Виды и роль конкуренции в россии. Внутриотраслевая конкуренция: примеры

Конкуренция - это понятие, присущее рыночной экономике. Каждый участник финансовых, торговых отношений стремится занять лучшее место в той среде, где ему приходится функционировать. Именно по этой причине возникает конкуренция. Борьба между субъектами рыночных отношений может вестись по разным правилам. Это определяет вид конкуренции. Об особенностях такого соперничества пойдет речь в статье.

Общее определение

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночных отношений, которое является необходимым инструментом на пути к движению и развитию. Это одна из важнейших экономических категорий. Термин означает в переводе с латинского языка «состязание» или «столкновение».

Существуют три основных взгляда на трактовку этого понятия. С точки зрения поведенческой теории конкуренция представляет собой борьбу взаимозависимых продавцов. Они стремятся получить контроль над всем рынком в определенной отрасли. Неоклассицизм несколько уточнил данное определение. Приверженцы этого течения рассматривали конкуренцию как борьбу обоюдно зависимых продавцов за овладение ограниченными экономическими благами, потребительскими деньгами.

Структурная теория рассматривает конкуренцию с точки зрения способности или неспособности игрока на рынке влиять на уровень цен. На основе таких суждений вырабатывается несколько моделей рынка. Приверженцы этой теории различают соперничество и конкуренцию.

Третью трактовку конкуренции производителей дает функциональная теория. Согласно этой точке зрения борьба происходит между старым и новым. Предприниматели одновременно разрушают и созидают.

Если рассматривать понятие в самом общем виде, конкуренция - это экономическая категория. Она выражает связь и взаимодействие экономических субъектов рынка, которые при этом борются за овладение ограниченными ресурсами, благами. В конечном итоге все участники торговых отношений стараются занять привилегированную позицию в определенном виде деятельности. Это обеспечивает выживание предпринимателей на рынке.

Функции

Конкуренция в экономике рассматривается как движущая сила прогресса и развития, улучшения технических характеристик продукции. Это обязательный элемент гармонично функционирующей системы. Экономика в результате такого соперничества вырабатывает только те продукты, в которых в данный момент нуждается покупатель. Производители ищут наиболее эффективные технологии, инвестируют средства в новые научные разработки, дабы усовершенствовать свой товар, сделать его требуемого уровня качества.

Существует несколько основных функций конкуренции. Первой из них является регулирование. Чтобы занять лучшие позиции в данной отрасли, производитель изготавливает ту продукцию, которая, по его мнению, на основе проведенных исследований будет пользоваться спросом. Поэтому развиваются только перспективные, важные для людей сегменты рынка.

Еще одной функцией конкуренции является мотивация. Это шанс и риск для производителя продукции одновременно. Чтобы получить высокую прибыль, предприятие должно произвести качественную продукцию при минимальных затратах на производство. Если же он нарушил пожелания клиентов, то терпит убытки. Покупатели выберут другой товар. Это мотивирует предпринимателей изготавливать качественную продукцию, которая будет реализована по приемлемой стоимости.

Конкуренция также выполняет функцию контроля. Она ограничивает, определяет рамки для экономического развития каждой компании. Это не позволяет одному предприятию управлять ценой на рынке по своему усмотрению. При этом продавец сможет выбрать продукцию, которую произвели несколько компаний. Чем совершеннее будет рыночное соперничество, тем справедливее будет ценообразование.

Политика конкуренции

Изучая понятие конкуренции, нужно понимать не только основные пути ее воздействия на рынок, но и механизм управления взаимоотношениями между всеми участниками. Для этого государство проводит взвешенную политику, которая имеет несколько целей. В первую очередь проводится стимулирование технического прогресса. Государство мотивирует производителей изготавливать продукцию по инновационным технологиям.

Понятие конкуренции нужно рассматривать как борьбу в конкретный момент времени. Производители должны быстро реагировать на все изменения, которые происходят в окружающей их среде. Поэтому политика государства направлена на распространение информации на рынке, ее доступность. Все игроки должны быстро реагировать на производственный рывок, инновации одного из участников рыночных отношений. Это позволяет развивать конкретную отрасль быстрее.

Государства не заинтересованы в развитии монополии на рынке. В этом случае его развитие становится ограниченным, негармоничным. Потому проводится антимонопольная политика, выделяются дотации, льготы для развития малого и среднего бизнеса. Крупный игрок, который является монополистом, подчиняется законам, установленным на законодательном уровне.

Существует вероятность, что основные игроки в определенной отрасли начнут договариваться, уклоняясь от риска, обязательных условий существования конкурентной борьбы. В этом случае развитие также будет негармоничным. От этого будут страдать покупатели, а развитие, повышение качества и инновации не будут характерными для такой системы. Поэтому государство проводит политику в области предотвращения сговора предприятий о ценах. Издаются нормативные документы, которые устанавливают правила конкуренции для определенной отрасли.

Гарантии конкурентной политики

Законодательство каждой страны устанавливает правила ведения конкурентной борьбы. Нормативная база подстраивается под условия, которые сложились внутри каждого конкретного государства. Это позволяет управлять развитием, создавать условия для гармоничного роста отдельных отраслей и народного хозяйствования в целом.

В Российской Федерации главным нормативным актом, который регулирует отношения всех участников рынка, является закон «О защите конкуренции», который был принят 26.07.2006 г. Этот документ способствует установлению качественной конкуренции на внутреннем рынке, защите прав и определении обязанностей всех участников торговых отношений.

Закон «О защите конкуренции» позволяет создать условия, которые предоставляют возможность разным компаниям, независимо от их размера, осуществлять свою деятельность. Они могут легко войти на рынок, занять свободную нишу.

Закон оговаривает, что в центре внимания конкуренции должны оставаться цены и качество продукции, которая поставляется на рынок. Каждая услуга, которую предлагают участники торговых отношений, должна соизмеряться с реальной стоимостью и другими условиями, устанавливающимися на внутреннем рынке страны.

Закон защищает права товарных знаков, марок продукции. Это позволяет покупателю получать быстрый доступ к информации о происхождении той или иной продукции. На основе таких данных потребители могут судить о качестве изделий, их технических характеристиках.

Влияние конкуренции на развитие народного хозяйства и общества трудно переоценить. Поэтому политика государства устанавливает соответствующие условия для правильного развития каждой отрасли. Проводится ограниченная патентная защита, регистрация промышленных образцов. Патенты предоставляются роком до 20 лет.

Разновидности

Существуют разные виды конкуренции. Их классифицируют на основе точки зрения, с которой рассматривают взаимоотношения всех участников торгового процесса. По последствиям, которые конкуренция имеет на экономику в целом, различают созидательное и разрушительное соперничество производителей. В экономической теории преимущественно рассматривается именно созидательная конкуренция.

Различают виды конкуренции по составу участников, которые задействованы в соперничестве.

  • Внутриотраслевая конкуренция. Участниками являются предприятия одной отрасли. Это позволяет формировать стоимость продукции.
  • Межотраслевая конкуренция. Борьба ведется между субъектами разных отраслей. Такое соперничество позволяет устанавливать среднюю прибыль.

Конкуренция может отличаться методами ведения борьбы. Выделяют ценовое и неценовое соперничество. В первом случае компании, чтобы привлечь клиентов, управляют стоимостью продукта (чаще снижают ее, но иногда и поднимают). При углублении производителей в подобные методы борьбы между ними может возникнуть настоящая война. Такой вид конкуренции является разрушительным.

Неценовая конкуренция позволяет участникам получить привилегированное положение на рынке благодаря изготовлению уникального продукта. Он отличается внешним видом или внутренним содержанием. Это также может быть сервис, дополнительные услуги, которые предоставляет производитель покупателю, и реклама.

Совершенная (чистая) конкуренция

В зависимости от того, как производители влияют на установление цены на рынке, выделяют несовершенную и совершенную конкуренцию. Во втором случае в отрасли устанавливается ситуация, в которой ни одно предприятие не может повлиять на общую стоимость продукции. Она формируется исключительно по законам спроса, предложения, а также реальной себестоимости.

В отличие от совершенной конкуренции, несовершенное соперничество становится нечестным. Некоторые производители, пользуясь своим преобладанием на данном рынке, начинают диктовать собственные условия при установлении цен. Такое влияние может быть значительным или небольшим. Это ограничивает свободу предпринимательской деятельности, устанавливает рамки и ограничения для остальных игроков.

Несовершенная конкуренция

К несовершенной конкуренции относятся такие формы существования рынка, как олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, монопсония, олигопсония и прочие подобные разновидности. Чем больше власть сконцентрирована в руках одного производителя, тем сильнее монополия в этой отрасли.

Чтобы имело место быть совершенное соперничество на рынке, требуется наличие большого количества мелких игроков. При этом доля каждого из участников на рынке не должна превышать 1 %. Все товары, которые предлагают производители, должны быть однородными, стандартными. Также условием конкуренции совершенного типа является наличие множества покупателей, каждый из которых может приобрести небольшое количество товара. Все участники торговых отношений имеют доступ к информации о средней цене в отрасли. Для входа на рынок не установлены барьеры и ограничения.

Монополистическая конкуренция

Совершенную или чистую конкуренцию сегодня рассматривают как абстракцию, которая позволяет понять механизмы на рынке. Однако в развитых странах в большинстве случаев устанавливается монополистическая конкуренция. Это вполне нормальное явление. Оно контролируется государством.

Рассматривая формы конкуренции, именно монополистической борьбе многих производителей нужно уделить внимание. На рынке присутствует много продавцов и покупателей. Сделки в этом случае заключаются в широком диапазоне. Они могут значительно отличаться от установленного среднего уровня. Это объясняется способностью фирм предложить товары разного качества. Однако такие различия не должны быть значительными. Чаще всего это методы неценовой конкуренции. Однако за такую разницу покупатели готовы платить больше. Все участники рынка имеют низкую способность формировать цену, потому что их достаточно много.

Такая конкуренция может возникнуть в отрасли, которая характеризуется сложными технологиями (например, машиностроение, энергетика, связь и т. д.). Так компания может разработать новый продукт, аналогов которому пока нет. Он получает сверхприбыли, но в последствии на рынок выходит несколько игроков, сумевших освоить подобную инновацию. Они получают приблизительно равные возможности. Это не позволяет отдельной компании диктовать стоимость товара.

Олигополия

Существуют формы конкуренции, при которых количество игроков на рынке ограничено. Это олигополия. Участники не могут значительно повлиять на установление цены. Если один из игроков снизит стоимость на свой товар, остальным участникам придется либо также уценить свой товар, либо предложить больший объем дополнительных услуг.

На таком рынке участники не могут рассчитывать на длительное приоритетное положение при снижении цен. Войти на этот рынок сложно. Существуют значительные барьеры, которые не допускают сюда фирмы мелкого, среднего бизнеса. Часто олигополия устанавливается на рынке торговли сталью, природными, минеральными ресурсами, компьютерной техникой, в машиностроении и т. д.

На таком рынке может установиться недобросовестная конкуренция. Так как участников на рынке мало, они могут договориться между собой и неоправданно повысить цены на товар. Такие действия контролируются со стороны государства. Недобросовестная конкуренция ведет к разрушительным для экономики последствиям. Она не способствует развитию, научному прогрессу. Сговор производителей приводит к установлению несправедливых цен. Спрос на продукцию падает.

Монополия

Конкуренция в экономике может принимать разные формы. Иногда на рынке устанавливается чистая монополия. В этом случае большую часть продукции поставляет всего одна компания. При этом вход на рынок для других игроков не только ограничен, но и практически невозможен.

Монополист, деятельность которого не контролируется со стороны государства, может устанавливать цены, влиять на их формирование. При этом стоит учесть, что монополист редко устанавливает максимально высокую стоимость. Чаще всего это объясняется нежеланием компании привлекать в отрасль другие фирмы. Также установление низких цен компанией-монополистом может преследовать цель полностью завоевать рынок. Даже мелкие фирмы будут вытеснены.

Рассмотрев разновидности и особенности формирования торговых отношений на рынке, можно сказать, что конкуренция - это сила, которая определяет развитие отрасли. При установлении гармоничных отношений всех участников можно добиться развития всей экономики. При неправильном распределении влияния предприятий конкуренция может быть разрушительной.

КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами;

борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями :

Наличием множества равноправных рыночных субъектов;

Полной экономической обособленностью каждого из них;

Зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

Противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Основные функции конкуренции:

Обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

Стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

Дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи - разоряются);

Давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

Ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

Стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Различают следующие виды конкуренции :

1.чистая, идеальная, совершенная конкуренция , имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;

2.монополистическая конкуренция , имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

3.олигополистическая конкуренция , имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

4.потенциальная конкуренция , которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм; 5.недобросовестная конкуренция , участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической;

6.несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции;

7.ценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;

8.неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

Различают конкуренцию :

Функциональную (это конкуренция определенного товара);

Видовую (по цене и качеству);

Межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Внутриотраслевую и межотраслевую.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

Повышение качества продукции,

Развитие до- и послепродажного обслуживания,

Создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

Экономический (промышленный шпионаж);

Подделка продукции конкурентов;

Подкуп и шантаж;

Обман потребителей;

Махинации с деловой отчетностью;

Валютные махинации;

Сокрытие дефектов и т.д.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

1.небольшая фабрика по производству конфет в ходе конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской фирмой, после чего произошло полное техническое оснащение фабрики и увеличился объем производства

2.компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах мобильного интернета, другие компании были вынуждены выступить с аналогичными предложениями

3.ресторан быстрого питания под влиянием конкуренции со стороны других участников рынка ввел в меню не только гамбургеры. Но и салаты и соки.

Положительные проявления конкуренции:

Конкуренция создает возможности выбора для потребителя

НАПРИМЕР: два салона красоты конкурируют между собой для привлечения клиентов. Клиент может выбрать место. Где услуги более качественные и приемлимые для него по ценам

Конкуренция способствует внедрению новейших достижений и технологий в производство

НАПРИМЕР: стремясь расширить рынок сбыта. Обувная фабрика приобрела и запустила новую итальянскую линию по производству модельной обуви

Конкуренция вынуждает предприятия быстро реагировать на изменение экономической обстановки

НАПРИМЕР: появление электронных книг вынуждает все издательства приступить к производству электронной литературы для школьников

Отрицательные проявления конкуренции:

В результате конкуренции некоторые производители могут разориться и уволить работников

НАПРИМЕР: ставшее убыточным неконкурентноспособное предприятие закрылось и сократило несколько тысяч работников

В ходе конкурентной борьбы могут быть использованы нечестные методы

НАПРИМЕР: одно из конкурирующих предприятий дало взятку чиновнику для получения выгодного муниципального заказа

Конкурентная борьба вынуждает товаропроизводителей неоправданно большие средства затрачивать на рекламу

НАПРИМЕР:производители моющих средств, оплачивая рекламу на всех центраьных каналах, вынуждены повышать цены на свою продукцию

ДЕНЬГИ

Деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

ИСТОРИЯ ДЕНЕГ.

Предполагается, что до появления денег был бартер - прямой безденежный обмен товарами.

В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги):

  • на островах Океании и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины,
  • в Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине,
  • во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными,
  • на Руси помимо всего прочего могли использоваться соляные бруски,
  • позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.

Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось,и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII-XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Лишь в некоторых странах (в Ассирии и Египте) ещё за 2 тысячелетия до н. э. для денег использовали золото. С развитием товарного производства стремительно увеличилась стоимость и количество ежедневных торговых операций. Потребовалось увеличение стоимости обменного эквивалента. Повсеместно золото и серебро стали денежными товарами, как товары с большой стоимостью при небольшом весе и объёме.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769 г.).


Похожая информация:

  1. А) Теория поглощения преступления другим преступлением. Конкуренция уголовно-правовых норм и правила ее разрешения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки. Общие черты рыночных структур в условиях данного вида конкуренции. Определение оптимального количества потребляемых благ.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2014

    Определение понятия и роли экономической конкуренции в современном рыночном хозяйстве. Характеристика видов экономической конкуренции. Анализ графика цены и объема производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующих прибыль.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2017

    Теоретические аспекты конкуренции, типы рыночных структур. Виды конкуренции по отраслям в России, западных странах и США, проблемы развития конкуренции в них. Особенности антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2012

    Общая характеристика конкуренции в экономической сфере, ее основные черты и классификация. Рассмотрение видов конкуренции с позиции маркетинга. Изучение ценовых и неценовых методов борьбы. Понятие монополии продукции на рынке и ее основные признаки.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Значение, сущность, понятие и основные виды конкуренции. Главные признаки несовершенной конкуренции. Основные типы рыночных структур. Развитие конкурентных отношений в современной России. Антимонопольная политика государств в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2016

    Сущность монополии и закономерности её возникновения. Виды монополий. Особенности монополии в странах бывшего СССР. Анализ современных особенностей конкуренции в России. Функции конкуренции. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2005

    Определение понятия, характеристика условий и изучение форм конкуренции как составляющей категории рыночной экономики. Методика исследования конкуренции на российском рынке и анализ задач антимонопольного регулировании в условиях финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2011

    Конкурентоспособность России - основные штрихи. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур. Особенности рынка совершенной конкуренции. Ограничение свободы выбора. Демпинг.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2002

Николай Федорович Никитин родился 1 января 1950 г. в деревне Орудьево Дмитровского района Московской области в семье военнослужащего. В 1973 г. окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению". С 1973 по 1997 г. работал в "ОКБ Сухого", где прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора. В 1997-1999 гг. - первый заместитель гендиректора АВПК "Сухой". В феврале 1999 г. постановлением правительства РФ назначен генеральным директором - генеральным конструктором ВПК "МАПО" (в декабре 1999 г. переименовано в РСК "МиГ"). Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ, кандидат экономических наук.

Позиция

Николай Федорович, если судить по выступлениям ваших конкурентов, первое полугодие 2002 года не стало удачным для РСК "МиГ". Активно обсуждают свою победу в тендере по истребителю пятого поколения представители "ОКБ Сухого", а РСК не дает комментариев. Одновременно много выступают в прессе представители "ОКБ имени Яковлева" по поводу победы в конкурсе по учебно-боевому самолету. "МиГ" опять молчит. Почему?

В процессе обсуждения проблем истребителя пятого поколения корпорация "МиГ" активно отстаивала свои позиции на всех проводимых совещаниях и встречах. Однако "МиГ" строго соблюдал указание руководства и негласную договоренность о том, чтобы не комментировать в прессе ход этих обсуждений и итоги конкурса. Как ясно следует из вашего вопроса, корпорация "МиГ" - единственная, кто соблюдал и соблюдает эти договоренности.

Информационный шум вокруг пятого поколения очень напоминает ситуацию с реструктуризацией авиапромышленности - многочисленные разговоры и заявления в течение уже очень многих лет. Эти разговоры и сейчас продолжаются, отнимая время министров, вице-премьеров, руководителей государства, а интеграцию воплотили в жизнь считанные предприятия, причем заметьте, почти не мелькающие в прессе и высоких кабинетах. Им некогда, они работают и выполняют порученные задачи.

Теперь я позволю себе прокомментировать сложившуюся ситуацию. Вы говорите, что мы проиграли два конкурса или, как принято говорить на Западе, тендера. Но вот какая интересная складывается ситуация. За последний год корпорация "МиГ" заключила 5 контрактов на поставку авиатехники за рубеж и 4 контракта на модернизацию ранее выпущенных авиационных комплексов (из них 3 - в европейских странах). Таким образом, выиграв 9 тендеров за рубежом, мы в России "проиграли". А сколько тендеров за рубежом выиграли "ОКБ Сухого" или "ОКБ имени Яковлева"?

Вот и получается, что на Западе, где наряду с высокими тактико-техническими характеристиками, основным критерием тендера всегда был и остается показатель "стоимость-эффективность", мы побеждаем, а у себя в России - проигрываем. Значит, у нас на принятие решения влияют еще и другие факторы. Жизнь покажет, кто был прав, чья позиция и что в итоге будет реализовано.

Пятое поколение

В чем суть подхода РСК к проблеме пятого поколения, чем она отличается от предложений "ОКБ Сухого"?

Вы правильно задали вопрос - у "МиГ" не другой проект, у "МиГ" в корне другой подход к проектированию боевой (да и не только боевой) техники следующего поколения. Мы смотрим на проблему через призму экономики. Она должна "править бал".

Задача не только в том, чтобы нарисовать на бумаге самый мощный и лучший в мире боевой самолет, "которому нет аналогов". Его нужно построить в заданные сроки, в стране должны быть ресурсы, чтобы его производить, ВВС России должны иметь возможность его закупать. Кроме того, самолет должен быть интересен инозаказчику, чтобы производство оплачивал не только наш отечественный налогоплательщик, но и зарубежный. И это не лозунг - сегодня "МиГ", являясь государственным предприятием, более 99% средств имеет только от внешних заказов. Более того, наши платежи в госбюджет в десятки раз превосходят поступления из него на "МиГ".

Свою позицию мы высказывали неоднократно. Говоря об истребителе пятого поколения, корпорация "МиГ" базируется на трех основных положениях. Во-первых, РСК не должна и не может остановиться в своем развитии, наше будущее наряду с проводимой программой диверсификации заключается в развитии его боевой составляющей. Во-вторых, необходимо разработать и изготовить доступный Вооруженным силам России многофункциональный боевой авиационный комплекс для решения задач ВВС и ВМФ. Наконец, необходимо обеспечить высокий экспортный потенциал нового истребителя для его широкого распространения по всему миру, как это было со всеми самолетами разработки "МиГ".

Можно ли более подробно проанализировать экономические аспекты программы?

Стоимость программы истребителя пятого поколения - подчеркиваю, программы, а не опытно-конструкторской работы (доля последней, как правило, - не более 10%) - соизмерима с оборонным бюджетом России. Но кроме авиации есть и другие виды Вооруженных сил, которые тоже должны перевооружаться на новую технику. Поэтому необходимо жестко увязать перспективы закупки нового истребителя с другими программами Минобороны РФ (РВСН, ВМФ, Сухопутных войск, другими работами ВВС и т.д.), выполнение которых планируется в период 2002-2020 годов.

Увязка бюджетов всех программ в единый бюджет технического переоснащения Минобороны РФ должна адекватно стыковаться с прогнозируемым экономическим развитием России, ростом валового национального продукта и реалистичными бюджетными планами и прогнозами на ближайшие 20 лет.

Это позволит утвердить реальные объемы финансирования, закупок и сроки реализации программ технического переоснащения Минобороны РФ и, в частности, программы истребителя пятого поколения. Тогда, в соответствии с выделяемыми объемами финансирования, должно быть сформировано ТТЗ ВВС на новый истребитель. И только после этого должно приниматься решение о полномасштабном развертывании программы нового истребителя и определении головного разработчика.

А сейчас надо продолжать конкурсную разработку эскизных проектов истребителя пятого поколения за счет собственных средств ФГУП "РСК "МиГ" и АООТ "ОКБ Сухого". А бюджетные деньги следует направить на развитие критических технологий, разработку оружия и БРЭО.

Сколько будет стоить программа пятого поколения?

В соответствии с публичными заявлениями ряда руководителей, планируемая стоимость ОКР российского истребителя пятого поколения в период до 2010 года составит около 1,5 миллиарда долларов (некоторые эксперты оценивают ее гораздо выше). В бюджете Минобороны РФ эти средства отсутствуют. Замечу, что аналогичная американская программа F-35 (JSF) предусматривает затраты на разработку около 22 миллиардов долларов.

Даже если российская авиапромышленность найдет средства на ОКР (например, от экспортных поставок самолетов МиГ-29 и Су-27/30), то определяющим и критичным в программе истребителя пятого поколения будет наличие в бюджете Российской Федерации 20-30 миллиардов долларов для формирования минимально приемлемой группировки истребителей. Иными словами, в течение 2010-2025 годов должно быть предусмотрено 1,3-2 миллиарда долларов в год на закупку с минимально возможным темпом новых самолетов, вооружения к ним и их эксплуатацию.

Чем объясняется такой разброс в ценовых параметрах?

Выбранной размерностью самолета. Именно она в итоге определяет стоимость программы и нагрузку на бюджет страны в рассматриваемый период.

Есть и другой аспект программы - экспорт. В настоящее время поставлено в более чем 55 стран около 2600 истребителей МиГ-29, F-18, F-16, Мираж-2000, близких по размерам и весу к самолету, предлагаемому РСК "МиГ". Вместе с тем истребителей большей размерности и большего веса Су-27/30, F-14, F-15 продано в 8 стран в количестве примерно 650 единиц.

Сейчас планируется произвести на экспорт около 3000 истребителей F-35 (JSF), близких по размерам и весу к нашему самолету, и не планируется экспорт тяжелых истребителей F-22, больших по размерам и весу чем F-35 (JSF).

Таким образом, снизить бюджетные расходы на закупку группировки новых истребителей для ВВС РФ можно только решив другую главную задачу программы - обеспечить высокий экспортный потенциал разрабатываемого самолета. Это, в свою очередь, позволит компенсировать за счет инозаказчика затраты на разработку, обеспечить реальные валютные поступления в страну, поддержать сотни тысяч рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики на период до 2030-2040 годов и в конечном счете сохранить позиции России в области боевой авиации.

Выбранная ФГУП "РСК "МиГ" размерность нового истребителя в сравнении с проектом более тяжелого самолета обеспечит возможность формирования необходимой для ВВС РФ группировки с меньшими на 35-40% затратами для бюджета нашей страны и обеспечит в 3-4,5 раза больший потенциальный экспорт.

Таким нам представляется решение вопроса истребителя пятого поколения: через экономику процесса и критерий "стоимость-эффективность" продукта.

Интеграция

Вы возглавляете РСК "МиГ" четвертый год. Все ли задачи, которые вы поставили перед собой, выполнены?

Корпорация "МиГ" - государственное предприятие, и задачи при моем назначении в феврале 1999 года, а затем при переназначении в декабре 1999-го формулировал не я. Мне их поставил премьер-министр и руководители, которые отвечали и отвечают за оборонно-промышленный комплекс России.

Таких задач было три. Во-первых, объединить все предприятия "МиГ" в единую организацию, то есть создать оптимальную структуру предприятия, по которой построены все успешно действующие авиапромышленные компании мира - "Дассо", "Локхид-Мартин", "Боинг". Во-вторых, вернуть на промышленную арену и внешний рынок продукцию марки "МиГ". В-третьих, обеспечить многолетнюю, стабильную и экономически эффективную загрузку 14 тысяч рабочих мест, а с учетом дочерних предприятий - свыше 40 тысяч рабочих мест.

Эти задачи мы выполнили. К 2000 году закончено объединение предприятий, и РСК "МиГ" - это сегодня единственная в стране авиастроительная корпорация, объединяющая де-факто и де-юре в одном юридическом лице весь жизненный цикл авиатехники - разработку, производство, продажу, послепродажное обслуживание, ремонт и модернизацию.

Новая структура позволила работать на рынке более эффективно и, имея право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, проводить активную и наступательную маркетинговую политику. Вместе с этим новая маркетинговая политика корпорации "МиГ", выработанная совместно с федеральными органами в начале 2000 года и постоянно совершенствующуюся, позволила в корне перестроить деятельность в сфере ВТС, выйти на системный подход, что в итоге дало положительные результаты.

Заинтересовать покупателя сегодня можно только совершенной, конкурентоспособной техникой. Это заставило нас создать новый модельный ряд самолетов: всего за 11 месяцев построен МиГ-29М2 (MRCA), готов к серийному производству МиГ-29К/КУБ, начнет испытания МиГ-29ОВТ с управляемым вектором тяги.

В 2001-2002 годах мы вернулись на внешний рынок. При этом корпорация "МиГ" не только возвратилась в традиционные, но и освоила новые регионы. Заключены контракты с пятью новыми странами, куда ранее наша продукция не поставлялась. Произошло возвращение "МиГ" в страны Восточной Европы. Более того, корпорация "МиГ" работает и имеет контракты и в странах НАТО. В течение 2001-2002 годов "МиГ" выиграл в соревновании с ведущими фирмами Запада в Венгрии, Болгарии и Словакии. Проведенные в этих странах в 2001-2002 годах тендеры закончились нашей победой: подписаны контракты на продление ресурса и модернизацию парков истребителей. Одновременно в 2001 году география ВТС была расширена до 12 государств, в 2002-м - до 17.

Конечно же, знаковым событием стало возвращение России на европейский рынок, с которого к началу 1999 года западные страны попытались полностью вытеснить российские истребители. Корпорация "МиГ" до последнего времени ведет борьбу за австрийский рынок, на равных конкурируя с грандами мирового авиастроения. Такая настойчивость создала условия, когда соседи Австрии (Венгрия, Болгария, Словакия), несмотря на активное противодействие западных конкурентов, выбрали российские МиГи.

Можете ли вы сказать, что корпорация полностью преодолела кризис 1997-1998 годов?

За истекший период при отсутствии каких-либо заказов от Минобороны России корпорация "МиГ" предприняла все возможные шаги для изыскания средств, позволяющих сохранить предприятие, сберечь направления разработки и производства, не потерять кадры. За последние два года реальный портфель заказов вырос в 6 раз и начала создаваться устойчивая база, которая обеспечит постоянную работу предприятий "МиГ", в том числе и дочерних, в течение как минимум пяти лет. Таким образом, благодаря проведенной реструктуризации и реализации в течение последних двух лет наступательной маркетинговой политики впервые за последние 6 лет у нашей корпорации появилась перспектива не только сохранить кадры научно-производственного сектора, но и полностью решить к 2004 году задачу финансово-экономической устойчивости РСК.

В 1995-1996 годах были приняты решения о реструктуризации не только "МиГ", но и "Сухого", "Туполева" и других предприятий. Почему "МиГ" объединился, а все остальные отстали в решении этого вопроса?

Мы проанализировали результаты всей предыдущей деятельности предприятий, входящих в состав корпорации. Ведь объединение "МиГ" еще началось в 1995 году с создания ВПК "МАПО". Однако в дальнейшем начались процессы реинтеграции, и к 1998 году "МиГ" снова фактически распался. Поэтому были поставлены четкие задачи по исправлению этого положения, а также определены сроки их выполнения. Это позволило нам к 2000 году завершить первый этап процесса реструктуризации, несмотря на тяжелейшие финансовые и кадровые проблемы.

Что касается других названных вами предприятий, то этот вопрос должен быть адресован им, а не к нам. Про себя мы можем лишь повторить - нам была поставлена однозначная задача: через оптимальную реструктуризацию резко улучшить экономические, производственные и социальные показатели. И мы ее решили совместно с Росавиакосмосом, министерствами и ведомствами, но ни в коем случае не перекладывая на них свои проблемы.

Диверсификация

Многие фирмы, производившие военную технику, выходят в новую для себя сферу гражданского самолетостроения. Какие у вас планы в этой области?

Не сказал бы, что для корпорации "МиГ" тема гражданской авиации является новой. На серийных заводах, которые сегодня составляют основу серийного производства РСК "МиГ" (московское и луховицкое отделения), еще в советское время выпускались широко известные в нашей стране и за рубежом пассажирские самолеты, например Ил-12, Ил-14, Ил-18. Предприятия, входящие в двигательный блок корпорации, также разрабатывали и производили двигатели не только для боевых самолетов и вертолетов, но и для авиации гражданского назначения. И сегодня наша задача, опираясь на имеющийся опыт, - развивать и совершенствовать производство гражданской авиационной техники.

Мы провели комплексный анализ структуры нынешних и перспективных продаж РСК "МиГ", выявили значительный дисбаланс между производственными мощностями предприятия и потенциальным объемом заказов новых боевых самолетов МиГ.

В подобной ситуации возможны два основных выхода - либо радикальное сокращение производственных мощностей, значительной части конструкторского бюро и массовое увольнение персонала, либо активный поиск новых программ для их загрузки. Мы выбрали второй путь. Разработан вариант стратегии развития корпорации, ориентированный на глубокую конверсию. Анализ перспективной загрузки предприятия показал, что для реализации всех военных программ достаточно 20-30% существующих мощностей, а остальные 70-80% должны быть переориентированы на выпуск гражданской продукции.

Хотя предприятия, входящие в РСК "МиГ", в последние годы участвовали в гражданских проектах, в основном это были программы мелкосерийного производства легких самолетов, которые не в состоянии серьезно загрузить мощности заводов и КБ РСК "МиГ". На сегодняшний день единственным реально перспективным проектом этого направления является производство четырехместного делового самолета Ил-103.

Анализ производственных мощностей и проведенные маркетинговые исследования рынка показали, что оптимальным для разворачивания на РСК "МиГ" гражданским проектом является программа производства гражданского самолета средней размерности. Выбор остановился на 100-местном ближнемагистральном пассажирском самолете нового поколения Ту-334.

В каком состоянии этот проект, и на каком предприятии РСК он будет реализовываться?

Сейчас проводятся сертификационные испытания Ту-334, в которые РСК "МиГ" инвестировала по договору с ОАО "Туполев" большие собственные средства. Основная серийная сборка будет проводиться в Луховицах, где мы сейчас сосредотачиваем основную часть серийного производства. Для этого уже ведется реконструкция площадей окончательной сборки. На этих же мощностях мы будем собирать и военную технику. Реконструкция является составной частью программы обновления основных фондов предприятия. На эти цели лет 20 не вкладывалось никаких средств, и производство начинает морально и физически стареть и изнашиваться.

По расчетам специалистов корпорации, мощности нового цеха позволят выпускать более 20 машин в год и к 2012 году может быть выпущено около 130 самолетов Ту-334. На сегодняшний день 20 российских авиакомпаний, с которыми РСК "МиГ" заключила предварительные соглашения, связывают свое развитие с эксплуатацией Ту-334.

Другим конверсионным проектом является многофункциональный грузопассажирский и транспортный самолет МиГ-110. Для нас он важен прежде всего потому, что разработан конструкторами нашего Инженерного центра "ОКБ имени Микояна". Только что завершила работу макетная комиссия Авиарегистра МАК по грузопассажирскому варианту МиГ-110, что является необходимым этапом для сертификации самолета. Комиссия очень высоко оценила профессионализм наших конструкторов. В бюджете корпорации на текущий год в пределах имеющихся возможностей выделены средства на подготовку производства этого самолета.

Идет так же подготовка серийного производства перспективного многофункционального вертолета Ка-60.

Каковы перспективы РСК в спортивной и малой авиации?

На самолетах "МиГ" в разные годы установлено 72 мировых рекорда скорости, высоты, скороподъемности, грузоподъемности, в том числе 9 абсолютных и 18 женских. Многие из них не побиты до сих пор. Наши летчики-испытатели не только высококлассные профессионалы своего дела - среди них много превосходных мастеров-пилотажников, не раз восхищавших своими выступлениями отечественную и зарубежную публику.

Но чисто спортивные самолеты наша фирма не разрабатывала. Тем не менее на серийном производстве РСК "МиГ" выпускают спортивные самолеты других КБ. В частности, на луховицком отделении собираются самолеты Су-29 и Су-31 генерального конструктора "ОКБ Сухого" Михаила Симонова, работу над которыми он начал еще в 1983 году. Эти машины хорошо зарекомендовали себя на мировых первенствах и имеют спрос у нас в стране и за рубежом, причем собираются они полностью на серийной сборочной линии. В конструкции этих самолетов достаточно широко применяются композиционные материалы, производство которых осуществляет самый крупный в авиационной промышленности России специализированный цех нашей корпорации.

Производственное отделение в Москве серийно выпускает самолеты "Авиатика", относящиеся к классу сверхлегких. Эти машины помимо других своих возможностей используется и для воздушной акробатики. Проект является нашей совместной программой с Московским авиационным институтом, и на нем студенты, работая в КБ МАИ, осваивают азы проектирования самолетов. Сейчас проходит сертификацию двухместный и сельскохозяйственный его варианты.

Мы продолжаем работу над имеющими хорошие перспективы на рынке авиационной техники общего назначения легкими самолетами различных конструкторских бюро.

Есть ли в портфеле корпорации наработки по бизнес-самолету?

Мы уже выпускаем многоцелевой, рассчитанный на трех пассажиров Ил-103. Это первый российский самолет, получивший сертификат Федеральной авиационной администрации США. Он соответствует требованиям норм летной годности IAC, AR FAA, может эксплуатироваться в любых климатических условиях, отличается высоким уровнем комфорта, экономичностью и надежностью. Сегодня Ил-103 уже летают в небе Белоруссии, Перу, Чили. В мае этого года РСК "МиГ" подписан контракт на поставку Южной Корее 23 таких машин в течение 2002-2003 годов. Три самолета будут в 2002-м поставлены Лаосу.

Как развивается партнерство РСК "МиГ" с российскими фирмами и западными корпорациями?

Действительно, сегодня крупнейшие мировые авиастроительные фирмы объединяются в международные консорциумы. Интернациональная кооперация стала залогом успешного осуществления многих проектов создания авиационной техники. И пример нашей корпорации - лучшее тому подтверждение.

У нас есть ряд внутрикорпоративных программ, в которых активно участвуют основные производства, дочерние и зависимые предприятия нашей корпорации. Например, Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс осваивает серийное производство перспективного вертолета Ка-60 разработки ОАО "Камов", которое входит в состав РСК "МиГ".

Наша корпорация сотрудничает со многими отечественными конструкторскими бюро в серийном производстве самолетов разных классов, с производителями двигателей, авионики, вооружения и т.д. В целом в кооперации с нашими предприятиями по строительству самолетов и вертолетов участвует около 500 предприятий России.

Корпорация "МиГ" одна из немногих в стране имеет практический многолетний опыт работы с иностранными партнерами в рамках совместных предприятий по совместной эксплуатации и модернизации поставленной авиационной техники. Такое взаимодействие позволяет продвигать на внешнем рынке нашу продукцию и укреплять доверие заказчиков к системе послепродажного обслуживания поставленной авиатехники. Нашими партнерами являются крупнейшие европейские концерны ЕАДС и ТАЛЕС, французская фирма СНЕКМА. Накоплен значительный опыт работы российско-германского предприятия МАПС. Функционируют технические центры в Малайзии, Индии. Создана совместная с французскими фирмами дирекция по программе МиГ-АТ.

Это самый крупномасштабный проект в области военно-технического сотрудничества наших стран, который постоянно находится в поле зрения руководства России и Франции. Мы создаем учебно-тренировочный самолет нового поколения. Впервые в мировой практике создания подобных машин на нем установлена трехканальная цифровая система дистанционного управления. По оценкам экспертов, МиГ-АТ может завоевать 25% мирового рынка учебно-тренировочных самолетов. К нему уже проявлен интерес в Алжире, Индии, Греции.

На международном аэрокосмическом салоне "ILA-2002" в Берлине в мае этого года и в июле в Фарнборо РСК "МиГ" представила новый пилотажный тренажер, созданный совместно с немецкой фирмой "СТН-Атлас" и имитирующий кабину боевого истребителя МиГ-29. С помощью этого тренажера можно обучать летчиков и отрабатывать применение с воздуха высокоточного оружия по наземным целям. Фирма "СТН-Атлас" является основным подрядчиком по строительству тренажеров для истребителей "Еврофайтер" и вертолетов "Еврокоптер". Мы представляем в этой программе реальную кабину МиГ-29 и алгоритмы работы системы управления вооружением, а немецкие партнеры отвечают за средства визуализации на базе лазерной технологии, являющейся прорывом в авиационном тренажеростроении. Авиатренажер является частью всего комплекса обучения пилотов и изготавливается под конкретные требования заказчика. На базе нового тренажера планируется создать центры подготовки летчиков МиГ-29 для стран Восточной Европы. Такие центры могут появиться и в других регионах, куда в свое время также были поставлены самолеты семейства МиГ. Не исключена продажа тренажера и в страны, способные оплатить покупку (стоимость может составлять от 4 до 12 миллионов долларов в зависимости от требований заказчика), такие, как Индия, Алжир, Малайзия.

По перспективному авиалайнеру Ту-334 мы сотрудничаем как с разработчиком - ОАО "Туполев", так и с производителями отдельных агрегатов. Определена кооперация российских и украинских заводов, участвующих в производстве Ту-334.

В сентябре 2001 года РСК "МиГ" и крупнейший аэрокосмический концерн Европы ЕАДС парафировали меморандум о сотрудничестве в рамках программы Ту-334, согласно которому западноевропейцы берут на себя часть функций по маркетингу самолета на международной рынке и проведение сертификации Ту-334 по европейским стандартам летной годности.

Сертификационные испытания этого самолета проводятся с установленными на Ту-334 российскими двигателями Д-436Т1, которые в достаточной мере удовлетворяют текущим требованиям ИКАО по шумам и эмиссии. Двигатель создан, сертифицирован, имеет потенциал для развития. Кроме того, существует возможность установки на самолет и других моторов. Сегодня РСК "МиГ" проводит активный поиск альтернативных вариантов установки на Ту-334 двигателей, полностью отвечающих международным стандартам. На прошедшем в Берлине в мае этого года аэрокосмическом салоне "ILA-2002" подписан меморандум о сотрудничестве между РСК "МиГ", ОАО "Туполев" и германским отделением британской компании "Роллс-Ройс" и определены конкретные направления дальнейшей совместной работы. Если результат будет положительным, то первый полет Ту-334 с новыми двигателями BR-715 может состояться в 2004 году. Сначала планируется поставка готовых двигателей, а в перспективе российские предприятия могут принять участие в производстве отдельных агрегатов.

Тема партнерства очень обширна. Я перечислил только некоторые наши программы и проекты.

Вы профессионально выросли и состоялись на фирме "Сухой", по ряду позиций конкурирующей с РСК "МиГ". Не возникает ли в связи с этим дополнительных проблем у корпорации?

Авиацией я "заболел" с детства. Мой отец - военный летчик, и я мечтал быть и летчиком, и создателем самолетов. Мечта исполнилась, правда, я не стал профессиональным пилотом, но с 1968 года достаточно много летал и сейчас летаю в аэроклубе, поэтому с очень большим уважением отношусь к людям этой профессии. Главным же делом жизни стало создание самолетов.

Почти 25 лет я проработал в "ОКБ Сухого". Очень благодарен своим друзьям и коллегам по конструкторскому бюро, в котором многому научился и где удалось реализовать часть своих планов. Со многими из них и сейчас поддерживаю прекрасные товарищеские отношения. Но всегда и везде, в том числе и сейчас в корпорации "МиГ", как бы это громко ни звучало, мы служим нашей авиации. Поэтому сегодня на "МиГе" принимаются такие решения, которые способствуют развитию корпорации, развитию авиационной промышленности, служат делу всей авиации и в конечном счете делу России.

Кстати, о конкуренции. Она в оборонной промышленности нашей страны всегда носила соревновательный характер, способствовала развитию авиации, помогала осваивать новые идеи и технические решения. Если этой соревновательной конкуренции не будет, если она превратиться в конкуренцию "взаимного уничтожения", то это будет бедой нашей российской авиации. Поэтому когда говорят о соревновательной конкуренции ведущих ОКБ России, то это вызывает лишь положительные эмоции. Если вопрос ставится по другому, то я отношусь к этому отрицательно.

Если вспомнить историю, то на первом этапе создания истребителей 4-го поколения так же была соревновательная конкуренция трех ведущих ОКБ, которая успешно завершилась государственными испытаниями. После чего наша страна получила, а затем весь мир узнал два превосходных истребителя - МиГ-29 и Су-27, хотя вплоть до 1983 года не было ясности, какой же самолет будет принят на вооружение. От такого подхода государство и наша авиация только выиграли. Самым эффективным он остается и сейчас.

Скандал с увольнением Хайнца-Харальда Френтцена из Jordan затмил многие интересные новости прошлого уик-энда, в частности подтверждение контракта Тома Уокиншоу с Cosworth. Существенно то, что Arrows получит не устаревшую модель, а точно такую же, как и Jaguar, вместе с полноценной технической поддержкой. Во главе переговоров стоял Ники Лауда, босс группы Premier Performance Division, заботится не только о Jaguar Racing, но и и компании, производящей моторы и электронщиках из Pi.

Вопрос: Что вы думаете об этом контракте?
Ники Лауда: Прежде всего Cosworth и Pi - компании, приносящие прибыль. Это способ организации дел в группе компаний. Если вы хотите иметь прибыль, то должны уметь организовать бизнес. Если человеческие и технические ресурсы позволяют, мы стараемся принять наиболее выгодное решение. Они могут обеспечить Arrows качественным техническим сопровождением нового мотора, именно поэтому такой контракт был подписан. Прежде всего я считаю, что только конкуренция может обеспечить настоящий прогресс. Нужно только не потерять в развитии мотора, погнавшись за количеством.

Вопрос: Вы способны, как Ferrari, поставлять моторы трем командам?
Ники Лауда: Нет. Я задал несколько вопросов представителям Cosworth по поводу развития мотора и подобных тем. Проблем никаких нет, решение должно быть логичным.

Вопрос: У Arrows будет точно такой же мотор, как и у вашей команды?
Ники Лауда: Мне кажется нет никакого смысла работать с двумя типами моторов. Я хочу развивать этот мотор, который одновременно используется еще в одной команде. Если мы сначала поработаем с одним мотором, потом - с другим, это не пойдет на пользу. Я хочу добиться конкурентоспособности от Cosworth и при выбранной схеме это не сложно. Четыре машины вдвое экономят время на решение проблем с надежностью, с мощностью. Так что, с моей точки зрения, у Arrows должен быть точно такой же мотор.

Вопрос: А прогресс по ходу сезона?
Ники Лауда: Проблема в том, что при внесении изменений нужно произвести достаточно комплектующих для всех моторов. Обычно мотор прогрессирует небольшими шагами и трудностей возникнуть не должно. Как только деталей достаточно, все может быть осуществлено немедленно.

Вопрос: Не может возникнуть ситуации, когда деталей на всех не хватит и у Jaguar будет приоритет?
Ники Лауда: В таком случае разница в мощности будет очень небольшой. Если оценить прогресс мотора за год, то получится прибавка примерно в 15 л/с. А по ходу сезона прибавляется 3-3-3... Так что в случае нехватки комплектующих разница будет невелика.

Вопрос: И вы не видите никаких отрицательных последствий для Jaguar?
Ники Лауда: Это другой вопрос. Если Arrows окажется быстрее, значит мы где то допустили ошибку. Именно прямая конкуренция позволит сравнить. Если мы не дадим мотор, или предоставим плохой мотор, то это не значит, что Jaguar поедет быстрее. Я так считаю.

Вопрос: Но если они будут быстрее, это не вызовет политических проблем?
Ники Лауда: Некоторые наверное сказали бы: "Но как это возможно?". Это совершенно нормально. Каждый понимает бизнес по своему, но здесь не Олимпийские Игры, и главное - не участие, а победа. Поэтому я считаю, что мотивация только выиграет от того, что у кого-то еще будет такой же мотор.

Вопрос: Почему именно Arrows?
Ники Лауда: Они получили то, что просили. Была еще пара предложений, но Том устроил все лучшим образом. Он хотел уйти от Asiatech и это произошло.

Вопрос: Он заплатил цену, которая вас устроила?
Ники Лауда: Цена не обсуждалась, для меня это не имеет значения. Хотя это важно для него и для Cosworth.

Вопрос: Pi - часть этого соглашения?
Ники Лауда: Да, они - половина мотора.

Вопрос: Вы имеете ввиду трекшн-контроль?
Ники Лауда: Нельзя отделять одно от другого, потому что без Pi мотор даже не запустится. Было бы смешно дать им работу по электронике мотора и не дать поработать с трекшн-контролем.