Денежно – кредитная политика. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и её инструменты

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства являются:

  • - устойчивые темпы роста национального производства;
  • - стабильные цены;
  • - высокий уровень занятости населения;
  • - равновесие платежного баланса.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования.

Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются: установление обязательной нормы резервирования; регулирование официальной учетной ставки; операции на открытом рынке; административные меры.

Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.

Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а, следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: - в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги); - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные; - по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита); - по форме воздействия - прямые и косвенные; - по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы: - рефинансирование банков; - процентные ставки по операциям центрального банка; - обязательное резервирование; - валютные операции; - операции на открытом рынке; - прямые количественные ограничения; - установление ориентиров роста денежной массы. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования: - переучет векселей; - ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности; - ломбардный кредитный аукцион; - операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований, что создает саморегулируемую систему стабилизации объемов ликвидности банковской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматриваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (среднюю арифметическую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленной величиной резервных требований, при этом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резервных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития, которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты - постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕГЮ; - доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП; - дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъятие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики центрального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007 с 275

То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007. С 138

Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

Цели и ожидаемые результаты политики;

Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

Динамика денежно-кредитных показателей;

Использование инструментов денежно-кредитной политики;

Политика валютного курса;

Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

Перспективы макроэкономического развития;

Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

Основные параметры денежно-кредитной политики;

Основные показатели денежной программы;

Политика валютного курса;

Бюджетная политика;

Совершенствование системы финансового посредничества в экономике. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: - М.: Финансы и статистика. 2008. с 67

Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr - требуемый объем обязательных резервов, %,
D - общий объем депозитов на счету банка;
- Rобяз - величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
- снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
- сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов - реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина - небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором - от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

При покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


- при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком - одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при "перегреве") производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов - быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток - возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

- общий. Его особенность - действие на экономику посредством косвенных инструментов;
- селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

- ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
- ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

- денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

- регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

- контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

- налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования - высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям - стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель - воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

Ограничение объема кредитной маржи;
- установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
- ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
- принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы (прежде всего на динамику таких денежно-кредитных показателей, как уровень банковской ликвидности , процентных ставок, объем кредитов, уровень валютного курса) называется денежно-кредитной политикой. Проводником денежно- кредитной политики является центральный банк.

Денежно-кредитная политика - важный составной элемент экономической политики правительства (макроэкономической политики), главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка

Центральный банк использует разнообразные методы денежно-кредитной политики, но чаще всего:

  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка;
  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т.е. по купле-продаже ценных бумаг;
  • валютная интервенция, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Изменение процентной ставки Центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики

Традиционным методом регулирования является изменение официальной процентной ставки центрального банка. В разных странах в качестве таковой выступает официальная учетная ставка или ставка рефинансирования. Изменение официальной ставки центрального банка означает изменение цены кредитов, получаемых коммерческими банками в центральном банке , что приводит к соответствующему изменению процентных ставок по ссудам коммерческих банков. В результате изменяются возможности хозяйствующих субъектов получить банковские ссуды, что, в свою очередь, воздействует на объем банковских ссуд, денежной массы, уровень инфляции, инвестиций и производства. Кроме того, изменение ставки центрального банка может стимулировать отток или приток иностранного капитала, отразиться на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса.

Изменение официальной процентной ставки центрального банка играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставки означает начало проведения политики кредитной рестрикции (ограничения банковских ссуд и денежной массы), снижение - кредитной экспансии (расширение банковских ссуд и денежной массы). К политике кредитной рестрикции центральный банк прибегает с целью минимизировать инфляционные последствия избыточной ликвидности банков. Кредитная экспансия осуществляется в целях расширения банковской ликвидности , снижения стоимости заимствования в экономике, что способствует экономическому росту.

В большинстве стран система процентных ставок центрального банка включает ставки по различным видам кредитов и депозитов, которые образуют своеобразный коридор процентных ставок. Верхней границей коридора служат ставки по кредитным, а нижней – по депозитным операциям. Коридор оказывает стабилизирующее воздействие на динамику ставок на рынке межбанковских кредитов, устанавливая границы их колебаний.

Изменение нормы обязательных резервов как метод денежно-кредитной политики

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что бульшая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООР).

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политика кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки.

Во-вторых, ООР могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Покупка-продажа краткосрочных бумаг ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок.

Разновидностью операций на открытом рынке являются операции репо. Репо - это продажа (покупка) ценных бумаг на условиях совершение обратной сделки, т.е. покупки (продажи) ранее проданных (купленных) бумаг через определенный срок.

Валютные интервенции как инструмент денежно-кредитной политики

Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютной интервенции (покупка-продажа иностранной валюты на национальную). Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции. Рост курса, напротив, имеет антиинфляционный эффект. Валютная интервенция кроме влияния на валютный курс оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению.