Понятие государственных финансов, их состав. Функции государственных финансов

  • 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
  • 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
  • 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
  • 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
  • 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
  • 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
  • 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
  • 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
  • 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
  • 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
  • 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
  • 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
  • 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
  • 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
  • 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
  • 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
  • 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
  • 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
  • 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
  • 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
  • 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
  • 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
  • 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
  • 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
  • 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
  • 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
  • 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
  • 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
  • Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
  • 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
  • Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
  • 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
  • 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
  • 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
  • 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
  • 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  • 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
  • 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
  • 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
  • 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
  • 53. Имущественное страхование.
  • 54. Особенности медицинского страхования.
  • 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
  • 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
  • III. Фондовые посредники
  • IV. Органы регулирования и контроля.
  • 3.Биржи
  • 4.Общество
  • V. Организации, обслуживающие рынок.
  • VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
  • 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
  • 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике

    Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

    Функции государственных финансов: Распределительная; контрольная;регулирующая

    Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к гос. финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды); Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

    К "гос. финансам" следует также отнести такие понятия как: государственный кредит: налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

    Государственный бюджет - подсистема государственных финан­сов. Это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства. Бюджет выражает экономические отношения в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным финансовым планом стра­ны. Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударствен­ных задач.

    Управление государственными финансами осуществляюторганы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующиезаконыв области государственных финансов) и исполнительные (Президент,Правительство,Центральный банк,Министерство финансови др.)

    Роль финансов в экономике:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

    15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике

    В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

    Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

    Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год; 2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ; 3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

    К налоговым доходам также относятся: 1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства; 2) доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения; 3) доходы от реализации имущества, которое находится в собственности у государства; 4) доходы от внешнеэкономической деятельности; 5) доходы от реализации государственных запасов и резервов; 6) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами; 7) часть прибыли унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

    Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

    В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 3) функционирование федеральной судебной системы; 4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского; 7) государственная поддержка атомной энергетики; 8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 9) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 11) финансовая поддержка субъектов РФ; 12) статистический учет; 13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; 14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; 15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 16) проведение выборов и референдумов в РФ; 17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

    Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

    На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

    Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

    Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

    Основные понятия государственных финансов

    Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

    В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

    Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

    Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

    Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

    Этапы развития понятия « государственные финансы »

    Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

    В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

    До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

    После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

    В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

    При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

    В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

    Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

    • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
    • Финансы отраслей хозяйствования;
    • Финансы государственных предприятий.

    Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

    Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

    В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

    Понятие государственных финансов было расширено за счет:

    • Нового Бюджетного Кодекса;
    • Определение трехуровневой бюджетной системы;
    • Определение понятия государственного долга;
    • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
    • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

    Функции государственных финансов

    Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

    1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

    2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

    3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

    4) Создания и защиты способов обмена информацией;

    5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

    6) Производство общественных благ.

    Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

    1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
    1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
    1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
    1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
    1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

    Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

    1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
    2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
    3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
    4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

    Структура государственных финансов

    Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

    Государственные финансы включают :

    • Государственный бюджет;
    • Государственные внебюджетные фонды;
    • Государственные кредиты;
    • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
    • Бюджеты региональных и местных органов власти.

    Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

    1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

    Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

    1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

    К этим внебюджетным фондам относятся :

    • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
    • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

    Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

    Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

    1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    • 1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
    • 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
    • 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
    • 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

    1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство.

    С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

    Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

    Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства.

    Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

    Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

    При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

    • - прибыль предприятий;
    • - отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
    • - доходы работающих.

    Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

    Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

    • - с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;
    • - с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
    • - существованием различных социальных групп населения.

    В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. законодательный денежный бюджетный исполнительный

    Распределительная функция финансов позволяет:

    • - образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;
    • - образовывать фонды целевого назначения;
    • - осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;
    • - создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
    • 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
      • - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
      • - контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция финансов проявляется:

    • - до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
    • - в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
    • - в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

    Контрольная функция реализуется через:

    • - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
    • - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
    • - кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

    Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    • 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
    • 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
    • 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

    На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

    Государственные финансы -- важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

    Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота -- распределительная и функция контроля.

    Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

    Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

    Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

    Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

    Состав государственных финансов:

    1) федеральный бюджет;

    2) консолидированные бюджеты;

    3) местные бюджеты;

    4) пенсионный фонд Российской Федерации;

    5) фонды обязательного медицинского страхования;

    6) фонд социального страхования Российской Федерации;

    7) финансы государственных организаций.

    Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

    Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

    Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

    Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

    Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

    1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

    2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

    3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

    Состав бюджетной системы Российской Федерации:

    1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

    2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


    3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

    4) финансы государственных внебюджетных фондов;

    · фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

    · Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

    · Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

    Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

    · единства бюджетной системы Российской Федерации;

    · Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    · самостоятельности бюджетов;

    · равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

    · полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

    · сбалансированности бюджета;

    · результативности и эффективности использования бюджетных средств;

    · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    · прозрачности (открытости);

    · достоверности бюджета;

    · адресности и целевого характера бюджетных средств;

    · подведомственности расходов бюджетов;

    · единства кассы.

    Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

    Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

    Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

    Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

    Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

    Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

    Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

    Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

    Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

    В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

    Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

    Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

    Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

    В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

    Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

    Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

    Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

    Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

    В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

    Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

    Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

    Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

    Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

    Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

    Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

    С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

    Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

    Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

    Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

    Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

    Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

    Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

    В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

    Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

    Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

    Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

    Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

    Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

    В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

    Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.