Изучение социально-экономических и политических процессов. Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов
Лекция 1. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Понятие политического процесса
Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.
Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина;
укрепление и повышение эффективности государственной власти,
реформирование государственного аппарата,
укрепление рыночных отношений,
утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций,
развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.
степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти;
уровень централизации (децентрализации) власти;
взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений;
способы принятии и реализации политических решений;
соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти;
взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).
Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация .
Структуру политического процесса определяют как следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.
Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса .
Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане.
В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов.
1.3. Подходы к изучению политического процесса
В качестве основных подходов следует выделить институциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный, теорию рационального выбора, дискурсный и некоторые другие.
Основное внимание представители институционального подхода уделяют изучению основного субъекта политического процесса - политических институтов. Это один из самых старых методологических подходов, который претерпел значительную эволюцию, восприняв некоторые принципы других методологических подходов. Институционалисты изучают формально-правовые аспекты государственного управления, в частности конституционные документы и реализацию их положений на практике, институциональные условия для государственной службы, институциональную динамику разных режимов.
Бихевиоралисты акцентируют свое внимание не на политических институтах, а на механизмах осуществления власти. Предметом их анализа является политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне. В поле зрения бихевиоралистов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как лидерство, деятельность политических партий и групп интересов, голосование на выборах. – Чикагская школа
Сторонники структурно-функционального анализа , основателем которого является Т.Парсонс, представляют общество как систему, включающую в себя устойчивые элементы и способы связей между этими элементами, что в совокупности образует структуру системы. Каждый из элементов выполняет определенную функцию, которая является важной для поддержания системы в целостности. Главной задачей исследования, по мнению представителей данного подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Данный подход используется главным образом для изучения политических процессов на макроуровне.
Теория рационального выбора изучает человека как независимого, активного политического актора с учетом характера его установок, выбора оптимального поведения и других характеристик. Целью анализа является поиск таких условий политической игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, которые являются выгодными как им самим, так и другим участникам. Данный подход используется для анализа парламентской деятельности и формирования коалиций, поведения избирателей, международных отношений, широко применяется при моделировании политических процессов.
Дискурсный подход (речь, процесс языковой деятельности) исходит из возможности изучения политического процесса посредством коммуникации с использованием вербальной и невербальной составляющих через социальный диалог, происходящий посредством общественных институтов между индивидами, группами и социальными институтами.
Существуют и другие подходы в исследовании политических процессов. Так, Д.Истон использовал системный анализ , который делил процесс на четыре основные фазы: вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; конверсию – преобразование требований в решения; выход – реакцию политической системы в виде решений и действий; обратную связь – возврат к исходной точке равновесия. Эта модель циклического функционирования политического процесса была популярна во второй половине ХХ в.
Микроуровневые исследования связаны с именами В.Парето и А.Бентли. В.Парето рассматривал в качестве субъекта и движущей силы политического процесса элиту, которой противодействуют контрэлиты, а также народ, исполняющий преимущественно пассивную роль. А.Бентли принадлежит трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть.
(!!!) О.Н.Смолин предлагает использовать для исследования политического процесса метод политико-ситуационного анализа . Этот метод предполагает выявление характеристик и закономерностей исторических ситуаций; определение множеств таких характеристик и закономерностей, каждое из которых описывает определенный тип исторических ситуаций;; прогнозирование на основе параметров и закономерностей данного типа исторической ситуации основных сценариев ее развития и наиболее вероятного из них. Применение такого метода весьма продуктивно при изучении исторических ситуаций, а также переходных процессов, что является характерным для конца ХХ – начала XXI вв.
В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.
Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.
Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.
Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.
1.5. Особенности политического процесса в России
Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователь современного политического Р.Мухаев выделяет семь основных особенностей.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.
Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.
Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).
Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога
Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.
Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.
Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.
Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.
Социальный процесс – это:
Любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик.
Последовательная смена состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью во времени и направленности к тому или иному состоянию объекта.
Социальный процесс можно рассматривать и как объективную совокупность действийсубъектов , которые создают условия осуществления или неосуществления исторических тенденций развития
Социальный процесс – это социально-значимые изменения в обществе,вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения интересов различных социальных групп.
Социально–экономические и политические процессы
Социально–экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.
Политический процесс – сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества.
Объект исследования – политический субъект (носители власти - правительственные чиновники, главы крупных муниципальных образований, иоппозиция , стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить какую-то часть представителей этой власти.) В качестве объекта исследования могут также выступать политические процессы, охватывающие массы людей и проявляющиеся в их политическом сознании.
Предмет – деятельность политического субъекта в конкретных ситуациях, например, процесс политического реформирования государственного устройства.
Направления исследования политических процессов:
Политическая борьба;
Процесс возникновения и развития новой политической партии и движения;
Имидж и деятельность отдельных политических лидеров и институтов;
Процесс реализации и разделения власти;
Процесс борьбы между ветвями власти.
Классификация социальных процессов.
1. Процессы функционирования и процессыразвития .
2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.
3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
4. По сферам проявления.
5. По степени управления.
6. Сложные и простые.
Формы проявления социальных процессов:
1. Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их влияния, организации или дезорганизации.
2. Изменение социальных качеств, характеристик различных социальных групп, повышение или понижение образовательного или культурного уровня, общественной активности.
3. Изменение в условиях, образе жизни людей.
4. Изменение социального статуса людей.
5. Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в социальной группе или образовании.
6. Возникновение, изменение, исчезновение социальных норм.
7. Возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных, политических движений.
8. Изменение в системе отношений общества и личности. Усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи, защиты со стороны общества.
9. Изменение в общественном мнении.
Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов
Либерализм
Это направление с начала возникновения заявило о себе как проявление буржуазной общественной мысли. Идеи либерализма были обоснованы в XVII-XVIII вв. Дж. Локком и А. Смитом, а также Ш.Л. Монтескье. В дальнейшем они получили развитие в трудах Т.Джефферсона, Т.Пейна, А.Гамильтона, И. Бентама, А.Токвиля и ряда других западноевропейских ученых. Большой вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунрв, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев и др.
Представители либерализма, осмысливая общество, его экономическую, политическую и духовную жизнь, деятельность его правовых институтов (речь идет в то же время о главных методологических подходах к исследованию общественных явлений, в том числе экономических, политических и др.), использовали определенные критерии, главным из которых была (и есть) идея свободы человека - в первую очередь свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свобода его деятельности и связанные с ней другие гражданские свободы. Предметом исследования становятся состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия в нем тех или иных экономических, политических и гражданских свобод и нахождение путей их наиболее полной реализации.
Трудовая теория стоимости основоположника экономического либерализма А. Смита, игравшая немаловажную методологическую роль в исследовании экономических явлений, также отвечала идеям свободы, равенства и справедливости. А. Смит писал, что обмен товарами в соответствии с затраченным на них трудом утверждает равенство на рынке как одно из проявлений экономического равенства ив то же время справедливость, заключающуюся в эквивалентном обмене. По Смиту, «невидимая рука рынка» все расставляет на свои места.
Консерватизм
Данное направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную Теорию и идеологию. Его предшественники - английские мыслители Э. Берк и Т. Карлейль, а также французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд - противопоставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранения и развития общества как тотального, т.е. целостного образования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерватизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др.
В решении проблем взаимодействия общества и личности, что трактовалось ими как взаимодействие целого и части, они отдавали предпочтение обществу как целостному организму, в котором каждый человек должен иметь необходимые условия для своего существования и развития. В то же время указывалось, что сами индивиды несут обязанности перед обществом, направленные на его сохранение и укрепление на общую пользу.
Современные консерваторы, будь то мыслители, политические деятели или предприниматели, как и их предшественники, выступают за сохранение существующего общественного строя, сложившихся традиций и социальных институтов. Эта основная методологическая позиция определяет направленность их теоретических исследований и практической деятельности. Исследуются «формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам, к общепринятым ценностям жизни и культуры».
Одним из наиболее значительных проявлений консерватизма в области экономических исследований XX в. признаются работы известного английского ученого Дж.М. Кейнса, который заявил о конце либеральной доктрины стихийного развития экономики, основанной на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции и отрицании какого - либо государственного вмешательства в экономику, в силу полной теоретической и практической несостоятельности этой доктрины. Речь идет в первую очередь об идее сведения к минимуму всякого рода неопределенностей в развитии экономики путем глубокого изучения ее реального содержания. Отсюда последовала идея разумного регулирования экономических процессов и целесообразности государственного вмешательства в развитие экономики, предусматривающая изучение взаимодействия объективных и субъективных факторов ее развития, в том числе собственно экономических, а также политических, психологических, нравственных и др.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени
Социологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
профессор__________________
"____" __________________2012 г.
Рабочая программа дисциплины
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Направление подготовки
040100 «СОЦИОЛОГИЯ»
Профессионально-образовательная программа
«СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов, 2012
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины - дать слушателям системное, целостное представление о предмете, основных категориях, сущностных характеристиках теории и методологии социологического исследования социально-политических процессов. Научить слушателей методологии анализа социально-политических процессов различного типа и уровня.
Задачи дисциплины:
· Раскрыть сущность и природу социально-политического процесса как аспекта проявления общественной динамики. Вооружить теоретико-методологическим инструментарием его социологического анализа, с учетом специфики основных подходов.
· Рассмотреть основные социологические проблемы анализа социально-политических процессов, как отражение сложности и внутренней противоречивости самой социо-политической реальности современного общества, взятой в ее динамическом проявлении.
· Раскрыть особенности социокультурной среды протекания социально-политических процессов, факторов, определяющих масштабы, глубину и скорость последних.
· Раскрыть структуру, основные формы и содержание современных социально-политических процессов, специфику их направленности.
· Раскрыть методику социологических исследований социально-политических процессов.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору и входит в вариативную часть профессионального цикла М2+. Она является дисциплиной комплексного учебно-научного цикла предметов, изучающих социологию. Базируется на курсах истории и методологии социологии, социологии политики, современные социологические теории, власть и самоуправление в истории России . Является предшествующей по отношению к дисциплинам, которые будут преподаваться в аспирантуре по специализации 220005 – Политическая социология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
общекультурными компетенциями :
Способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);
Способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);
Способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями :
Способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);
Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
Способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);
Способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4).
В производственно-прикладной деятельности:
Умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);
Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9).
В организационно-управленческой деятельности:
Способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);
Способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).
В педагогической деятельности:
Способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
Знать:
Фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, идентичность;
Историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов;
Уметь:
Использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;
Произвести реконструкцию истории своей научной области;
Самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;
Формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;
Владеть:
Навыками исследования, мониторинга, консультирования и управления социально-политическими процессами.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа, из них 17 часов аудиторных.
Раздел | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
|||
Лекции | Практические | ||||||
Тема 1. Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии | |||||||
Тема 2. Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов | |||||||
Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов | |||||||
Раздел 2. Система социально-политических процессов современности | |||||||
Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности | |||||||
Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня | |||||||
Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов | |||||||
Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении | |||||||
Тема 5. Моделирование социально - политических процессов | |||||||
ИТОГО | 17 | 55 | Зачет |
Раздел 1. Теория и методология социально-политического процесса
Тема 1 . Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии
Общее понятие процесса. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Особенности социальных процессов в сравнении с природными процессами. Проблема объективности социальных процессов. Детерминистские и индетерминистские теории общества.
Тема 2 Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов
Эволюционистское понимание общественной жизни (от Огюста Конта до Эмиля Дюркгейма). Неоэволюционистские теории в XX веке. Теории модернизации и конвергенции . Теории исторических циклов. Логика циклических теорий: В Парето, П Сорокин.
Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов
Особенности институционального, бихевиористского , структурно-функционального и марксистского подходов. Основные современные направления исследований (либерализм, консерватизм, социал-демократическое направление, марксистское направление). Синергетический подход.
Раздел 2. Система социально-политических процессов современности.
Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности
Типы социальных процессов. Прогресс – регресс – стагнация. Линейные – циклические – спиралевидные процессы. Морфогенезис – трансмутация. Эндогенные – экзогенные процессы. Уровни протекания социальных процессов. Макро‑, мезо‑ и микропроцессы. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Управляемые и неуправляемые социальные процессы.
Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня
Глобализация как тенденция и процесс. Межгосударственные экономические институты. Интернационализация хозяйственной жизни. Создание мировой научно-технологической инфраструктуры. информатизация Антиглобализм. Альтерглобализм. Региональная интеграция как этап глобализации . Мягкая форма интеграции. Политическая глобализация
Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов
Понятие социально-политических отношений и социо-политического процесса. Сущность, структура и характер социально-политического процесса. Современное значение теории модернизации. Модернизационное измерение социально-политического процесса. Политический кризис и его разрешение. Понятие политической модернизации. Сущность и разновидности политической модернизации, ее особенности в России.
Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении
Личность – субъект и объект социальных и политических отношений. Взаимодействие личности общества и государства. Политическая социализация личности: понятие, агенты, основные типы, в современном обществе. Специфическое отличие политической социализации от социальной социализации. Роль государства в политической социализации. Особенность социально-политическая социализация в РФ
Тема 5. Моделирование социально - политических процессов
Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование явлений и процессов. Этапы моделирования. Критерии, ограничения моделирования. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы Математические и компьютерные модели моделирования. Моделирование как инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем.
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в режиме анализа конкретных социально-политических ситуаций, представленных в СМИ, мнений экспертов с формулированием предложений и рекомендаций, в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Контроль знаний студентов осуществляется по следующим направлениям. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя: - оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов);
Оценку за самостоятельную аудиторную работу (20 баллов);
Оценку за самостоятельную внеаудиторную работу (20 баллов);
Оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине (20 баллов).
Промежуточная аттестация (20 баллов)
Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме:
0-59 - «незачет»,
60-100 - «зачет».
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Понятие социально - политических процессов, их виды и типы.
2. Управляемые социально - политические процессы: их свойства и особенности.
3. Классификация социально политических процессов.
4. Метод социальной диалектики в исследовании социально политических процессов.
5. Закономерности социально политических процессов.
6. Общенаучные методы исследования социально политических процессов.
7. Метод сравнительного анализа в исследовании социально - политических процессов.
8. Структурно-функциональный анализ в исследовании социально - политических процессов.
9.Синергетический подход в исследовании социально- политических процессов.
10. Методы экспертных оценок в анализе социально- политических процессов.
11. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений и выявлении степени риска в социально-политических процессах.
12. Теория политической модернизации.
13. Специфика аналитических методов в моделировании, социально - политических процессов.
14. Субъекты и объекты политических процессов.
15. Политическая социализация в переходных обществах
16. Типология социальных процессов.
17. Процессы глобализации человеческого общества: проблемы и перспективы.
18. Ритмы социально-экономических изменений (социологическая концепция Питирима Сорокина).
19. Динамика политических процессов в современной России.
20. Этапы и особенности процесса интеграции России в мировую экономику.
21. Системный подход и компьютерное моделирование в прогнозировании политических и социальных процессов.
22. Теорий исторических циклов.
23. Процесс формирования гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.
24. Эволюция представительной власти в России.
25. Социальные революции и революционные процессы в современном мире.
26. Социально-экономические особенности российской модернизации.
27. Международная безопасность и глобальные политические процессы.
28. Проблемы устойчивого развития в экономике и политике.
29. Политическая социализация в различных социально-возрастных группах.
30. Политическая социализация молодежи.
31. Выборы – как специфический политический процесс.
32. Модели инновационных процессов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Исаев отношения и политический процесс в современной России [Текст] : учеб. пособие / , . - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2009.
2. Яковлев социология [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Геополитика современного мира [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2010.
2. Мировая политика в условиях кризиса [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. . - М. : Аспект Пресс, 2010.
3. Общая социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / . - М. : Изд. центр "Академия", 2010.
4. Современная мировая политика. Прикладной анализ [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. ; ред. . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010.
5. Ховард гражданского общества в посткоммунистической Европе [Текст] / М. М. Ховард ; пер. с англ. . - М. : Аспект Пресс, 2009.
http://socis. *****/ - журнал "Социологические исследования"
http://www. *****/ - Институт социологии РАН
http://lib. socio. ***** - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
http://***** - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная онлайн библиотека содержит учебные пособия , монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова
http://www. ***** Русский Гуманитарный Интернет-Университет
http://www. socinf. *****/ - сайт социологов РГСУ
http://christsocio. info - Христианская Социология
Allan Shade Homepage Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами
http://www. chelovek. ***** Портал для студентов Юридического Факультета
http://www. ***** Дистанционное интернет-образование
Awareness-way Качественные методы в социологии и маркетинге
http://www. psyho. ***** Электронная библиотека Центра Аналитической Психологии on-line, классика психологии - Юнг, Фрейд, Адлер, Берн, Райх, Фромм.
http://orel. *****/ - Открытая русская электронная библиотека.
http://www. *****/ - Кафедра социологии и психологии управления Института социологии и управления персоналом (ИСУП) Государственного университета управления (ГУУ).
http://socionet. *****/ - Обзор социологических ресурсов русского интернета
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Компьютерный класс, оргтехника, теле-, видео - и аудиоаппаратура, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100 « СОЦИОЛОГИЯ» .
Программа одобрена на заседании кафедры социальной информатики от ____________ 2012 года, протокол
Подписи:
Зав. кафедрой
Декан факультета