Основные функции всемирного банка, структура, роль в мировой экономике. Всемирный банк: история создания, структура и деятельность

Предлагаем вашему вниманию отрывок из монографии .

Всемирный банк

Группа Всемирного банка, или Всемирный банк, ВБ (World Bank, WB), - это международная кредитно-финансовая структура, предназначенная для предоставления кредитов государствам-членам. В ее состав входят: Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Международная ассоциация развития, МАР (International Development Association, IDA); Международная финансовая корпорация, МФК (International Finance Corporation, IFC); Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID). Первые три организации играют роль банков развития, две оставшиеся призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. Деятельность всех этих структур направляется единой стратегией, но при этом каждая из них выполняет свои специфические функции.

Международная ассоциация развития, созданная в 1960 г., например, специализируется на предоставлении кредитов наиболее бедным странам мира. Международная финансовая корпорация (1956 г.) финансирует только высокорентабельные предприятия в странах с относительно высоким уровнем развития. Одним из главных объектов кредитования является обрабатывающая промышленность. В 1990-е гг. Международная финансовая корпорация являлась главным агентом по формированию фондовых рынков в развивающихся странах. На долю Группы Всемирного банка приходится в общей сложности около 2/3 объема средств, в совокупности получаемых в виде кредитов развивающимися странами.

Формально Всемирный банк имеет статус специализированного учреждения ООН, но после некоторых трений по поводу взаимоотношений с ООH, которые имели место в начале работы Всемирного банка, банк настоял на автономии и функционирует как независимая международная организация. Международный банк реконструкции и развития представляет собой головное учреждение в структуре Всемирного банка.

Как и МВФ, он был создан на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статьи соглашения (устав) вступили в силу 27 декабря 1945 г., а реально функционировать он начал с 25 июня 1946 г.

Примечательно, что членами и получателями кредитов МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ .

Это объясняется тем, что государства – члены Группы Всемирного банка должны проводить свою финансовую и экономическую политику, руководствуясь уставными и прочими требованиями МВФ. Членами других организаций, принадлежащих к Группе Всемирного банка, могут быть, в свою очередь, только государства – члены МБРР. Таким образом, Всемирный банк составляет с МВФ единый институт управления развитием мировой экономики и мировых финансов.

Штаб-квартира Всемирного банка расположена в Вашингтоне, недалеко от штаб-квартиры Международного валютного фонда. Официальные цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств-членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.

Уставный капитал МБРР формируется из взносов государств-членов. Первоначально уставный капитал не превышал 10 млрд долл., в 1998 г. он составлял 190,8 млрд долл., а на 30 июня 2009 г. – уже 1574,3 млрд долл., т. е. возрос за весь период почти в 158 раз, и самый стремительный рост пришелся на 2000-е гг.

Членами организаций Группы Всемирного банка являются в МБРР – 187 государств, в МАР – 170, в МФК – 182, в МАГИ – 175, в МЦУИС – 147 государств. Таким образом, членами Группы Всемирного банка, фактически объектами управления, являются практически все страны мира. Как и в МВФ, размеры паев государств-членов не одинаковы. 15 государств - членов МБРР с наибольшими процентными долями акций представлены на рис. 6.11.

Как и в МВФ, согласно уставу для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Подавляющую часть ресурсов для предоставления займов (до 95%) Международный банк реконструкции и развития привлекает путем выпуска и размещения на мировых финансовых рынках облигаций, которые приобретаются частными банками и другими кредитно-финансовыми институтами. Облигации банка имеют наивысший рейтинг надежности. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и самым крупным заемщиком-нерезидентом во всех странах, где продаются его ценные бумаги. Таким образом, он играет важную роль посредника в международном перераспределении ссудного капитала.

Организационная структура Всемирного банка

Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, который состоит из министров финансов или руководителей центральных банков государств-членов. Его сессии, на которых принимаются наиболее важные решения, определяющие политику банка, проводятся один раз в год и проходят совместно с заседаниями Совета управляющих МВФ.

Исполнительный орган - совет директоров (директорат). Совет директоров осуществляет общее руководство Всемирным банком, включая утверждение всех займов и гарантий, а также принятие других решений, относящихся к функционированию банка. Президент Всемирного банка избирается советом директоров на пятилетний срок и может быть переизбран неограниченное число раз. Он председательствует на заседаниях директората и отвечает за руководство текущей деятельностью банка.

Всемирный банк, согласно неформальным договоренностям, постоянно возглавляет американец. На протяжении истории действия Всемирного банка его всегда возглавляли примечательные личности (табл. 6.2).

Анализ биографий президентов Всемирного банка показывает, что как минимум 8 из 11 президентов были тесно связаны с ФРС США.

Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные и на цели развития (первоначально они назывались кредитами для структурной перестройки). Приоритетными целями кредитов являются: приватизация, либерализация торговли, реформы образования и здравоохранения, инвестиции в объекты инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи), а также развитие сельского хозяйства. Предоставляя такого рода кредиты, банк дает государству-заемщику рекомендации по вопросам экономической политики, предъявляет требования, которые в основном аналогичны требованиям МВФ.

При решении вопроса о предоставлении займа Всемирный банк требует от страны-заемщика предоставления обширной информации относительно состояния ее экономики и с этой целью направляет туда свои миссии. Каждый заем должен получить гарантию правительства страны. В ходе реализации проекта банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты осуществления проекта.

Первоначально основная цель МБРР заключалась в том, чтобы, мобилизуя частный капитал, оказать содействие восстановлению хозяйства в странах, пострадавших от Второй мировой войны. Свою деятельность банк координировал с программой «плана Маршалла». Тогда МБРР фактически не выходил за рамки проектного финансирования.

В 1980-е гг. пересматривается один из основополагающих принципов его кредитной политики - принцип предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты, и вводится практика предоставления кредитов на структурную адаптацию.

То есть фактически банк переориентируется на управление экономическими реформами.

К навязываемым требованиям относятся: ослабление государственного воздействия на экономику, реформы в области государственных финансов, либерализация цен и отмена их контроля, стимулирование экспорта, опора на частный капитал в развитии экономики. Всемирный банк четко согласует свою политику и требования с МВФ. Единое начало очевидно.

Начиная с 1998 г. деятельность Всемирного банка фокусируется на развитии финансового сектора. По объему выделенных в 1998 финансовом году ресурсов он вышел на первое место. Его доля составила около 22% против 6% в предыдущем году. Проблему выхода из азиатского кризиса банк связывал, прежде всего, с развитием финансового рынка и финансовой системы. Таким же образом банк решил выходить и из глобального кризиса 2008 г. Ресурсы, вливаемые в финансовый и частный секторы, продолжают возрастать (рис. 6.12).

Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. После распада Советского Союза постсоветские страны также оказались в фокусе политики Банка. Россия стала членом Всемирного банка менее 20 лет назад (в 1992 г.), однако уже является одним из крупнейших заемщиков за все время функционирования Всемирного банка (рис. 6.13).

Обращает на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты, реализованные в России, были самыми дорогостоящими (табл. 6.3).

Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы Всемирный банк выделил также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались, в том числе, Всемирным банком.

Начиная с 1997 г. Всемирный банк предоставил России более 160 млн долл. на реализацию проектов в сфере образования: на «повышение» качества учебников и введение ЕГЭ.

Было выпущено около 75 новых «модернизированных» наименований учебников, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Среди действующих проектов Всемирного банка в России: реформа здравоохранения, реформа судебной системы, реформа ЖКХ. На средства Всемирного банка также осуществляется борьба с коррупцией. То есть «успехи» социального развития России также программировались Всемирным банком.

Всемирный банк поддерживает экономические реформы только подобные перечисленным выше. Но во многих случаях они разрушительно действуют на национальные экономики и приводят к росту смертности, коррупции, преступности и пр. На примере России хорошо видно, какой урон нанесли все эти проекты основным потенциалам жизнедеятельности страны.

Существуют независимые аналитические оценки результатов деятельности Всемирного банка. За период с 1980 по 2003 г. его кредиты и гранты получили 105 государств. В результате в 39 странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17 - рост ВВП был минимальным (от 0 до 1%), в 33 - умеренным (1–4%). Только 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного банка получили 48 государств, но лишь 3 из них смогли успешно развиваться экономически, а в 23 странах был отмечен экономический спад.

Можно с уверенностью сказать, что Всемирный банк превратился в инструмент американской внешней политики.

США периодически блокируют выделение кредитов и грантов неугодным им государствам мира, поддерживают проекты, выгодные транснациональным корпорациям (90% из которых имеют «прописку» в США). Безусловно, Всемирный банк - это институт глобализации, который является одним из ключевых агентов формирования нового мирового порядка.

Таким образом, БМР, МВФ и Всемирный банк имеют общую направленность своих действий по реализации неолиберальной модели развития мировой экономики. Из чего следует, что эти международные финансово-экономические организации выполняют роль не столько регуляторов, сколько акторов проведения идеи монополярной мировой конфигурации. Не случайны поэтому и глобальные результаты подобной «регуляции».

Всемирный Банк является инвестиционным банком, оказывающим посреднические услуги между инвестором и получателем, занимая у одного и давая в займы другому. Владельцами Банка являются правительства 156 стран-членов, имеющих акционерный капитал в Банке, стоимость которого в 1991г. оценивалась примерно в 175 млрд. долларов.

Всемирный Банк (ВБ) включает в себя две большие организации: Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и Международную Ассоциацию Развития (МАР). Помимо того, в ВБ входит ряд других организаций: объединенная с ВБ, но юридически и финансово независимая от него – Международная Финансовая Корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах; Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

Персонал ВБ насчитывает более 6000 человек, работающих в 40 отделениях по всему миру (однако 95% его служащих работают в Вашингтонской штаб-квартире). Персонал Банка представляет собой коллектив разных специалистов: экономистов, инженеров, градостроителей, агрономов, статистиков, адвокатов, экспертов по портфелю ценных бумаг, сотрудников по вопросам кредитования, экспертов по оценке стоимости проектов, специалистов по телекоммуникации, водоснабжению и канализации, перевозкам, образованию, энергетике, застройке сельской местности, народонаселению и здравоохранению и во многих других областях.

МБРР получает большинство финансовых средств, которые он использует для кредитования развития стран, посредством займов на рынке через выпуск облигаций (имеющих категорию ААА, т.к. их погашение гарантируется правительствами стран-членов) отдельным лицам и частным организациям в более чем 100 странах. МАР, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями от стран-доноров. Банк является главным заемщиком на мировых рынках капитала и самым большим заемщиком – не резидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.

Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Поступления от продажи этих облигаций в свою очередь ссуживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.

Всемирный Банк ссуживает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у Банка. Те развивающиеся страны, у которых валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения превышает 1 200 долларов, могут получить кредиты от МБРР. (Подушный ВНП представляет собой долю материальных ценностей, полученных путем деления стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за один год, на численность населения, проживающего в этой стране). Эти кредиты выдаются под процент немного выше рыночного, под который занимает сам Банк, и, как правило, должны быть выплачены в течение 12- 15 лет.

МАР дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше чем 1 200 долларов, и примерно 80% всех кредитов МАР получают страны с ежегодным подушным доходом ниже 700 долларов. По МАР- кредитам проценты не выплачиваются, и срок их погашения обычно составляет 35-40 лет.

Всемирный Банк существует для содействия развитию бедных стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов и экономических курсов, которые смогут реализовать экономический потенциал этих стран. Банк рассматривает развитие как долговременную целостную задачу.

В течение первых двух десятилетий его существования две третьи общего размера помощи, предоставляемой Банком, шло на проекты по производству электроэнергии и обеспечению транспортных перевозок. Хотя такие проекты по организации инфраструктуры остаются важным звеном, в последние годы Банк разнообразил виды своей деятельности, что связано с обогащением его опыта и приобретением нового понимания процесса экономического развития.

Особое внимание Банк уделяет проектам, от которых выигрывают наибеднейшие слои населения в развивающихся странах. Прямое привлечение этих групп к экономической деятельности осуществляется через выделение кредитов на развитие земледелия и сельской местности, малых предприятий и городов. Банк помогает повысить их производительность и организовать доступ к пользованию такими первостепенными нуждами, как надежные системы водоснабжения и уничтожения отбросов, здравоохранение, регулирование рождаемости, питание, образование и жилищное строительство.

В проектах по организации перевозок большое значение придается строительству дорог между фермами и рынками сбыта продукции. Энергетические проекты существенно увеличивают долю электроэнергии, поставляемой для деревень и небольших ферм. Проекты по развитию промышленности делают больший акцент на создание рабочих мест и малых предприятий. Где это практично, используется трудоемкое строительство. Наряду с электроэнергией Банк поддерживает развитие других источников энергии: нефть, газ, уголь, древесина и биомасса.

Основная доля финансовой и технической помощи развивающимся странам осуществляется Банком в виде поддержки конкретных проектов. Хотя кредитование через МБРР и МАР осуществляется на различных финансовых условиях, критерии оценки проекта, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций МБРР или МАР будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик самого проекта.

Страны-заемщики рассматривают Банк в качестве источника оказания технической помощи. В большой степени техническая помощь, оказываемая Банком в последние годы, превышающая 1 млрд. долларов в год, включает в себя кредиты и ссуды, предоставляемые для других целей. В последнее время произошло значительное увеличение количества финансируемой Банком технической помощи с целью самостоятельного кредитования и предоставления авансов посредством механизмов подготовки проектов Банка. Банк также является исполнительным органом по реализации проектов технической помощи, финансируемых Программой Развития ООН, в особенности в области земледелия и сельского хозяйства, энергетики и планирования хозяйства. Банк в настоящее время уделяет большее внимание технической помощи по организации управленческой структуры и формированию макроэкономической политики в странах, являющихся его членами.

Каждый, поддерживаемый Банком проект, разрабатывается в тесном сотрудничестве с национальными правительствами и местными органами и зачастую в сотрудничестве с другими организациями по оказанию многосторонней помощи. На практике около половины всех поддерживаемых Банком проектов получают также софинансирование из других официальных источников, включая правительства и правительственные организации, другие учреждения многостороннего финансирования, органы по кредитованию экспорта, которые непосредственно связаны с финансированием поставок товаров и услуг из определенной страны, а также коммерческие банки и другие частные финансовые учреждения.

Предоставляя кредиты развивающимся странам, Банк не конкурирует с другими источниками финансирования. Он предназначен для оказания помощи проектам только в тех случаях, когда невозможно получить необходимые средства из других источников на приемлемых условиях. В процессе работы Банк старается укреплять экономику стран, пользующихся его кредитами таким образом, чтобы они смогли отказаться от пользования ресурсами Банка и удовлетворить свои финансовые потребности непосредственно из традиционных источников капитала на тех условиях, которые они могут себе позволить.

Сфера деятельности Банка простирается гораздо шире, чем выполнение кредитных операций. Так как решение о предоставлении Банком займов зависит от экономической ситуации данной страны, МБРР тщательно изучает ее экономику и нужды тех отраслей экономики, для которых он предполагает кредитование капиталовложений или коррективных мероприятий. Такой анализ позволяет выработать основные принципы для формулирования стратегии оказания помощи по долговременному развитию экономики страны в целом и ее основных отраслей.

По мере развития стран-заемщиц необходимость в кредитах от МБРР и МАР отпадает. Из 34 наибеднейших стран, которые пользовались ссудами МАР в течение многих лет, более 24 стран достигли успехов, что позволило им не пользоваться более кредитами МАР. Аналогично, около 20 стран, которые прежде занимали деньги у МБРР, достигли таких успехов, которые избавили их от необходимости делать это. Примером этому является Япония. В течение 14 лет она пользовалась кредитами МБРР. Теперь Банк берет в займы большие суммы у Японии.

Активная деятельность ВБ продолжается и в 1999г., что подтверждается тем, что за этот год уже была выделена рекордная сумма кредитов - 30 млрд. долл. При этом приоритетными направлениями кредитования стала поддержка беднейших слоев населения, а значит борьба с последствиями финансово-экономических кризисов и природными катаклизмами /14/.

В рамках этого Международный банк реконструкции и развития (МБРР), член Группы Всемирного банка, объявил о новых видах займов и финансовых продуктах с хеджированием для своих заемщиков, которые, как ожидается, будут введены в сентябре 1999г.

Новыми финансовыми продуктами являются:

основанный на ставке заем с фиксированной маржей, отличающийся повышенной гибкостью и позволяющий заемщикам корректировать сроки погашения и управлять валютными рисками и рисками по банковским процентам в течение всего срока займа;

самостоятельные продукты с хеджированием, связанные с текущими займами МБРР и призванные помочь заемщикам в управлении валютными рисками, рисками по банковским процентам и рисками товарных цен.

Заем с фиксированной маржей имеет следующие характеристики:

банковская ставка, рассчитываемая на основе специальной ставки, плюс маржа, которая фиксируется на весь срок займа;

возможность выбора валюты, включая евро, японскую иену и доллар США. Использование других валют возможно по желанию клиента;

возможность для заемщиков устанавливать фиксированную ставку процента, ее верхний или верхний и нижний пределы по всем израсходованным суммам в любое время в течение срока займа;

возможность отменять или устанавливать новую фиксированную ставку процента по израсходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность менять валюту по израсходованным и/или неизрасходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность в момент предоставления займа корректировать условия погашения в рамках действующей финансовой политики, что даст возможность заемщику полнее удовлетворить потребности конкретного проекта или обеспечить соответствие условиям стратегии управления национальным долгом.

Предлагаемые самостоятельные продукты с хеджированиемпозволят заемщикам управлять валютными рисками, рисками по банковским ставкам и товарным ценам. К ним относятся:

валютные свопы по всем займам МБРР;

свопирование банковских ставок, установление верхних или верхних и нижних пределов для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей;

товарные свопы на пилотной основе для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей, которые устанавливаются путем переговоров в каждом конкретном случае.

МБРР надеется воспользоваться рамочными соглашениями по деривативам, чтобы позволить заемщикам модифицировать финансовые условия своих текущих обязательств перед МБРР. По просьбе заемщиков будет разрешаться хеджирование в пределах сумм и сроков, выбранных заемщиками. МБРР намерен предложить хеджирование для займов со сроком погашения 10 – 12 лет.

Займы МБРР с более продолжительными сроками погашения могут хеджироваться в зависимости от сроков погашения, действующих на рынках свопов соответствующей валюты. За конверсию существующих займов в займы с фиксированной маржей и за использование самостоятельных продуктов с хеджированием будет взиматься комиссия в размере от 1/8 до 3/8 процента от основной суммы.

МБРР также предлагает мультивалютные займы – пулы, моновалютные займы с переменной маржей, рассчитываемые по специальной ставке и с коррекцией маржи каждые полгода, а также моновалютные займы с фиксированной ставкой, которая рассчитывается отдельно для каждой израсходованной суммы. МБРР будет и далее предлагать первые два из указанных продуктов наряду с новым займом с фиксированной маржей, однако существующий займовый продукт с фиксированной ставкой будет действовать только до 1 декабря 1999г., когда в силу вступят новые специальные обязательства по займам.

Введение новых финансовых продуктов будет сопровождаться широкой информационной кампанией, направленной на то, чтобы позволить заемщикам лучше понять смысл новых займов и продуктов с хеджированием и принимать более обоснованные решения, позволяющие им наиболее полно использовать функциональную гибкость новых продуктов.

Новые вводимые займы и продукты с хеджированием являются естественным продолжением процесса разработки продуктов самими клиентами, который начался в 1993г. с введением моновалютных займов и продолжился с предоставлением возможности выбора валюты в пул-займах, предлагавшихся заемщикам с 1996 по 1998гг. С 1996г. заемщики МБРР предпочли условия моновалютных займов в 95% своих обязательств перед МБРР. Заемщики также перевели суммы в разных валютах пул-займов, эквивалентные б7 млрд. долл. (58%), в моновалютные займы на основании конвертационного предложения от 1 июля 1998г.

Всемирный банк утвердил для России заем на Второй проект ремонта и содержания автомобильных дорог на сумму 400 млн. долл.

Этот проект:

будет способствовать существенному улучшению дорожного финансирования, в частности, за счет значительного повышения платы за пользование дорогами, взимаемой с тяжелых грузовиков;

улучшит состояние отдельных приоритетных дорог и мостов федеральной дорожной сети, включая Сибирь и Дальний Восток, а также территориальных дорог Красноярского и Хабаровского краев; при этом неблагоприятные экологические и социальные воздействия дорожных работ будут либо полностью предотвращены, либо сведены к минимуму, и расширятся институциональные возможности Федеральной дорожной службы России (ФДС) в том, что касается управления и мониторинга таких воздействий;

улучшит управление контрактами со стороны ФДС и дорожных администраций участвующих регионов и укрепит их возможности в области содержания дорог;

будет способствовать дальнейшему развитию частной дорожно-строительной и консалтинговой индустрии и выведет применение конкурсных торгов за пределы проектов, финансируемых за счет займов Всемирного банка; .

улучшит распределение местных ресурсов, выделяемых на дорожные работы, обеспечив экономически более обоснованный отбор проектов.

Для достижения целей проекта будет увеличена доля издержек, связанных с проездом тяжелых грузовиков, которая будет компенсироваться за счет платы за пользование дорогами; будет увеличена протяженность федеральных и территориальных дорог, состояние которых улучшится; будет повышен процент дорожно-мостовых работ, финансируемых из местных источников, контракты на которые присуждаются частным фирмам по результатам конкурсных торгов; будет проводиться ежегодный финансовый и технический аудит Федерального дорожного фонда; будет увеличена доля местных ресурсов, выделяемых на дорожно-мостовые работы по результатам анализа затрат и выгод.

Заем предоставляется в долларах США под стандартную ставку процента ВБ, установленную для моновалютных займов на основе ставки ЛИБОР; срок погашения составляет 17 лет, включая 5-летний льготный период.

Таким образом, Всемирный банк:

старается способствовать экономическому развитию наиболее бедных стран мира;

оказывает помощь развивающимся странам посредством долгосрочного финансирования проектов и программ по их развитию (предоставляет кредиты развивающимся странам, имеющим ВНП на душу населения более 1200 долл. в год, через МБРР);

предоставляет наибеднейшим странам, имеющим ВНП на душу населения меньше 1200 долларов в год, специальную финансовую помощь через Международную Ассоциацию Развития (МАР);

поддерживает частные предприятия в развивающихся странах через свой филиал – Международную Финансовую Корпорацию;

приобретает большинство своих финансовых ресурсов через займы на международном рынке облигаций;

имеет уставный капитал в 175 млрд. долларов, из которого около 9 процентов оплачивается странами-членами;

имеет численность сотрудников около 6000 человек из более чем 100 стран-членов.

) влиятельной финансовой организацией является Всемирный банк (World Bank). Что он из себя представляет, кем управляется, каким странам выделяет финансовую помощь и на каких условиях — и чем занимается Всемирный банк в России?

История Всемирного банка

Организация с наименованием Международный банк реконструкции и развития (МБРР) точно так же, как МВФ, была основана по решению Бреттон-Вудской конференции, посвященной обсуждению финансовых и валютных отношений после Второй мировой войны и прошедшей в июле 1944 в США.

Формально учрежденный 27 декабря 1945-го, МБРР предоставил первый заем в размере $250 млн. только при втором президенте по имени Джон Макклой, занимавшем пост с 17 марта 1947 по 1 июля 1949 года. Заемщиком оказалась Франция, а обязательным условием кредитования - неучастие коммунистов в коалиционном правительстве страны. В дальнейшем Всемирный банк активно кредитовал Японию и страны Западной Европы, восстанавливавшие экономики после войны в рамках плана Маршалла. Со временем образовалась Группа Всемирного банка из нескольких организаций, решающих различные задачи. Штаб-квартиры всех организаций расположены в Вашингтоне.

Дальнейшие вехи истории:

1960 год - учреждение Международной ассоциации развития;

1968-1980 - увеличение объемов и расширение структуры кредитов развивающимся странам;

1980-1989 - кредитование экономик третьего мира, направленное на их развитие, с сокращением займов на социальные расходы правительств;

С 1989 - дальнейшее расширение спектра кредитов на самые разнообразные цели

В 2007 году Всемирный Банк предоставил развивающимся странам в виде кредитов и займов 23.6 млрд. $.

Структура Всемирного банка

Группа Всемирного банка

Группу Всемирного банка (World Bank Group) на сегодня составляют 5 структур:

  1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - осуществляет финансирование в форме кредитов стран со средним доходом и кредитоспособных государств-членов;

  2. Международная ассоциация развития (МАР) - дает гранты и беспроцентные займы правительствам беднейших стран;

  3. Международная финансовая корпорация (МФК) - кредитует исключительно частные компании;

  4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) - привлекает прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны путём предоставления гарантий инвесторам и кредиторам, служащих страховкой от политических рисков;

  5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - занимается разрешением споров, связанных с иностранными инвестициями

При этом понятие «Всемирный банк» относится только к образующим его МБРР и МАР, а понятие «Группа Всемирного банка» — ко всем пяти организациям.


Высший орган управления - Совет управляющих, заседающий раз в год в рамках Ежегодных совещаний Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. В Совет управляющих входят по одному представителю от 189 стран-участниц. Количество голосов каждой из них зависит от доли в капитале банка. Следующей иерархической структурой является Координационный комитет:


Текущей деятельностью руководит находящийся в штаб-квартире Совет директоров, 20 из членов которого представляют группы стран-членов, 5 - крупнейших акционеров:

1. США (16.4% акций);

2. Япония (7.9% акций);

3. Германия (4.5% акций);

4. Великобритания (4.3% акций);

5. Франция (4.3% акций)

Председательствует на заседаниях Совета директоров и возглавляет общее руководство банком его президент, который избирается на 5-летний срок Советом управляющих. С 2012 года пост президента занимает повторно избранный в 2017-м Джим Ён Ким - как и все предшественники, гражданин США. Общая численность сотрудников Всемирного банка почти 12 000 человек, около 60% работают в США.

Членство в организации

Условием членства в МБРР является членство страны-участницы в МВФ. В свою очередь, чтобы стать членом любой другой организации Группы Всемирного банка, стране следует прежде войти в МБРР.

Членами Международного банка реконструкции и развития на сегодня являются 189 государств, Международной ассоциации развития - 173.

Цели деятельности и функции Мирового банка

Основные направления Мирового банка:

Финансирование госпрограмм развития и реконструкции;

Помощь беднейшим странам, борьба против голода и нищеты;

Поощрение и поддержка глобального партнерства;

Мат. стимулирование устойчивого развития окружающей среды;

Улучшение охраны материнства и детства, борьба с ВИЧ / СПИД и массовыми инфекционными заболеваниями

МБРР и МАР финансируют проекты в самых разнообразных областях в форме:

Кредитов под низкие проценты;

Долгосрочных беспроцентных займов;

Грантов

Средства банка состоят из капитала, накопленного за много лет и пополняемого взносами стран-членов, а также выручки от продажи облигаций банка.

В прошлом, 2017 году, согласно годовой отчетности банка, МБРР предоставил 17 861 млн. долларов, а МАР — 12 668 млн. В отношении регионов средства распределялись довольно равномерно: в Африку направлено 23% средств (хотя из МАР было выделено 6 623 млн., а из МБРР только 427), в Южную Азию — 18%, в Восточную Азию и Тихоокеанский регион — 17%. В 2017 финансовом году МБРР привлек сумму, эквивалентную 56 млрд. долл. США, путем выпуска облигаций в 24 валютах. Согласно Standard & Poor’s, облигации имеют высший рейтинг надежности. Следовательно, такие облигации подходят не только для корпораций, но и для традиционно осторожных страховых компаний и пенсионных фондов.


При этом МАР финансируется в значительной степени за счет взносов государств-партнеров из числа развитых стран и стран со средним уровнем дохода. Кроме того, часть денег идет из дохода МБРР. С 2016 года МАР имеет наивысший рейтинг кредитоспособности.



Помимо финансирования проектов государственного и частного секторов организация оказывает развивающимся странам консультационные и аналитические услуги. На официальном сайте банка worldbank.org публикуются данные Всемирного банка по состоянию экономики, образования, здравоохранения и других аспектов развития стран-участниц.

Всемирный банк в России

Россия вступила в четыре из пяти структур Группы Всемирного банка в 1992 году. Доля РФ в капитале МБРР на сегодняшний день составляет 2,98%. В Совете управляющих ВБ страну представляет глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В июле 2014 из-за санкций, наложенных на Россию, получение страной нового финансирования приостановлено. Однако Программа государственных внешних заимствований РФ в ВБ и в настоящий момент состоит из 16 проектов суммарно на $2 млрд.

Кроме того, по данным МИД РФ, Всемирный банк в России обладает портфелем в 6 проектов на общую сумму кредитов в $435 млн.

Критика мирового банка

Мировой банк часто обвиняют в том же, что и Международный валютный фонд - кредитовании развивающихся стран с навязыванием им определенных ограничений и требованием проведения реформ, загоняющих государства в кредитную кабалу.

Один из VIP-критиков ВБ Нобелевский лауреат-экономист Джозеф Стиглиц, одно время работавший в организации главным экономистом и знающий ее изнутри - доказывает, что программы МБРР не обеспечивают устойчивого развития экономики государств третьего мира. Эксперт отмечает, что пока Россия следовала рекомендациям Мирового банка, в стране упали реальные доходы граждан, а игнорирующий мнение США Китай тем временем добился экономического роста.

В числе самых известных и масштабных международных финансовых организаций — Всемирный банк. Деятельность данного учреждения признается экспертами как исключительно важная с точки зрения сбалансированного развития экономик государств мира. В числе ключевых направлений деятельности ВБ — содействие развивающимся государствам в области совершенствования модели национального хозяйства. Для успешного решения этой и иных задач в структуре ВБ создано сразу несколько учреждений. Какова их специфика? Каким образом реализуются функции ВБ?

Общие сведения о Всемирном банке

Что это за учреждение — Всемирный банк? Полное название и функции данной структуры — чем они примечательны? Всемирный банк (The World Bank, ВБ) — это которая объединяет в себе несколько различных учреждений.

В соответствии с публичными данными, отражающими деятельность ВБ, основная задача банка — повышение уровня экономического развития государств посредством предоставления им финансовой помощи со стороны обеспеченных стран. Организация была создана в 1945 году. Штаб-квартира банка располагается в Вашингтоне.

Структура ВБ

Рассмотрим специфику учреждений, которые формируют структуру Всемирного банка. В рассматриваемую финансовую организацию входят:

  • МБРР (или Международный банк реконструкции и развития);
  • МАР (ассоциация, заведующая вопросами развития);
  • МФК (или Международная финансовая корпорация);
  • МАГИ (агентство, в ведении которого — гарантии инвестиций);
  • МЦУИС (центр, занимающийся урегулированием споров в рамках инвестиционных проектов).

Данные организации призваны предоставлять нуждающимся государствам займы по приемлемым ставкам, а в ряде случаев — беспроцентные. Также предусмотрена поддержка стран с помощью грантов. Условия предоставления соответствующей помощи ВБ — либерализация экономики, проведение приватизации, необходимых реформ в сфере образования, здравоохранения, совершенствование инфраструктуры.

Рассмотрим теперь основные функции Всемирного банка.

Функции ВБ

Исследователи выделяют следующий их спектр:

  • инвестиционные активности (главным образом в развивающихся странах, в сферах здравоохранения, а также образования);
  • консультационная поддержка национальных правительств по экономическим вопросам, аналитическая деятельность;
  • совершенствование предоставляемых финансовых сервисов;
  • посредническая деятельность (в сфере распределения ресурсов между развитыми и экономически отстающими странами).

Таким образом, рассматриваемая играет значимую роль для мировой экономики. Отмеченные функции Всемирного банка важны с точки зрения сбалансированного хозяйственного развития современных государств. Рассмотрим теперь, посредством каких механизмов ВБ реализует их на практике. Можно рассмотреть данный вопрос в контексте активностей отмеченных выше учреждений, которые входят в структуру Всемирного банка. Начнем с МБРР.

Специфика деятельности МБРР

МБРР или Международный банк реконструкции и развития — учреждение, которое, не считая ВБ, также подведомственно ООН. Многие функции Всемирного банка реализуются на базе данной организации. По сути, МБРР — это головная структура Всемирного банка. Можно отметить, что учреждение было образовано раньше, чем, собственно, сам ВБ, в 1944 году. Международный банк реконструкции и развития был образован после Бреттон-Вудской Конференции. Целью его учреждения стало стимулирование восстановления экономик государств, которые пострадали в ходе военных действий.

В 50-х годах МБРР начал выполнять некоторые функции Всемирного банка, отмеченные нами выше — в частности, предоставлять кредиты развивающимся государствам. В 90-х соответствующего типа займы организация начала выдавать странам с переходной хозяйственной системой. Специфика кредитов МБРР — в долгосрочности. Займы учреждение выдает на срок порядка 15-20 лет. Финансовые активы банка формируются членскими взносами, величина которых зависит от квот, определенных для государств-участников.

Специфика деятельности МАР

Другая важнейшая структура, ответственная за функции Всемирного банка — МАР, или Международная ассоциация развития. Она была образована в 1960 году. Целью ее учреждения являлось предоставление льготных кредитов с длительным сроком выплат — порядка 40-50 лет — государствам, характеризующимся низким уровнем экономического развития. Так, например, в 1961 году организация приняла решение выдать соответствующие займы Индии, Чили, Гондурасу, а также Судану. МАР не только выдает кредиты с целью помощи правительствам стран с низким уровнем экономического развития, но также и содействует экспорту товаров из развитых государств в развивающиеся. Также в компетенции МАР — реализация различных социальных программ. Рассчитывать на кредит от МАР могут государства, которые не способны обслуживать займы на условиях МБРР. С момента своего основания организация выдала кредитов более чем на 90 млрд долларов США.

Чем занимается МФК?

МФК, или Международная финансовая корпорация — другая важнейшая структура, которую включает в себя группа Всемирного банка. Функции ее сводятся к предоставлению кредитов, направленных на стимулирование промышленности стран с невысоким уровнем экономического развития. Главная цель данной организации — содействие инвестированию в проекты, реализуемые в развивающихся странах, улучшению уровня жизни проживающих в них граждан. Займы от МФК выдаются частным предприятиям, которые показывают хорошие цифры по рентабельности. Срок кредитов — в пределах 15 лет. За все время своей деятельности организация выдала займов более чем на 20 млрд долларов США.

Особенности деятельности МАГИ

Чем особенно примечателен Всемирный банк — структура и функции данной организации достаточно сбалансировано распределены между обособленными структурами. В числе учреждений, отвечающих за решение большого объема задач в области инвестирования — МАГИ. Чем оно занимается? МАГИ, или Международное агентство по гарантированию инвестиций, занимается вопросами страхования соответствующих финансовых вложений от различных некоммерческих рисков, а также консультационной работой в процессе коммуникаций с правительствами государств. МАГИ стимулирует привлечение капитала в развивающиеся страны с целью улучшения их экономических показателей.

Риски, которые анализируют эксперты организации, могут отражать специфику переводов валюты, конфискацию частной собственности, политическую нестабильность. МАГИ содействует обеспечению устойчивости в развивающихся государствах, а также информированию инвесторов относительно перспектив денежных вложений в экономики соответствующих стран. В числе основных инструментов деятельности МАГИ — гарантии. Организация с момента основания выдала их на сумму более 17 млрд долларов США. При содействии учреждения в развивающихся странах было размещено инвестиций на сумму более 50 млрд долларов США.

Специфика работы МЦУИС

Изучая специфику, которой характеризуются структура и функции Всемирного банка, следует обязательно исследовать особенности деятельности МЦУИС, или Данная организация содействует защите интересов партнеров, участвующих в тех или иных в рамках доступных правовых процедур. МЦУИС занимается устранением возможных барьеров внеэкономического характера, которые сопутствуют взаимодействию государств и предприятий в процессе международного сотрудничества. Рассматриваемое учреждение реализует свои функции посредством двух основных механизмов — примирения, а также арбитражного судопроизводства. Услуги МЦУИС — платные, участие в них — добровольное.

Особенности кредитов ВБ

Изучим специфику кредитов, которые предоставляются с целью решения главной задачи, находящейся в компетенции такого учреждения, как Всемирный банк — развития государств с отстающей экономикой. Организация предоставляет займы в двух основных разновидностях. Во-первых, это инвестиционные кредиты. Они предоставляются с целью финансирования промышленных отраслей в экономиках развивающихся государств, а также в иных сегментах хозяйственных систем, важных с точки зрения решения социально-экономических задач. Во-вторых, это направляемые на стимулирование политического развития стран. Их получение предполагает проведение государствами необходимых реформ.

Консультационная поддержка

В ряде случаев Всемирный банк может выполнять функции, которые фактически сводятся к посредничеству между иными финансовыми институтами или инвесторами и правительствами стран, нуждающихся в финансовой поддержке. Так, например, получение нужных займов государством в ряде случаев может быть связано с необходимостью соответствия их экономик и политических систем определенным критериям, которые желают видеть кредиторы. Деятельность Всемирного банка может быть связана, таким образом, с консультационной поддержкой правительств государств на предмет осуществления мероприятий, направленных на достижение соответствия национальной хозяйственной и политической систем необходимым критериям.

Стратегия деятельности Группы ВБ

Основные направления активностей ВБ, как в области кредитной политики, так и в сфере консультационных услуг, фиксируются в отдельном документе — Стратегии деятельности Группы ВБ. Данный источник задействуется как ключевой при взаимодействии Всемирного банка с правительствами государств, испытывающими потребность в финансовой помощи. Стратегия вместе с тем носит рамочный характер. Конкретные направления деятельности ВБ в области помощи отдельному государству прорабатываются, исходя из специфики его экономики и политической системы.

Источники финансирования деятельности

Итак, мы изучили некоторые из ключевых аспектов деятельности такого учреждения, как Всемирный банк. Расшифровка и функции данной организации нам также известны. Изучим теперь такой аспект активностей ВБ, как привлечение средств для финансирования деятельности. За счет каких источников функционирует данная международная организация?

Существуют разные способы привлечения ВБ денежных средств для развития, а также выполнения ключевых функций. Например, что касается кредитов МБРР развивающимся государствам, то соответствующие финансовые ресурсы привлекаются за счет продаж облигаций, обладающих высоким рейтингом. Другой источник, задействуемый в деятельности ВБ — собственный капитал, который вносится странами-участницами организации. Данный ресурс также задействуется с целью выполнения обязательств, связанных с обслуживанием долговых обязательств перед МБРР. В распоряжении ВБ также есть в размере более чем 193 млрд долларов США. На практике данным ресурсом организация еще не пользовалась, но у нее есть такое право.

ВБ и другие международные организации

Итак, мы изучили ключевые особенности, которые характеризуют Всемирный банк. Полное название и функции данного учреждения нам также известны. Можно ли сказать, что ВБ — уникальное в своем роде учреждение? Отчасти это так. Но есть еще ряд международных организаций, функции которых имеют определенные признаки схожести с активностями Всемирного банка. Рассмотрим ряд примеров.

В частности, определенную близость имеют функции Всемирного банка и ОПЕК. Дело в том, что значительный процент государств, входящих в Организацию стран-экспортеров нефти, относится к категории развивающихся. Функции ОПЕК выражаются, в частности, в стимулировании развития их экономики за счет отлаженных процедур экспорта соответствующего типа сырья на мировые рынки.

Всемирный банк и МВФ

Функции и роль в мировой экономике Всемирного банка в достаточной мере близки таковым для Данные организации также объединяет тот факт, что оба они — учреждены с целью восстановления экономик стран мира после Второй мировой войны. Достаточно близки принципы выстраивания организационной структуры ВБ и МВФ. Так, например, величина взноса того или иного государства в общий капитал учреждения определяет степень его влияния на деятельности учреждения. Схожесть функций указанных организаций прослеживается в том, что они сконцентрированы вокруг решения задач по стимулированию экономического развития стран, нуждающихся во внешней финансовой поддержке — например, в силу дефицита платежного баланса.

(The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Всемирный банк не является «банком» в общем смысле этого слова; он является международным сообществом стран-акционеров, имеющих своих представителей в Совете исполнительных директоров. Эти представители определяют политику Банка и осуществляют надзор за его деятельностью.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • , специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка еще три организации:

  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Всемирный банк является одной из двух (наряду с ) крупных финансовых организаций, созданных по итогам , состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 стран обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активного кредитования вследствие повышенных требований к заемщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя в качестве первого заемщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долларов США. Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объемы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнес в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заемщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Основные цели и задачи Всемирного банка :

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким , позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.