Производство промышленной продукции достигло довоенного уровня в. Послевоенная экономика россии

Немецко-фашистские захватчики нанесли стране колоссальный урон. Оккупанты разрушили и сожгли сотни городов, свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, разорили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС. Война причинила огромный ущерб сельскому хозяйству: на 1/4 сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей, снизились урожайность, уровень механизации, сократилась численность трудоспособного населения. В целом материальный ущерб СССР составил 2569 млрд. руб. (в довоенных ценах), включая 679 млрд. - стоимость расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей. СССР потерял 30% национального богатства.
...
За 4-ю пятилетку восстановлено, построено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий (восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга, шахты Донбасса). Промышленность по стране к концу 1948 достигла довоенного уровня. Валовая продукция промышленности к 1950 возросла по сравнению с 1913 в 13 раз, а по сравнению с довоенным 1940 на 72% (против плановых 48%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Из пепла возрождались города, строились новые посёлки и деревни [за пятилетку восстановлено и построено в городах, посёлках городского типа и в сельской местности 201 млн. м2 общей (полезной) площади].
...
Валовая продукция промышленности в 1955 возросла в 24,6 раза по сравнению с 1913, в 3,2 раза по сравнению с 1940. Объём продукции в 1955 по сравнению с 1950 возрос на 85% (плановое задание 70%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 91,1 млрд. руб. Введено в действие 3200 новых промышленных предприятий. ... В результате выполнения 4-й и 5-й пятилеток стоимость всех производственных основных фондов к 1955 выросла в 2 раза по сравнению с 1940, а национальный доход - в 2,8 раза

Источник:
СССР. Эпоха социализма
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание
http://enc.lib.rus.ec/bse/008/106/977.htm
---

Материальный ущерб, причиненный Советской стране фашистскими захватчиками, составил 679 млрд. руб. (в ценах 1941 г.) . Из них на долю государственных предприятий и учреждений приходится 287 млрд. руб., колхозов - 181 млрд. руб., сельских и городских жителей - 192 млрд. руб., кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций - 19 млрд. руб. В эту сумму, равную 1/3 всего общественного богатства страны, не включены такие потери, как снижение национального дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, кооперативов, колхозов, стоимость конфискованных германскими оккупационными войсками предметов продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов хозяйственного развития страны в результате действий врага на протяжении 1941-1945 гг.
...
В наибольшей степени уменьшились за годы войны размеры сферы потребления, прежде всего объем производства группы "Б", составивший в 1945 г. 59% довоенного уровня, продукции сельского хозяйства и розничного товарооборота, снизившихся соответственно до 60% и 45% .
...
Производство средств производства в промышленности в 1945 г. было выше довоенного уровня на 12%. Это позволило в ходе послевоенной перестройки, в решении задач быстрейшего восстановления и развития всего народного хозяйства опереться на преимущественное развитие производства средств производства, используя для мирных нужд мощности военной промышленности.
...
В ходе Великой Отечественной войны коренным образом изменилась структура общественного производства и национального дохода. В составе национального дохода во время войны удельный вес потребления уменьшился с 74% в 1940 г. до 67% в 1942 г., накопления - с 19 до 4%, а доля военных расходов (не считая личного потребления военнослужащих) увеличилась с 7% в 1940 г. до 29% в 1942 г. . В результате послевоенной перестройки экономики в короткие сроки были восстановлены довоенные соотношения в распределении национального дохода. В 1950 г. для удовлетворения материальных и культурных потребностей населения было направлено 74% национального дохода, а 26% было использовано для расширения производства и на другие общегосударственные и общественные нужды .
...
Задания четвертой пятилетки по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог были значительно перевыполнены.

Успешное выполнение программы восстановления бывших оккупированных районов, и превышение довоенного уровня промышленного производства дали возможность увеличить национальный доход в 1950 г. на 64% по сравнению с 1940 г., в то время как по пятилетнему плану намечалось превысить довоенный уровень на 38%. Значительный рост производства национального дохода и его распределение в эти годы позволили направить на цели накопления и потребления значительно большую массу национального дохода, чем это предусматривалось пятилетним планом. В результате быстрого роста национального дохода в расходах государственного бюджета возрастали ассигнования на финансирование народного хозяйства и социально-культурное строительство. Государственный бюджет из года в год выполнялся с превышением доходов над расходами.

Достижение и значительное превышение в 1950 г. довоенного уровня по основным показателям народного хозяйства явились результатом высоких темпов расширенного воспроизводства, достигнутых в итоге четвертой пятилетки. Так, производство национального дохода увеличилось к концу пятилетки по сравнению с 1945 г. почти в 2 раза, валовая продукция промышленности - в 1,9 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,6 раза, грузооборот всех видов транспорта - в 1,9 раза .

В результате выполнения четвертой пятилетки была значительно расширена материально-техническая база народного хозяйства за счет восстановления, реконструкции и строительства новых предприятий. Пятилетний план по капитальному строительству в народном хозяйстве был выполнен с превышением на 22%. Капитальные вложения государственных, кооперативных предприятий и организаций, колхозов и населения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1950 гг. были в 2,3 раза выше вложений довоенных лет третьей пятилетки.

В четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. Основные фонды народного хозяйства в целом возросли в 1950 г. на 23% по сравнению с 1940 г., в том числе производственные основные фонды - на 34%, из них основные производственные фонды промышленности - на 58% . Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в четвертой пятилетке составили 13,6% против 13,2% за три предвоенных года. При этом производство средств производства (группы "А") ежегодно возрастало на 12,8%, а производство предметов потребления (группы "Б") - на 15,7%. Значительно увеличились среднегодовые абсолютные приросты и темпы роста основных видов промышленной продукции. Так, среднегодовой абсолютный прирост электроэнергии в четвертой пятилетке составил 9,6 млрд. кВт-ч вместо 4,0 млрд. за три предвоенных года, а среднегодовой темп роста электроэнергии повысился с 10,1 до 16,1%. Среднегодовой прирост добычи угля повысился с 12,7 млн. т до 22,4 млн. т, а среднегодовой темп прироста - с 9,1 до 11,8%. Среднегодовой прирост выплавки стали составил 3,0 млн. т против 0,2 млн. т, а среднегодовой темп прироста - 17,4% против 1,1% .

Решающая роль в послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской экономики принадлежала машиностроению, мощь которого резко возросла в результате переключения предприятий военной промышленности на производство гражданской продукции. В 1950 г. продукция машиностроения превысила уровень 1940 г. в 2,3 раза. За годы пятилетки отрасли машиностроения в основном обновили номенклатуру выпускаемой продукции. Это дало возможность обеспечить необходимую базу для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства на новой технической основе .

"История социалистической экономики СССР". Т. 6
"Страна Советов за 50 лет". - М.: Статистика. 1967. С. 32.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Господитиздат. 1947. С. 67.
Сообщение Госплана СССР и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". - М.: Госполитиздат. 1951. С. 17.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30.
"Народное хозяйство СССР". 1956. С. 29, 32; Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 10.
"Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах". - М.: Госстатиздат. 1957. С. 44-45.
Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 7-8.

Источник:
В. Иванченко Н.А. Вознесенский: опыт, вошедший в историю
http://institutiones.com/personalities/668-voznesenskiy.html
---

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоенных ценах.

После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил (в %): Объем промышленной продукции - 91 к уровню 1940 г., добыча угля - 90, нефти - 62, выплавка чугуна - 59, стали - 67, выпуск ткани - 41, грузооборот всех видов транспорта - 76, розничный товарооборот - 43, среднегодовая численность рабочих и служащих - 87. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г.

Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности - на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.
...
Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% к довоенному уровню, а количество лошадей снизилось с 14,5 млн. до 6,5 млн. голов. Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центральночерноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет. В этот год колхозы и совхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов.
...
за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

В 50-е годы экономика страны динамично развивалась. За 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства - 5,0%, основных производственных фондов - 9,9%, произведенного национального дохода 10,27%, товарооборота - 11,4%.

Советский Союз вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план. Намечалось не только восстанавливать народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство планировалось вложить 250 млрд. руб.. Как и в годы индустриализации эти средства были получены за счет населения страны, главным образом крестьянства.

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров был фактически прекращен. На руках населения отложилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в отношении 10:1. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря - скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров, превратившегося в своеобразный символ военного лихолетья. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывались программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от уровня 1928 г., в 1948 г. - 59%, то в 1952 г. - уже 94%, а в 1954 г. - 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день, улучшено лечебное и санаторное обслуживание трудящихся. В 1948 - 1950 гг. около 5,5 млн. рабочих и служащих получили путевки за счет профсоюзов в санатории, профилактории и дома отдыха.

После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдался определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начался устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет обновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленными в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы,- на Урале и в Сибири.

Развитие послевоенной экономики было однобоким. Основной упор делался на развитие тяжелой индустрии, в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Капиталовложения в промышленность на 88% направлялись в машиностроение. Производство потребительских товаров увеличивалось крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. По существу не велось строительство государственного жилья - фактически правительство переложило эти заботы на плечи самих граждан.

Особенно тяжело сложились дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов. С помощью машин проводилась лишь вспашка полей и уборка зерновых - все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

Основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхоз продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц. Практически колхозники работали в колхозе бесплатно и жили за счет приусадебных участков.

В конце 40-х гг. были обложены и высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее сельское население сокращалось - крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхоз продукции.

К концу четвертой пятилетки наметился некоторый подъем жизненного уровня в городах. Стало практиковаться ежегодное снижение цен. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г., но не следует забывать, что этот уровень всего лишь равнялся 1928 г., то есть фактически роста не было.

После смерти И. В. Сталина новым руководителям страны досталось крайне тяжелое наследство. Деревня была развалена, над страной нависла угроза голода. Новый Председатель Совета Министров Г. М. Маленков заявил о том, что теперь надо увеличить выпуск потребительских товаров, направить больше капиталовложений на развитие легкой промышленности, в кратчайший срок обеспечить население достаточным количеством продуктов питания. В первую очередь надо было остановить деградацию деревни.

В 1953 г. была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства. Были значительно (в 3 - 6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии. 1953 год был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности.

Зерновая проблема в стране стояла остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны (в Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли.

Война, развязанная фашистской Германией, нанесла Советскому Союзу большой ущерб. На фронтах, в тылу врага, в концентрационных лагерях погибло более 25 млн. советских граждан. Многие сотни тысяч людей были изувечены и не могли вернуться к полнокровной человеческой жизни. Страна потеряла лучшие производственные кадры, было приостановлено техническое обеспечение производства, резко сократился товарно-денежный оборот.

13 сентября 1945 г. газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тыс. сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Было выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 13 тыс. железнодорожных мостов, 16 тыс. паровозов, свыше 400 тыс. вагонов. Фашисты разграбили и разорили 98 тыс. колхозов, около 2 тыс. совхозов, 3 тыс. машинно-тракторных станций, похитили 17 млн. крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз, свиней. За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 7 млн. лошадей, 137 тыс. тракторов и многого другого. Список гитлеровских злодеяний занимал несколько газетных страниц.

Прямой ущерб, нанесенный захватчиками, составлял 679 млрд. руб., что примерно равно суммарным капиталовложениям СССР за первые четыре пятилетки. Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. руб. Для сравнения - все доходы государственного бюджета в 1940 г. равнялись 180 млрд. руб.

В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке деловой древесины до уровня 1928-1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934-1938 гг., т.е. не менее, чем на 10 лет.

За годы войны значительная часть оборудования была сильно изношена, а многое было уже непригодным. Свертывание военного производства затронуло прежде всего предприятия тяжелой индустрии, где объем выпускаемой продукции в 1946 г. оказался на 27% меньше, чем в 1945 г. В легкой и пищевой промышленности переход на мирное производство произошел значительно раньше. Уже в 1946 г. выпуск предметов широкого потребления возрос на 13% по сравнению с предьщущим годом. Однако, как и прежде, приоритет оставался за тяжелой промышленностью, которая подпитывалась доходами от продажи товаров ширпотреба.

Исключительную остроту представляла и проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом общая численность рабочих и служащих сократилась в народном хозяйстве более чем на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 г. до 28,6 млн. в 1945 г.), в т.ч. в промышленности - на 14%, на транспорте - на 9, в сельском хозяйстве - на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых в производстве. Так, численность ИТР в промышленности в 1945 г. была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г.

Необходимо учитывать и то, что советские люди остро нуждались буквально во всем. В городах сохранялась карточная система распределения продуктов и многих предметов широкого потребления. По обычной карточке выдавалось ежемесячно около 2 кг мяса и рыбы, 400 г жиров, 1,5 кг крупы и макарон.

Вместе с тем значительная часть средств шла на оборону СССР и интернациональную помощь странам народной демократии.

Программа восстановления страны

Восстановление народного хозяйства и частичная его перестройка на мирный лад начались с лета 1943 г. - момента массового изгнания фашистов с оккупированных территорий страны.

Основные положения программы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства были изложены в речи Сталина перед избирателями первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 г.

Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946-1950 гг. предусматривал ускоренное развитие советской экономики, подъем жизненного уровня народа, укрепление оборонной мощи страны. Промышленность должна была достигнуть довоенного уровня уже в 1948 г., а к концу пятилетки превысить его на 48%. На капитальное строительство выделялось в два раза больше средств, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Общий объем капиталовложений составлял 250,3 млрд. руб. На промышленность выделялось 157,7 млрд., а на сельское хозяйство 19,9 млрд. руб. План предусматривал и подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д. Хотя и без того скудные средства пожирал военно-ядерный молох. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР аналогичные планы были приняты и во всех 16 союзных и 20 автономных республиках.

Советский народ стойко переносил тяжести послевоенной разрухи. Идеализированная довоенная жизнь, а главное - победа над фашизмом питали уверенность народа в прекрасном будущем, готовность пережить все трудности и невзгоды, желание ударно трудиться.

Уже в 1945 г. в СССР вернулись около 5 млн. человек, насильно угнанных на работу в Германию, 2,5 млн. советских военнопленных, большинство из которых попадали в лагеря ГУЛАГа. До 1948 г. Советская Армия была сокращена почти на 8,5 млн. человек.

Победа над фашизмом вызвала большой политический и трудовой подъем всего советского народа. Формы трудовой активности были различными. Энтузиазм трудящихся активно поддерживали партийные и профсоюзные органы, комсомол и администрация. Однако большинство организационных мероприятий сводились не к анализу экономических явлений, а к требованиям политической конъюнктуры. Без обсуждения принципиальных вопросов действительности использовался простой, традиционный и пока еще безотказный прием - «поднажать или приписать».

В конце 40-х годов продолжается борьба двух линий развития хозяйственного механизма: одна - направленная на жесткую централизацию, всеобъемлющий контроль, приказные методы, и другая - на расширение хозяйственной самостоятельности производства, внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности трудящихся.

В руководстве страны и на местах стали появляться люди, которые на практике государственного и хозяйственного управления убеждались, что чрезвычайные меры управления подавляют хозяйственную самостоятельность, инициативу трудящихся, что ведет к общественной апатии, хозяйственному застою, усилению командно-бюрократических действий и политических репрессий. Уже в конце 40-х годов общество не воспринимало командных методов управления и организации периода войны, равно как и производственного диктата, пренебрежения социальными и духовными потребностями человека. Война закончилась, а трудности, неустроенность жизни остались.

Общественное сознание хотя и было готово воспринять новых «врагов народа», но все более ощущало необходимость проведения реформ. Однако тенденция реформирования существенно расходилась с интересами административной системы. Логика реформирования в конце концов подвела бы к осознанию необходимости не частных, а коренных изменений в общественной жизни, которые бы на практике показали пагубность административно-командного аппарата и общественно-политической системы. Понимая опасность развала созданной системы управления, партийно-бюрократический аппарат усилил испытанные методы работы - обещания, ложь, диктат.

Переход промышленности в мирное русло

В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач: переход с военного производства на выпуск мирной продукции; восстановление разрушенных предприятий; расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий. В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.

Успешное выполнение поставленных задач было обусловлено: единым государственным планом, охватывающим все отрасли народного хозяйства, что давало возможность централизованного распределения бюджета страны; индустрией восточных районов СССР, которая после реконверсии становилась мощной базой скорейшего восстановления пострадавших от войны западных и центральных районов; дополнительными средствами, полученными от государственных займов, высоких цен на продовольствие и товары ширпотреба, низкой зарплаты.

В ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства при техническом перевооружении производства, росте культурно-технического уровня рабочего класса, совершенствовании производственных процессов тесное и постоянное сотрудничество инженеров и работников науки было жизненной необходимостью. Без такого союза стало невозможным решение сложных экономических задач, дальнейший технический прогресс.

В марте-апреле 1947 г. между инженерно-техническими работниками промышленности началось соревнование за повышение производительности труда и снижение трудоемкости изделий на основе совершенствования технологий и внедрения передовых методов работы. Инициатор соревнования, уральский технолог третьего механического цеха Кировского тракторного завода А.Иванов за счет обновления технологии производства, повышения квалификации рабочих и использования опыта новаторов добился на своем участке выдающегося результата: производительность труда станочников выросла в 2 раза, высвободилось 30% рабочих, 11 металлорежущих станков, резко снизилась себестоимость изготовления деталей. 17 мая 1947 г. «Правда» писала: «Если каждый технолог на своем участке будет действовать так же творчески, как А.Иванов, то промышленность достигнет значительного роста производительности труда, лучшего использования машин и наличного оборудования, увеличения выпуска продукции... Необходимо всячески поддерживать это новое проявление творческой активности и советского патриотизма инженерно-технических работников». 30 мая 1947 г. Президиум ВЦСПС принял постановление об организации Всесоюзного соревнования технологов. Таким образом, уже не специалисты-одиночки, а целые группы ИТР принимали обязательства, направленные на совершенствование технологии, внедрение механизации и снижение трудоемкости производственных операций, дальнейший рост производительности труда, обеспечение экономии сырья и материалов.

В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности - на 30%.

Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям черной металлургии и угольным шахтам Донбасса. В честь их восстановления были учреждены специальные наградные медали. Однако довоенный уровень добычи угля в Донбассе был достигнут лишь в 1950 г., а металлургическая промышленность Украинской ССР, дававшая до войны 75% всего металла страны, была восстановлена только в 1951 г.

Наряду с восстановлением старых шло строительство новых промышленных объектов. Были построены электростанции: Фархадская (Узбекская ССР), Севанская (Армянская ССР), Крамская и Сухумская (Грузинская ССР), Рыбинская (на Волге), Щекинская (Подмосковье) и др. Были заложены металлургические комплексы в Рустави (Закавказье), Боговате (Узбекистан), Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, трубопрокатные заводы в Сумгаите (Азербайджан) и Никополе (Украинская ССР) и др.

Между Волгой и Уралом интенсивно осваивалось новое неф-терождение. Так называемое Второе Баку уже в 1950 г. дало 44% всей добычи нефти в стране, хотя еще 80% в топливе страны отводилось углю.

Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.

В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня.

Положение сельского хозяйства после Великой Отечественной

Одна из важнейших задач четвертого пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в целом. Без общего подъема сельского хозяйства невозможно было улучшить материальное положение трудящихся, отменить карточную систему распределения продуктов питания и ширпотреба, обеспечить промышленность сырьем.

Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность.

В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. Большую помощь колхозам оказывали промышленные предприятия и горожане. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.

Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.

В годы четвертой пятилетки втрое возросла мощность сельских электростанций. В 1950 г. было электрифицировано 76% совхозов и 15% колхозов против 4% в 1940 г.

Серьезное внимание было уделено пропаганде и внедрению достижений науки и передового опыта в сельское хозяйство. Большое значение имели трехлетние агро-зоотехнические курсы обучения колхозников без отрыва от производства.

Вместе с тем в процессе восстановления сельского хозяйства на местах, да нередко и в центре, допускались серьезные ошибки. Шаблонно насаждалась травопольная система полеводства, что вело к сокращению посевов зерновых и бобовых культур, тормозило производство необходимого стране зерна. Чрезмерно централизованное планирование, многоступенчатое и некомпетентное бюрократическое руководство сковывало хозяйственную инициативу крестьян, приводило к нерациональному размещению сельскохозяйственных культур, нарушало сроки посева, уборки и т.д.

Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

В то же время с колхозников взимались высокие налоги (налог на приусадебный участок, личный скот, ульи, фруктовые деревья и т.д.).

Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны

Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа в соотношении десять к одному, т.е. один червонец старого образца менялся на один рубль новых денег. Денежные вклады в сберегательных кассах и Госбанке были переоценены на льготных условиях. Денежная реформа не затронула заработной платы рабочих и служащих, трудовых доходов крестьян, которые сохранялись в прежнем размере. Таким образом были изъяты лишние (эмиссионные) и фальшивые деньги, да и значительная часть денежных накоплений населения.

Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены на продукты питания и бытовые промышленные товары. После войны перед отменой карточной системы распределения розничные цены по сравнению с 1940 г. возросли в среднем в 3 раза: на продовольствие в 3,6 раза, на промышленные товары - в 2,2 раза. Заработная плата же у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в 1,5 раза. Средняя заработная плата по народному хозяйству составляла в 1940 г. - 33 руб.; в 1945 г. - 43,4 руб.; в 1948 г. - 48 руб.; в 1950 г, - 64 руб. в месяц, из которых необходимо было вычесть сумму на подписку по государственным займам. Самая высокая зарплата была у работников научной деятельности-в среднем в месяц 46,7 руб. в 1940 г. и 38-48 руб. в 1950 г. Таким образом, изобилие в магазинах продовольствия, товаров широкого потребления и даже предметов роскоши (золото, меха и т.д.) было следствием низкой покупательной способности основной массы населения.

В 1950 г. потребление надушу населения составляло: мяса - 26 кг, молока и молочных продуктов - 172 кг, верхнего трикотажа - 0,3 шт. и т.д. Многие предметы культурно-бытового назначения - телевизоры, стиральные машины, радиолы и т.п. считались предметами роскоши.

Улучшение материального положения широких слоев населения обеспечивалось снижением розничных цен на предметы потребления массового спроса и на бытовые услуги. В госторговле ежегодно в апреле снижались цены. Если их уровень до отмены карточной системы распределения принять за 100%, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71%, на 1 апреля 1954 г. - 43%, и все же цены более чем на 1/3 превышали довоенный уровень. От снижения цен в большей степени выигрывали люди с высокими заработками: работники торговли, общественного питания, различных заготовок, материального снабжения, а также служащие аппаратов органов управления.

Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. В начале 50-х годов колхозник получал за свой тяжелый труд 16,4 руб. в месяц, т.е. в 4 раза меньше рабочего. Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п.

В письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.Маленкову, слушатель Смоленского военно-политического училища Н.Меньшиков писал: «Мне как коммунисту больно выслушивать от колхозников такой вопрос: "Не знаете, скоро ли распустят колхозы? ...жить так нет сил дальше"».

Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. - 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения - в коммунальных квартирах.

Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.

Изменение на территориях, вошедших в СССР

Особенностью восстановления и развития народного хозяйства явились преобразования в Латвии, Литве, Эстонии, западных областях Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии, вступивших в СССР в 1939-1940 гг., а также в Тувинской автономной области, Закарпатской, Калининградской и Сахалинской областях, вошедших в состав Союза ССР в 1944-1945 гг.

Социалистические преобразования начинаются с момента изгнания немецко-фашистских войск с данных территорий. По решению советских и партийных органов принимаются конкретные меры по ликвидации всех органов и учреждений националистической власти и созданию партийных, советских государственных и местных учреждений. Основным ядром проведения партийных и государственных мероприятий являлись оперативные группы из партийно-советских активистов, представители партизан и подпольщиков, а также демобилизованные из Советской Армии местные жители.

Ожесточенную борьбу с органами советской власти вели националисты - капиталистические элементы в городе, кулачество в деревне, духовенство, имевшие хорошо вооруженные законспирированные отряды.

Для утверждения новой власти необходимо было провести социалистические преобразования по всему хозяйственному комплексу. Наряду с процессом национализации шло восстановление промышленных предприятий и расширение материально-технической базы республик. В результате выпуск промышленной продукции в 1950 г. в Эстонии превысил довоенный уровень в 3,4 раза, в Латвии - в 3 раза и т.д. Значительно расширено было промышленное производство, освоены его новые отрасли, предприятия были оснащены первоклассными машинами и новейшим технологическим оборудованием.

В обстановке острой борьбы происходили перемены и в сельском хозяйстве, где также использовался печальный опыт коллективизации деревни, борьбы с помещиками и кулаками. Насильственные методы преобразования сельского хозяйства привели к экспроприации и ликвидации кулачества, которое составляло основную часть хуторского населения Прибалтики, а также к высылке из родных мест всех сопротивляющихся.

Особенно разительные перемены произошли в тувинской деревне. Здесь господствовали полупатриархальные и феодальные отношения, а значительная часть аратского населения вела кочевой образ жизни. Благодаря помощи советских народов, волевому партийно-советскому руководству крестьянство Тувинской автономной области, минуя капиталистическую стадию развития, перешло к «социализму».

Сложным и трудным, а во многом и непонятным был политический процесс, а точнее, догматическое заучивание населением марксистско-ленинской теории, «овладение методом социалистического реализма» и «научного коммунизма». В области культуры и образования шло массированное идеологическое наполнение и русификация.

Так, традиционными методами, с классовых позиций и при помощи партийно-административного давления шло восстановление и развитие СССР.

Источники и литература

Гриф секретности снят. Потери Советских Вооруженных Сил в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исследование. М., 1991.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993.

Кнышевский Добыча: Тайна германских репараций. М., 1994.

Маненков А.И. Культурное строительство в послевоенной деревне (1946-1950 гг.). М., 1991.

Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. М., 1986.

Ханин Т.Е. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.

Война уничтожила часть экономического потенциала, что составля­ло около одной трети всего национального богатства страны . Было разрушено огромное число фабрик и заводов, шахт, железных дорог и других промышленных объектов.

Восстановительные работы начались еще в ходе Великой Отече­ственной войны, сразу после освобождения части оккупированных территорий .

В августе 1943 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстанов­лению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К концу войны в результате титанических усилий наших тружеников удалось воссоздать часть промышленного производства.

Однако основные восстановительные процессы происходили уже после победоносного завершения войны, в период четвертой пятилет­ки (1946-1950).

Считалось, что советская экономическая модель выдержала суро­вую и тяжелую проверку в военное лихолетье и поэтому не только оп­равдала себя, но и являлась весьма перспективной.

Как и в годы пер­вых пятилеток, акцент в развитии промышленности был сделан на про­изводство средств производства (группу «А»), т.е. на тяжелую промышленность, причем удельный вес производства этой сферы в общем объеме промышленности был выше, чем до войны:

- в 1940 г. он состав­лял 61,2%,

- в 1945 г. - 74,9%,

- в 1946 г. - 65,9%,

- в1950 г. - 70%.

Восстановление и развитие народного хозяйства:

Четвертая пятилетка (1946-1950) - восстановление и развитие экономики СССР

- восстановление и строительство 6.200 промышленных предприятий.

Наиболее крупные промышленные объекты:

восстановлены: построены:

1) Днепрогэс; Коломенский завод тяжелого транспортного машиностроения;

2) «Запорожсталь»; Калужский турбинный завод;

3) Донецкий угольный Газопровод Саратов - Москва

Достижение довоенного уровня промышленного производства (1948 ).

Акцент на прирост показателей по производству металла, топлива и промышленного сырья в ущерб производству товаров народного потребления.

Денежная реформа и отмена карточной системы на основные товары народного потребления (декабрь 1947 ).



Серьезное отставание сельского хозяйства. Довоенный уровень сельскохозяйственного производства достигнут только в начале 1950-х гг.

Промышленность перестраивалась на мирный лад, увеличивался вы­пуск продукции гражданского назначения. Уровень довоенного про­мышленного производства удалось достичь, согласно официальным дан­ным, к 1948 г. Всего было восстановлено и построено вновь 6200 круп­ных предприятий, в том числе такие гиганты, как Днепрогэс и «Запорожсталь», Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Ко­ломенский завод тяжелого транспортного машиностроения, газопровод Саратов - Москва и др.

Сельское хозяйство в четвертой пятилетке не успело достичь дово­енного уровня. Это удалось сделать только в следующей пятилетке.

Вместе с тем страна сталкивалась с огромными трудностями и про­блемами. В 1946 г. в ряде регионов разразился голод, ставший след­ствием:

- засухи,

- традиционной политики государства в отноше­нии сельского

Хозяйства.

Деревня еще с периода коллективизации ис­пользовалась им в качестве сегмента, из которого брались ресурсы и средства для:

Развития промышленности;

Обеспечения внешнеполитических задач (в частности, в 1946-1947 гг. Советский Союз экспортировал 2,5 млн. тонн зерна в Европу по льготным ценам ).

Голод, как обычно, на официальном уровне не признавался, а власть лишь усилила административно-репрессивные меры. Летом и осенью 1946 г. были приняты два партийно-государственных постановления:

- «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущения его разба­заривания, хищения и порчи» и

- «Об обеспечении сохранности государ­ственного хлеба».

Главным средством разрешения продовольственной проблемы в них объявлялись учет и контроль, а не производство зер­на. Следствием этих решений стали массовые репрессии в отношении председателей колхозов и других сельскохозяйственных руководи­телей.

Война и ее последствие - карточная система снабжения населения - расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на по­требительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народ­ного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе.

Как вспоминал тогдашний нарком финансов А. Г. Зверев, она гото­вилась тщательно и архисекретно. Предлагалось также совместить ее с отменой карточной системы, что должно было продемонстрировать в целом успехи советской экономики не только для населения страны, но и на международной арене.

И. В. Сталин считал, что эту акцию необходимо провести раньше, чем она произойдет в других европейских странах, вынужденных тоже во время войны прибегнуть к нормированному снабжению населения (Англия, Франция, Италия, Австрия). В итоге так и получилось. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось:

- осуществление денежной рефор­мы,

- отменялись карточки на продовольственные и промышленные то­вары.

В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в те­чение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую налич­ность в соотношении 1:10 (т.е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Вклады и текущие счета в сберкассах переоце­нивались следующим образом: 1:1 (до 3 тыс. рублей); 2:3 (от 3 тыс. до 10 тыс. рублей) и 1:2 (свыше 10 тыс. рублей).

Повсеместно:

Снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво;

Не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Затоваренные московские прилавки в документальной кинохронике показывали во всех уголках страны, чтобы каждый трудящийся думал о том, как неуклонно растет благосостояние народа. Но совершенно очевидно, что реформа пресле­довала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

Жизнь народа в первый послевоенный период была нелегкой в ма­териально-бытовом отношении, хотя и привлекательной по эмоцио­нально-психологическому накалу:

Победоносно завершилась война,

Началось мирное строительство,

Появилась надежда на лучшее бу­дущее.

Средняя заработная плата в стране:

В 1947 г. составляла 5 тыс. руб­лей в месяц,

В 1950 г. - 700 рублей (после денежной реформы). Это соответствовало приблизительно уровню 1928 и 1940 г.

Основные розничные цены продовольственных товаров (в рублях) в 1950 г .:

1 кг хлеба высшего сорта стоил 6-7;

1 кг сахара - 13-16;

1 кг сливочного масла - 62-66;

1 кг мяса - 28- 32;

Десяток яиц - 10-11.

Промышленные товары стоили гораздо до­роже. Например, стоимость мужских ботинок составляла 260-290 рублей, а костюма - 1500 рублей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен , но покупательная спо­собность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изо­билия и улучшения жизни.

Материальное положение населения усу­гублялось принудительными займами государства у народа через под­писку и покупку различных облигаций. Но тем не менее все это в силу особенностей человеческой памяти является приятным воспоминани­ем людей старшего поколения.


Хроника Дня. Седьмое послевоенное снижение цен в СССР:

Этот закон стал основой деятельности всех коммунистических партий, строящих социализм и даже правительств некоторых капиталистических стран, стремящихся смягчить последствия экономических кризисов. Об этом речь пойдет дальше.

Сталинское ежегодное снижение цен и повышение зарплаты это — не что иное, как повышение инвестиций рабочих и служащих, пенсионеров и студентов всей огромной страны в ее экономику. Например, если у гражданина увеличивается покупательная способность, он больше тратит денег на питание и, вкладывая этим самим средства в сельское хозяйство, в пищевую промышленность, увеличивает их объем реализации и, естественно, прибыль этих отраслей.

Если у него увеличились доходы, он больше тратит денег на одежду и обувь — выручает легкую промышленность. Если у него хватает денег, он строит себе новое или улучшает существующее жилье, приобретает стройматериалы, делает более прибыльной отрасль строительных материалов и строительных организаций, и так далее.

Если же у гражданина деньги остаются от необходимых покупок или есть необходимость собрать деньги на крупную покупку, он вкладывал деньги в сберкассу и от этого развивался сбербанк. Вкладчик получал проценты, а банк гарантировал ему сохранность денег. Такая экономика обеспечивала постоянное развитие всех отраслей экономики страны без кризисов.

Послевоенное ежегодное снижение розничных цен.

Уже через два с половиной года после окончания Великой Отечественной войны, в декабре 1947 года в СССР была осуществлена денежная реформа, отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, введены единые сниженные государственные розничные цены на товары массового потребления.

На этом, первом этапе снижения цен удешевление товаров массового потребления по одной лишь государственной розничной торговле составило в течение года 57 миллиардов рублей. К тому же снижению цен на колхозном и кооперативном рынке были снижены цены на сумму 29 миллиардов рублей. Всего потери бюджета в 1947 году от снижения розничных цен составили 86 миллиардов рублей.

Эта сумма составляла собою чистый убыток для государственного бюджета, который был покрыт благодаря росту производительности труда, увеличению производства товаров массового потребления и снижению себестоимости продукции.

1 марта 1949 года завершился второй этап снижения цен на товары массового спроса в государственной торговле на сумму 48 миллиардов рублей, кроме того, в кооперативной и колхозной торговле — на сумму 23 миллиарда рублей.

В Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) указывалось, что «в результате нового снижения цен вновь значительно поднимется покупательная способность рубля и улучшится курс рубля по сравнению с курсом иностранных валют, вновь повысится реальная заработная плата рабочих и интеллигенции и вновь значительно снизятся расходы крестьян по закупке промышленных товаров».

«В этом мероприятии большевистской партии и советского правительства с новой силой проявилась великая забота о трудящихся, об их процветании, о росте благосостояния и культуре» сообщалось в передовице газеты «Правда» 1 марта 1949 года.

Указанным Постановлением СМ СССР и ЦК ВКП (б) были снижены цены в следующих размерах:


  • хлеб, мука и хлебобулочные изделия, крупа и макароны, мясо и колбасные изделия, рыба и рыботовары, масло сливочное и топленое, шерстяные и шелковые ткани, меха, метало-хозяйственные изделия и электротовары, фотоаппараты и бинокли, и ряд других товаров — на 10%;

  • пальто, костюмы, платья и другие швейные изделия из шерстяных тканей — на 12%;

  • платья, сорочки, блузки и другие швейные изделия из шелковых тканей, обувь, головные уборы — на 15%;

  • сыр и брынза, парфюмерные изделия, скобяные и шорные изделия, индивидуальный пошив одежды, посуда и бытовые приборы из пластмассы, мотоциклы и велосипеды, радиоприемники, пианино, аккордеоны, баяны, патефонные пластинки, ювелирные изделия, пишущие машинки — на 20%;

  • телевизоры, водка — на 25%;

  • соль, цемент, патефоны, часы, сено — на 30%.

Этим же Постановлением были снижены цены соответственно: в ресторанах, столовых, чайных и других предприятиях общественного питания. (Газета «Правда», 1 марта 1949 г.)

По всей стране на предприятиях прошли собрания, митинги, на которых было доведено трудящимся Постановление «О новом снижении цен…»

Снижение розничных цен в СССР, особенно после Великой Отечественной войны, при жизни Сталина, производилось ежегодно. Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР был выполнен досрочно — за четыре года и три месяца. Значительно выросло производство зерна, мяса, масла, хлопка, льна, шерсти.

Национальный доход в последнем году пятилетки вырос, по сравнению с 1940 годом, на 64%, за последний год — на 12%. Передовая статья газеты «Правда» за 1 апреля 1952 г. отмечала:

«Товарищ Сталин учит, что существенными чертами основного экономического закона социализма является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».

Эта сталинская политика обеспечила развитие экономики СССР без кризисов на протяжении многих десятилетий.

С 1 апреля 1952 года, на основе мощного подъема промышленности и сельского хозяйства, было произведено пятое послевоенное снижение цен на общую сумму 53 миллиарда рублей, вызвавшее всеобщее ликование населения.

На сколько были высоки темпы роста промышленности в годы сталинских пятилеток говорят такие данные:

«Произведенный национальный доход в 1950 году, по сравнению с 1913 годом увеличился в 8,8 раз, вся продукция промышленности — в 13 раз, производство средств производства (группа А) — в 27 раз, производительность общественного труда — в 8,4 раз». (Народное хозяйство СССР за 60 лет. С.12. М. 1977 г.)

После смерти Сталина, и даже после осуждения культа его личности, осуществлялась политика регулярного повышения зарплаты, цены оставались неизменными.

С прекращением снижения розничных цен стали снижаться и темпы роста национального дохода. В 1980-85 годах он составлял, в среднем за год только 3%. ХХУ11 съезд КПСС поставил задачу повысить темп роста национального дохода в 1986-90 годах до 5% в среднем за год. (Материалы ХХУ11 съезда КПСС. С. 228, М. 1987 г.) Напомним, в сталинский период темп роста национального дохода составил 9-12 % в год.

Фрагмент из книги Председателя Всеукраинского объединения «ЗУБР» Елены Мазур и Николая Лативок «1932-1933 годы: голод в Европе и Америке. 1992-2009 годы: геноцид в Украине. Факты и документы. Анализ. Серия «За Союз Украины, Беларуси и России».

Елена Мазур, Николй Лативок