Изучение социально-экономических и политических процессов. Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов

Лекция 1. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1. Понятие политического процесса

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина;

    укрепление и повышение эффективности государственной власти,

    реформирование государственного аппарата,

    укрепление рыночных отношений,

    утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций,

    развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

    степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти;

    уровень централизации (децентрализации) власти;

    взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений;

    способы принятии и реализации политических решений;

    соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти;

    взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация .

Структуру политического процесса определяют как следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса .

Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане.

В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов.

1.3. Подходы к изучению политического процесса

В качестве основных подходов следует выделить институциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный, теорию рационального выбора, дискурсный и некоторые другие.

Основное вни­мание представители институционального подхода уделяют изучению основного субъекта политического процесса - политических институтов. Это один из самых старых методологических подходов, который претерпел значительную эволюцию, восприняв некоторые принципы других методологических подходов. Институционалисты изучают формально-правовые аспекты государственного управления, в частности конституцион­ные документы и реализацию их положений на практике, институциональные условия для государственной службы, институциональную динамику разных режимов.

Бихевиоралисты акцентируют свое внимание не на политических институтах, а на механизмах осуществления власти. Предметом их анализа является политическое поведение на индивидуальном и социаль­но-агрегированном уровне. В поле зрения бихевиоралистов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим пове­дением, такие как лидер­ство, деятельность политических партий и групп интересов, голосование на выборах. – Чикагская школа

Сторонники структурно-функционального анализа , основателем которого является Т.Парсонс, представля­ют общество как систему, включающую в себя устойчивые элемен­ты и способы связей между этими элементами, что в совокупности образует структуру систе­мы. Каждый из элементов выполняет определенную функцию, ко­торая является важной для поддержания системы в целостности. Главной задачей исследования, по мнению представителей данного подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Данный подход используется главным образом для изучения политических процессов на макроуровне.

Теория рационального выбора изучает человека как независимого, активного политичес­кого актора с учетом характера его установок, вы­бора оптимального поведения и других характеристик. Целью анализа является поиск таких условий политической игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, которые являются выгодными как им самим, так и другим участникам. Данный подход используется для анализа парламентской деятельности и формирования коали­ций, поведения избирателей, международных отношений, широко применяется при моделировании политических процессов.

Дискурсный подход (речь, процесс языковой деятельности) исходит из возможности изучения политического процесса посредством коммуникации с использованием вербальной и невербальной составляющих через социальный диалог, происходящий посредством общественных институтов между индивидами, группами и социальными институтами.

Существуют и другие подходы в исследовании политических процессов. Так, Д.Истон использовал системный анализ , который делил процесс на четыре основные фазы: вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; конверсию – преобразование требований в решения; выход – реакцию политической системы в виде решений и действий; обратную связь – возврат к исходной точке равновесия. Эта модель циклического функционирования политического процесса была популярна во второй половине ХХ в.

Микроуровневые исследования связаны с именами В.Парето и А.Бентли. В.Парето рассматривал в качестве субъекта и движущей силы политического процесса элиту, которой противодействуют контрэлиты, а также народ, исполняющий преимущественно пассивную роль. А.Бентли принадлежит трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть.

(!!!) О.Н.Смолин предлагает использовать для исследования политического процесса метод политико-ситуационного анализа . Этот метод предполагает выявление характеристик и закономерностей исторических ситуаций; определение множеств таких характеристик и закономерностей, каждое из которых описывает определенный тип исторических ситуаций;; прогнозирование на основе параметров и закономерностей данного типа исторической ситуации основных сценариев ее развития и наиболее вероятного из них. Применение такого метода весьма продуктивно при изучении исторических ситуаций, а также переходных процессов, что является характерным для конца ХХ – начала XXI вв.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процес­са выделяют технократический, идеократический и харизматичес­кий политический процесс.

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и меха­низмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом техноло­гического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из поли­тической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модерни­зации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отно­шении которой имеется (достигается или декларируется) общенаци­ональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государ­ственного устройства, принципы и механизмы формирования и обнов­ления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического типа характеризует­ся всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические инсти­туты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направ­ленность политического процесса.

1.5. Особенности политического процесса в России

Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователь современного политического Р.Мухаев выделяет семь основных особенностей.

Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях полити­ческий процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

Преж­няя политическая однородность разрушена, теперь ей проти­востоит государство как организованная сила. Однако, по­скольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса лю­бой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, соз­дать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического про­цесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невоз­можно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных воз­можностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Новые политические силы, представляющие интересы за­рождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при пере­ходе к рыночной экономике, чем, например, работники госу­дарственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой эко­номики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политиче­ских сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализа­ции своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

Третья особенность политического процесса в России со­стоит в его неструктурированности и высокой степени совме­щения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политиче­ской жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще­ства весьма условны. Во-первых, потому, что интересы граж­данского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников во­круг политического деятеля, чем на форму связи власти с гра­жданским обществом.

Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуни­кационной системы. Вертикально организованный политиче­ский процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы пред­ставительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога

Пятая особенность политического процесса в России вы­ражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в фор­мировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию раз­личных субкультур участников политического процесса госу­дарство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем са­мым властные структуры делают поведение субъектов полити­ки предсказуемым.

Шестой особенно­стью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического обще­ства обусло­вила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обра­щались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечелове­ческие ценности» основами своего внешнеполитического кур­са. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктри­ной «партнерства во имя мира» с западными странами.

Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость Рос­сии от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся ока­зывать технологическую и инвестиционную поддержку, по­скольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

Социальный процесс – это:

Любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик.

Последовательная смена состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью во времени и направленности к тому или иному состоянию объекта.

Социальный процесс можно рассматривать и как объективную совокупность действийсубъектов , которые создают условия осуществления или неосуществления исторических тенденций развития

Социальный процесс – это социально-значимые изменения в обществе,вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения интересов различных социальных групп.

Социально–экономические и политические процессы

Социально–экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.

Политический процесс – сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества.

Объект исследования – политический субъект (носители власти - правительственные чиновники, главы крупных муниципальных образований, иоппозиция , стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить какую-то часть представителей этой власти.) В качестве объекта исследования могут также выступать политические процессы, охватывающие массы людей и проявляющиеся в их политическом сознании.

Предмет – деятельность политического субъекта в конкретных ситуациях, например, процесс политического реформирования государственного устройства.

Направления исследования политических процессов:

Политическая борьба;

Процесс возникновения и развития новой политической партии и движения;

Имидж и деятельность отдельных политических лидеров и институтов;

Процесс реализации и разделения власти;

Процесс борьбы между ветвями власти.

Классификация социальных процессов.

1. Процессы функционирования и процессыразвития .

2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. По сферам проявления.

5. По степени управления.

6. Сложные и простые.

Формы проявления социальных процессов:

1. Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их влияния, организации или дезорганизации.

2. Изменение социальных качеств, характеристик различных социальных групп, повышение или понижение образовательного или культурного уровня, общественной активности.

3. Изменение в условиях, образе жизни людей.

4. Изменение социального статуса людей.

5. Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в социальной группе или образовании.

6. Возникновение, изменение, исчезновение социальных норм.

7. Возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных, политических движений.

8. Изменение в системе отношений общества и личности. Усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи, защиты со стороны общества.

9. Изменение в общественном мнении.

Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов

Либерализм

Это направление с начала возникновения заявило о себе как проявление буржуазной общественной мысли. Идеи либерализма были обоснованы в XVII-XVIII вв. Дж. Локком и А. Смитом, а также Ш.Л. Монтескье. В дальнейшем они полу­чили развитие в трудах Т.Джефферсона, Т.Пейна, А.Гамильто­на, И. Бентама, А.Токвиля и ряда других западноевропейских ученых. Большой вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунрв, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев и др.

Представители либерализма, осмысливая общество, его экономи­ческую, политическую и духовную жизнь, деятельность его право­вых институтов (речь идет в то же время о главных методологических подходах к исследованию общественных явлений, в том числе эконо­мических, политических и др.), использовали определенные крите­рии, главным из которых была (и есть) идея свободы человека - в первую очередь свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свобода его деятельности и связанные с ней другие гражданские свободы. Предметом исследования стано­вятся состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия в нем тех или иных экономических, политических и гражданских сво­бод и нахождение путей их наиболее полной реализации.

Трудовая теория стоимости основоположника экономическо­го либерализма А. Смита, игравшая немаловажную методологи­ческую роль в исследовании экономических явлений, также от­вечала идеям свободы, равенства и справедливости. А. Смит пи­сал, что обмен товарами в соответствии с затраченным на них трудом утверждает равенство на рынке как одно из проявлений экономического равенства ив то же время справедливость, за­ключающуюся в эквивалентном обмене. По Смиту, «невидимая рука рынка» все расставляет на свои места.

Консерватизм

Данное направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную Теорию и идеологию. Его предшествен­ники - английские мыслители Э. Берк и Т. Карлейль, а также французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд - противо­поставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранения и развития общества как тотального, т.е. целостного образования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерва­тизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др.

В решении проблем взаимодействия общества и личности, что трактовалось ими как взаимодействие целого и части, они отда­вали предпочтение обществу как целостному организму, в кото­ром каждый человек должен иметь необходимые условия для сво­его существования и развития. В то же время указывалось, что сами индивиды несут обязанности перед обществом, направлен­ные на его сохранение и укрепление на общую пользу.

Современные консерваторы, будь то мыслители, политические деятели или предприниматели, как и их предшественники, выс­тупают за сохранение существующего общественного строя, сло­жившихся традиций и социальных институтов. Эта основная ме­тодологическая позиция определяет направленность их теоретичес­ких исследований и практической деятельности. Исследуются «формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам, к общепринятым ценностям жизни и культуры».

Одним из наиболее значительных проявлений консерватизма в области экономических исследований XX в. признаются рабо­ты известного английского ученого Дж.М. Кейнса, который заявил о конце либеральной доктрины стихийного развития эконо­мики, основанной на неограниченной свободе предприниматель­ства и конкуренции и отрицании какого - либо государственного вмешательства в экономику, в силу полной теоретической и прак­тической несостоятельности этой доктрины. Речь идет в первую очередь об идее сведения к минимуму вся­кого рода неопределенностей в развитии экономики путем глубокого изучения ее реального содержания. Отсюда последовала идея разум­ного регулирования экономических процессов и целесообразности госу­дарственного вмешательства в развитие экономики, предусматрива­ющая изучение взаимодействия объективных и субъективных фак­торов ее развития, в том числе собственно экономических, а также политических, психологических, нравственных и др.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор__________________

"____" __________________2012 г.

Рабочая программа дисциплины

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Направление подготовки

040100 «СОЦИОЛОГИЯ»

Профессионально-образовательная программа

«СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Саратов, 2012

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины - дать слушателям системное, целостное представление о предмете, основных категориях, сущностных характеристиках теории и методологии социологического исследования социально-политических процессов. Научить слушателей методологии анализа социально-политических процессов различного типа и уровня.

Задачи дисциплины:

· Раскрыть сущность и природу социально-политического процесса как аспекта проявления общественной динамики. Вооружить теоретико-методологическим инструментарием его социологического анализа, с учетом специфики основных подходов.

· Рассмотреть основные социологические проблемы анализа социально-политических процессов, как отражение сложности и внутренней противоречивости самой социо-политической реальности современного общества, взятой в ее динамическом проявлении.

· Раскрыть особенности социокультурной среды протекания социально-политических процессов, факторов, определяющих масштабы, глубину и скорость последних.

· Раскрыть структуру, основные формы и содержание современных социально-политических процессов, специфику их направленности.

· Раскрыть методику социологических исследований социально-политических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору и входит в вариативную часть профессионального цикла М2+. Она является дисциплиной комплексного учебно-научного цикла предметов, изучающих социологию. Базируется на курсах истории и методологии социологии, социологии политики, современные социологические теории, власть и самоуправление в истории России . Является предшествующей по отношению к дисциплинам, которые будут преподаваться в аспирантуре по специализации 220005 – Политическая социология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурными компетенциями :

Способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

Способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

Способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

Способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями :

Способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

Способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

Способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4).

В производственно-прикладной деятельности:

Умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9).

В организационно-управленческой деятельности:

Способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);

Способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

В педагогической деятельности:

Способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

Фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, идентичность;

Историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов;

Уметь:

Использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

Произвести реконструкцию истории своей научной области;

Самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;

Формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;

Владеть:

Навыками исследования, мониторинга, консультирования и управления социально-политическими процессами.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа, из них 17 часов аудиторных.

Раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Практические

Тема 1. Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии

Тема 2. Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов

Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов

Раздел 2. Система социально-политических процессов современности

Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности

Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня

Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов

Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении

Тема 5. Моделирование социально - политических процессов

ИТОГО

17

55

Зачет

Раздел 1. Теория и методология социально-политического процесса

Тема 1 . Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии

Общее понятие процесса. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Особенности социальных процессов в сравнении с природными процессами. Проблема объективности социальных процессов. Детерминистские и индетерминистские теории общества.

Тема 2 Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов

Эволюционистское понимание общественной жизни (от Огюста Конта до Эмиля Дюркгейма). Неоэволюционистские теории в XX веке. Теории модернизации и конвергенции . Теории исторических циклов. Логика циклических теорий: В Парето, П Сорокин.

Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов

Особенности институционального, бихевиористского , структурно-функционального и марксистского подходов. Основные современные направления исследований (либерализм, консерватизм, социал-демократическое направление, марксистское направление). Синергетический подход.

Раздел 2. Система социально-политических процессов современности.

Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности

Типы социальных процессов. Прогресс – регресс – стагнация. Линейные – циклические – спиралевидные процессы. Морфогенезис – трансмутация. Эндогенные – экзогенные процессы. Уровни протекания социальных процессов. Макро‑, мезо‑ и микропроцессы. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Управляемые и неуправляемые социальные процессы.

Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня

Глобализация как тенденция и процесс. Межгосударственные экономические институты. Интернационализация хозяйственной жизни. Создание мировой научно-технологической инфраструктуры. информатизация Антиглобализм. Альтерглобализм. Региональная интеграция как этап глобализации . Мягкая форма интеграции. Политическая глобализация

Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов

Понятие социально-политических отношений и социо-политического процесса. Сущность, структура и характер социально-политического процесса. Современное значение теории модернизации. Модернизационное измерение социально-политического процесса. Политический кризис и его разрешение. Понятие политической модернизации. Сущность и разновидности политической модернизации, ее особенности в России.

Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении

Личность – субъект и объект социальных и политических отношений. Взаимодействие личности общества и государства. Политическая социализация личности: понятие, агенты, основные типы, в современном обществе. Специфическое отличие политической социализации от социальной социализации. Роль государства в политической социализации. Особенность социально-политическая социализация в РФ

Тема 5. Моделирование социально - политических процессов

Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование явлений и процессов. Этапы моделирования. Критерии, ограничения моделирования. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы Математические и компьютерные модели моделирования. Моделирование как инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем.

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в режиме анализа конкретных социально-политических ситуаций, представленных в СМИ, мнений экспертов с формулированием предложений и рекомендаций, в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контроль знаний студентов осуществляется по следующим направлениям. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя: - оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов);

Оценку за самостоятельную аудиторную работу (20 баллов);

Оценку за самостоятельную внеаудиторную работу (20 баллов);

Оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине (20 баллов).

Промежуточная аттестация (20 баллов)

Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме:

0-59 - «незачет»,

60-100 - «зачет».

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Понятие социально - политических процессов, их виды и типы.

2. Управляемые социально - политические процессы: их свойства и особенности.

3. Классификация социально политических процессов.

4. Метод социальной диалектики в исследовании социально политических процессов.

5. Закономерности социально политических процессов.

6. Общенаучные методы исследования социально политических процессов.

7. Метод сравнительного анализа в исследовании социально - политических процессов.

8. Структурно-функциональный анализ в исследовании социально - политических процессов.

9.Синергетический подход в исследовании социально- политических процессов.

10. Методы экспертных оценок в анализе социально- политических процессов.

11. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений и выявлении степени риска в социально-политических процессах.

12. Теория политической модернизации.

13. Специфика аналитических методов в моделировании, социально - политических процессов.

14. Субъекты и объекты политических процессов.

15. Политическая социализация в переходных обществах

16. Типология социальных процессов.

17. Процессы глобализации человеческого общества: проблемы и перспективы.

18. Ритмы социально-экономических изменений (социологическая концепция Питирима Сорокина).

19. Динамика политических процессов в современной России.

20. Этапы и особенности процесса интеграции России в мировую экономику.

21. Системный подход и компьютерное моделирование в прогнозировании политических и социальных процессов.

22. Теорий исторических циклов.

23. Процесс формирования гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.

24. Эволюция представительной власти в России.

25. Социальные революции и революционные процессы в современном мире.

26. Социально-экономические особенности российской модернизации.

27. Международная безопасность и глобальные политические процессы.

28. Проблемы устойчивого развития в экономике и политике.

29. Политическая социализация в различных социально-возрастных группах.

30. Политическая социализация молодежи.

31. Выборы – как специфический политический процесс.

32. Модели инновационных процессов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Исаев отношения и политический процесс в современной России [Текст] : учеб. пособие / , . - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2009.

2. Яковлев социология [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Геополитика современного мира [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2010.

2. Мировая политика в условиях кризиса [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. . - М. : Аспект Пресс, 2010.

3. Общая социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / . - М. : Изд. центр "Академия", 2010.

4. Современная мировая политика. Прикладной анализ [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. ; ред. . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010.

5. Ховард гражданского общества в посткоммунистической Европе [Текст] / М. М. Ховард ; пер. с англ. . - М. : Аспект Пресс, 2009.

http://socis. *****/ - журнал "Социологические исследования"

http://www. *****/ - Институт социологии РАН

http://lib. socio. ***** - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

http://***** - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная онлайн библиотека содержит учебные пособия , монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова

http://www. ***** Русский Гуманитарный Интернет-Университет

http://www. socinf. *****/ - сайт социологов РГСУ

http://christsocio. info - Христианская Социология

Allan Shade Homepage Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами

http://www. chelovek. ***** Портал для студентов Юридического Факультета

http://www. ***** Дистанционное интернет-образование

Awareness-way Качественные методы в социологии и маркетинге

http://www. psyho. ***** Электронная библиотека Центра Аналитической Психологии on-line, классика психологии - Юнг, Фрейд, Адлер, Берн, Райх, Фромм.

http://orel. *****/ - Открытая русская электронная библиотека.

http://www. *****/ - Кафедра социологии и психологии управления Института социологии и управления персоналом (ИСУП) Государственного университета управления (ГУУ).

http://socionet. *****/ - Обзор социологических ресурсов русского интернета

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс, оргтехника, теле-, видео - и аудиоаппаратура, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100 « СОЦИОЛОГИЯ» .

Программа одобрена на заседании кафедры социальной информатики от ____________ 2012 года, протокол

Подписи:

Зав. кафедрой

Декан факультета