Государственные финансы и финансовая политика государства. Государственные финансы

Государственные финансы проявляются в разных формах, выполняют важные функции в финансовой системе, связывая между собой различные структурные элементы, что помогает комплексно осуществлять экономические и финансовые связи на федеральном, муниципальном и региональном уровнях.

Что такое государственные финансы?

Под термином «государственные финансы» принято понимать комплексную финансовую систему, которая направлена на то, чтобы собирать и реализовывать деньги, направленные на удовлетворение потребностей государств. В более широком понимании, это система всех финансовых поступлений и денег, которые идут на то, чтобы осуществлять товарно-денежные отношения, поддерживать баланс макроэкономических процессов, добиваться равновесия в притоках и тратах финасредств.

Государственные и муниципальные финансы

Вместе денежные средства на государственном и муниципальном уровне образуют систему отдельных экономических отношений, которые характеризуются следующими факторами:

  • Всегда носят денежный характер;
  • Нужны определенные процессы, чтобы они правильно распределялись и формировались;
  • Распределение осуществляют органы госвласти и местного самоуправления;
  • Средства имеют целевое значение - идут на удовлетворение социальных нужд людей, вложение средств в систему национальной обороны и правоохранительной работы, содержание большого аппарата государственного управления, на осуществление экономического регулирования, реализацию муниципальных проектов.

Функционирование происходит в пределах государственной финансовой системе, поэтому и государственные, и муниципальные финансы являются ядром все процессов. Исходя из этого, можно утверждать, что государственные и муниципальные финансы связывают между собой экономические системы разных уровней, программы производственного развития, различных организаций, структур и учреждений, которые принимают участие в перераспределении денежных ресурсов. Касаются определенной аудитории потребителей, поэтому данные виды финансов отличаются четкой ориентированностью, целенаправленностью, что должно соответствовать правильному перераспределению средств и ресурсов.

Система государственных финансов

Для того, чтобы осуществлять реализацию товарных и денежных отношений, необходимо наличие специального фонда, в котором концентрируются все денежные ресурсы. Они лежат в основе государственных финансов, состоящие из следующих структурных элементов:

  • Внебюджетные фонды;
  • Финансы, которыми владеют различные госпредприятия;
  • Федеральный бюджет;
  • Местный бюджет;
  • Государственный бюджет - это самый главный компонент структуры, поскольку отвечает за создание правильного баланса национального дохода, регулирование социальных и экономических процессов, формирование отношений с другими странами, стимулирование деятельности неприбыльных государств и фондов.

Вместе все эти компоненты образуют настоящую систему, чтобы формировать целевые денежные средства и вкладывать деньги туда, откуда потом финансы будут отправляться на выполнение различных заданий, задач и функций государства, госорганов власти на разных уровнях. Данная система развивается в тесном взаимодействии с домохозяйствами, юридическими лицами, бюджетами разных уровней. Чем четче, понятней и прозрачней будет эта структура, тем эффективнее будет работать вся финансовая система, будет развиваться страна и все бюджетные сферы. В частности, образовательная, медицинская, транспортная.

Управление государственными финансами

Это комплекс специальных мероприятий и действий, предусматривающих осуществление финансовой политики общего характера, координацию финансовых ресурсов и разработку законодательства в этой сфере, чтобы распределять ресурсы, деньги, поддерживать финансовые проекты и бюджетные организации. Финансы нужны правительству для того, чтобы не просто реализовывать собственные цели и задачи, но выполнять функции и обязательства, взятые перед целевой аудиторией. Процесс регуляции осуществляется через хорошо спланированную и организованную финансовую политику, чтобы правильно выполнять задачи, влиять на экономические факторы, процессы, системы.

Система управления госфинансами входит в состав государственной экономической политики правительства, основанной на продуманном курсе экономического развития и осуществление теоретически-практических концепций. Для того, чтобы эффективно осуществлять руководство финансами необходимо обеспечить взаимодействие между тремя взаимосвязанными компонентами. Во-первых, это налоговая составляющая. Во-вторых, продуманная бюджетная политика. В-третьих, правильная денежно-кредитная деятельность.

Среди органов, которые осуществляют управление госфинансами, стоит отметить такие учреждения:

Инструментами управления на общем уровне могут быть такие инструменты, как:

  • Специальные финансовые законы;
  • Принятие госбюджета;
  • Составление отчет о том, как выполнен бюджет страны;
  • Принятие и отмена разных видов налогообложения;
  • Наличие государственного долга, размер которого должен быть установлен правительством.

Механизмами оперативного управления финансами выступают аппарат госуправления, обладающий финансовыми функциями, инструкции и методические рекомендации, планирование, учет, анализ и контроль финансов. На уровне разных промышленных предприятий управление происходит через финансовые отделы, которым могут помогать специальные службы, специалисты, эксперты.

Государственное регулирование финансов

Данный процесс направлен на то, чтобы на законодательном уровне закрепить систему влияния на финансы и финансовые отношения. Методами осуществления могут быть различные инструменты, способы реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях. Основой госрегулирования финансов является специально разработанная финансовая концепция.

К наиболее эффективным финансовым инструментам регулирования относятся различные трансферты, лимиты, дивиденды, субсидии. Подобные механизмы применяются, как на региональном, так и на муниципальном, местном уровнях. Все это должно способствовать тому, чтобы улучшать качество регулирования. В результате чего, можно достичь большей самостоятельности, создать эффективную конкуренцию, стимулировать прозрачность в управлении, улучшать существующие механизмы, повышать заинтересованность и информированность аудитории, клиентов внутри страны и за ее пределами. Чем эффективнее и действеннее данная система, тем выше авторитет страны на международной арене.

Источники государственных финансов

  • Ресурсная база госфинансов достаточно широкая, но к основным источникам формирования бюджета относятся такие, как:
  • Доходы и поступления от проведения внешнеэкономических операций, реализованных проектов;
  • Валовый внутренний и региональный продукты;
  • Доходы от реализации части национальных богатств. Это могут быть операции купли-продажи земли, финансовые потоки от нематериальных активов, продажа конфискованного, изъятого и бесхозного имущества;
  • Продажа недвижимости должников;
  • В случае чрезвычайных ситуаций, когда необходимо провести быструю аккумуляцию финансовых ресурсов, источниками поступления средств становятся деньги от продажи золотовалютного запаса, использование валютных резервов;
  • Часть национального богатства и ресурсов, которыми распоряжаются органы местной власти в регионах и на уровне муниципалитетов.

Функции государственных финансов

  • Контрольная, которая помогает следить за тем, чтобы деньги вовремя перечислялись в фонды страны, а оттуда шли на удовлетворение запросов социального, экономического и производственного развития. Также эта функция отвечает за то, чтобы все финансы использовались только целенаправленно и имели эффективный характер применения;
  • Функция распределения отвечает за, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей общегосударственного значения, создавались постоянные потоки финансовых средств в сектора экономики и производства;
  • Перераспределения, которая реализуется через существующую систему централизованных фондов. Это позволяет быстро и качественно обслужить все производственные процессы, на государственном и местном уровнях, выделить часть средств на реализацию проектов филиалов и обособленных отделов.

Задачи государственных финансов

  • Содержание армии;
  • Проведение внешнеразведывательной деятельности;
  • Содержание аппарата государственных чиновников; Реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов; Создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
  • Обслуживание интересов общество и потребностей аудитории, которая нуждается в получении государственных финансов;
  • Прогнозирование того, как будет развиваться финансовая система;
  • Создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; Обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
  • Разработка финансового законодательства, которое будет отвечать реальным условиям и будет демонстрировать высокие показатели качества;
  • Снятие и снижение налогового давления.

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между: С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
  3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
  4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
  5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
  6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Государственные финансы как звено финансовой системы связано с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных финансов состоят в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.

Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: то – распределительная и контрольная функция.

В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций . По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские) и местные.

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения . С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении – от государства предприятиям, организациям, населению. Роль центрального (республиканского) бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой стабильности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.



Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социально-бытовой инфраструктуры.

Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных налоговых или целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Вопросы:

1. В чем проявляется экономическая деятельность государства?

2. Какова роль государства в регулировании совокупного спроса и совокупного предложения?

3. Какова роль государственной финансовой политики в решении проблемы перераспределения экономических ресурсов?

4. В чем состоит экономическая сущность государственных финансов?

5. Что является субъектами денежных отношений в этой сфере?

6. Назовите функции государственных финансов.

7. Приведите состав государственных финансов.

8. Какова роль бюджетных отношений в системе государственных финансов?

9. Обозначьте роль местных бюджетов в проведении государственной финансовой политики.

10. Каково назначение внебюджетных фондов в системе финансирования государственных расходов?

11. Раскройте значение государственного кредита в системе финансирования государственных потребностей.

12. Какова роль местных бюджетов в системе регулирования экономических процессов?