собственности имущество на территории РФ.

Отчисления не взимается с:

  • земельных участков;
  • организаций, связанных с уголовно-исполнительной деятельностью;
  • водных и других природных ресурсов;
  • имущества, находящегося в ведении федеральных органов и используемого для охранной деятельности и обеспечения правопорядка РФ.

От уплаты могут освобождаться полностью либо иметь льготы некоторые религиозные объединения, а также организации для инвалидов, адвокатские конторы, научные центры, фармацевтические предприятия, исторические и культурные памятники, космические центры.

Налог оплачивается ежегодно , процентная ставка не превышает 2.2% , это верхняя граница, которую устанавливает НК. Остальными нюансами занимается региональная власть.

Транспортный налог

В 2002 году в Налоговом кодексе появилась новая глава, связанная с налогом на транспорт. Налогоплательщиками в данном случае считаются те, на чье имя зарегистрировано одно или несколько транспортных средств. На каждый вид транспорта при этом платеж рассчитывают отдельно. Отчисления производятся ежегодно .

Налогообложению в данном случае подлежат следующие ТС:

  • наземный транспорт: машины, автобусы, мотоциклы и т. п.;
  • водный: яхты, катера, моторные лодки и т. п.;
  • воздушный: вертолеты, самолеты.

Не подлежат налогообложению:

  • моторные лодки слабой мощности или весельные плавсредства;
  • промысловые суда;
  • транспортные средства всех видов, которые задействованы в пассажирских или грузовых перевозках;
  • сельскохозяйственная техника, которая используется для производства с/х работ;
  • транспорт, находящийся в ведении федеральных органов и используемый для военной службы;
  • суда, прошедшие регистрацию в международном реестре.

Ставки определяются согласно НК. Для транспортных средств, оборудованных двигателями, выплаты исчисляются с учетом мощности каждого конкретного мотора. В буксируемых суднах учитывается вместимость, которую исчисляют в тоннах. Для остального вида транспорта налог исчисляется по количеству единиц ТС.

Юридические лица занимаются вычислением налогового платежа самостоятельно.

Физические лица не рассчитывают налог сами, эта процедура оформляется в том налоговом органе, по адресу которого было зарегистрировано транспортное средство. До 1 июня физическое лицо должно получить необходимую информацию, касающуюся суммы выплаты. На основании полученного документа и производится оплата.

Региональная власть имеет право повлиять на базовую ставку, которая была определена Налоговым кодексом, уменьшив или увеличив ее, но не более, чем в пять раз. Сроки отчетного периода и порядок уплаты рассматриваются также на региональном уровне, здесь же устанавливается и срок ее сдачи.

Налог на игорный бизнес

Все организации, связанные с игровым бизнесом, обязаны оплачивать сборы в региональный бюджет.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие игорные объекты, за которые необходимо внести отчисления:

  • игровые столы;
  • игровые автоматы;
  • букмекерские кассы;
  • кассы тотализатора.

При установке хотя бы одного вышеперечисленного объекта их владелец обязан произвести регистрацию в региональной налоговой организации (не позднее 2-х дней после установки). Ставки корректируются на региональном уровне:

  • Игровые столы – от 25 000 до 125 000 руб .
  • Автоматы – от 1 500 до 7 500 руб .
  • За тотализатор или букмекерскую кассу – от 25 000 до 125 000 .

Если на региональном уровне не было произведено никаких корректив, то оплата налога исчисляется согласно НК РФ по нижнему порогу приведенного выше списка. Налог взимается ежемесячно . Размер платежа плательщик должен рассчитать самостоятельно, налоговая декларация при этом подается не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Оплата производится по месту регистрации.

В случае, если игровой автомат или другой объект не был поставлен вовремя на учет, с его владельца взимается штраф в трехкратном размере от суммы налога, при повторном подобном случае – штраф увеличивается в шесть раз.

С 2009 года на территории Российской Федерации прекратили свою деятельность заведения, не имеющие разрешения на организацию игорной деятельности.

Вышеперечисленные налоги целесообразно взимать именно на уровне регионов, потому что эти отчисления позволяют формировать стабильную финансовую основу региональной экономики.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Роль и значение

Развитие и рост отечественной экономики напрямую зависит от развития ее регионов. Региональная налоговая политика является одной из наиболее значимых частей сложной налоговой системы России и играет важную роль в формировании бюджета страны.

Большую часть региональных доходов от налоговых выплат составляют налоги на имущество предприятий.

Роль данных платежей заключается также в обеспечении надежности и стабильности бюджета РФ. На сегодняшний момент отмечаются трудности и проблемы в сборе и администрировании именно этих налогов, что неблагоприятным образом складывается непосредственно на развитии региональной экономики.

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Федеральные налоги и сборы

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно ! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.

Система федеральных налогов РФ

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, . Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС : юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения : реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% - для процентов по ряду облигаций, 30% - для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% - для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями ( , коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акцизы

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно - в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых , являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% - при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на


Одержание:

Введение

1. Классификация налогов

2. Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации

2.1. Федеральные налоги

2.2. Региональные и местные налоги

Заключение

Список литературы

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти.

Все многообразие налогов составляет большой и важный комплекс, в котором существует своя классификация.

Цель данной контрольной работы – рассмотреть совокупность налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные региональные и местные.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

    Провести анализ литературы.

    Рассмотреть классификацию налогов.

    Проанализировать состав и сущность федеральных, региональных и местных налогов в РФ.

1. Классификация налогов

Группировка налогов по разным классификационным признакам представлена в таблице 1. Классификация нужна для упорядочения знаний о различных видах налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.

Таблица 1. Классификация налогов в Российской Федерации.

Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления - налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

НК РФ ст12.предусматревает следующие виды налогов и сборов в РФ.

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

2. Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации

Виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ регламентируются статьей 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.

2.1. Федеральные налоги

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НКРФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название «универсального акциза» Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС - косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

Плательщиками НДС в соответствии с НК РФ являются:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Фактическими налогоплательщиками служат потребители - покупатели товаров (работ, услуг).

Объектами налогообложения являются:

а) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

б) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

в) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Подробный перечень объектов налогообложения также приводится в ст. 146 НК РФ.

Акцизы регулируются НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый изо всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;