Государственный бюджет и его структура. Бюджет - основной финансовый план государства

Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению обще - государственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и охране общественного порядка и т.д.

Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм.

Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита.

По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов .

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны - государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных видов финансовых планов - республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Следует различать понятия государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе. Таким образом, государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для национального хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Казахстана.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

Имеет силу закона;

Отражает директивы правительства;

Является обоснованным;

Его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана, денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям, соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов страны, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяет содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений .

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса, в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой, кредитом и т.д.

Однако государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой - в основной финансовый план республики. Основной финансовый план по социально – экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

Литература:

1. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет. – Алматы: 2010. –267с.

2. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник / – Алматы, 2011

IV. Выберите правильный ответ:

1. Государство возникло под воздействием…

а) политических мотивов;

б) экономических мотивов;

в) личных мотивов.

2. Финансовый план правительства называется…

а) его долгом;

б) налогообложением;

в) национальным планированием;

г) бюджетом.

3. Государственный бюджет становится дефицитным, когда …

а) налоги сокращаются;

б) налоги увеличиваются;

в) государственные расходы растут;

г) государственные расходы превышают доходы.

4. Кривая Лаффера показывает связь между:

а) количеством семей (в процентном выражении) - получателей дохода - и частью совокупного дохода (в процентном выражении), получаемой этим количеством семей;

б) размерами дефицита государственного бюджета и темпом инфляции в стране;

в) налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;

г)размерами теневой экономики и величиной бюджетного дефицита.

5. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической теории, как:

а) классическое;

б)неоклассическое;

в) кейнсианское;

г) все ответы верны.

6. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

А) конотворческая деятельность;

б) задержание конкурентной среды;

в) установление цен на продукцию частного сектора;

г) антициклическое регулирование экономики.

7. Роль государства в странах с переходной экономикой:

А) возрастает;

б) «кается;

в) остается неизменной;

г) все ответы неверны.

8. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

А) политикой, основанной на количественной теории денег;

б) монетарной политикой;

в) политикой «дешевых» денег;

г) фискальной политикой.

9. Бюджетный профицит возникает в случае:

а) возрастания государственных расходов;

б) превышения государственных расходов над государственными доходами;

в) превышения государственных доходов над государственными расходами;

г) возрастания объема налоговых поступлений в государственный бюджет.

10. Функции системы налогообложения в стране заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

г) перераспределении доходов между различными категориями населения страны;

д) достижении всех перечисленных выше целей.

11. Налог на добавленную стоимость является:

а) прогрессивным;

б) косвенным;

в) пропорциональным;

г) прямым.

12. Для борьбы с дефицитом своего бюджета государство может использовать следующие основные способы решения этой проблемы:

а) сокращение бюджетных расходов;

б) эмиссию денег, используемых для финансирования государственных расходов;

в) изыскание источников дополнительных доходов;

г) одалживание денег у граждан, банков, других государств;

д) все вышеперечисленное верно.

13. Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного чиновничества;

б) прежде всего, служит экономическим целям национального финансового капитала;

в) призвано служить укреплению и адаптации существующего строя к изменяющимся условиям путем решения задач, которые сам по себе рыночный механизм решить не может либо решает недостаточно быстро и эффективно;

г) вызвано, в первую очередь, потребностями военно-промышленного комплекса.

14. Необходимость государственного воздействия на экономику высказал…

а) Ф.Хайек;

б) Дж.М. Кейнс;

в) М. Фридмен.

15. С помощью бюджетной политики можно воздействовать…

а) на правительство;

б) на экономические спады;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Государственный бюджет как основной финансовый план государства

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» - кожаная сумка, мешок) - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет дает полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Особенности государственного бюджета как экономической категории проявляются в следующем:

Госбюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в распоряжении государства и ее использованием для удовлетворения потребностей общества;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода (реже - национального богатства) между отдельными отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства на каждом историческом этапе развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [Карякина О.А., Прокопович Н.А. Финансы. Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 176 с., с. 76].

При раскрытии сущности бюджета используются три основные характеристики: форма бюджета, материальная основа бюджета, экономическая природа бюджета.

По своей форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов.

По своему материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции.

По своей экономической природе - это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год [Барсегян Л.М., с. 37].

Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, государственный бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [БК РБ].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет была осуществлена в конце XVII в. в Англии. В конце XVIII - начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны .

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами -- парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Следует сказать, что бюджет как историческая категория постоянно изменяется во времени, трансформируется вместе с изменением экономических отношений в государстве. На трансформацию бюджета оказывают влияние как объективные факторы так и субъективные. Среди объективных можно выделить следующие:

Уровень развития производительных сил;

Экономический потенциал страны;

Характер производственных отношений;

Природные, социальные, географические особенности государства.

К субъективным факторам, влияющим на бюджет, относят:

Тип государственности;

Политику правительства;

Установленные приоритеты развития;

Уровень развития финансовой науки [Барсегян, с. 38] .

Выступая в роли основного финансового плана государства, бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции, через которые выражается его сущность. Важнейшими функциями государственного бюджета являются:

1) распределительная (или функция экономического регулирования);

2) контрольная;

3) фискальная.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [Омирбаев].

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства - воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [Барсегян, с. 42].

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Главным назначением доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Другими словами, назначение доходов - это покрытие расходов бюджета.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступления в бюджет:

1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.

2. Платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.

3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

При формировании доходов бюджета возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству варьировать размерами изъятия денежных средств.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей. Проследить это можно по диаграмме, составленной на основании Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», приведенной на рисунке 1

финансовый бюджет фискальный

Как видим налоговые доходы бюджета составляют более 84% в общей массе доходов, неналоговые доходы - немногим более 15%. Данные приведенной выше диаграммы свидетельствуют о том, что государственный бюджет Республики Беларусь в незначительной степени пополняется также за счет безвозмездных поступлений (менее 1 %). Для сравнения динамики доходов государственного бюджета Республики Беларусь построим таблицу, где отразим состав доходов бюджета за три последних года.

Таблица 1 - Доходы республиканского бюджета, тыс. руб.

Как видно из приведенных данных в таблице 1, доходы республиканского бюджета в реальном выражении постоянно увеличиваются, а в процентном отношении к общей сумме расходов бюджета колеблются в пределах от 5,3 % до 3,84 %. Так в Законе о республиканском бюджете РБ на 2010 год в общей суме расходов на национальную оборону было запланировано 3,84 %, в 2011 году расходы увеличились до 5,3 %, а в 2012 году снизились на до 4,96 %. Если говорить о расходах бюджета по подразделам, то можно сказать, что каждый год происходит некоторое перераспределение финансирования военных расходов. Так расходы на оборону и Вооруженные Силы изменялись от 3,59 % в 2010 году, 4,71 % в 2011 году, и до 4,54 % в 2012 году.

Налоговые доходы бюджета включают в себя: республиканский и местные налоги, пени, начисляемые за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование налоговым кредитом. К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы за нарушение порядка, использования средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности, а также другие неналоговые доходы.

Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны [Барсегян Л.М., с. 43].

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

1. Размещено на сайт

Подобные документы

    Сущность и определение термина "бюджет государства". Государственный бюджет как основной финансовый план и главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства. Структура бюджетной системы Кыргызской Республики, характеристика её звеньев.

    презентация , добавлен 26.03.2014

    Бюджет как экономическая категория, основной финансовый план. Его значение в финансовом механизме государства. Динамика и структура доходов и расходов бюджета РФ. Причины дефицита. Альтернативные пути наполнения доходной части государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Два способа формирование государственных ресурсов. Государственный бюджет - основной финансовый план государства. Определение профицита бюджета и дефицита бюджета. Централизация финансовых ресурсов в руках органов власти.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2007

    Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Особенности денежных фондов и финансовых ресурсов. Распределение денежных доходов предприятий. Налоговая система государства. Расходы государственного бюджета.

    курс лекций , добавлен 13.12.2011

    Бюджет как экономическая категория. Система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами. Сущность, функции и дефицит бюджета государства. Бюджетный фонд, доходы и расходы. Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный или федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Анализ трехлетнего плана доходов и расходов бюджета на 2008-2010 гг.

    лабораторная работа , добавлен 14.05.2008

    Понятие финансовой системы и ее функции, состав и структура, подходы к формированию и предъявляемые требования. Сущность государственного бюджета, экономическая природа доходов и расходов. Анализ формирования и исполнения данного финансового документа.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2017

    Изучение состава доходов государственного бюджета - основного финансового плана государства на текущий год, имеющего силу закона. Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура. Понятие и причины бюджетного дефицита.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Социально-экономическая сущность бюджета государства, его функции в современной экономике, классификация и роль как финансовой базы социально-экономического развития общества. Состав и структура доходов и расходов бюджета, бюджетный дефицит и профицит.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

Главное место в финансовой системе России принадлежит государственному бюджету, который является финансовым планом страны на год. Аккумулируя денежные средства и перераспределяя их по секторам экономики, государство осуществляет государственную политику. Бюджет является важнейшим элементом государственного управления и является отражением удачной и неудачной государственной политики.

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Бюджет выполняет важнейшую функцию перераспределения государственного дохода. Развитие экономики напрямую зависит от своевременного пополнения доходов бюджета и их разумного распределения. Доходами бюджета являются средства, поступившие государству безвозмездно.

В структуре доходной части бюджета центральное положение занимают налоговые отчисления.

Остальные доходы, не относящиеся к налогам, формируются за счет:

  • поступлений, сформированных при использовании имущества (государственного или муниципального);
  • осуществления платных услуг бюджетными организациями;
  • применения различных мер ответственности (например, штрафы или компенсации);
  • принудительного изъятия средств при нанесении вреда;
  • финансовая помощь из других бюджетов.

Распределение государственных средств по экономическим секторам называется расходами госбюджета. Расходы обязательно должны использоваться по целевому назначению.

Предоставление денежных средств государства на определенные цели является бюджетным финансированием. Отличие от кредитования состоит в безвозвратном характере этих средств.

Социальное развитие находится в приоритете и на него направляется большая часть государственных средств. Общество за эти средства получает услуги, которые находятся вне рынка. Это прямые обязательства государства перед населением (пенсии, выплаты), получение бесплатного образования и достойной медицинской помощи, гарантия правопорядка и т.д.

На национальную экономику также направляется значительная часть средств. Это способствует более эффективному ведению хозяйственной деятельности в стране. Так, государство влияет на ускорение развития НТП, создание инноваций, производство более конкурентоспособной отечественной продукции.

Значительный удельный вес в направлениях расходов бюджета занимает национальная оборона и национальная безопасность. Кроме того, в бюджете РФ 2016 г. 18,72% расходов направлено на секретные статьи. Можно допустить, что значительная часть из этих секретных статей является национальная оборона и безопасность.

В структуре расходов также определенное место занимают такие статьи как общегосударственные вопросы, межбюджетные трансферты, обслуживание долга, охрана окружающей среды.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система России подразделена на три уровня:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Действие бюджетной системы РФ основана на принципах, регламентируемых бюджетным кодексом России:

Кем обеспечивается исполнение бюджета в нашей стране

Необходимость контроля за поступлением доходов и их расходованием на всех этапах государственного управления обусловила образование Федерального казначейства.

Органы казначейства призваны обеспечить сохранность и целевое использование государственных средств.

Организация исполнения бюджетов и управление бюджетными средствами, осуществление всех платежей от имени бюджетных учреждений возложено на органы исполнительной власти.

Уровень и причины дефицита бюджета

В идеальном состоянии доходная часть бюджета способна полностью покрыть цели, на которые тратятся средства. Для этого государство прилагает определенные усилия. Если этого не происходит, тогда расходы не покрываются полностью доходами и возникает дефицит бюджета.

Причины дефицита:

  • преступные действия в сфере государственного управления, направленные на получение личной выгоды;
  • увеличение вложений в какие-либо сектора экономики;
  • чрезвычайные ситуации в стране;
  • спад доходов государства в связи с финансовым кризисом;
  • неэффективная налоговая политика.

Закон РФ допускает появление бюджетного дефицита на определенном уровне, на котором отсутствует необходимость государственного регулирования. Дефицит федерального бюджета должен быть меньше, чем объем и расходов на обслуживание долга, дефицит бюджета субъектов РФ должен быть меньше 15%, а дефицит местного бюджета должен быть меньше десятой доли всего бюджета.

Многие факторы влияют на уровень дефицита бюджета, поэтому он не постоянен.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Одним из источников погашения дефицита бюджета является выпуск . Такой способ не провоцирует инфляцию, так как количество денежной массы не увеличивается. По истечению срока, долго необходимо погасить.

Другим источником погашения дефицита является монетизация, то есть печатание денег. Недостатком является неизбежная инфляция в результате увеличения средств в обращении.

Также одной из мер финансирования дефицита является усиление налогообложение. Однако, это может повлечь за собой развитие теневой экономике, а, соответственно, дальнейшее сокращение доходов государства в части налогов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

· Распределительную (перераспределительную).

· Контрольную.

· Стимулирующую.

· Стабилизирующую.

· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:

· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

· Контроль.

19.Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса . Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета . Целями бюджетного планирования является:

    определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

    Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

    Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

    Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

    Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

    Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

    Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.

    Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

    Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

    Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.