Политика государства по регулированию доходов населения. Государственная политика в сфере регулирования доходов населения

Мировой опыт показывает, что эффективная социально - ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятом смысле является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в РФ. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее.

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в регионах характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

(Таблица 2) Методы государственного регулирования доходов и потребления населения.

Прямые - административные меры Косвенные - экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование цен

Индексация и компенсация расходов

Социальные программы Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим,

Государственный контроль цен,

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды,

Благотворительные фонды

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной оплаты труда, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифферинцированным по регионам и природно- климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно - договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно - договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно - договорная система регулирования социально - трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

филиал в г. Орехово-Зуево Московской области

Кафедра ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине « Макроэкономика »

Тема: « Государственное регулирование доходов: факторы роста уровня жизни в России »

Работу выполнила

студентка 3 курса

Рунова А.С.

Руководитель:

Высокос М.И.

2014 г.

Введение

1. Государственное регулирование доходов

1.1 Виды доходов

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

2. Аналитическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Доходы населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах, поэтому с них начинается система показателей уровня жизни. Статистика изучает величину и состав доходов по направлениям их получения и использования. В статистическом изучении доходов населения важнейшее значение имеет социальный норматив - показатель минимального дохода, или прожиточного минимума. государственный регулирование доход жизнь

Прожиточный минимум - уровень дохода, который позволяет приобрести минимальный набор благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются стоимость продуктов питания из расчета минимальных объемов их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

1. Государственное регулирование доходов

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Регулирования доходов предполагает:

* установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

* увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

* защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

* аккумуляцию денежных средств, в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

* предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства.

* финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством безвозвратных платежей.

Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в пере распределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.

1.1 Виды доходов

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Доход отдельного домохозяйства подразделяют на три группы:

Доход, получаемый владельцем фактора производства - труда;

Доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

Трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии).

Следует отличать доход, который представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени.

Богатство состоит из материальных объектов:

Дома, земля, автомобили, мебель, книги,

а также финансовых средств:

Наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

Рента - есть доход, полученный собственником земли при сдаче ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Земельная рента существует в 2-х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Абсолютная рента - это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения.

Следующий вид дохода - процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента - это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

Анализ распределения доходов очень важен для определения потенциала внутреннего рынка, ведь показатели дифференциации доходов отражают степень концентрации покупательной способности населения. Наличие в обществе определенной дифференциации в доходах способствует расширению спроса, и, следовательно, развитию производства и потребительского рынка, вовлечению в эти сферы все большего числа занятых, участвующих или непосредственно в производстве, или в реализации его результатов, или в производственной инфраструктуре.

Доходы городских жителей растут более быстрыми темпами, чем у сельского населения. В результате повышения доходов городского населения над доходами сельского в 2012 г. по располагаемым ресурсам достигло почти двух кратного размера (180,2%), а по денежным доходам - более чем в 2 раза (203,9%).

Нарастание разрыва между городскими и сельскими жителями становится очевидным и при оценке разницы в абсолютных цифрах: если в 2011 г. она составляла 0,48 ПМ в пользу города, то в 2012 г. - уже 1,35 прожиточного минимума.

Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков череват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума.

Выражается в двух видах:

1. Социальный минимум

2. Физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению.

Исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели.

Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг.

Качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других.

2. Аналитическая часть

Доход - это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики юридического и физического лица.

Основными видами доходов являются: заработная плата, рента, процент (или ссудный процент), прибыль.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин экономики России.

Так же в России существует неравенство доходов населения. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Так же если ребенок родился в богатой семье у него больше шансов стать богатым и получить хорошее образование, чем тот ребенок который родился в обычной семье.

Спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для распределения внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума.

Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы:

1.образование,

2. здравоохранение,

3. культура,

5.сельское и лесное хозяйство,

6. легкая промышленность и машиностроение,

в которых установилась самая низкая заработная плата.

Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Наименее обеспеченным считается тот, чьи среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимуму.

Если исходить только из уровня денежных доходов то в 2012 году доля бедняков в стране составляла около 14 %. С учетом же плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии, это более 50 млн. человек.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной.

Переход к рыночным отношениям, внес значительные изменения в регулирование доходов, которые и определяют благосостояние людей. Уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, повысилась значимость рыночных регуляторов. Важна выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывает интересы различных групп работников и собственников, предусматривает эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников и обеспечивает человеку достойную жизнь. Стратегическая цель проводимых реформ - забота о благосостоянии населения Российской Федерации.

Выделение компонента «уровень здоровья и продолжительность жизни населения», в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности.

Важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения.

Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Это размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры.

Из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп.

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Так же уровень жизни человека зависит от:

Качество экологии

Заботы о безопасности производств и продукции;

Поддержание ресурсного потенциала страны.

Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни, субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ему условиями жизни.

В условиях переходной экономики России, в центре экономического развития была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из 12 показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Анализ критериев качества жизни в России показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе это

В качественной лечебно-профилактической помощи,

В трудовой деятельности,

В экологической и гражданской безопасности.

В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

· политические факторы;

· экономические факторы;

· социальные факторы;

· экологические факторы

Уровень жизни в России связан со здоровьем населения. В настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости 10,5 случая на 1000 населения, высоким уровнем общей смертности 16 случаев на 1000 населения.

Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2012 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года.

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Медицина стала платной и дорогой.

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения.

За 4 года число больниц уменьшилось на 3,6%, количество врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 0,3%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий уменьшилось на 0,5%, а фельдшерско-акушерских пунктов снизилось на 0,8%.

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети. В период с 2010 г. по 2012 г. в России число государственных общеобразовательных учреждений сократилось на 11,4 тыс. и составило в 2013г. 55,1 тыс. Количество негосударственных учреждений в 2011 - 2013 учебном году составляло 691, число средних специальных учебных заведений - 2624, высших учебных - 1134, государственных вечерних - 1720. Общее число общеобразовательных учреждений в период с 2010 по 2013 г. сократилось на 11,7 тыс., составив 55,1тыс.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2013г. насчитывалось 31% от общего числа семей. В последние годы происходит децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. На основе проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг совершенства, и необходим поиск путей его повышения. Многие показатели ближе к 2013 значительно снизились.

Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Заключение

Уровень жизни - комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. Уровень жизни представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:

Объем реальных доходов на душу населения;

Структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг;

Уровень и динамика цен на основные товары народного потребления;

Ставки квартирной платы, жилищных услуг;

Объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;

Уровень образования, медобслуживания.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Для современного этапа социально-экономического развития характерно большое количество накопившихся в социальной сфере проблем, острых противоречий, связанных с уровнем социального развития и повышением качества жизни населения. Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит повысить качество жизни населения и организовать переход на более совершенную ступень социального развития. Поэтому обоснование сущности социального развития и качества жизни с современных позиций является важным звеном в осмыслении всей совокупности процесса социально-экономических изменений в обществе и может служить эффективным механизмом в решении практических задач в его поступательном прогрессивном развитии.

Проблема разработки, системы показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений исследований, нацеленных, на совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории «качество жизни». С одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного измерения) факторы, формирующие эту категорию. С другой - могут быть использованы как критерии оценки результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом. А также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный интегральный индикатор.

Для выполнения главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) - создание условий для устойчивого экономического развития. Создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю существования российского государства был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Такие фундаментальные изменения в финансовых отношениях, с одной стороны, позволяют более успешно накапливать социально-экономический потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни населения, но с другой - усиливают противоречие между интересами органов местного самоуправления и частных собственников, включая отдельных граждан. Все это требует от органов власти регионов умения согласовывать интересы людей, социальных и территориальных сообществ, населения в целом для достижения главной цели своей деятельности - повышения качества жизни людей.

Список литературы

1. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики - 2007;

2. Васильев И.С. Уровень и качество жизни - 2012 г.

3. Горелов Н.А. Экономика труда - 2009 г.

4. Грязнова А.Г. Макроэкономика - 2003 г.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - 2005 г.

6. Сидорович А.В. Курс экономической теории - 2010 г.

7. Титов В.И. Макроэкономика - 2011 г.

8. Шарапов С.А. Понятия современное состояние в России. - 2007.

9. Царев И.И. Доходы и расходы государства - 2004 г.

10. Юданов А.Ю. Теория и российская практика - 20012г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая оценка уровня жизни населения, его виды. Сущность, критерии распределения и структура доходов. Неравномерность их распределения. Анализ структуры доходов и расходов населения, аспекты их регулирования. Направления улучшения условий жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Виды и показатели дохода. Проблемы определения моделей и закономерностей распределения доходов в обществе. Анализ причин современной дифференциации доходов населения России. Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов. Источники формирования дохода, его виды. Причины и способы распределения дохода. Анализ доходов, уровня жизни и показателей неравенства в современной России. Методы регулирования неравенства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов. Неравенство доходов, причины, способы распределения дохода. Важнейшие показатели неравенства. Качество жизни в РФ на современном этапе развития. Регулирование распределения национального дохода.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Сущность понятия уровня жизни населения. Показатели личных доходов, расходов и потребления. Социальные индикаторы качества жизни. Анализ статистики уровня жизни, особенности распределения доходов. Статистическая оценка покупательной способности.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие уровня жизни населения. Основные направления статистического изучения расходов и доходов домашних хозяйств. Распределение доходов. Социально-экономическая дифференциация. Статистика домашних хозяйств населения. Обобщающие показатели уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2003

    Понятие уровня жизни и его составляющие. Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения. Понятие семьи и домохозяйства. Динамика прожиточного минимума в России. Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Состав, структура и классификация доходов домашних хозяйств. Роль социальных трансфертов в их формировании. Понятие и показатели уровня качества жизни населения. Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Понятие доходов населения, его состав, структура и основные показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Причины и факторы неравенства в современном российском обществе. Сущность и значение, главные положения Концепции повышения уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Сущность, виды и источники формирования доходов населения, показатели их дифференциации. Понятие номинального, располагаемого и реального дохода. Формы проявления и проблемы преодоления бедности как минимально допустимого критического уровня жизни.

10.2 Государственное регулирование доходов населения

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста . В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества. Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1) регулирование доходов населения;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет .

Практика регулирования доходов включает:

Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;

Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

Установление государственных гарантий по оплате труда.

Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. В настоящее время он составляет около 3800 руб. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);

2) различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;

Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий, систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государ­ства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (кос­венных налогов на товары массового потребления и на услуги), на­логов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы фи­зических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхо­вание (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источ­ников.

По законодательству обычно разрешается из валового дохода про­извести вычеты:

Производственные, транспортные, командировочные и реклам­ные расходы;

Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум дохо­дов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.).

Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независи­мо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);

Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).


При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стрем­лению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооб­лагаемая база - заработная плата и прибыль.

Но и без установления очень высоких ставок налога многие биз­несмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.

Система налогов и сборов в России установлена Налоговым ко­дексом РФ (части первая и вторая).

V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нару­шители законодательства?

Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пони­женные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

За счет налогов социальное государство создает условия для до­статочного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляют­ся большие расходы на социальные программы.

Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средства­ми существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предо­ставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособ­ных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающим­ся за счет фондов - денежных или материальных средств определен­ного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят пла­тежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).


Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти сред­ства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству насе­ления (информация населения о положении на рынке труда, орга­низация общественных работ и др.).

Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые со­ответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм соб­ственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназна­ченные для оплаты труда.

Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное уч­реждение, которое осуществляет государственное управление денеж­ными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное по­ложение граждан?

Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - разли­чие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распре­деления доходов от полностью равного их распределения между все­ми жителями страны.

Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется пер­вая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини пока­зывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получа­емых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифферен­циации доли групп - к единице.

О коэффициенте Джини на практике можно судить по статисти­ческим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Показатели 1992 г. 2007 г.
Денежные доходы, всего, 100 100
в том числе по 20%-ным группам
населения:
первая (наименьшие доходы); 6 5
вторая; 12 10
третья; 18 15
четвертая; 26 22
пятая (наибольшие доходы) 38 48
Коэффициент Джини 0,29 0,42

В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денеж­ных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.

Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следу­ющие величины:

Германия - 28,3;

Франция - 32,7;

Италия - 36,0;

Великобритания - 36,0;

США - 40,8.

Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о боль­шом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и са­мых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению круп­ных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.

Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе спо­собно только демократическое и социальное государство. Такое го­сударство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

От уровня доходов прямо зависит уровень потребления населения. По степени воздействия на процесс потребления различают: номинальные, реальные и реально располагаемые доходы населения.

Номинальные доходы населения - это денежное выражение доходов, полученных за определенный период. Они характеризуют уровень доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

В социально ориентированной экономике доля номинальных доходов населения в ВВП колеблется в зависимости от уровня развития страны и составляет в среднем 65-75%.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы, уменьшенные на сумму обязательных платежей и налогов, которые представляют собой денежное выражение суммы, присваиваемой непосредственно населением для окончательного потребления. Их величина определяется по формуле:

Др = Дн - Нп,

где Др - располагаемые доходы;

Дн - номинальные доходы;

Hn - сумма налогов и обязательных платежей.

Располагаемые доходы выражают отношение между государством и населением по поводу использования полученных денежных средств. В системе национального счетоводства располагаемые доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению для потребления. Чем больше величина располагаемых доходов, тем большая часть ВВП расходуется на потребление и тем больший объем необходимых материальных благ поступает для поддержания жизнедеятельности населения.

Реально располагаемые доходы - это доход, скорректированный на уровень цен.

Величина реально располагаемых доходов растет, если рост цен не опережает роста реальных доходов, в противном случае - располагаемые доходы падают, что приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению объемов производства. Снижение располагаемых доходов вызывается следующими причинами:

во-первых, несбалансированными пропорциями между динамикой цен (на продукты питания, непродовольственные товары, транспорт, жилье) и доходами;

во-вторых, ростом тарифов на услуги, которые увеличиваются быстрее, чем цены на потребительском рынке;

в-третьих, ростом доли населения, уровень жизни которого ниже прожиточного минимума; усугублением процессов бедности, увеличением доли той части населения, которая живет ниже черты бедности.

Таким образом, несмотря на рост номинальных доходов, их реальная величина с учетом инфляции и налогов может падать, что приводит к снижению покупательной способности, сужает потребительский рынок, сдерживает рост объемов производства.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др. В целом система видов доходов населения представлена на рис. 17.1.1.

Оплата труда - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы.

Этот вид денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Наряду с оплатой труда в условиях формирования рыночной экономики составляющим элементом системы доходов населения стали доходы от предпринимательской деятельности.

Характеризуя предпринимательство и доходы, получаемые от данного вида деятельности, необходимо подчеркнуть, что его социально-экономические типы существенно различаются: предпринимателем может быть мелкий собственник, управляющий акционерным обществом (менеджер), кооператор, арендатор, использующие наемный труд. Предпринимательской деятельностью занимаются как отдельные люди, так и группы людей (коллективное предпринимательство).

Рис. 17.1.1. Виды доходов населения 44

Формирование рыночных отношений внесло существенные коррективы в доходы, получаемые, с одной стороны, в форме заработной платы - с другой, от собственности, предпринимательской деятельности, самозанятости населения. Если в 1990 г. эти доходы в их общем объеме составляли лишь 11,2%, то в 1998 г. - уже 54,4%, а снижение их в 1999 г. до 21% объясняется снижением доли других доходов (из этого показателя выводится скрытая заработная плата). Доходы от предпринимательской деятельности возросли в 3,5 раза, достигнув 12,7%. Быстрыми темпами росли доходы от собственности, хотя удельный вес их остается небольшим - 7,4%.

Важное место в доходах населения занимают общественные или так называемые социальные трансферты.

К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам, а также бесплатные услуги, составляющие часть доходов граждан.

Фонды общественного потребления, достаточно объемно и доступно функционировавшие при социализме, сегодня практически разрушены. Единственно, что их сегодня еще представляет - это частично бесплатное образование и здравоохранение.

Доходы населения от собственности включают:

■ доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;

■ проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);

■ выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;

■ предварительную компенсацию по вкладам граждан;

■ доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Определенная и всевозрастающая часть доходов населения страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективное садоводство и огородничество. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Так, в начале реформ доходы от ЛПХ составляли 2,3% в семьях рабочих и служащих, 21,5% в семьях крестьян .

В основном ЛПХ ориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме). В 90-е гг. сельское население из ЛПХ удовлетворяло свои потребности в картофеле на 95%, мясе - 79%, молоке - 82%, яйцах - 97%. Приусадебные и садово-огородные участки городских семей и жителей поселков обеспечивают около 50% потребностей в картофеле, овощах, ягодах и фруктах.

Около четверти произведенных в JlllX продукции реализуется на рынке, принося доход в денежной форме. Но, по большему счету, реализуется так называемая традиционная или «пролетарская» стратегия модельного поведения домашних хозяйств, основанная на выживании внерыночного сектора эко-

Таким образом, JlllX превратилось для некоторой части населения в основное средство выживания.

Доходы от продажи продуктов личного подсобного хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др.

Доходы от JlllX оказывают положительное воздействие на рост доходов и снижение дифференциации доходов населения, особенно сельского. В совокупных доходах сельских семей доля доходов от них достигает 25-35%, а в городских - 3-5%.

Это связано не только с различиями в уровне доходов этих групп, но и с различиями в обеспечении городского и сельского населения земельными участками. По данным социологов, в среднем четверть городских семей имеют дачи, от 3 до 8% - земельные участки, а среди сельских семей 80% имеют садовые, огородные и приусадебные участки. У сельских семей, как правило, участки большие. Среди городских семей у 64,5% размер участка составляет 0,06 га, а среди сельских семей более чем у половины участок превышает 0,1 га.

Доходы от JlllX могут выступать не только в денежной, но и в натуральной форме.

Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями для собственного потребления или бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. По-

требление продукции JlllX позволяет домашнему хозяйству сэкономить денежные средства, уменьшить долю расходов на питание в структуре денежных расходов. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве может быть рассчитана по формуле:

где j - виды продуктов;

Q - количество продуктов каждого вида, потребленных в домашнем хозяйстве;

р - цены на продукты аналогичного качества. Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции JlllX на товары и услуги, произведенные другими гражданами.

Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в балансе также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.

Другие поступления включают:

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;

Поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;

Доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);

Прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и т. д. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм);

Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включая командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т. п.;

Изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

Изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;

Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;

Изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.

В этой статье учитываются выплаты из средств, выдаваемых предприятиям и организациям кредитными организациями на хозяйственно-операционные и другие расходы. В ней также отражены доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельности. Отражается здесь часть неучтенной заработной платы (например, денежное и вещевое довольствие военнослужащих Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), а также заработная плата, укрываемая от налогообложения и выплачиваемая в различных формах - в виде покупки своим работникам автомобилей, квартир, денежной помощи на строительство индивидуального жилья, приобретение садового участка, предметов длительного пользования, беспроцентного кредита, открытия индивидуального счета в банке и т. и.

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных сумм), увеличивают объем денежных ресурсов населения, предъявляемых в данном регионе (республике, крае, области) на покупку

товаров и оплату услуг, и поэтому учитываются в доходной части баланса. Если сумма денег, переведенных по почте, больше полученных сумм, то разность (сальдо) учитывается в расходной части баланса, поскольку в этих случаях уменьшается объем денежных ресурсов на покупку товаров и оплату услуг в данном регионе (республике, крае, области). Для расчета полученных (отправленных) сумм по переводам используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи.

Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 17.1.1.

Таблица 17.1.1

Структура доходов населения РФ в 1990-2000 гг. (%) 47

Наименование денежных доходов 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Денежные доходы - всего, в т.ч.: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
оплата труда 74Д 623 73,6 61,1