Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда – как происходят. Вредные условия труда: страховые взносы и льготные пенсии

В 2013 году в Трудовой кодекс были внесены изменения по регистрации условий труда. С этого момента дополнительные страховые взносы за вредные условия труда начисляются по гибкому тарифу, который зависит от результатов измерений рабочего места. Где найти организацию, которая проводит такие измерения? Учитывается ли предельная база по ОПС для расчета дополнительных взносов? Какая форма отчетности введена ФНС в январе 2017 года?

В 2018 году увеличилась база для расчета взносов в ПФР — до 1021000 р., в соответствии с Постановлением правительства РФ № 1378 от 15.11.2017.

Тарифы взносов остались на уровне 2017 года (ст. 426 НК):

  • ставка в пределах базы составляет 22%;
  • сверх базы — 10%.

Общие страховые взносы остаются на уровне 30% вплоть до 2021 года (ст. ст. 425, 426 НК РФ, Закон № 361-ФЗ от 27.11.2017):

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты обязаны платить взносы на ОПС в соответствии со ст. 430 НК РФ:

  • если годовой доход не превышает 300 тыс. р., переводится фиксированная сумма — 26545 р. за 2018 год, 29354 за 2019 г., 32448 за 2020 г.;
  • если годовой доход превысил 300 тыс. р., страховой взнос уплачивается с применением доп. тарифа в 1% от превышения лимита.

Дополнительные страховые взносы за вредные условия труда в 2018 году

С 2017 года вступили в силу Законы № 243, 250 от 03.07.2016, по нормам которых уплата страховых взносов должна осуществляться на реквизиты налоговой инспекции. При расчете дополнительных страховых взносов предельная база по ОПС не берется в расчет (ст. 421 НК).

Налоговый кодекс, в свою очередь, был дополнен разделом «Страховые взносы» и одноименной главой 34. Налоговые органы с этого момента наделены администраторскими полномочиями в отношении страховых взносов. За ПФ остались лишь организационные вопросы назначения и выплаты пенсий.

С 1 января 2017 года Приказом налоговой службы № ММВ-7-11/551@ введена новая форма отчетности — «Расчет по страховым взносам». В облачных бухгалтерских сервисах заполнить этот отчет можно в автоматическом и ручном режимах. Эту форму необходимо сдавать в налоговые органы не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем окончания квартала (ч. 7 ст. 431 НК). В «Расчете по страховым взносам» общий размер ОПС должен соответствовать взносам по всем работникам (ст. 431 НК).

За неуплату, неполную оплату взносов ст. 122 НК предусмотрены соответствующие штрафы.

Оценка условий труда (закон, как оценивается, классы)

Закон № 421 от 28.12.2013 упразднил аттестацию рабочих мест и ввел такое понятие, как специальная оценка условий труда (СОУТ). Если до вступления этого закона в силу была проведена аттестация рабочих мест, то результат по такой аттестации действителен в течение 5 лет. Но с выполнением СОУТ работодатели могут сократить процент дополнительных взносов, поскольку тариф отчислений стал зависеть от степени опасности рабочего места.

Согласно ст. 27 Закона № 426 от 28.12.2013, учет условий труда может проводиться поочередно (поэтапно) до 31.12.2018, за исключением рабочих мест, которые относятся к опасному или вредному классу — измерение небезопасных факторов на таких местах должно производиться в первую очередь.

Статья 212 ТК возлагает на работодателя обязанность по проведению измерений условий труда. СОУТ проводится специализированной организацией, которая включена в реестр Минтруда и соцзащиты . В штате такой организации должно быть не менее пяти экспертов, имеющих действующий сертификат на проведение экспертиз, измерительная организация должна иметь лабораторию для проведения соответствующих испытаний. Для проведения СОУТ издается приказ о назначении служебной комиссии (ст. 9 Закона № 426).

Регламент проведения проверки утвержден приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014. Эксперт сторонней организации, с которой у работодателя заключен договор, определяет потенциально вредные условия труда (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Выявленные предположительно опасные рабочие места исследуются и классифицируются по категории вредности (ст. 12, 14 Закона № 426-ФЗ).

Сама методика проверки определяется экспертной организацией самостоятельно. Могут измеряться такие параметры, как:

  • ионизирующее излучение;
  • магнитное поле;
  • освещенность рабочего места;
  • химические вещества на средствах индивидуальной защиты работника и на рабочем месте;
  • присутствие на рабочем месте бактерий, иных возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 14 Закона № 426 от 28.12.2013, существует 4 класса условий труда по СОУТ:

  • безопасные;
  • разрешенные;
  • вредные (с воздействием отравляющих, токсических веществ или наличием иных небезопасных факторов);
  • опасные.

Работники должны быть уведомлены о результатах проверки их рабочих мест (ст. 15 Закона № 426). Компенсация за небезопасные условия труда определяется организацией самостоятельно, работники, на которых воздействуют вредные факторы окружающей среды, имеют право на следующие льготы:

  • повышенный оклад в размере не менее 4% от базовой тарифной сетки (ст. 147 ТК);
  • сокращенная рабочая неделя в 36 часов (ст. 92 ТК);
  • дополнительный семидневный отпуск (ст. 117 ТК РФ).

Таким работникам также полагается досрочная пенсия (ст. ст. 10, 15 Закона № 421 от 28.12.2013).

Результат проверки действителен в течение 5 лет со дня утверждения отчета (ст. 8 Закона № 426). Внеплановая проверка должна проводиться в течение 6 месяцев со дня наступления следующих событий:

  • при возможном изменении воздействия вредных веществ;
  • при изменении технологии производства готовой продукции;
  • при вводе штатным расписанием новых рабочих мест;
  • при выявлении у работника профессионального заболевания или при наступлении несчастного случая на рабочем месте.

Тарифы дополнительных взносов в ПФР

После проведения СОУТ работодателю необходимо ориентироваться на тарифы, установленные ч. 3 ст. 428 НК РФ:

  1. Таблица тарифов за вредные условия труда выглядит следующим образом: по подклассам 3.1-3.4 взносы уплачиваются в размере 2-7% от базового начисления.
  2. Опасный класс условий труда приведет к дополнительному взносу в размере 8% от базового тарифа.

Без проведения СОУТ применяется дополнительный тариф в 6 или 9% по работам, которые перечислены в ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Порядок и сроки уплаты отчислений

По новым правилам заполнения платежных поручений, в полях «ИНН» и «КПП» теперь должны обозначаться данные по ИФНС, которая администрирует платеж. В поле «Получатель» указывается орган казначейства, в скобках — наименование налоговой инспекции. Поле КБК должно соответствовать коду ФНС.

В соответствии с Приказом Минфина № 230н от 07.12.2016, доп. страховые взносы уплачиваются на следующие КБК:

  1. При оценивании результатов труда — 18210202131061020160.
  2. Без проведения СОУТ — 18210202131061010160.
  3. Пени — 18210202131062100160.
  4. Штрафы — 18210202131063000160.

Дополнительные взносы уплачиваются по фактическому местонахождению организации (ч. 11 ст. 431 НК). Расчет производится в рублях и копейках (ч. 5 ст. 431 НК).

Срок уплаты платежей в 2018 году не поменялся, их также нужно перечислять ежемесячно, не позднее 15 числа за предыдущий календарный месяц (ч. 3 ст. 431 НК).

Дополнительные взносы перечисляются исходя из наличия отчета СОУТ по рабочему месту, таблицы тарифов по классам опасности, без применения предельной базы взносов в ПФ. Проверка рабочих мест осуществляется специализированной компанией, входящей в реестр Минтруда. Повторное обследование рабочего места, как правило, не нужно проводить в течение следующих пяти лет.

Навигация по статье

В результате утраты застрахованным лицом источника дохода наступает страховой случай, который может быть связан с:

Страховые взносы в Пенсионный фонд (в ФНС)

Согласно законодательно установленным нормативам, взносы, перечисленные страхователем за каждого сотрудника, учитываются на их индивидуальных лицевых счетах благодаря введенной .

Следует отметить, что с 2017 года всеми страховыми взносами занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), т.е. отчисления необходимо переводить напрямую в ФНС (глава 34 НК РФ).

Расчет страховых взносов происходит следующим образом:

  1. Устанавливается база для начисления платежей.
  2. Определяется тариф взносов.
  3. Рассчитывается сумма платежа за прошедший месяц.

Существует несколько видов тарифов на обязательное пенсионное страхование:

  • базовый;
  • дополнительный (при наличии льготных рабочих мест в связи с опасными и тяжелыми условиями труда);
  • пониженный (при отнесении работодателя к той или иной льготной категории плательщиков).

Что же касается базы для начисления взносов, то она определяется в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. В 2018 году предельная величина взносооблагаемой базы составляет 1021 тысяч рублей (в 2017 году - 876 тысяч рублей). При превышении данной суммы работодатель уплачивает дополнительно 10% тарифа страховых взносов.

Кто должен уплачивать взносы?

Многие думают, что суммы, необходимые для уплаты взносов, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

В соответствии с правилами действующей системы ОПС, ежемесячно осуществляется поступление страховых взносов в ПФР. Источником денежных поступлений являются работодатели , уплачивающие взносы со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть .

Страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР .

Помимо уплаты взносов по ОПС, в задачи работодателя входит:

  • своевременная регистрация в ПФР в качестве страхователя;
  • представление необходимых документов страховщику для:
    • осуществления им персонифицированного учета граждан;
    • назначения и выплаты пенсионного обеспечения;
  • устранение нарушений при обнаружении таковых территориальными органами ПФР.

В свою очередь страховщик с целью обеспечения бесперебойной работы всей системы безвозмездно и своевременно предоставляет работодателям всю необходимую информацию о применяемых тарифах для расчета платежей и законодательных актах, регулирующих отношения всех .

Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование

В зависимости от выбранной альтернативы общий тариф взносов будет распределяться следующим образом:

  • : 6% пойдет на выплату фиксированной суммы действующим получателям пенсий, а остальные 16% - на финансирование будущей страховой выплаты самого гражданина;
  • : 6% на финансирование базовых сумм нынешним пенсионерам останется без изменения, а остальные 16% будут распределены на формирование будущей выплаты застрахованного лица, а именно 10% - на страховую часть и 6% - на накопительную.

Стоит отметить, что в настоящее время право выбрать тот или иной способ финансирования своей будущей пенсии имеют только граждане, вновь устраивающиеся на работу. Сделать такой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительный тариф страховых взносов устанавливается в отношении работников, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение. К таким категориям застрахованных лиц относятся:

  • занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (пп. 1
  • занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (пп. 2 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.);
  • занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (пп. 3 - 18 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.).

Дополнительные тарифы введены с 1 января 2013 г. на основании закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» . Такие тарифы предусмотрены только в отношении работодателей, начисляющих доход в пользу застрахованных лиц перечисленных выше категорий.

Важно, что работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, учитываемые для подсчета льготного стажа, будут засчитываться только при условии уплаты дополнительных взносов .

Что такое специальная оценка условий труда?

Согласно ст. 3 ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» такая оценка представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности, и степени их воздействия на человека с учетом отклонения от гигиенических нормативов.

Работодатель обязан проводить не реже одного раза в пять лет . Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 указанного выше закона.

Специальная оценка условий труда осуществляется работодателем с привлечением специализированной организации на основании заключенного с ней договора гражданско-правового характера.

После утверждения перечня рабочих мест, подлежащих оценке, комиссией формируется список факторов, в отношении которых будут происходить исследования и измерения. Результатом проведенной спецоценки является присвоение определенного класса опасности существующим на предприятии условиям труда по степени их вредности. В соответствии с законом подразделяют 4 класса опасности:

  • 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
  • 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
  • 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют в данном случае четыре подкласса);
  • 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.

Итог проводимой оценки - установление того или иного класса опасности фиксируется в заключении экспертной организации за подписью всех членов комиссии.

Тариф дополнительных взносов в ПФР за вредные условия труда в 2018 году

Норматив величины дополнительных взносов зависит от факта проведения спецоценки условий труда:

  • при ее отсутствии тариф устанавливается в размере 9% - по Списку № 1 и в размере 6% - по Списку № 2 и «малым спискам»;
  • при ее наличии тариф дифференцирован по уровню опасности условий труда, а именно:
    • 8% - 4 класс опасности;
    • 7% - 3 класс опасности, подкласс 4 (3.4);
    • 6% - 3.3;
    • 4% - 3.2;
    • 2% - 3.1.

Таким образом, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить . Первый и второй классы опасности не предполагают уплаты дополнительных взносов, так как являются оптимальными и допустимыми.

Важно, что при начислении дополнительных взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными и опасными условиями работы, ограничение по величине предельной взносооблагаемой базе не применяется .

Стоит также отметить, что введенный в действие закон № 426 от 28.12.2013 г. предполагает переходный период до 1 января 2019 года , в течение которого возможна уплата дополнительного тарифа по существующей на предприятии аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и опасными.

Порядок и сроки уплаты

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно:

  • не позднее 15 числа при представлении документов на бумажном носителе ;
  • не позднее 20 числа при подаче документов в электронном виде.

Для уплаты страховых взносов работодателю необходимо:

  • определить базу для начисления взносов по дополнительному тарифу;
  • выбрать соответствующий тариф.

При подсчете базы для исчисления дополнительного взноса, рассматриваемого без учета предельной величины, учитываются все выплаты и вознаграждения, полученные работником, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Для уплаты взносов по дополнительному тарифу работодателю необходимо подготовить документ , где должны быть указаны:

  • соответствующие коды бюджетной классификации;
  • общая сумма взноса, без деления на страховую и накопительную части;
  • точная сумма, рассчитанная в рублях и копейках.

Рассчитать величину страховых взносов и оформить платежное поручение доступно страхователю и в сети интернет. Непосредственное перечисление платежей осуществляется путем направления платежного поручения в банк .

Некоторым труженикам в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством положено дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о гражданах, занятых вредным, опасным и тяжелым трудом. Работодатели за занятие определенными видами профессиональной деятельности обязаны перечислять повышенные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Перечень их определяется специализированной комиссией на основании оценки условий труда. На основании выводов комиссии устанавливаются дополнительные страховые взносы, зависящие от присвоенного класса опасности условий труда.

В соответствии с законом № 400-ФЗ предприятие обязано перечислять в ПФР 22% от суммы заработной платы каждого труженика ежемесячно. Таков основной взнос в солидарный бюджет. Меньше он быть не может. При этом делятся деньги следующим образом:

  1. 6% идет сразу на текущие расходы по выплате пенсионных сумм получателям;
  2. 16% - это страховые гарантии того труженика, за которого они вносятся;
  3. распределить их возможно следующим образом:
    • все 16% в страховые баллы;
    • 10% - в страховую и 6% в накопительную часть.

Вышеописанная методика является общей. При этом участие в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) дает гражданину право на получение содержания из солидарного бюджета в случае:

Внимание: законом определены случаи досрочного выхода на пенсию людей, работающих на опасных производствах. Для них формируется дополнительный фонд (за счет внесения повышенных взносов работодателями). Скачать для просмотра и печати:

За кого начисляют дополнительные пенсионные тарифы

В пунктах 1-18 статьи 27 закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 перечислены группы производств, относящихся к тяжелым и опасным. При этом допначисления производятся если:

  • установлено, что профессия входит в перечень;
  • проведена спецоценка трудового места (до 2019 года учитываются результаты аттестации).

Внимание: приведенное положение законодательства работает с 1 января 2013 года на основании статьи 30 ФЗ № 400.

До введения методики спецоценки места проводилась аттестация. Работодателю разрешено пользоваться ее результатами до проведения положенных мероприятий.

Внимание: в случае когда специальная комиссия подписала акт о том, что условия на трудовом месте не признаются тяжелыми или вредными, доптарифы не начисляются. А труженик теряет возможность более раннего выхода на пенсию. Скачать для просмотра и печати:

Полный список профессий, подлежащих специальной оценке по поводу среды труда, приведен в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 ФЗ № 400 (Списки 1-3). В частности, в них говорится о лицах, работающих:

  1. под землей;
  2. на «горячих» линиях;
  3. с вредными веществами;
  4. в режиме повышенной интенсивности;
  5. в тяжелых и особо опасных средах и другое.

Например, к льготникам относят женщин, профессия которых сельский тракторист-машинист, текстильщик (некоторые виды работ), рабочий локомотивных бригад и иное.

Для сведения: льготное пенсионное обеспечение назначается гражданам, имеющим определенный законом трудовой стаж по указанной профессии, при достижении возраста:

Такая работа проводится в порядке статьи 3 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. Она представляет собой комплекс мероприятий. А именно:

  1. Работодатель составляет штатное расписание и выявляет в нем места, подлежащие исследованию.
  2. К работе по их оцениванию привлекается специализированная организация. С ней следует заключить договор.
  3. Специалисты изучают документацию и составляют план работ по исследованию среды на трудовых местах.
  4. Каждый этап мероприятий протоколируется с тем, чтобы невозможно было предъявить претензии по поводу результатов деятельности комиссии.
  5. Кроме того, в оценочной деятельности принимают участие сотрудники предприятия-организатора рабочих мест. То есть, итоги получаются согласованными.

Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Итогом работы комиссии является документ, в котором содержится заключение о классе опасности для каждого вида трудового места. К примеру, если оценивается сложность труда в шахте, то в итоговом документе должны содержаться отдельные характеристики:

  • рабочего забоя;
  • водителя кара (в подземных условиях);
  • прораба смены и других.

Всего существует четыре класса опасности:

  1. К первому причисляют трудовые места, считающиеся оптимальными. Они не опасны для тружеников.
  2. Ко второму относят допустимые условия, не несущие серьезного вреда здоровью. Оно подлежит восстановлению в периоды отдыха.
  3. Вредные среды причисляют к третьему классу. При них человеку наносится определенный вред, который невозможно преодолеть до следующей рабочей смены. В этой группе выделено четыре подкласса.
  4. К четвертому относят опасные условия трудовой деятельности. Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.

Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя. Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.

Результаты проведения спецоценочных мероприятия влияют на величину дополнительных отчислений в ПФР (а также на размер оплаты труда). К категориям, за которые следует начислять дополнительный тариф относятся только третья и четвертая. А именно:

Законодатель установил два условия для работодателя, имеющего сложное и опасное производство:

  1. Для тружеников, занимающих места 3 и 4 класса, не применяется ограничение по взносооблагаемой базе.
  2. Провести спецоценку необходимо до 01.01.2019. А до указанной даты разрешено использовать результаты аттестации трудовых мест.

Пока не организованы исследовательские мероприятия, работодатели обязаны соблюдать права тружеников. Касается это правило и обеспечения возможности досрочного ухода на пенсию. А именно:

  • за тружеников, занятые на производствах из Списка 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ) дополнительно необходимо перечислять в

ПФР 9% от заработка;

  • за людей, попадающих в остальные опасные перечни (пп. 2-18 п. 1 ст. 30), по 6%.
  • Вывод: проведение обследования среды труда выгодно владельцу предприятий (уменьшается доптариф).

    Порядок передачи сумм, исчисленных по дополнительным тарифам, не отличается от обычного (для основных). То есть, все перечисления производятся ежемесячно за прошедший период:

    • до 15 числа, если ведется бумажный документооборот;
    • до 20-го при обмене информацией в электронном виде.

    Для справки: бухгалтеру нужно подготовить ведомость, в которой указываются такие данные:

    Предварительно для каждого работника определяется:

    • база для исчисления доптарифа (то есть зарплата и ее составные части);
    • соответствующий тариф.

    Сделать это можно:

    • через бухгалтерию предприятия;
    • на лицевом счете в ПФР.

    В ситуации, когда итоговый документ комиссии содержит информацию о непризнании вредной среды работы на месте, причисленном к Списку 1, доптариф не применяется.

    Основным документом для бухгалтера является оценка рабочего места. Это означает, что специалист обязан опираться на документацию, изданную спецкомиссией. Ее выводы считаются важнее, чем списки, утвержденные Правительством РФ.

    Для сведения: если работодатель не перечисляет дополнительные взносы в ПФР, то работник теряет право на досрочное оформление пенсии.

    Как поступать при образовании нового трудового места

    В этом случае необходимо дождаться результатов:

    На основании документа, если в нем условия признаны вредными, проводится начисление дополнительных сумм. При этом труженику учитывается льготный стаж.

    В некоторых ситуациях труженики, реально не занятые в тяжких производствах, получают льготы по досрочному оформлению пенсии. Это происходит, когда:

    • человек проходит испытательный срок до официального приема на службу (в тяжёлых условиях);
    • при переводе беременной женщины на более легкую работу, за нее продолжают платить повышенную ставку в ПФР;
    • если труженики совершают вынужденный (не по своей вине) прогул, методика исчислений взносов не меняется.

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    В 2018 году значительных изменений в законодательстве не предусмотрено.

    Перечень льгот остается открытым. Государство оставляет за собой право устанавливать новые льготы, а также дополнительные денежные выплаты для данной категории льготников.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Подписывайтесь на наши обновления!

    Некоторым труженикам в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством положено дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о гражданах, занятых вредным, опасным и тяжелым трудом. Работодатели за занятие определенными видами профессиональной деятельности обязаны перечислять повышенные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Перечень их определяется специализированной комиссией на основании оценки условий труда. На основе выводов комиссии устанавливаются дополнительные страховые взносы, зависящие от присвоенного класса опасности условий труда.

    О взносах в ПФР

    В соответствии с законом № 400-ФЗ предприятие обязано перечислять в ПФР 22% от суммы заработной платы каждого труженика ежемесячно. Таков основной взнос в солидарный бюджет. Меньше он быть не может. При этом делятся деньги следующим образом:

    1. 6% идет сразу на текущие расходы по выплате пенсионных сумм получателям;
    2. 16% - это страховые гарантии того труженика, за которого они вносятся;
    3. распределить их возможно следующим образом:
      • все 16% в страховые баллы;
      • 10% - в страховую и 6% в накопительную часть.

    Вышеописанная методика является общей. При этом участие в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) дает гражданину право на получение содержания из солидарного бюджета в случае:

    • наступления предельного возраста обязательного участия в трудовой деятельности;
    • оформления инвалидности;
    • утраты кормильца.
    Внимание: законом определены случаи досрочного выхода на пенсию людей, работающих на опасных производствах. Для них формируется дополнительный фонд (за счет внесения повышенных взносов работодателями). Скачать для просмотра и печати:

    За кого начисляют дополнительные пенсионные тарифы


    С
    огласно ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. работодатель должен обеспечить безопасность работников во время трудового процесса, а место работы должно соответствовать госнормативам по охране труда. Если после проведения СОУТ будет выявлено, что на предприятии существуют опасные или вредные условия труда, работодатель будет обязан платить дополнительный тариф страхвзносов в ПФР.

    В пунктах 1-18 статьи 27 закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 перечислены группы производств, относящихся к тяжелым и опасным. При этом допначисления производятся если:

    • установлено, что профессия входит в перечень;
    • проведена спецоценка трудового места (до 2019 года учитываются результаты аттестации).
    Внимание: приведенное положение законодательства работает с 1 января 2013 года на основании статьи 30 ФЗ № 400.

    До введения методики спецоценки места проводилась аттестация. Работодателю разрешено пользоваться ее результатами до проведения положенных мероприятий.

    Внимание: в случае когда специальная комиссия подписала акт о том, что условия на трудовом месте не признаются тяжелыми или вредными, доптарифы не начисляются. А труженик теряет возможность более раннего выхода на пенсию. Скачать для просмотра и печати:

    Перечень профессий, признанных опасными

    Полный список профессий, подлежащих специальной оценке по поводу среды труда, приведен в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 ФЗ № 400 (Списки 1-3). В частности, в них говорится о лицах, работающих:

    • под землей;
    • на «горячих» линиях;
    • с вредными веществами;
    • в режиме повышенной интенсивности;
    • в тяжелых и особо опасных средах и другое.

    Например, к льготникам относят женщин, профессия которых сельский тракторист-машинист, текстильщик (некоторые виды работ), рабочий локомотивных бригад и иное.

    Для сведения: льготное пенсионное обеспечение назначается гражданам, имеющим определяемый законом трудовой стаж по указанной профессии, при достижении возраста:

    • 50-летия женщинами;
    • 55-летия мужчинами.

    О специальной оценке условий труда

    Такая работа проводится в порядке статьи 3 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. Она представляет собой комплекс мероприятий. А именно:

    1. Работодатель составляет штатное расписание и выявляет в нем места, подлежащие исследованию.
    2. К работе по их оцениванию привлекается специализированная организация. С ней следует заключить договор.
    3. Специалисты изучают документацию и составляют план работ по исследованию среды на трудовых местах.
    4. Каждый этап мероприятий протоколируется с тем, чтобы невозможно было предъявить претензии по поводу результатов деятельности комиссии.
    5. Кроме того, в оценочной деятельности принимают участие сотрудники предприятия-организатора рабочих мест. То есть, итоги получаются согласованными.
    Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых. Скачать для просмотра и печати:

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Результаты обследования


    Итогом работы комиссии является документ, в котором содержится заключение о классе опасности для каждого вида трудового места.
    К примеру, если оценивается сложность труда в шахте, то в итоговом документе должны содержаться отдельные характеристики:

    • рабочего забоя;
    • водителя кара (в подземных условиях);
    • прораба смены и других.

    Всего существует четыре класса опасности:

    1. К первому причисляют трудовые места, считающиеся оптимальными. Они не опасны для тружеников.
    2. Ко второму относят допустимые условия, не несущие серьезного вреда здоровью. Оно подлежит восстановлению в периоды отдыха.
    3. Вредные среды причисляют к третьему классу. При них человеку наносится определенный вред, который невозможно преодолеть до следующей рабочей смены. В этой группе выделено четыре подкласса.
    4. К четвертому относят опасные условия трудовой деятельности. Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.
    Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя. Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.

    Размеры дополнительных начислений в 2019 году


    Результаты проведения спецоценочных мероприятия влияют на величину дополнительных отчислений в ПФР (а также на размер оплаты труда).

    Если работодатель не проводит СОУТ, то размер дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит:

    • по Списку № 1 -9%;
    • по Списку № 2 и «малым спискам» - 6%.

    При проведении СОУТ применяются такие дополнительные тарифы:

    Важно: приведенные выше ставки применяются только по итогам оценочных мероприятий.

    Законодатель установил два условия для работодателя, имеющего сложное и опасное производство:

    1. Для тружеников, занимающих места 3 и 4 класса, не применяется ограничение по взносооблагаемой базе.
    2. Провести спецоценку необходимо было до 01.01.2019. А до указанной даты разрешено использовать результаты аттестации трудовых мест.

    Какой тариф применяется без спецоценки


    Пока не организованы исследовательские мероприятия, работодатели обязаны соблюдать права тружеников. Касается это правило и обеспечения возможности досрочного ухода на пенсию. А именно:

    • за тружеников, занятых на производствах из Списка 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ) дополнительно необходимо перечислять в
      ПФР 9% от заработка;
    • за людей, попадающих в остальные опасные перечни (пп. 2-18 п. 1 ст. 30), по 6%.
    Вывод: проведение обследования среды труда выгодно владельцу предприятий (уменьшается доптариф).

    Как и когда перечисляются спецвзносы


    Порядок передачи сумм, исчисленных по дополнительным тарифам, не отличается от обычного (для основных).
    То есть, все перечисления производятся ежемесячно за прошедший период:

    • до 15 числа, если ведется бумажный документооборот;
    • до 20-го при обмене информацией в электронном виде.

    Для справки: бухгалтеру нужно подготовить ведомость, в которой указываются такие данные:

    • коды бюджетной классификации;
    • сумма общего взноса в рублях.

    Предварительно для каждого работника определяется:

    • база для исчисления доптарифа (то есть зарплата и ее составные части);
    • соответствующий тариф.
    Рекомендации: работникам, занятым на вредных производствах, необходимо отслеживать исполнение администрацией обязательных мероприятий по перечислению взносов.

    Сделать это можно:

    • через бухгалтерию предприятия;
    • на лицевом счете в ПФР.

    Что делать, если условия вредными не признали


    В ситуации, когда итоговый документ комиссии содержит информацию о непризнании вредной среды работы на месте, причисленном к Списку 1, доптариф не применяется.

    Основным документом для бухгалтера является оценка рабочего места. Это означает, что специалист обязан опираться на документацию, изданную спецкомиссией. Ее выводы считаются важнее, чем списки, утвержденные Правительством РФ.

    Для сведения: если работодатель не перечисляет дополнительные взносы в ПФР, то работник теряет право на досрочное оформление пенсии.

    Как поступать при образовании нового трудового места


    В этом случае необходимо дождаться результатов:

    • аттестации;
    • либо спецоценки.

    На основании документа, если в нем условия признаны вредными, проводится начисление дополнительных сумм. При этом труженику учитывается льготный стаж.

    Отдельные случаи начислений доптарифа


    В некоторых ситуациях труженики, реально не занятые в тяжких производствах, получают льготы по досрочному оформлению пенсии.
    Это происходит, когда:

    • человек проходит испытательный срок до официального приема на службу (в тяжёлых условиях);
    • при переводе беременной женщины на более легкую работу, за нее продолжают платить повышенную ставку в ПФР;
    • если труженики совершают вынужденный (не по своей вине) прогул, методика исчислений взносов не меняется.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Дополнительные страховые взносы закреплены в статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которым регулируется порядок исчисления . .

    Базой для начисления выступают доходы (зарплата и иные выплаты), полученные такими лицами, которые заняты на работах, приравненных к тяжелым и вредным.

    Облагаемые выплаты

    Рассматриваемые взносы введены с , в соответствии с которым страхователи (работодатели) обязаны перечислять помимо общеустановленных страховых взносов в ПФР еще и дополнительные взносы по отдельным страховым тарифам.

    Данные тарифы распространяются на выплаты работникам, которые имеют право на досрочную пенсию. Полный перечень «льготных» работ, позволяющих досрочно выйти на пенсию, закреплен в пункте 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. Таблицу 1).

    Однако не ко всем перечисленным работам имеют отношение дополнительные страховые взносы. Обратите внимание, дополнительными страховыми взносами облагаются только выплаты за выполненные работы, которые указаны в подпунктах с 1 по 18 .


    Таблица 1

    Номер подпункта п. 1 ст. 27 закона 173-ФЗ Засчитываемые в «горячий» стаж периоды работы Лица, пенсионный возраст «Горячий» стаж Общий страховой стаж
    1 подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах мужчины 50 лет 10 лет* 20 лет
    женщины 45 лет 7 лет 6 месяцев* 15 лет
    2 работа с тяжелыми условиями труда мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев* 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет* 20 лет
    3 работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин женщины 50 лет 15 лет 20 лет
    4 работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью женщины 50 лет 20 лет -
    5 работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы мужчины 55 лет

    12 лет 6 месяцев

    25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    6 работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    7 работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    8 работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
    женщины 50 лет 15 лет 20 лет
    9 работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    10 работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
    женщины 50 лет 15 лет 20 лет
    11
    при непосредственном занятии полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников 25 лет -
    горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин 20 лет -
    12 работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 25 лет -
    20 лет -
    13 работа в летном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 25 лет -
    женщины независимо от возраста 20 лет -
    при оставлении летной работы по состоянию здоровья работа в указанном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 20 лет -
    женщины независимо от возраста 15 лет -
    14 работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    15
    работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 20 лет 25 лет**
    женщины 50 лет 15 лет 20 лет**
    16 работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций) любые лица по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста 15 лет -
    17 работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы мужчины 55 лет 15 лет 25 лет женщины 50 лет 10 лет 20 лет мужчины 55 лет 15 лет 25 лет
    женщины 50 лет 10 лет 20 лет
    18
    работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мужчины 50 лет 25 лет -
    женщины 50 лет 25 лет -
    19 педагогическая деятельность в учреждениях для детей любые лица независимо от возраста 25 лет -
    20 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа любые лица независимо от возраста 25 лет -
    21
    лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах любые лица независимо от возраста 30 лет -
    творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях любые лица 50 - 55 лет либо независимо от возраста 15-30 лет в зависимости от характера деятельности -
    * на определенных условиях "горячий" стаж засчитывается при отработке более половины требуемого периода
    ** страховой стаж в гражданской авиации

    Итак, основным критерием, по которому определяется, надо или нет начислять допвзносы на выплаты своим работникам, является отнесение профессиональной деятельности, при выполнении которой получен данных доход, к перечню «вредных» работ в указанном списке. Более конкретные списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781). Также действуют Списки 1 и 2 , которые утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

    Дополнительные страховые взносы начисляются на те же суммы выплат, которые выступают базой для начисления обычных страховых взносов. В статье 7 Федерального закона № 212-ФЗ закреплены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам. Ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Правда, в данном случае речь идет только о выплатах в рамках трудовых отношений.

    Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ регламентируются необлагаемые выплаты.

    Отдельных положений для применения дополнительных страховых взносов в ПФР в законе не предусмотрено. Исключение составляет указание на применение ограничения по максимуму облагаемой суммы выплат. Таких ограничений нет, и значит дополнительные взносы надо перечислять, даже если выплаты в пользу работника превысят предельную сумму для исчисления страховых взносов, установленную частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

    Напомним, что на текущий год эта сумма составляет 624 000 рублей ().


    Обратите внимание

    Обратите внимание, дополнительные тарифы страховых взносов идут на финансирование страховой части трудовой пенсии, а именно ее солидарной доли.

    Тарифы страховых взносов

    Законодательством предусмотрены разные тарифы дополнительных взносов, и они зависят в первую очередь от видов работ. При этом введены отдельные тарифы для обложения выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ и более низкие тарифы для выплат по работам, указанным в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 этого закона.

    Для первого подпункта (подземные работы, работы с вредными условиями труда, работы в горячих цехах) на 2014 год установлена ставка допвзносов в размере 6,0 процентов (в 2013 году действовала ставка 4,0 процента, на 2015 года ставка повысится до 9,0 процентов).

    Для всех остальных работ, перечисленных в подпунктах со 2 по 18 тариф допвзносов составляет в текущем году 4,0 процента (в 2013 - 2,0 процента, в 2015 - 6,0 процентов).

    С 2014 года тариф для начисления дополнительных страховых взносов в ПФР стал зависеть от результатов специальной оценки условий труда, которая по сути заменяет прежнюю . Такая оценка отныне проводится в соответствии с .

    В соответствии с данным документом рабочему месту присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда, согласно которому выплаты, произведенные сотруднику, работающему на данном рабочем месте, будут облагаться по той или иной ставке (см. таблицу 2).


    Таблица 2

    Однако о всеобщем переходе на «новые» тарифы говорить рано. На переходный период предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, а именно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

    В общем случае, если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда по новому закону может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Рассмотрим вопрос, нужно ли начислять допвзносы на выплаты при работе сотрудника в нормальных условиях, если этот период работы включается или не включается в стаж для назначения досрочной пенсии .

    Период занятости работника в течение месяца на прочих работах, согласно законодательству о трудовых пенсиях и утвержденных Правил от 11 июля 2002 г. № 516, может включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Например, при переводе работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца или в связи с беременностью женщины. В этих случаях начисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце выплат независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на вредных работах. Принцип пропорциональности при этом не применяется.

    Если же работник с частичной занятостью на работах с «вредными» условиями труда имел оплачиваемый или неоплачиваемый период освобождения, который не включается в стаж для досрочной пенсии (учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), то на эти суммы выплат допвзносы не начисляются. Т.е. принцип пропорциональности соблюдается.

    И еще один вопрос, который интересует работодателей - начислять или нет страховые взносы по дополнительным тарифам работающим пенсионерам . Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке. Выработка льготного стажа не является основанием для отмены начисления допвзносов, подчеркивают в ПФР ().

    Ответственность за неуплату дополнительных взносов

    ПФР предупреждает, что уплата дополнительных страховых взносов является одним из обязательных требований для зачета периодов в «горячий» стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

    Как подчеркивают в Пенсионном фонде, требования законодательства, гарантирующие включение отработанного периода на вредных, тяжелых и опасных работах в льготный стаж гражданина, обязывают начислять и перечислять страхователем-работодателем за отработанные периоды как обычные страховые взносы в ПФР, так и дополнительные.

    Кроме того, специалисты ПФР обращают внимание, что периоды «горячего» стажа должны подтверждаться на основании сведений .


    Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР ().

    Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР.

    Обновленный расчет РСВ-1 теперь будет содержать персонифицированные сведения о каждом работнике, которые должны вноситься в новый раздел 6. Так что, с отчетности за 1 квартал 2014 года отчет по взносам в ПФР и индивидуальные сведения о поименных выплатах в пользу работников совмещен. Что, кстати, облегчит специалистам ПФР проверку исполнения обязанностей работодателей по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов, о чем они предупреждают ().

    Напомним, что непосредственно работодателю в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов грозит штрафная санкция в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Либо 40 процентов, если такие действия совершенные умышленно. Это правило распространяется и на страховые взносы по дополнительным тарифам.

    И. М. Акиньшина, консультант по налогам, для журнала «Практическая бухгалтерия»

    Зарплатные налоги

    В этой электронной книге вы узнаете о том как уменьшить налогооблагаемую базу, как использовать вычеты и льготы, как заполнить и сдать отчетность и многое другое.