В государстве н производственные ресурсы распределяются через плановые задания установлен твердый валютный курс эти черты характерны для экономики. Контрольная работа "экономическая сфера"

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Вариант 1

1. К основным факторам (ресурсам) производства относится:

а) капитал б) торговля в) цена г) спрос

2. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы

производства. Такая ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) командной в) кризисной г) рыночной

3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

а) зарплата 1) земля

б) прибыль 2) труд

в) рента 3) капитал

4. Верны ли следующие суждения о сферах экономической жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей

общества

5. К косвенным налогам относится:

а) налог на прибыль б) акциз в) подоходный налог

6. Доход в государственный бюджет приносит:

б) дотации предприятиям

в) льготы общественным фондам

г) таможенные пошлины

7. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые

8. К расходной части государственногобюджета относится:

а) обслуживание государственного долга

б) государственная пошлина

в) акцизный сбор

г) подоходный налог

9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и

мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) рыночной в) командной г) смешанной

10. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-

гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства.

В этом проявляется процесс:

а) приватизации б) национализации в) монополизации

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в

каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между

работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы.

Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится

в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием

«фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это

возникает из- за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую

силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками,

оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад

высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения

станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной.

Число безработных растет и в определенной фазеэкономического цикла, в условиях кризиса

производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется

безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы

при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда,

когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу

превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С

другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой

ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и

социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и

стимулирующее развитие экономики в целом.

озаглавьте каждый из них.

на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций,

при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного

С5. В 80- е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно

10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной

группе 16- 19 лет –23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на

обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь

высокого уровня безработицы среди молодежи.

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как

положительное явление. Согласны ли выс такой точкой зрения? Приведите два аргумента в

обоснование своей точки зрения.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 2

а) объемы промышленного производства б) расходы и доходы

в) народнохозяйственные пропорции г) показатели роста экономики

2. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.

Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

3. В рыночной экономике, в отличие от командной:

а) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

б) устанавливается твердый курс официальной валюты

в) ведущие позиции занимает государственная собственность

г) складываются хозяйственные пропорции

4. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы –

357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о:

а) сохранении плановых начал в экономике б) увеличении налоговых поступлений

5. Что из перечисленного относится к факторам(ресурсам) производства:

а) труд б) товары в) обмен г) спрос

6. Отличительной чертой рыночной экономики является:

а) централизованное распределение ресурсов б) свободное ценообразование

в) введение подоходного налога в) товарный дефицит

7. К прямым налогам относится:

а) акциз б) таможенная пошлина

в) налог на имущество г) налог с продаж

8. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных

условиях возрастет:

а) цены снизятся б) цены останутся неизменными

в) цены возрастут г) произойдет инфляционный скачок цен

9. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления

материальных благ включает:

а) создание духовных ценностей б) обмен культурными достижениями

в) распределение материальных благ г) сохранение традиций и обычаев

10. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь:

а) снижение налога на прибыль

б) увеличение размеров государственной пошлины

в) расширение финансирования образования

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или

отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные

эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для

формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции,

равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение

традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных

ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды

потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна

полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях

производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной

суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле

свойственнаограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и тоже

время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей

промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по- разному.

Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической

моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки.

Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где

рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный

транспорт, оборона и др.).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой

вид ресурсов не упомянет? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида

ресурсов.

национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной

экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость.

Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той

экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30 - е годы XX века.

С6. Втексте ук азывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе

серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и

обществоведческие знания приведите два аргумента в защиту своей позиции.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 3

1. Что свойственно командной экономической системе:

а) многообразие форм собственности в) свобода предпринимательской деятельности

б) преобладание сельского хозяйства г) централизованное ценообразование

2. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относится:

а) ковры, которые чистит фирма б) руководство фирмы

в) оборудование и чистящие средства г) налоговые отчисления

3. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической систем свойствен высокий уровень развития

товарно- денежных отношений

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение

факторов производства

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

4. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к

экономике как науке:

а) производство экономических средств в) продажа объектов недвижимости

б) прогнозирование цен на энергоносители г) постепенное обесценивание денег

5. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других

фирм в стране М.осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги.

Какое экономическое явление отразилось в данном примере:

а) спрос б) безработица в) инфляция г) монополия

6. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивают саженцы плодовых деревьев и

кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право

сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности

представляет данная фирма:

а) акционерную б) частную в) кооперативную г) государственную

7. Как потребитель человек выступает, когда:

а) покупает продукты б) сочиняет музыку в) пишет книгу

8. Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они

оплачивают:

а) косвенный б) акцизный в) прямой г) федеральный

9. К косвенным налогам относят:

а) налог на прибыль предприятия б) таможенные пошлины

в) подоходный налог г) налог на имущество

10. В государственный бюджет доходы поступают от:

а) акцизных сборов б) обслуживания государственного долга

в) дотаций предприятиям г) проведение социальных программ

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Конкуренция и монополия

несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством

производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества.

Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции

является редким исключением (рынок сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). Он

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Зачетный раздел №2 для 8х заочных групп "Экономика"

Решите ДВА любых варианта теста:

Вариант 1

Часть 1.

1 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

2 . Государственный бюджет — это планируемые государством на год

3 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

5. Гражданин Ф. подарил своему сыну на 16-ле-тие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:

1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) наследовать.

6 . Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоносители

3) продажа объектов недвижимости

4) постепенное обесценивание денег

8. После проведения правительством экономической ре-формы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный при-мер отражает ситуацию на рынке

1) ценных бумаг

2) информации

3) средств производства

9 . Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) конкурентной

10 . Главной проблемой экономики является:

  1. Взаимодействие спроса и предложения
  2. Низкий уровень экономических знаний
  3. Ограниченность ресурсов
  4. Высокая степень специализации в мировом хозяйстве

Часть 2.

11

1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

2) специализация отраслей хозяйства

3) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводите-лей

4) директивное планирование выпуска товаров

12.

(А)Представления молодёжи, граждан среднего возраста и граждан старшего возраста о будущем российской экономики заметно различаются. (Б)Ожидание положительных изменений у молодёжи традиционно выше, чем у других возрастных категорий. (В)Наверное, это связано с наивностью и недостатком жизненного опыта у молодых людей.

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

13.

14.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 2

Часть 1

1 . Доход в государственный бюджет приносит (ят)

2 . Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

3 . В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

5 . Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

6 . В командной экономике, в отличие от рыночной

1) существует конкуренция производителей

2) труд является товаром

3) ресурсы распределяются централизованно

4) установлен налог на прибыль

7 . Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили органи-зации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа 2) средство обмена 3) средство накопления 4) мировые деньги

8. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивающие са-женцы плодовых деревьев и кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?

1) акционерную 2) частную 3) кооперативную 4) государственную

9 . Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики.

Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.

10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

Часть 2

11. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) свободное ценообразование

1) традиционная

Б) баланс спроса и предложения

2) командная

В) общинное ведение хозяйства

3) рыночная

Г) государственная собственность на факторы производства

Д) натуральный обмен

12 .

А) Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. Б) Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инве-стиционной привлекательности нашей страны. В) Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в те

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 3

Часть 1

1 . К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

2 . И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

3 . В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

4 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

5. Что свойственно командной экономической системе?

1) многообразие форм собственности

2) свобода предпринимательской деятельности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

6 . Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) законы функционирования рынка информационных услуг

2) оказание населению услуг в центре бытового обслужива-ния

3) расчет изменения спроса на моющие средства

4) прогноз развития добывающей отрасли

8 . Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицен-зирование предпринимательской деятельности.

9 . К расходной части государственного бюджета относится

10 . Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Акциз - вид косвенного налога.

Б. Подоходный налог взимается с промышленных предприятий.

Часть 2

11. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери-те соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные цифры.

12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре причины.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 4

Часть 1

1 . К прямым налогам относится

2 . Государство в условиях рыночной экономики

3 . В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?

4 . Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является.основой командной экономики.

5. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо-кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек-тивное распределение факторов производства.

6 . Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

7. Верны ли следующие об экономических сис-темах?

А. В рыночной экономической системе преобладает центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. В командной (плановой) экономике необходимый мини-мум жизненных благ гарантирован государством.

8 . В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы — 357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о

9 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

10. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма

  1. терпит убытки
  2. снижает капитальные вложения
  3. пользуется льготным налогообложением
  4. получает прибыль

Часть 2

11 . В приведенном списке указаны черты сходства рыноч-ной экономической системы с командной, а также черты отли-чия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отли-чия.

  1. Разрешение проблемы ограниченности ресурсов.
  2. Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей.
  3. Реализация принципа специализации отраслей хозяйства и предприятий.
  4. Директивное планирование выпуска товаров.

12 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и реальный сектор экономики. (Б)Отмечается существенное сокращение производства в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным и, возможно, приведет мировую экономику к длительной депрессии.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре при

Часть 1

А1 . Что свойственно и человеку, и животному?

А2 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

А3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

А4 . Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

А5 . Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

3) льготы общественным фондам

2) дотации предприятиям

4) таможенные пошлины

2) право жить в семье

4) избирательные права

А18 . Президент Российской Федерации является главой

2) дисциплинарный проступок

4) уголовное преступление

А20 . Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

4) создает правовую базу для развития конкуренции

В2 . Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________________

В3 . Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

1) демократический

Б) власть единой массовой партии

2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

С5 С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

С6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Ключи Вариант 3

№ задания

№ задания

№ задания

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей;

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл