Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

С учетом налогообложения дохода модель мультипликатора примет следующий вид:

где МРС - предельная склонность к потреблению; t - предельная налоговая ставка.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ΔT(рис. 15.7).

Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Y d (Y d = Y-T) возрастает на величину ΔТ. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на ΔT*МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У 1 до Y 2:

Выражение и есть мультипликатор налогов.

Рис. 1. Мультипликативное влияние

изменения налогов на равновесный уровень дохода

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет вид

где Та - автономные налоги, не зависящие от величины дохода У (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Кривая Лаффера.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Здесь необходимо основываться на зависимости доходов государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение подобной зависимости называется кривой А. Лаффера по имени американского экономиста (рис. 15.3).

Рис. 2. Кривая А. Лаффера:

У- общий объем поступлений (в виде налогов) в бюджет; R - процентная ставка налога; Ymax - максимальный объем бюджетных доходов от налогов; Rmax - максимальная налоговая ставка, последующее увеличение которой ведет к снижению поступлений в бюджет.

И действительно, до определенной повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики.

Налоговые льготы как элемент регулирования экономики должны иметь четко выраженную функциональную, социальную, структурную направленность.

Принципы налогообложения:

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

Изменение любого компонента автономных расходов ведет к изменению равновесного объема выпуска. Но изменение выпуска (дохода) оказывается большим, чем первоначальное изменение автономных расходов. Это происходит благодаря эффекту мультипликатора. Рассмотрим вначале самую простую модель закрытой экономики без государственного сектора, где совокупные расходы складываются из потребительских и инвестиционных (Е = С + I), а функция потребления имеет вид

Если автономные расходы увеличиваются на ΔА (это может быть рост инвестиций), то совокупные расходы и выпуск (доход) вначале тоже возрастут на ΔA (ΔY = ΔА). Рост дохода приведет к увеличению потребления, но не на такую же величину, а на bΔА. Оставшаяся часть прироста дохода сберегается. Увеличение потребления ведет к росту расходов на ту же величину bΔА. Далее производство вновь возрастает, чтобы удовлетворить спрос, выпуск (доход) увеличивается на bΔА. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы - теперь уже на b(bΔА) = Ь 2 ΔА. Возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д. Очевидно также, что с каждым разом величина прироста дохода будет все меньше. Шаги увеличения расходов и дохода (выпуска) можно представить следующим образом.

Прирост расходов

Прирост дохода (выпуска)

Если просуммировать все приросты дохода, равные приростам расходов, и применить формулу суммы убывающей геометрической прогрессии (сумма в скобках) с основанием меньше единицы (b < 1), то получим:

Таким образом, общее изменение дохода равно первоначальному изменению совокупных расходов, умноженному на . Множитель называется мультипликатором (т ) и показывает, на какую величину изменится равновесный доход (выпуск) при изменении совокупных расходов на единицу:

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, авиакомпания решила инвестировать 100 млн долл. в покупку нового самолета. В этом случае первоначальное увеличение автономных инвестиционных расходов составит 100 млн долл. Рост инвестиционных расходов увеличит ВВП на ту же сумму. Расширение производства на авиационном заводе означает, что вырастут доходы его работников, возможно, будут наняты новые рабочие. Увеличатся и доходы владельцев акций авиационного завода на фоне роста прибыли. В целом доходы вырастут на ту же величину - 100 млн. Доходы распределяются между потреблением и сбережениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, что она равна 0,8, т.е. из 100 единиц дохода 80 расходуются на потребление, а 20 сберегаются (пока для упрощения предполагаем, что налоги отсутствуют). Таким образом, работники завода и владельцы акций смогут потратить на покупку товаров и услуг дополнительно 80 млн долл. Торговые предприятия сделают дополнительные заказы на поставки товаров на 80 млн долл. предприятиям-производителям, стимулируя таким образом рост производства и доходов работников и владельцев этих предприятий на эту же величину. Работники предприятий-производителей, получив дополнительные доходы, также смогут увеличить свои потребительские расходы на 64 млн долл. (в соответствии с предельной склонностью к потреблению), что вызовет дальнейший рост производства и доходов у предприятий-поставщиков и т.д. Как показано ниже, расходы первых трех периодов

приведут к росту дохода на 100 + 80 + 64 = 244 млн долл. и процесс будет продолжаться - каждый виток расходов будет стимулировать новый рост производства, доходов и новых индуцированных потребительских расходов.

Максимально возможное суммарное увеличение дохода (обусловленное многократным ростом доходов и потребительских расходов) при b = 0,8 составит в нашем примере млн руб.

Мультипликатор автономных (в данном случае инвестиционных) расходов будет равен пяти.

Таким образом, увеличение автономных расходов на 100 млн долл. привело к росту равновесного уровня дохода на 500 млн долл.

Заметим, что первоначально, когда увеличиваются автономные расходы, планируемые расходы превышают объем выпуска. Фирмы начинают сокращать запасы и наращивать объем выпуска. По мере роста выпуска и дохода увеличиваются индуцируемые расходы (зависящие от дохода), в данном случае - потребительские расходы. Поэтому итоговое увеличение равновесного объема выпуска (дохода) можно представить как сумму первоначального прироста автономных расходов (100) и расходов, индуцированных последовавшим за этим приростом изменением дохода (80 + 64 + 51,2 + ...).

До сих пор рассматривалась простая модель мультипликатора для двухсекторной экономики. Теперь усложним анализ - рассмотрим открытую экономику и дополним модель государственным сектором.

Если перейти к функции потребления, включающей полную налоговую функцию (4.15), и рассматривать открытую экономику, где равновесный уровень дохода определяется уравнением (4.21), то прирост дохода, вызванный изменением автономных расходов, будет равен

(4.22)

где - мультипликатор автономных расходов.

Прирост дохода определяется, таким образом, изменением автономных расходов и величиной мультипликатора. Последний, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению b, налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п. Так, при увеличении автономных расходов, например инвестиций, увеличится и объем ВВП. Но при наличии подоходных налогов, а тем более при их увеличении, располагаемый доход возрастет в меньшей степени, чем ВВП. Соответственно, потребление также увеличится меньше, чем могло бы при отсутствии подоходных налогов или при их неизменном уровне. В итоге процесс мультипликации приведет к меньшему приросту ВВП (дохода). Аналогично, если часть потребительских расходов приходится на импорт, они не стимулируют рост ВВП страны. Поэтому увеличение предельной склонности к импорту ведет к уменьшению прироста ВВП и дохода в процессе мультипликации. Арифметически увеличение налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п ведет к уменьшению значения мультипликатора. И наоборот, рост предельной склонности к потреблению означает, что большая часть прироста дохода тратится на потребление (меньшая сберегается), а значит, потребительские расходы стимулируют больший прирост ВВП и дохода. Рост b увеличивает значение мультипликатора расходов.

Согласно кейнсианским представлениям, краткосрочное равновесие в экономике может устанавливаться на уровне ниже потенциала (У 0 < У*, рис. 4.4), т.е. полной занятости ресурсов. В этом случае говорят о рецессионном разрыве - величине, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы ВВП достиг потенциального значения, обеспечив полную занятость в экономике (расстояние ВС, см. на рис. 4.4). Для преодоления этого разрыва и достижения полной занятости государство может увеличить совокупные расходы, стимулируя тем самым рост выпуска и занятости.

В случае если фактический ВВП по какой-то причине превышает потенциальный уровень выпуска, говорят об инфляционном разрыве - величине, на которую совокупные расходы превышают уровень выпуска при полной занятости. Другими словами, это величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы равновесный уровень выпуска оказался равен потенциальному (расстояние ВС на рис. 4.5). Для преодоления инфляционного разрыва правительство может сократить расходы, трансферты или увеличить налоги.

Рис. 4.4.

Рис. 4.5.

Таким образом, правительство может менять совокупные расходы несколькими способами: во-первых, увеличивая или уменьшая государственные закупки товаров и услуг (как известно, они являются частью совокупного спроса), во-вторых, меняя налоги или трансферты. Налоги и трансферты воздействуют на спрос опосредованно - через изменение располагаемого дохода.

Если для ликвидации рецессионного разрыва увеличиваются государственные расходы - а они являются частью совокупных расходов - это означает, что при данном уровне дохода возрастают планируемые расходы. Линия планируемых расходов E 0 (рис. 4.6) сдвигается вверх до Е 1 на расстояние ΔG. Равновесие установится в точке В. Рост государственных расходов приведет к приросту дохода (ΔY = Y 1 - Y 0) большему, чем исходное изменение расходов, т.е. ΔY> ΔG и

Отношение называется мультипликатором государственных расходов и показывает, на сколько возрастет доход при увеличении государственных расходов на единицу.

Посмотрим, каким образом воздействует на равновесный уровень дохода изменение налогов? Предположим, что произошло уменьшение автономных налогов на величину ΔТ а. Это сразу же увеличит располагаемый доход на ту же величину. Потребление (с учетом предельной склонности к потреблению) возрастет на bΔТ а, т.е. при прежнем уровне выпуска (дохода) планируемые расходы увеличатся на bΔТ a . на эту же величину сдвинется вверх кривая планируемых расходов. Равновесный уровень дохода увеличится. Итоговый рост дохода в случае закрытой экономики при наличии только автономных налогов в соответствии с уравнением (4.12) получим, умножив первоначальный прирост автономных расходов, вызванный увеличением располагаемого дохода, на мультипликатор:

где - мультипликатор налогов, или налоговый мультипликатор.

Рис. 4.6.

Налоговый мультипликатор по абсолютной величине меньше мультипликатора государственных расходов, поскольку по сравнению с процессом мультипликации автономных расходов в случае изменения налогов отсутствует первый шаг - рост дохода в связи с ростом автономных расходов. Все последующие шаги аналогичны случаю изменения

автономных расходов (например, инвестиций или государственных расходов): рост располагаемого дохода ведет к увеличению потребления; увеличение потребления означает рост расходов на ту же величину bΔТ а; производство возрастает, чтобы удовлетворить спрос, - выпуск (доход) увеличивается на bΔТ а. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы, теперь уже на b(bΔТ а) = Ь 2 ΔТ а, а возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д.

Посмотрим, как будет выглядеть налоговый мультипликатор с учетом полной налоговой функции в открытой экономике. В этом случае автономные расходы

При изменении автономных налогов изменение автономных расходов составит

Соответственно, увеличение равновесного уровня дохода, вызванное снижением автономных налогов, в соответствии с уравнением (4.22) будет равно

Мультипликатор автономных налогов будет равен

В отличие от изменения автономных налогов, которое интерпретируется графически сдвигом кривой планируемых расходов на расстояние bΔТ а, изменение ставки подоходного налога t графически отражается изменением угла наклона кривой планируемых расходов.

Увеличение или сокращение трансфертов, так же как и изменение налогов, воздействует прежде всего на рас

полагаемый доход. Потребление возрастает на величину, равную произведению объема трансфертов на предельную склонность к потреблению bТr. Далее процесс мультипликации протекает аналогично случаю изменения налогов. Мультипликатор трансфертов равен налоговому мультипликатору, но с положительным знаком, а изменение равновесного уровня дохода в этом случае равно

Совокупное изменение дохода в случае одновременного изменения государственных расходов, автономных налогов и трансфертов можно определить, просуммировав изменения каждого компонента автономных расходов, умноженные на соответствующий мультипликатор:

Заметим, что если по каким-то причинам, например в ожидании спада, домохозяйства решают увеличить сбережения и меньше потреблять, то через эффект мультипликатора это может привести к падению дохода гораздо большему, чем снижение потребления (при этом объем сбережений может остаться прежним или даже снизиться в дальнейшем). Этот феномен получил название "парадокса бережливости". Однако если при этом будут увеличиваться инвестиции (именно сбережения высвобождают ресурсы для инвестиций, ограничивая потребление), то снижения дохода не произойдет. Объем производства и занятость останутся прежними, но в структуре выпуска вырастет доля инвестиционных и снизится доля потребительских товаров.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на?G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 6), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину?Y = ?G х mg, где mg - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на?G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*?G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*?G и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ?G;

первое изменение потребления = b*?G;

второе изменение потребления = b2*?G;

Y = ?G (1 + b + b2 + ...)

Рисунок 6 Мультипликатор государственных расходов

Y/?G = 1/(1-b).

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Где Y = C + I + G- основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*Y - потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a + b*Y + I + G >Y-b*Y=a + I + G>Y*(1-b)=a + I + G,

Y=1/(1-b)*(a+I+G)

где (а+ I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

а*1/(1-b) - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

C = a + b(1-t)*Y

Исходя из этого:

Y=1/(1-b*(1-t))*(a+I+G),

где 1/(1-b*(1-t)) мультипликатор расходов в закрытой экономике;

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

где t - предельная ставка налогообложения;

  • ?T - прирост суммы вносимого налога;
  • ?Y - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G + Xn;

C = a + b*(1-t)*Y;

Где Y = C + I + G + Xn - основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*(1 - t)*Y - потребительская функция;

Xn =g-m"Y - функция чистого экспорта.

Y=1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g)

где 1/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m" - предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на?T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину?T(рис. 7). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину?T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

Где?Y//?T=-b/(1-b) - мультипликатор налогов.


Рисунок 7 Мультипликатор налогов

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b*(Y- t*Y) = а + b* (1 - t)*Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt = -b/(1-b*(1-t)),

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

где Та -- автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t - предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Т от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a+b*(Y-(Ta+T*Y))

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = 1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g) - b/(1-b*(1-t)+ m")* Ta,

где - b/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода?Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

Y = ?G*1/(1-b*(1-t)+ m") - ?Ta* b/(1-b*(1-t)+ m")

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства?G = ?T, где под символом?T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом?G - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на?G, то равновесный объем производства возрастет на величину:

Y =?G*1/(1-b*(1-t)+ m")

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на?Та = ?G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

Y =-?Та *b/(1-b*(1-t)+ m")

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

Y =-?Та (?G)*{ 1/(1-b*(1-t)+ m"- b/(1-b*(1-t)+ m"))}

т.е. ?Y ‹ ?G = ?Та.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики. Поэтому развитые государства с устойчивой экономикой очень осторожно подходят к изменениям данных параметров.

1. Если предельная склонность к сбережению составляет 0,2, то простой мультипликатор автономных расходов равен …

Для расчета простого мультипликатора автономных расходов (MR) используется формула:

2. Повышение налоговой ставки вызывает …

уменьшение величины мультипликатора автономных расходов

повышение величины мультипликатора автономных расходов

повышение ставки процента на денежном рынке

увеличение совокупного дохода

Мультипликатор автономных расходов (MR) с учетом ставки налога (t) рассчитывается по формуле:

поэтому повышение налоговой ставки (t) вызывает уменьшение величины мультипликатора автономных расходов.

3. Если в экономике страны при предельной склонности к потреблению MPC=0,75, предельной налоговой ставке t=0,12, и предельной склонности к инвестированию MPI=0,2 автономные инвестиции увеличились на 10 млрд.руб., то доход увеличится на ___ млрд.руб.

Увеличение инвестиций вызовет рост увеличение совокупного спроса и дохода:

4. Если при предельной склонности к потреблению МРС = 0,8 и предельной ставки налогообложения 15 % государство снизит автономные налоги на 100 млрд. руб., то совокупный доход увеличится на ___ млрд. руб.

Прежде всего, рассчитаем налоговый мультипликатор (MR):

Снижение автономных налогов увеличивает совокупный доход:

5. Если при предельной склонности к потреблению МРС=0,75 и предельной ставки налогообложения 20% государство увеличит свои расходы на 10 млрд. руб., то доход увеличится на ___ млрд.руб.

Увеличение государственных расходов увеличивает совокупный спрос и объемы производства:

6. Если в экономике страны предельная склонность к потреблению MPC=0,8, предельная налоговая ставка t=0,1, предельная склонность к инвестированию MPI=0,3, а предельная склонность к импорту MPIm=0,2, то полный мультипликатор автономных расходов равен …

7. Если предельная склонность к потреблению составляет 0,8, а ставка налогов (t) 15%, то мультипликатор автономных расходов равен …

Для расчета мультипликатора автономных расходов (MR) с учетом ставки налога (t) используется формула:

8. Если в экономике страны при предельной склонности к потреблению MPC=0,7; предельной налоговой ставке t=0,15; предельной склонности к инвестированию MPI=0,3; предельной склонности к импорту MPIm=0,2 государство сократит свои расходы на 100 млрд. руб., то совокупный доход сократился на _____ млрд. руб.

9. Если предельная склонность к потреблению снизится с 0,8 до 0,75, то мультипликатор автономных расходов …

уменьшится на 20%

увеличится на 25%

уменьшится на 6,25%

увеличится на 6,7%

Мультипликатор автономных расходов (MR) рассчитывается по формуле:

поэтому уменьшение предельной склонности к потреблению уменьшит величину мультипликатора автономных расходов на 20 %.

10. Если при увеличении государственных расходов на 100 млрд. экю, ВВП увеличился на 250 млрд. экю, то мультипликатор автономных расходов равен …

Рассчитать мультипликатор налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов , т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т ).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов — увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Þ

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 — 0.8) = — 0.8 / 0.2 = — 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G , получим: Y = С + m рc (Y – Т ) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов К Т, то и, следовательно D Y = К Т D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= — 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = — mрc /(1 – mрc) х (DТ) = — 0.8/(1 – 0.2) х 100 = — 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода , причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов .

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

gumanitarist.narod.ru

Налоговый мультипликатор, мультипликатор автономных расходов. Теорема Хаавельмо 1561

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (G) и налоговые отчисления (T).

Когда госрасходы увеличиваются на ∆G, то линия AD сдвигается на ∆G, а равновесный объем производства увеличивается на ∆Y=∆G ∙k μ =∆G∙ (рис. 21).

При сокращении налогов на ∆Т, располагаемый доход увеличится на ∆Т, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ∆Т∙МРС. Следовательно, линия AD поднимается на эту величину, что приведет к росту дохода ∆Y на ∆Т∙МРС∙ .

МРС∙ – налоговый мультипликатор k μ Т . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора госрасходов k μ G , потому что МРС∙ Т = k μ G – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики . При ∆G=∆Т будет наблюдаться равенство ∆G=∆Y – ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице. Прирост госрасходов (∆G) на определенную величину при условии их финансирования за счет увеличения налогов на такую величину приводит к росту ВВП (∆Y) на такую же величину (∆G=∆Т=∆Y). Это содержание известной теоремы Т. Хаавельмо.

Согласно теореме Хаавельмо при сбалансированном бюджете, когда ∆G=∆Т, дополнительная нагрузка на бюджет порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли госрасходы при неизменных налогах или при снижающихся налогах. ВВП растет в большей степени при росте госрасходов, чем при снижении налогов. Это опровергает знаменитую в экономической теории теорему эквивалентности Рикардо-Барро, согласно которой снижение налогов при неизменных госрасходах не влияет на национальные сбережения и экономический рост. (Правда, Д. Рикардо затем отказался от этого положения, как противоречившего практике).

Если будем учитывать влияние на доход всех факторов (C, I, G, NX), то получим сложный мультипликатор автономных расходов μ е:

μ е , где

t’ – ставка налогообложения,

МРМ – предельная склонность к импорту (),

MLR – предельная норма утечки.

Сложный налоговый мультипликатор μ t рассчитывается по формуле:

μ t .

Типовые задачи на эффект мультипликатор и на принцип эффективного спроса.

Решение. Т=t*Y, тогда С=0,7(Y-0,13Y)+50.

С=0,61Y+50, а S=Y–C= – 50 +0,39Y.

2. Потребительская функция имеет вид С=40+0,75(Y–Т). определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20% и общий доход Y=300.

Решение. S=(Y–Т)–C, а (Y–Т)=Y–t*Y=300-0,2*300. Откуда Y–Т=240, а S=240-40-0,75*240=20.

3. При С=0,6(Y–Т), I=120, G=100, t=0.25 на рынке установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить ВВП (Y) в 1,25 раза. Как государство должно изменить расходы и (или) ставку подоходного налога t, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированном госбюджете?

Решение. Y=0,6(Y-0,25*Y)+120+100 → Y=400. Следовательно, потенциально высокий Yп=400*1,25=500.

Применяя теорему Хаавельмо, получим: Yп=0,6(Yп–tп*Yп)+120+G. Поскольку G=tп*Yп, тогда 500=0,6(500–tп*500)+120+ tп*500 → tп=0,4; G=200.

Решение: ∆Y=∆I∙μ I =(-50)∙ = -200 млрд. EUR.

5. В экономике, где С=0,8Y госрасходы увеличиваются на 1. Как изменится Y?

Решение: ∆Y=∆G∙μ G =1∙ = 5. Величина дохода будет равна Y+5.

Вопросы для контроля и задания

1. В экономике данной страны склонность к потреблению составляет 80% располагаемого дохода граждан. Как изменится ВВП страны, если инвестиции увеличатся на 100 млрд. крон?

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки (G) на 2 млрд. долл. не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту – 0.

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбаланси­рованного бюджета

Государственные расходы - это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение то­варов и услуг для собственного потребления или регулирова­ния спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инве­стициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирую­щим эффектом , который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов - это от­ношение приращения валового внутреннего (или националь­ного) продукта за счет приращения государственных расхо­дов:

где m g - мультипликатор государственных расходов; AY - абсолютный прирост валового национального продукта; AG

Абсолютный прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 13.1). Если государственные расходы увеличиваются на AG, то кри­вая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же вели­чину, точка равновесия перемещается из положения А в по­ложение В, а равновесный объем производства возрастает от Yi до Y2 на величину AY.

Ei»Y: Е;»Y? Y (доход, выпуск)

Рис. 13.1. Влияние государственных расходов на нацио­нальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, т.к. государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту ин­вестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обрат­ная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохо­зяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тен­денцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно,

находятся под непосредственным регулированием и контро­лем со стороны государства. Первостепенные факторы влия­ния на данный процесс - это рост цен, изменение курса валю­ты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на цикли­ческие колебания экономики позволяет: в период спада - уве­личивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума - сокращать расходы, за­щищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное произ­водство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной ча­сти бюджета в первую очередь через механизм налогообло­жения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от по­требительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюд­жет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной эконо­мике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где шт - налоговый мультипликатор; АТ - изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис.

Рис. 13.2. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания нацио­нальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и следовательно к увеличении потреб­ления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соот­ветственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестици­онные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вы­вод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от сни­жения налогов. Это действие необходимо учитывать при вы­боре инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мульти­пликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предпо­лагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в до­ходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении ра­венства

scicenter.online

Мультипликатор чистых налогов – коэффициент, который отражает, во сколько раз превысит окончательная сумма планируемых расходов, образующих ВНП страны, первоначальную сумму изменения чистых налогов.

Учитывая то, что чистые налоги являются разницей между доходом, полученным государством от налогообложения населения, и совокупной суммой трансфертных платежей, на величину мультипликатора будет влиять как размер налогов, так и суммы трансфертов. То есть снижение величины чистых налогов будет говорить о повышении трансфертных выплат, например, пенсий.

Мультипликатор чистых налогов и предельное потребление

Мультипликатор чистых налогов, равно как мультипликатор расходов, тесно связан с понятием предельного потребления. Однако есть важное отличие: если, например, правительство стремится увеличивать закупки, вся выделенная им сумма идет на потребление. Однако если чистые налоги снижаются на ту же сумму, это говорит только об увеличении доходов населения. Если предельная склонность равна всего, скажем, 0.75, население будет тратить лишь три четверти от полученного дохода на потребление.

Мультипликатор формируется по следующей цепочке:

q + q^2 + q^3 + q^4 + … = q / (1 – q)

где q – это предельная склонность к потреблению.

Мультипликатор чистых налогов возможно выразить через мультипликатор расходов, используя следующую формулу:

Мультипликатор Чистых налогов = Мультипликатор Расходов – 1

Пример использования мультипликатора чистых налогов

Рассмотрим такой пример применения мультипликатора: правительство планирует увеличить общий спрос на 400 млрд. долларов при предельной склонности к потреблению 0.8. Для этого ему понадобится при неизменной сумме налога повысить трансфертные выплаты на сумму:

400 – (0.8 * 400) = 80 млрд. долларов

Другим вариантом является снижение налоговых выплат и сохранение трансфертов на прежнем уровне.

Стоит сказать, что применение мультипликатора в борьбе с экономическим застоем приносит меньший эффект, чем использование правительственных расходов. Экономисты связывают этот факт с тем, что правительству приходится брать кредиты для увеличения трансфертных выплат, что изменяет склонность к сбережениям, следовательно, воздействует и на размер мультипликатора.

Неустойки штрафы пени для налогового учета Работодатель, оплачивающий питание своих сотрудников, вправе учесть такие «обеденные» затраты в базе по налогу на прибыль. Если, конечно, соблюдены определенные условия. ИП выплачивает […]

  • Несвоевременная уплата налога на землю ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 08» июля 2013 г. мировой судья судебного участка № 42 Самарской области Фирсова Е.Н. при секретаре Головачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании […]
  • Материнский капитал в Ставрополе и Ставропольском крае В 2011 году в Ставропольском крае официально появилась программа регионального материнского капитала для многодетных семей. Однако позже местные власти неоднократно переносили сроки […]
  • С 1 июля 2013 года водителей может ждать очередное ужесточение – штрафы за все нарушения ПДД планируют существенно увеличить, размер минимального взыскания хотят поднять сразу в пять раз. Соответствующий пакет поправок в Кодекс об […]
  • Следует обратить внимание на два момента:

    величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупно­ го дохода.

    По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.


    Влияние трансфертов

    Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».


    Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

    Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

    Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии

    ΔTr = ΔY d

    с величиной предельной склонности к потреблению:

    ΔC = ΔY d ´ MPC = ΔTr ´ MPC

    а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

    ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´MPC ´ = ´ ΔTr

    Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

    M Tr = или M Tr =

    Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

    По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.



    Виды фискальной политики


    Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

    Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

    В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.


    Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

    Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

    Увеличение государственных закупок;

    Снижение налогов;

    Увеличение трансфертов.

    Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией.

    Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

    Сокращение государственных закупок;

    Увеличение налогов;

    Снижение трансфертов.


    Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

    В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

    Дискреционная фискальная политика представляет собой за


    конодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики . Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государствен­ном бюджете.



    Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

    Встроенные стабили­заторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

    Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

    Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

    Пособия по безработице;

    Пособия по бедности.

    В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

    Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужа­ется» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

    Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

    Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

    Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

    Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.


    Эффект вытеснения

    Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения частных инвестиций.


    Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

    ПРАКТИКУМ


    Контрольные вопросы

    Охарактеризуйте роль налогов в экономике.

    Что включает в себя налоговая система?


    Сформулируйте известные Вам принципы и концепции налогообложения.

    Какие виды налогов Вы знаете?

    Дайте определение прогрессивному, регрессивному, пропорциональному налогу.

    Что представляет собой государственный бюджет? Назовите основные статьи доходов и расходов.

    Что такое бюджетный дефицит? Каковы возможности государства для достижения сбалансированного бюджета?

    Что входит в понятие государственный долг? Каковы негативные последствия государственного долга?

    Как взаимосвязаны погашение государственного долга и рост неравенства в доходах?

    Что такое фискальная политика? Назовите и охарактеризуйте ее инструменты и основные виды.

    В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?


    Упражнения

    1. Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки.


    Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

    Решение:

    Для определения ставок налога воспользуемся формулами:

    t а = ; t m =

    Результаты занесем в таблицу:

    Данный налог является прогрессивным, поскольку средняя налоговая ставка возрастает по мере роста дохода.

    2. Предположим, что равновесный объем ВНП равен 5200$, MPC = 2/3. Правительство решило увеличить налоговые сборы на 600$.

    А) Чему равно новое значение ВНП?

    Б) Как при новом уровне налогообложения должны измениться государственные расходы, чтобы ВНП остался на прежнем уровне?