Расчет страховых взносов. Пример расчета страховых взносов

В отличие от НДФЛ, оплата в ФСС осуществляется не из дохода, получаемого наемным работником, а организацией, в которой он занимается трудовой деятельностью. После того как бухгалтерия организации проведет расчеты по заработной плате, нужно рассчитать процент, который следует перечислить в ФСС. Сложность этой процедуры в том, что размер страховых взносов зависит не только от величины дохода работника, но и от процентов, применяемых для исчисления взносов.

Как и в оплате разного вида налогов, уплачивать взносы необходимо в обозначенные сроки. В случае невыполнения этого требования работодатель со стороны ФСС подвергается штрафным санкциям. Помимо своевременного платежа, организациями должны регулярно заполняться формы отчетности, в которых предоставляется информация об уплаченных в фонд средствах.

Сейчас ставка ФСС составляет 2,9%. Но, помимо регулярного перечисления этой суммы, с каждого дохода работника высчитывается и взнос ПФР, составляющий 22%. К этим взносам прибавляется и регулярный платеж в ФОМС. Величина суммы, перечисляемой в него, должна составлять 5,1% от всего дохода работника. При подсчете всех сборов получается, что организация обязана перечислять 30% от размера выплачиваемого работнику дохода.

Высчитываемый ФСС процент должен перечисляться в фонд не самим работником, а организацией, где он ведет трудовую деятельность.

В зависимости от ситуации начисляемая фондом сумма будет иметь особую величину.

К примеру, в ситуации с заболеванием работника сумма выплаты из фонда будет составляться на основе двух факторов: осуществляемых ранее перечислений в фонд из зарплаты работника, а также срока его деятельности на текущей работе. При этом величина суммы, перечисляемой с зарплаты работника в фонд, не имеет зависимости от частоты страховых ситуаций. Не зависит также и величина выплачиваемой впоследствии фондом суммы в случае заболевания и выхода в декрет работника.

Смотрите также видео об изменениях в тарифах по страховым взносам до 2018 года включительно:

Сроки уплаты отчислений в фонд

Для проведения процедуры оплаты высчитанных по зарплате работников взносов выделяется срок до 15 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Перечисление взносов организации обязаны осуществлять каждый месяц. Таким образом, в зависимости от размера начисляемой работнику зарплаты и возможных его заболеваний перечисляемая в фонд сумма может немного различаться.

Сумма ежемесячного платежа взносов организациями высчитывается следующим образом. Для получения точной суммы взносов, которую необходимо внести за прошедший месяц, используется сумма пособий, которые были начислены с фонда ФСС в текущем месяце. Из этой суммы происходит вычитание взносов, идущих на страховые случаи, связанные с материнством и заболеваниями. В эти взносы входят начисления, произведенные по основной ставке, а также по пониженной. Полученная в итоге сумма и будет являться обязательным взносом, который следует уплатить компании за прошедший месяц.

Пример пошагового расчета

Расчет суммы, выплачиваемой ФСС, происходит в несколько этапов:

  1. Осуществляется подсчет сумм доходов, выплачиваемых работникам, числящимся в организации.
  2. К полученной единой сумме добавляются средства за физ. лиц, ведущих в организации временный вид деятельности.
  3. Из полученной таким образом суммы происходит вычитание суммы пособий, ранее выданных ФСС работникам организации.

Передаваемая организацией в фонд сумма, начисляемая с зарплаты работника на несчастный случай, составляет всего 0,2%. В зависимости от численности дней деятельности работника, величина зарплаты, а также и перечисляемой суммы подвергается изменению. Перечисляемые ежемесячно в фонд суммы впоследствии подвергаются суммированию.

На что идут отчисления в ФСС

Все перечисляемые в фонд организацией суммы предназначены для поддержки финансового положения работников организации в ряде непредвиденных ситуаций. К таким ситуациям, при которых положена работнику материальная помощь, относится:

  • Временная нетрудоспособность, связанная с болезнью работника. Выплаченные фондом средства идут на погашение части суммы, потраченной работником на лечение.
  • Необходимая реабилитация работника в санатории и другом учреждении частично компенсируется средствами из фонда.
  • Безработный. Для людей, не имеющих официального трудоустройства, фондом предусмотрена временная финансовая поддержка.
  • Беременность. На этот случай в фонде предусмотрено особое пособие.
  • Рождение и последующий уход за ребенком. На весь период больничного фонд осуществляет особую выплату пособия.
  • Поддержка дошкольников. Осуществляется постоянная передача средств фондом на частичное их обеспечение.
  • Система страхования. Всегда имеются изъяны, и для их устранения в существующей ныне системе социального страхования фондом выделяются определенные суммы.

Социальное страхование — это система поддержки (постоянной, временной) граждан страны при достижении ими определенного (пенсионного) возраста или в случае их недееспособности. Поэтому каждый гражданин РФ должен быть участником программ социального страхования (государственного).

Основы социального страхования

Поддержка граждан всех категорий, в том числе за счет выплат, производится средствами государственного фонда, частных или коллективных страховых фондов. За счет ресурсов фондов, включая ФСС, производится оплата:

  • пенсий по достижении гражданином установленного законом возраста;
  • пособий (по инвалидности, по потере кормильца, по уходу за ребенком);
  • расходов на погребение;
  • санаторно-курортных мероприятий (для малоимущих граждан);
  • иных социальных проектов.

Формирование бюджета фонда социального страхования осуществляется за счет обязательных отчислений работодателей всех форм собственности, работающих граждан (включая занятых индивидуальной деятельностью), государственных дотаций, добровольных взносов физических лиц и организаций, доходов от инвестирования части свободных ресурсов фонда в ликвидные ценные бумаги (государственные).

Документ о социальном страховании – страховое свидетельство в виде пластиковой карточки с индивидуальным номером, являющееся обязательным для получения всеми гражданами страны, включая несовершеннолетних детей. Посредством страхового номера ведется учет поступления выплат от работодателей на счета граждан в счет будущей пенсии.

Свидетельство можно получить в любом отделении фонда по месту регистрации (жительства) при предоставлении удостоверения личности (паспорта) или через работодателя по первому месту работы. Наличие свидетельства является обязательным условием для работодателя при принятии в штат нового сотрудника.

Порядок уплаты взносов в ФСС

Уплата взносов по страхованию производится в соответствии с тарифными ставками, устанавливаемыми федеральным законом для предприятий и граждан, использующих труд наемных работников. Производится расчет отчислений на социальное страхование по всем видам оплаты труда, кроме законодательно установленных исключений.

Оплата социальных платежей должна выполняться ежемесячно до 15-го числа следующего за отчетным месяца. Теперь законодательно предусматривается возможность использования отсрочки по оплате для организаций с сезонным типом работ, пострадавших от стихийных бедствий, для ряда бюджетных структур.

За несоблюдение утвержденного порядка по начислению и уплате страховых взносов в фонд соцстрахования к плательщикам применяются штрафы и финансовые санкции.

Размер отчислений в фонд социального страхования устанавливается законом РФ и может быть дополнен региональными решениями. На размер тарифа влияет отраслевая принадлежность плательщика, сфера деятельности, выбранный режим для налогообложения, категория плательщика. В 2016 году действующей ставкой по социальному страхованию (обязательному) принято значение 2,9%.

Страховые платежи в фонды (внебюджетные) должны производиться со всех видов выплат, расчет которых был произведен по работнику. Работодателем по каждому работнику самостоятельно определяется база для расчета величины страхового взноса нарастающим итогом (с начала года).

Взносы в ФСС начисляются по тарифной ставке (2,9%) с выплат до величины в 718 тыс.руб. и по тарифной ставке 0% — с выплат, превышающих указанную сумму. Лимиты по суммам утверждены Правительством РФ (постановление № 1265 от 26.11.2015 г.).

Пример расчета:

Заработная плата инженера составляет 300 000 руб. В 2016 г. (в январе) начислены премиальные суммы в размере 450 000 руб. Общий доход за месяц равен 750 000 руб. Процент отчислений на социальное страхование принят в размере 2,9%.

Начисление в ФСС составит:

718 000 * 100 / 2,9 = 20 822

(750 000 – 718 000) * 0% = 0

Итого: 20 822 руб.

Значимость отчислений на социальное страхование и обеспечение связана с тем, что они представляют собой отложенную долю от заработной платы каждого гражданина, которая возвращается при наступлении некоторой чрезвычайной ситуации, приведшей к потере трудоспособности, или в качестве обеспечения при выходе на пенсию по достижении законодательно установленного возраста.

Расчеты с ФСС - порядок исчисления и уплаты взносов в этот фонд является актуальной темой не только для работодателей, наемных работников, но и для физических лиц, пользующихся трудом других физиков за плату. О том, как правильно посчитать и заплатить страховые взносы в соцстрах, расскажем в этой статье.

Кто должен платить страховые взносы в ФСС с зарплаты и других выплат

Есть два вида платежей в ФСС, регулируемые разными законами:

  • «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Кроме того, страхование во внебюджетных фондах регулируется общим законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратит силу с 01.01.2017).

О том, кто является страхователем и плательщиком страховых взносов в ФСС, говорится в ст. 2.1 закона № 255-ФЗ и ст. 3 закона № 125-ФЗ. Главным посылом этих статей является то, что если кто-либо нанимает лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию, то он автоматически становится страхователем, обязанным начислять и уплачивать взносы в ФСС. Страхователями могут быть:

Теперь разберемся, кто в обязательном порядке должен быть застрахован в ФСС. Это изложено в ст. 2 закона № 255-ФЗ и ст. 5 закона № 125-ФЗ. В таблице ниже указано, кто конкретно подлежит страхованию:

  • из граждан РФ;
  • иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ все время или не всегда;
  • иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в РФ временно.

Работающие лица

Страхование ВНиМ (ст. 2 закона № 255-ФЗ)

Страхование НС и ПЗ (ст. 5 закона № 125-ФЗ)

Лица, трудящиеся в соответствии с трудовым договором

Лица, лишенные свободы по суду и занятые в труде за плату

Да, если прописано в договоре

Адвокаты, ИП, члены крестьянских хозяйств, физлица, не являющиеся ИП

Нет, но могут застраховаться добровольно

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • лица, которые замещают госдолжности РФ, госдолжности субъекта РФ, а также муниципальные госдолжности, замещаемые на постоянной основе;
  • члены производственного кооператива, которые лично участвуют в его деятельности;
  • священнослужители.

Как рассчитать взносы в ФСС по ВНиМ и страхованию от несчастных случаев (пример)

Базой для начисления взносов являются выплаты работодателем-страхователем своему застрахованному работнику в соответствии с трудовым договором или, в отдельных случаях, договором ГПХ (ст. 8 закона № 212-ФЗ и ст. 20.1 закона № 125-ФЗ). При этом ст. 9 закона № 212-ФЗ и ст. 20.2 закона № 125-ФЗ предусматривают список выплат, которые не должны учитываться при расчете базы для соцвзносов.

Пределом для начисления платежей в ФСС по ВНиМ в 2016 году установлена сумма 718 000 руб. в силу пп. 4-5 закона № 212-ФЗ и постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265. Сверх этой суммы взносы на ВНиМ не начисляются, для взносов на травматизм ограничений нет.

Ставка взносов на ВНиМ в 2016 году равна 2,9% (ст. 58.2 закона № 212-ФЗ). Но также существуют пониженные тарифы для некоторых страхователей, найти их можно в ст. 58 закона № 212-ФЗ. Ставки взносов «на травматизм» расписаны в законе о тарифах на страхование от НСиПЗ от 22.12.2005 № 179-ФЗ и варьируются в пределах 0,2-8,5%, некоторым организациям, указанным в ст. 2 закона № 179-ФЗ дается скидка в 40%. А также страхователь может заслужить некоторые скидки или, наоборот, надбавки по результатам его работы, учитывая оценку охраны труда (ст. 22 закона № 125-ФЗ).

Ежемесячный платеж рассчитывается следующим образом:

П(n) = (Б × Т) - ∑П(1, 2... n - 1),

П(n) — ежемесячный обязательный платеж за месяц n;

Б — база с начала года нарастающим итогом до конца месяца, за который ведется расчет;

Т — процент страховых взносов;

∑П(1, 2... n - 1) — сумма ежемесячных платежей за предыдущие месяцы.

Пример

Месячная зарплата инженера Корабельникова П. Ю. равна 123 700 руб. С января по июнь он работал без больничных, отпусков и командировок, получая по 123 700 руб. ежемесячно. Рассчитаем взносы в ФСС, которые должен уплатить работодатель на выплаты Корабельникову в мае и июне. Организация относится к 1-му классу профриска.

Проверим, не превышена ли предельная база в мае:

123 700 × 5 = 618 500 руб.

Нет, не превышена, поэтому начисляем взнос на случай ВНиМ:

618 500 × 2,9% - 123 700 × 4 × 12,9% = 3 587,3 руб.

Взнос на случай НСиПЗ:

618 500 × 0,2% - 123 700 × 4 × 0,2% = 247,4 руб.

В июне база 123 700 × 6 = 742 200 руб., что больше предельной базы 718 000 руб. Поэтому за полугодие взнос на ВНиМ рассчитываем с 718 000 руб. Начислено к уплате в июне:

718 000 × 2,9% - 618 500 × 2,9% = 2885,5 руб.

Взнос на случай НСиПЗ:

742 200 × 0,2% - 618 500 × 0,2% = 247,4 руб.

Когда делать платежи и как отчитываться в ФСС в 2016 году

Заплатить рассчитанный платеж нужно не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ, п. 4 ст. 22 закона № 125-ФЗ).

О том, что готовит нам грядущий год касательно расчетов по страховым взносам, — в статье .

Расчет взносов и отчетность для добровольно застрахованных по ВНиМ

Правила добровольного страхования в ФСС на случай ВНиМ рассматриваются в ст. 4.5 закона № 255-ФЗ. Годовая сумма взносов рассчитывается на основе МРОТ, действовавшего на начало года, и ставки 2,9%. Таким образом, формула для расчета:

П = МРОТ × Т × 12,

П — сумма взносов за текущий год;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, определенный на начало года, за который считаем взносы;

Т — процент соцвзносов.

Перечислена эта сумма в фонд добровольцами должна быть до конца настоящего года — до 31 декабря.

Итоги

Соцвзносы в ФСС начисляются на выплаты работникам, имеющим трудовые отношения со страхователем. Платят взносы не только организации, но и физлица, нанимающие работников. Необходимо также помнить о предельных величинах базы, при достижении которых взносы в ФСС платить не нужно.

Но при этом стоит руководствоваться законодательством, чтобы не допускать ошибок и исполнять свои обязательства вовремя. Каков же порядок произведения платежей?

Общие сведения

Как функционирует такая инстанция, как ФСС, что собой представляет и какие нормативные акты являются основными для плательщиков страховых взносов? Проанализируем действующую законную базу.

Определения

Одним из основных внебюджетных фондов является ФСС (Фонд социального страхования). Его работа имеет два направления. Это:

Суммы, что направлены на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности, могут быть сформированы за счет:

  • сумм взносов, что в обязательном порядке уплачиваются страхователем;
  • штрафа и пени, которые могут быть начислены плательщику при нарушении норм законодательства.

Средства на осуществление обязательного соцстрахования при нетрудоспособности временного характера и в связи с материнством формируются за счет:

  • обязательных взносов страхового плата лиц;
  • штрафов и пени, что будут взиматься при нарушениях.

Те суммы, что перечисляются по страхованию от несчастного случая и профзаболеваний, формируют за счет:

  • средств, что в обязательном порядке перечисляются страхователями (страховые взносы);
  • штрафы и пени по таким платежам;
  • средств, что поступают от страхователей при ликвидации предприятия;
  • других сумм, что не противоречат нормативной документации РФ.

Основная задача Фонда – обеспечить защиту работников компаний не тот случай, когда он определенный период не могут исполнять свои трудовые обязательства.

Перечислим функции ФСС:

  • обеспечение страховой защиты при наступлении несчастного случая на рабочих местах или профессиональном заболевании.
  • страховое покрытие в случае материнства (беременности и родов), которое включает:
  1. Оплату .
  2. Пособия по беременности.
  3. Единовременное пособие, когда осуществляется постановка на учет к специалисту на ранних сроках беременности.
  4. Пособие по уходу за новорожденным.
  • обеспечение спонсирования .
  • оказание финансовой помощи при предупредительном мероприятии, направленном на уменьшение рисков травматизма на работе и снижение риска возникновения профболезни.
  • предоставление путевок в санатории для отдыха и лечения льготных категорий граждан.
  • предоставление инвалидам протезов и техсредств при реабилитационном процессе.

Представители откажут в оплате больничного:

  1. При наступлении временной нетрудоспособности из-за травм или болезней, что не были получены на работе.
  2. При осуществлении ухода за больными детьми или другими членами семьи.
  3. При уходе за малолетним ребенком или несовершеннолетним ребенком с инвалидностью, если их родитель/попечитель сам болеет.
  4. При карантине, лечении в санаторном учреждении.
  5. При переводе застрахованных лиц временно по медицинским показаниям на более легкий труд, оплата за который также производится в меньшем размере.

То есть, ФСС не компенсирует ущерб, что нанесен не на рабочих местах, а в быту.

Кто является плательщиками?

Действующая нормативная база

Плательщикам страховых взносов в Фонд по социальному страхованию стоит опираться на такие нормативные документы, в которых содержатся правила исчисления и уплаты сумм:

  1. Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Срок предоставления отчетности и уплаты сумм в бюджет может отличаться. Влияющий фактор – категория плательщика взносов. Расчеты подаются по .

Плательщик должен уплатить страховые взносы по истечению каждого отчетного периода. Допускается:

На страхование от травм взносы перечисляются каждый месяц в сроки, установленные для получения в банковском учреждении зарплат за прошедший месяц.

Страхователь платит страховые суммы в соответствии с в сроки, что устанавливались страховщиками (закон № 125-ФЗ ст. 22).

При перечислении нельзя допускать ошибок в КБК, названии компании или банковского учреждения, иначе обязательство по уплате страховых взносов не будет считаться исполненным (ст. 18 документа № 212-ФЗ).

Если последний день, в который еще можно произвести уплату, пришелся на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день. Но это касается не всех взносов.

Например, при уплате взносов на травматизм стоит опираться на правила закона № 125-ФЗ, где сказано, что уплачивать нужно в рабочий день, что предшествует последнему, если это выходной.

За плательщиками остается обязанность обеспечить ведение учета начислений и взносов. Учет осуществляется в отношении каждого лица в индивидуальном порядке.

Размер страховых взносов в ФСС

Плательщики делятся на 4 группы в соответствии с общими и пониженными тарифами:

Условие Пояснение
Лица, которые не должны платить страховые взносы в ФСС Это касается участников проекта «Сколково», а также, если ИП за себя
Лица, что перечисляют 1,9% Это фирмы, что работают на ЕСХН, являются сельскохозяйственными производителями. Правило распространяется и на общественную организацию граждан с ограниченными возможностями
Лица, что платят 2% Это касается IT-компаний, резидентов технической внедренческой особой экономической зоны, обществ, что создавались после 13.08.09 года бюджетным учреждением
Лица, что платят 2,9% Это организации на ОСНО, УСН, ЕНВД

База для начисления

База для начисления сумм взносов – перечисления, что осуществляются физическим лицам. В 2015 году лимит установлен в размере 670 тыс. рублей ().

То есть, страховые взносы будут уплачиваться в структуры до тех пор, пока сумма выплат работнику не будет превышать норматив. Регулирование сумм осуществляется п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ.

Как произвести расчет?

Начисления не должны превысить лимит базы. Расчеты сумм страховых взносов базы осуществляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

При уплате страховых сумм стоит учитывать такие моменты:

  1. Платежи определяются согласно величине выплат, что начислялись сотруднику с начала года до того месяца, когда производятся подсчеты.
  2. При расчетах стоит учесть тарифы. Из начисленных сумм стоит отнять платежи, которые осуществляются каждый месяц, за срок от начала года до текущего месяца.
  3. Страховые взносы могут уменьшаться на произведенные расчеты на перечисление пособия по такому виду страхования. Уплатить средства необходимо на конкретные счета в федеральный бюджет ФСС.

Используемая формула:

Возможен ли возврат излишне уплаченных сумм?

Иногда возникает недовольство у лиц по такому поводу: региональным отделением Фонда осуществляется излишнее взыскание сумм по страховым взносам с предприятий.

Причиной может быть, например, сбой в программах. При этом не всегда компания получает требование о перечислении недоимки. Как быть в подобных ситуациях? Возможно ли возмещение страховых взносов?

Суммы, что излишне взыскиваются, плательщики вправе вернуть, причем с процентами, рассчитанными по такой формуле:

За пользование чужими средствами дополнительные суммы с уполномоченного органа взыскать не удастся, так как не применяется в сфере социального страхования.

Для получения причитающейся суммы назад стоит подать (). На это у вас есть 1 месяц с того момента, когда вы выяснили о списанной сумме в излишках.

Обычно плательщики узнают об этом при получении по расчетным счетам. Если такие сроки будут пропущены, то вопрос придется решать в судебном порядке.

Для подачи отводится период в 3 года. При составлении заявления учтите, что нужно отражать не только сумму переплаты, но и процентов, которые должен вернуть ФСС.

Региональным представительством будет возвращено указанную в заявлении сумму процентов. Но так как вы не знаете, когда именно произойдет возврат на момент обращения, сумма может отличаться от отраженной в документе.

Остаток процентов исчисляется представителями Фонда в течение 3 дней с момента получения плательщиком уведомления. Сроки возврата излишне перечисленных сумм может затянуться, так как органами может проводиться сверка всех расчетов.

Сумму процентов в налоговом учете отражать не нужно. В бухучете стоит использовать такие проводки:

Может быть использована и одна прямая проводка: Дт 51 Кт 91-1.

Возникающие нюансы

Даже при исполнении своих обязательств в полной мере, вы не можете предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности.

А значит, помимо основ уплаты средств в фонд следует разобраться и в нюансах: возможных штрафах, недоимках и т. д.

Какой штраф за неуплату взносов?

При несвоевременном представлении расчетных ведомостей в фонд по соцстрахованию, плательщик должен будет заплатить штраф в размере 5% от суммы, которая подлежит уплате в каждом месяце.

Минимальная сумма – 100 рублей, максимальная – 30%. Если лицо опоздает с уплатой больше чем на 180 дней, то штрафные санкции будут такими:

30% Штраф
10% За каждый месяц, когда не внесено средства

Минимальный размер – 1000 рублей. Дополнительно понесет ответственность и руководство организации. Штраф руководителя – 300 – 500 рублей.

Если несвоевременно подано отчетность по рассчитанным страховым платежам, то плательщика также ожидает штраф. О санкциях говорится в ст. 46 закона № 212-Фз и ст. 19 закона № 125-ФЗ.

Когда расчет по страховым взносам предоставлен с нарушением законодательства в отношении электронного формата подачи, сумма штрафа – 200 рублей.

Если не полностью уплачено сумму в связи с неправильных проведение расчетов, то предусмотрен штраф, размер которого составит 20%.

При умышленной неуплате лицо заплатит 40%. При не предоставлении документа – 200 рублей за одну справку.

Отражение проводками недоимки

Начисления на обязательный вид страхования влияют на размер базы налога на прибыль. Они должны включаться в составе остальных затрат и уменьшать налогооблагаемый доход в том периоде, когда средства были начислены или уплачены в ФСС.

Уточнения могут быть трех видов:

Как можно проверить отчисления?

Лицо может не знать об образовавшихся задолженностях по страховым взносам. В одних случаях основной причиной является пропуск крайних сроков уплаты, в других – неправильное исчисление платежей.

Чтобы не понести ответственность за нарушения, стоит контролировать отчисления во внебюджетные структуры, и потребовать в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов.

Для проверки информации вам стоит обратиться в региональное отделение ФСС с письменным запросом, составленным в произвольной форме. С собой необходимо будет взять документ, который подтвердит вашу личность.

Можно также подождать письменное уведомление-квитанцию на оплату страховых взносов от уполномоченного органа, хотя оно не во всех случаях доходит до адресата.

Работник может также проконтролировать, платит ли за него в ФСС работодатель или нет, попросив предъявить , в которой отражены реальные доходы физического лица.

Облагается ли лечение сотрудника?

К примеру, работодатель изъявил желание покрыть работнику фирмы расходы на проведения операции. Является ли такая сумма облагаемой взносами? На размер компенсации затрат на лечение администрация должна начислять страховые взносы в ФСС.

Но если сумма матпомощи не превысила лимита 4 тыс. рублей, то начисления можно не осуществлять. Основанием для этого является п. 11 ч. 1 ст. 9 документа № 212-ФЗ.

Перспективы администрирования СВ

Разберемся, какие проблемы являются актуальными и как они решаются.

Мировой опыт показывает, что самый надежный – метод трехканального финансирования, при котором:

Государственные средства направляются на осуществление всеобщих выплат и на обеспечение минимальных пособий по страхования, если указанных выше сумм не достаточно. Таким образом, ответственность за риски несут 3 субъекта.

Страховой и накопительный принцип дают понятие о том, что безвозмездной социальной помощи быть не может, что необходимо инвестировать суммы в развитие компаний. ФСС получает определенные проценты, что устанавливаются правительственными органами.

Чтобы обеспечить координацию работы всей системы по социальному страхованию, а также провести республиканских мероприятий, выполнять программы, в фонд федерального уровня также направляется определенная часть полученных средств.

Суммы страховых взносов, что отчуждаются на законных основаниях, являются собственностью застрахованного лица и не могут быть изъяты.

Они не используются за пределами страховой системы, не являются налогооблагаемыми другими платежами и с них не нужно производить отчисления. Средствами может управлять такой субъект – фонд или страховая касса, который финансирует все мероприятия.

Для того чтобы система рыночных отношений была более устойчива, фонд и касса имеет коммерческие права на управление суммами соцстрахования, если большая ее часть направлена в систему соцстрахования. Актуален вопрос о том, как участвуют средства государственного бюджета в такой системе.

При отказе от госфинансирования части затрат в сфере социального обеспечения может увеличиться доля взносов страхователя, или невозможность возместить застрахованному лицу 100% перечисленной зарплаты.

Но факт того, что средства государственного бюджета участвуют, создает прецеденты вмешательства правительства в финансовый вид деятельности системы соцстрахования.

Финансирование осуществляется в фонды по остаточным принципам, а существующие бюджетные дефициты не могут удовлетворить потребности всех граждан.

Поэтому создатели модели финансирования соцстраха предлагают 2 варианта, которые являются альтернативными:

Потерянную зарплату возмещать в размере 80% от средней прибыли застрахованных лиц Из них 73% — из прибыли организации, 7% — из сумм, что накоплены. Остаток (20%) может быть возмещена с участием государственного бюджета или структур соцстрахвоания, что накоплены за счет коммерческого вида управления. При нехватке средств на первых этапах будет осуществляться возмещение установленного минимума
Сумма страховых возмещений составит 75% — это минимум В том числе из денег организации платится 55№ от указанной суммы и 25% — за счет средств государственного бюджета. Остаток может распределяться между фирмой (75 процентов) и застрахованным лицом (25%). Минимальное возмещение утраченных средств заработной платы взят как определенный средний размер от выплаченных раньше возмещений, когда величина зависела от стажа сотрудника

Те средства, что не были израсходованы в текущем бюджетном периоде, могут поступить в распоряжение страхователя, что направляют деньги с целью обеспечить потребности застрахованного лица.

Видео: ФСС, пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Так может обеспечиваться принцип возвратности сумм, что не израсходованы. Фонд получит прибыль за счет управления коммерческого и контрольно-ревизионного характера, а также за средства штрафов, пеней и иных мероприятий регрессивного типа.

Современная система страхования является усовершенствованной в сравнении с той, что действовала ранее. Но на пути стоит еще много проблем, которые предстоит решить правительственным органам.

Разобравшись в особенностях уплаты страховых взносов в ФСС, вы сможете вовремя их перечислять в соответствии с установленными тарифами и сроками.

Что такое отчет 4-ФСС, как выглядит бланк в 2019 году и какие правила заполнения документа действительны в текущем году? В этом поможет разобраться инструкция формирования бланка. Ежегодно предприниматели и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью предоставить в структуры Фонда социального страхования отчетность по форме...

Недавние реформы законодательства сделали возможным отправку отчетов и документов иного типа в Фонд социального страхования при помощи специального телекоммуникационного канала – через шлюз. Файлы должны быть в обязательном порядке зашифрованы специальным образом, как это требует законодательство. Данный процесс...

Относительно недавно была осуществлена реформа действующего законодательства, касающаяся выплаты компенсации по больничным листам. Это привело к необходимости формирования специальной структуры – Фонда социального страхования. Следствием этого является дополнительная отчетность, строго обязательная для выплачивающих...

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.