Вопрос: государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита. Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода

С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы, инфляцию.

Рыночная система приводит к существенному неравенству в распределении денежного дохода, а значит, и в распределении национального продукта между индивидуальными производителями. Даже в развитых странах с рыночной экономикой проблема богатых и бедных остается достаточно острой. Поэтому государство должно создавать механизмы уменьшения неравенства доходов. К таким механизмам относятся система налогообложения доходов предпринимателей и наемных работников, трансфертные платежи, ценообразование.

Так, в ряде стран перераспределение доходов между слоями населения обеспечивает система прогрессивного налогообложения. За счет трансфертных платежей выплачивается помощь бедным, инвалидам. а также по безработице. Программы социальной помощи предусматривают финансовую помощь больным, пенсионерам, людям пожилого возраста. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. модификации цен, которые устанавливаются рыночными силами. пример такого вмешательства - гарантированные цены на сельскохозяйственные товары фермерам и минимальные тарифные ставки.

Объектом финансово-кредитного регулирования экономики является соотношение между товарной и денежной массой, которое должно быть сбалансированным, иначе говоря, в обороте должна находиться определенная сумма денег. Для обеспечения нормального финансово-кредитного регулирования государство должно содействовать формированию двухуровневой банковской системы, которая состоит из центрального эмиссионного банка (верхний уровень) и сети коммерческих банков и других коммерческих институтов, а именно: сберегательных банков, инвестиционных и страховых компаний (нижний уровень). Кроме того, правительство должно содействовать созданию рынка ценных бумаг и механизма их действия.

Деятельность правительства может дать два противоположных результата в зависимости от того, как она осуществляется. В целом государственная политика может быть и фискальной, связанной с использованием государственных налогов и расходованием бюджетных средств, или монетарной, направленной на регулирование денежного оборота и количества кредитных средств в экономике.

Государственный бюджет как экономическая категория отображает реальные экономические отношения между государством и другими экономическими субъектами по поводу создания и использование централизованного фонда денежных ресурсов страны, предназначенных для использования функций государства путем распределения и перераспределения ВВП.

Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости НД.

На стадии первичного распределения НД в Государственном бюджете концентрируются денежные ресурсы в виде:

  • - части налога на дополнительную стоимость;
  • - отчислений на социальное страхование.

На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в Государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное хозяйственное воздействие. Для покрытия государственных расходов используется такой важный инструмент мобилизации финансовых средств, как налоги. Кроме того, последние используются для влияния на деятельность субъектов хозяйствования. При этом государственное регулирование с помощью налогов в решающей степени зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налогов.

В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это прежде всего государственные кредиты, субсидии и гарантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. В целом государственные расходы можно представить как сумму выплат трансфертов (трансфертные платежи) и государственных закупок товаров и услуг.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо экономической услуги. К таким платежам относятся выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам, пособий ветеранам и т.д. Эти выплаты просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Произвольное установление государственных цен, вызывающие перекосы в величине и структуре спроса может привести к инфляции - обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

Таким образом, повышение цен и обесценивание денег - это признаки инфляции. Причинами ее могут быть:

  • - несоответствие спроса на товары и услуги. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом государственного бюджета, который возникает тогда, когда доходы бюджета меньше затрат; чрезмерным инвестированием, когда объем инвестиций превышает возможности экономики и способствует сдерживанию роста потребления; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.
  • - монополизм предприятий в условиях свободного ценообразования, позволяющий монополистам существенно повышать цены на свою продукцию.
  • - деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии;
  • - диспропорции в самом производстве, углубление материально-финансового равновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования. Особенно показательными эти причины инфляции оказались в Украине.
  • - неверие населения в государственную экономическую политику. вследствие чего люди при первой возможности освобождаются от денег и превращают их в материальные ценности. Если бы экономика была стабильной и население доверяло правительству, стремление материализовать деньги было бы намного меньше и значительная часть их накапливалась бы в банках. Это уравнивало бы спрос и предложение, а деньги, которые сохранялись бы на личных счетах граждан, государство и банки могли бы направлять на расширение производства.
  • - Увеличение или уменьшение кредитов против нормальных потребностей, что ведет к нарушению денежного обращения. Расширение кредита, например, в Украине на капитальные вложения обусловили уменьшение текущего спроса.
  • - Сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов относятся к внешним причинам инфляции.

Сложность проблемы инфляции в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь сложно и, главное, практически ничего не стоит. Это огромное искушение для тех, кто обладает правом создавать деньги.

Таким образом, как порождение товарного производства и обмена, деньги играют особенную роль общего эквивалента, выступают воплощением общественного богатства. Особенно усиливается роль денег в условиях усовершенствования и большего расширения современной рыночной организации общественного производства как формы товарного хозяйства.

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов , решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).



Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Формирование бюджета . Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет . В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основные финансовые методы перераспределения национального дохода:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибылей, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды);
  2. организация налогов;
  3. финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета . Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу , для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

4. Через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование . При помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение средств в широком масштабе, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые служат финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

В непроизводственной сфере бюджет служит главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций.

В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.

Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник – национальный доход.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, – налоги , государственный кредит и эмиссия денег . Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Основной метод перераспределения национального дохода – налоги , обеспечивающие преобладающую долю бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах субъектов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов и регулирующих доходов (передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему).

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

  • государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;
  • кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.; по методу взимания – на налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам относятся поступления различных видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 9/10 общей суммы платежей.

Неналоговые доходы составили 4,9% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, в том числе:
  2. средства от арендной платы;
  3. средства от процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
  4. средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов (предоставляемые юридическим лицам и другому бюджету на возвратной и возмездной основе), бюджетных ссуд (предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок до 6 месяцев);
  5. средства от передачи государственного или муниципального имущества под залог;
  6. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;
  7. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями (консульский сбор, плата за оформление паспорта и др.).

В соответствии с Бюджетным кодексом к системе неналоговых доходов относятся финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

К неналоговым доходам относятся:

  1. финансовая помощь – средства, переданные одним бюджетом другому в форме дотаций, субвенции, субсидии либо в форме иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств;
  2. дотации – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
  3. субвенции – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  4. субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  5. безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам между бюджетами разного уровня, связанным с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

К штрафам и иным принудительным изъятиям относятся штрафы, установленные государственным органом и зачисляемые в местные бюджеты, а также суммы конфискаций, компенсации и иные средства, изымаемые в принудительном порядке в доходы бюджетов.

По принадлежности доходы бюджета группируются на собственные и регулирующие . Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью и частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи). Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.

По определению Налогового кодекса, налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Развитие рыночных отношений в России в последние полтора десятилетия потребовало реформирования налоговой системы с учетом опыта зарубежных стран.

Для обеспечения стабильного управления всей налоговой системой РФ разработан и продолжает совершенствоваться Налоговый кодекс (НК). В июле 1998 г. принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения – системе налогов и сборов РФ, налоговому аппарату, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается порядка расчета конкретных федеральных и региональных налогов. Вторая часть НК постоянно расширяется за счет включения в нее новых налогов (транспортного, сельскохозяйственного, специальных налоговых режимов).

В соответствии с требованиями рыночной экономики налоговая система должна обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Государственный бюджет представляет собой структуру государственных доходов и расходов на год, утвержденных в законодательном порядке.

Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.

Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Состояния и виды бюджета:

а) сбалансированный (баланс государственного бюджета), если расходы равны доходам;

б) дефицитный (бюджетный дефицит), если расходы превышают доходы;

в) профицитный (бюджетный избыток), если доходы превышают расходы.

Каждое состояние государственного бюджета имеет свои плюсы и минусы. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Это не относится к России, которая последние годы имеет профицитный бюджет.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:

а) у центрального банка;

б) у населения.

Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие:

а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) – ∆М;

б) выпуск займов – ∆В.

Дефицит = ∆М + ∆В

При монетизации дефицита государственного бюджета государство получает сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:

М t – М t – 1

SI = ────── – М с,

где М с – затраты по изготовлению новых денег.

Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.

В настоящее время: сеньораж – это способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию; сеньораж реализуется путем создания резервов коммерческих банков.



Так, инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств. Которые несут потери, вызванные ростом инфляции. Для него вполне применима кривая Лаффера, где базой налогообложения выступают реальные кассовые остатки.

Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.

Выделяют первичный дефицит госбюджета – это разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами, например, для того чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа:

а) рефинансирование, т.е. выпуск новых займов;

б) конверсия, т.е. изменение условий займа относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).

Различают структурный и циклический дефициты государственного бюджета.

Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический дефицит – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

В целом, причины и меры по снижению бюджетного дефицита показаны в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Причины и меры по снижению бюджетного дефицита

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга.

Существует несколько концепций бюджетного балансирования и связи бюджетного дефицита с государственным долгом.

1) Концепция ежегодного балансирования, которая основана на рикардинском равенстве, согласно которому финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. В таком виде балансирования используется уравнение государственного бюджетного ограничения. Оно выражается следующей формулой.

T 2 G 2

T 1 + ───── = G 1 + ─────.

1 + r 1 + r

2) Концепция циклического балансирования , которая основана на положении, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.

Для того чтобы противостоять спаду экономики, необходимо. Снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом правительство вызывает дефицит госбюджета. В ходе следующего за этим инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы.

3) Концепция функциональных финансов , которая основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.

Существуют следующие виды государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов минус дефицитные излишки.

Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран. Внешний государственный долг России на начало 2008 г. составлял около 45 млрд. долларов. Однако долг частных компаний достиг 430 млрд. долл. В целом весь долг составляет около 30% ВВП, что значительно превышает порог экономической, финансовой безопасности (10 %).

Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны. В России 13 ноября 1992 г. был принят ФЗ РФ «О государственном внутреннем долге». Он составляет в настоящее время по разным данным более 50 млрд. долларов.

«Золотое правило» обслуживания государственного долга – проценты по обслуживанию долга должны быть меньше темпов экономического развития. В ином случае будет осуществляться только выплата процентов без уменьшения « основного тела» долга.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает ряд проблем.

1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета, который равен разности номинального дефицита бюджета и величины госдолга на начало года умноженной на темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т.е. учитывать как активы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства, т.е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность – происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как необходимо расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение ──── характеризует бремя долга, его величина зависит

От размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Функции и структура государственного бюджета

В целом, бюджет государства – это центральное звено финансовой системы страны. Он необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Бюджет обладает следующими функциями:

Ø образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Ø использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Ø контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы . Основными источниками доходов бюджета, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различного вида налоги (налог на прибыль, подоходный налог и др.), займы, пошлины, сборы, доходы от эмиссии бумажных денег. В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция принадлежит расходам бюджета государством на конкретные цели. Важной статьей расходов бюджета государства являются государственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий и пр. К расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства , экономических регионов, учреждений непроизводственной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов непостоянна, например, изменение соотношения между расходами на обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность и социально-культурные мероприятия свидетельствует о тенденции спада производства.

Итак, принятый государственный бюджет является законом. Однако реальная жизнь редко укладывается в рамки бюджета. Например, не удалось собрать налоги в ожидаемом размере, потому что в государстве наступил экономический спад и многие фирмы не получили никакой прибыли, а физические лица получили меньше доходов, в результате чего в бюджет поступило меньше подоходного налога.

Структура бюджетных расходов и доходов, в которых проявляется сущность любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Последняя функция бюджета – контрольная , обеспечивающая возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.

Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Структура доходов государственного бюджета.

1. Налоговые доходы, всего

в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение

алкогольной продукции;

платежи за пользование природными ресурсами;

ввозные таможенные пошлины;

подоходный налог с физических лиц;

специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;

другие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, всего

в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной

собственности;

доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;

другие неналоговые доходы.

3. Доходы целевых бюджетных фондов, всего

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:

Ø осуществление экономической деятельности РФ;

Ø оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

Ø обустройство государственной границы;

Ø финансирование фундаментальной науки;

Ø образование государственных материальных и финансовых резервов;

Ø регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

Ø погашение и обслуживание государственного долга РФ;

Ø другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.

Таким образом, основными источниками доходной части госбюджета являются:

Налоги (сборы);

Займы в форме государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, обязательств и т.п.).

Эмиссия бумажных денег.

Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).

Структура расходов бюджета.

1. Государственное управление.

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Федеральная судебная система.

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

7. Промышленность, энергетика, строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11. Развитие рыночной инфраструктуры.

12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13. Образование.

14. Культура и искусство.

15. Средства массовой информации.

16. Здравоохранение и физическая культура.

17. Социальная политика.

18. Обслуживание государственного долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов.

20. Мобилизационная подготовка экономики.

21. Прочие расходы.

22. Расходы целевых бюджетных фондов.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Формами выплат из бюджета являются:

- ассигнования – денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Например, государственные бюджетные ассигнования на строительство домов для молодых семей, физкультурно-оздоровительных комплексов, развитие приоритетных (инновационных) направлений науки и техники.

- субсидия – сумма средств в денежной либо натуральной форме, которая выделяется из местных бюджетов либо специальных фондов определенному объекту хозяйствования для организации либо поддержания некой деятельности, доходы от которой на данный момент не покрывают нормативного размера расходов . В отличие от дотации субсидия выдается одноразово. Субсидирование производится либо из государственного бюджета, либо местного бюджета; крупной производственно-хозяйственной организации, которая заинтересована в развитии какого-либо производства; банком либо юридическим лицом, так называемым спонсором. Субсидия всегда имеет целевой характер и дается только под определенную задачу . Субсидирование производится как на возвратной , так и на безвозвратной основе, но преобладающей формой являются безвозвратные субсидии. Субсидия выдается на определенных условиях либо безвозмездно . Адресные субсидии в форме средств, предоставляемых непосредственно, называются прямыми , тогда как установление налоговых либо иных льгот называется косвенной субсидией. Субсидии нередко связаны с системой государственной поддержки отдельных видов деятельности, к примеру, малого бизнеса. Существуют различные виды субсидий. Так, например, экспортные субсидии – это одна из форм государственного стимулирования экспорта бюджетными средствами. Подобное стимулирование оказывается в виде прямого финансирования опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ и экспортного производства и, кроме этого, путем предоставления благоприятных кредитов на эти цели;

- субвенция – это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для определенной цели. Если зафиксировано нецелевое применение средств помощи, полученных в форме страховой суммы, они возвращаются в тот бюджет, из которого были получены. Субвенцию следует отличать от дотации , при которой денежная помощь от государственного бюджета не оговорена никакими условиями, и от субсидии , которая обозначает дотации как бюджетам, так и разнообразным организациям за счет средств бюджета либо средств специальных фондов, которые формируются на основе взносов граждан и отдельных компаний;

- дотация (от лат. слова dotatio – «дар», «пожертвование») имеет несколько значений. 1. Пособие, которое выплачивается гражданам и организациям государством для покрытия ими убытков или иных целей. 2. Денежная сумма, которую выделяют из госбюджета тем предприятиям, у которых сальдо между затратами на производство продукции, ее реализацию и получаемыми доходами имеет отрицательную величину; дотации выплачивают с целью поддержания относительно низких цен на отдельные продаваемые населению товары. 3. Сумма денег. Выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня, если в последнем имеет место недостаточность закрепленных и регулирующих доходов.

Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Выплачиваемая дотация компенсирует повышенные издержки предприятия, покрывает излишние убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет:

1) предотвратить банкротство этих предприятий;

2) не допускать превышения розничных цен на отдельные товары и услуги, ввиду того что за счет дотаций часть цены на эти товары оплачивает госбюджет. Если бы не было дотаций, производители увеличивали бы рост цен на товары путем переложения соответствующей дотациям доли оплаты своих расходов на покупателей. Минусом дотаций является то, что они порождают дефицитность государственного бюджета, так как он вынужден нести их тяжесть.

Существуют различные виды дотаций. Так, например, экспортные дотации – это выделяемые и выплачиваемые средства государственным бюджетом экспортерам для поощрения их деятельности по вывозу товаров. Государство таким образом стимулирует выход товара данной отрасли на мировой рынок. Также установление такой дотации может быть связано с затовариванием внутреннего рынка страны соответствующими товарами, когда государство таким образом пытается избежать всеобщего экономического кризиса в стране.


Вопрос 25. Кредитная система государства, ее структура и значение для развития экономики. Денежно – кредитная политика государства, ее методы и особенности влияния на объем производства и занятость. Эффективность монетарной политики.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта. Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике: прямые - административные меры; косвенные - экономические меры.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный законпрожиточном минимуме", принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.