Причины развития капиталистических начал в обществе. Что такое капитализм и каковы его особенности

Основанная на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли капитализм определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества. В конце 20 века капитализм вступил в фазу развития, которую называют «смешанной экономикой», «постиндустриальным обществом», «информационным обществом». В марксизме капитализм рассматривается как классовое общество, основанное на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда; капитализм сменил феодализм и должен предшествовать социализму - первой стадии коммунизма.

Основными признаками капитализма считаются: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, превращение рабочей силы в товар. В своем развитии капитализм проходит ряд стадий, но его характерные черты остаются неизменными. Возникновение капитализма было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. Развитому капитализму предшествовал период первоначального накопления капитала. Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Нидерландах (мануфактура) в 14-15 веках, и начал утверждаться в Европе с 16 века. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наемных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства превращались в капитал, создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства товаров. Великие географические открытия (середина 15 - середина 17 веков) и захват колоний (15-18 века) обеспечили европейским странам источники накопления капитала (вывоз из захваченных стран драгоценных металлов, доходы от торговли, работорговля) и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития капитализма. Многие западные историки и экономисты (например, Макс Вебер) отмечают большую роль, которую в становлении капитализма сыграла Реформация 16 века, особенно протестантская трудовая этика.
Началом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация - совместный труд людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для революций в Нидерландах в конце 16 века, в Англии в середине 17 века, во Франции в конце 18 века. Крупный шаг в развитии производительных сил был сделан с появлением мануфактуры в середине 16 века. К середине 18 века развитие капитализма в передовых странах Западной Европы натолкнулось на узость технической базы. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота, который начался в Великобритании во второй половине 18 века и завершился к середине 19 века. Изобретение парового двигателя привело к появлению ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привел к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение капитализма как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей.

Генезис капитализма

Основные закономерности развития капитализма характерны для всех стран. Однако в различных государствах имелись свои особенности генезиса капитализма. В условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. Это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. В конце 19 - начале 20 веков в развитых странах Запада возникли промышленные и банковские корпорации, важную роль приобрел финансовый капитал, рыночная конкуренция стала дополняться механизмами государственного регулирования экономики. В результате сложилась устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и наемными работниками значительное место стал занимать средний класс.
Классический путь развития капитализма (первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство, фабрика) характерен для ограниченного числа западноевропейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов. В Великобритании раньше завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности. Рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, регулярно повторяющимися (с 1825 года) циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной парламентаризма, здесь зародилось рабочее движение. К середине 19 века Великобритания добилась мировой промышленной, торговой, финансовой гегемонии. Теоретический анализ капиталистического способа производства, данный К. Марксом, основывался главным образом на британском материале.
Формирование капиталистических отношений во Франции осложнялось устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. Большую роль в формировании класса буржуазии играли система откупа налогов и государственных долгов, а позднее протекционистская политика правительства в отношении зарождавшегося мануфактурного производства. Революция произошла во Франции почти на полтора века позднее, чем в Англии, а процесс первоначального накопления растянулся на три столетия. Великая французская революция, устранив абсолютизм, одновременно привела к отмене пережитков феодализма на селе и установлению системы мелкого крестьянского землевладения. Внедрение машин в производство началось во Франции в 1830-х годах, в 1850-1860-х годах она превратилась в промышленно развитое государство. Особенностью французского капитализма был рост ссудного капитала, основанный на эксплуатации колоний и выгодных кредитных операциях за рубежом.
США и Германия вступили на путь капиталистического развития позже Англии, но к концу 19 века они вошли в число передовых стран. Крупную роль в развитии американского капитализма сыграло освоение фермерами свободных земель на западе страны. Этот процесс определил так называемый американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Бурное развитие американского капитализма после Гражданской войны 1861-1865 годов привело к тому, что к 1894 году США по объему промышленной продукции заняли первое место в мире.
В Германии система крепостной зависимости была отменена верховной властью. Выкуп феодальных повинностей дал помещикам капитал, необходимый для превращения юнкерских поместий в капиталистические хозяйства с применением наемного труда. Тем самым были созданы предпосылки для так называемого прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Объединение германских государств в единый таможенный союз, ускорило развитие промышленного капитала. Большую роль в промышленном подъеме в середине 19 века в Германии сыграли железные дороги, которые способствовали экономическому и политическому объединению страны и росту тяжелой индустрии. Политическое объединение Германии и военная контрибуция, полученная ею после франко-прусской войны 1870-1871 годов, стимулировали дальнейшее развитие страны. В 1870-х годах происходил процесс создания новых и переоснащения старых отраслей на основе новейших достижений науки и техники. Воспользовавшись техническими достижениями Великобритании, Германия смогла уже к 1870 году догнать по уровню экономического развития Францию, а к концу 19 века приблизиться к Великобритании. На Востоке капитализм получил наибольшее развитие в Японии. В течение трех десятилетий после революции 1867-1868 годов Япония превратилась в индустриальную капиталистическую державу.
Капитализм в России начал развиваться в 1830-1840-х годах, когда началось массовое внедрение машин в промышленности, а в сельском хозяйстве после отмены крепостного права в 1861 году. Развитие капиталистических отношений наряду с ростом промышленного производства происходило быстрыми темпами, перемежавшимися периодами кризисов и депрессий. В результате Октябрьской революции 1917 года капиталистические отношения в России были разрушены.
Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм (империализм). Развитые капиталистические государства создали колониальные империи, торговля с колониями и развивающимися странами часто носила неэквивалентный характер. Стремление к переделу колоний стало одно из причин Первой мировой войны, которая привела к обострению социальных противоречий в капиталистических странах и к социалистической революции в России. Ударом по капиталистической системе стал мировой экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х годов, который потребовал срочного введения мер государственного регулирования экономики и социальной защиты, введенные в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса». В Великобритании был принят принцип «государства благосостояния» (Welfare State), то есть «социального государства», обязанного обеспечить определенный уровень благосостояния для всех граждан.
После Второй мировой войны целый ряд стран вошли в лагерь социализма. Вторая половина 20 века прошла под знаком соперничества двух общественно-экономических формаций - социалистической и капиталистической. В 1950-1960-х годах в развитых странах наступила эпоха научно-технической революции, в результате которой индустриальное общество трансформировалась в постиндустриальное в постиндустриальное, изменилась структура трудовых ресурсов, уменьшилась доля физического труда, возросло значение умственного высококвалифицированного и творческого труда, доля сферы услуг в валовом продукте стала преобладать над промышленностью. Жизнь опровергала ряд марксистских догм, в частности об обострении классовой борьбы по мере развития капитализма, роли пролетариата, как могильщика капитализма. Социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во второй половине 20 века повышение уровня жизни и культуры населения западных стран, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. Для устранения негативных сторон капиталистического развития применяют краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационнная политика).
В конце 1980-х - начале 1990-х годов мировая система социализма рухнула, бывшие социалистические страны стали развиваться по капиталистическому пути. Глобализация мировой экономики создала условия для вовлечения в мировое хозяйство слаборазвитых стран, обеспечила экономию ресурсов, стимулировала дальнейший прогресс науки и техники. С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получили развитие региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономики, что нашло отражение в возникновении специальных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского союза.

По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен.

Эксплуатация труда капиталом дополняется эксплуатацией подавляющего большинства человечества — народов колониальных и полуколониальных стран. Отсюда следует, что крушение капитализма происходит в результате двух процессов: 1) революционной борьбы рабочего класса за социализм и 2) национально-освободительной борьбы порабощённых империализмом народов.

Существенные изменения происходят в численности и составе рабочего класса. Уменьшается доля неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технического прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократии, государственного аппарата значительно увеличивается численность и удельный вес служащих.

Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистических странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы всё более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистической эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзником рабочего класса в антимонополистической борьбе.

В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистическими государствами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отдельными странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира.

В процессе своего развития монополистический капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм (ГМК). Объективной основой, на которой происходит это перерастание, является концентрация производства и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления производства. Возникают крупные корпорации, первоначально на национальной, а затем и на транснациональной основе. Эти гигантские хозяйственные комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется потребность и необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего монополистического капитала в целом. На этой базе происходит процесс «…соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм…» . Государственно-монополистический капитализм характеризуется сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.

Буржуазное государство, обладающее относительной самостоятельностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроизводства, беря в свои руки, в зависимости от конкретных исторических условий, отдельные предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хозяйственной жизни. Регулирующие мероприятия буржуазного государства, огосударствление отдельных отраслей экономики осуществляются в интересах финансовой олигархии. Буржуазное государство вынуждено считаться с соотношением классовых и политических сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых противоречий, идёт на ущемление интересов отдельных монополий, исходя из общей задачи укрепления капитализма в целом. Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при капитализме, является переход предприятий в государственную собственность.

Важной формой проявления ГМК являются государственные финансы, и в первую очередь государственный бюджет, огромный рост которого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием государственного бюрократического аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности государства. В области взаимоотношений между трудом и капиталом государственное регулирование охватывает широкий комплекс социальных мероприятий, главной целью которых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы, социальное страхование, социальное обеспечение, государственное регулирование здравоохранения и образования, распределения доходов. В конце 20 в. сферой государственной деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократических сил. Но современные буржуазные экономисты выдают ГМК за строй, который якобы не содержит присущих капитализму противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Реформисты пытаются доказать, что государственное вмешательство, якобы сужая базу экономической мощи финансового капитала, открывает эволюционный путь преобразования капитализма в социализм. Однако научно-техническая революция, усилившая интенсификацию производства, конкурентная борьба между монополиями, экономические кризисы, рост безработицы, инфляция опровергают миф о том, будто капитализм наших дней способен избавиться от кризисов.

Капитализм (capitalism ) - это экономическая система и общественный строй, где отличительными чертами являются частная собственность на средства производства, использование наемного труда и свобода предпринимательства.

Капитализм как общественный порядок пришел на смену феодализму. Этот переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в различных странах имел свои особенности (например, Английская буржуазная революция XVII в., Нидерландская буржуазная революция XVI в. и т.д.). Одним из главных и решающих экономических значений для возникновения капитализма был процесс так называемого первоначального накопления капитала , когда мелкие производители (в основном это были крестьяне) насильственным методом лишались всяких средств и становились юридически свободными, а средства производства, напротив, концентрировались в руках у буржуазии.

Как экономический строй, капитализм характеризуется тремя основными признаками: частным распоряжением средствами производства; рыночно-ценовым механизмом координации деятельности индивидов; максимизацией дохода, пользы как цели хозяйствования. В такой экономической системе на первый план выдвигается проблема эффективности распределения и использования ресурсов. И решается эта проблема прежде всего каждым индивидом. Поэтому капитализм (европейская модель) предполагает личную свободу, индивидуализм, субъективизацию и рационализацию. Положение человека теперь не определяется социальным статусом его семьи, религиозными нормами. Он сам утверждает себя в соответствии со своими способностями, становясь мерой всех вещей. Как показал немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920 гг.), в становлении капитализма огромную роль сыграла протестантская этика, для которой характерны: ответственность человека перед собой, перед обществом, перед богом; самоценность труда и дохода, полученного честным путем (заработанного дохода). Такая этика утвердилась в ходе религиозной реформации (XVI-XVII века) и пришла на смену католической этике, проповедовавшей не труд, а потребление, наслаждение, освящавшей социальное неравенство и право грешить, так как грехи могут быть прощены.

Для стран, совершающих революционный и весьма болезненный переход от плановой к рыночной экономике, чрезвычайно важно понять, что представляет собой общество, которое нужно построить. Для этого необходимо избавиться от иллюзии совместимости рынка и социализма , то есть рынка без частной собственности, эффективной экономики без капитализма. В постсоветском сознании слово "капитализм" ассоциируется с эксплуатацией, несправедливостью, с борьбой всех против всех по принципу "человек человеку волк". Трудно предположить, что основанное на таких нравственных нормах общество могло бы просуществовать двести-триста лет.

Капитализм не только и не столько экономическая система, сколько форма общества, которое объединяет свободных индивидов, предъявляя к ним огромные моральные требования. Эти нравственные нормы жизни и определяют жизнеспособность рыночного экономического механизма. Они не порождаются рынком, а предшествуют ему. Капитализм как возникшая в ходе эволюции форма общества предполагает:

  1. свободу как возможность действия в соответствии с поставленной самостоятельно целью и ответственность за свой выбор как отсутствие заведомых ограничений, кроме нравственных;
  2. гражданское общество как совокупность институтов, союзов, ассоциаций достаточно сильных, чтобы исключить возможность узурпации власти, тирании, и в то же время достаточно свободных, позволяющих человеку беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать, иначе говоря, это общество структурировано, но его структура подвижна, способна к совершенствованию;
  3. модульного человека, способного включаться в те или иные структуры, ассоциации, но не подчиняться им, сохраняя свою свободу и права выхода из этих союзов, ассоциаций, партий и т.д., и в то же время готового к активным действиям против тех, кто ограничивает его свободу, его права, как и права других;
  4. демократию, то есть форму правления, предполагающую политическую свободу и действия избранного народом правительства в соответствии с интересами и волей избирателей (управляемых), что, в свою очередь, предполагает конституционное согласие и наличие эффективных механизмов, ограничивающих власть и функции правительства;
  5. частную собственность как общественный институт, дающий всем членам общества равные права по владению ресурсами;
  6. рыночную систему, включающую рынок капиталов, рынок труда , рынок земли;
  7. свободу предпринимательства и рыночную конкуренцию;
  8. ограниченную роль правительства.

Названные черты, свойства капиталистического общества можно определить как капиталистическую идеологию, то есть систему ценностей, взглядов, на которых зиждется это общество и которые признаются абсолютным большинством его членов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Исторический опыт десятков стран мира свидетельствует, что капиталистический способ производства в целом экономически более эф­фективен , т. к. частная собственность, свобод­ное предпринимательство и рынок (с его «вольными» ценами, игрой спроса и предложения, конкуренцией) жестко заставляют самостоятельных производителей действовать рационально, ре­зультативно и с постоянной оглядкой на потребителей. Однако в мире нет ничего совершенного, и у капитализма неизбежны свои проблемы, «плохие времена», свои плюсы и минусы. В связи с этим можно различать четыре основных типа капитализма

Наиболее непригляден начальный капитализм - период стихийного становления рыночной системы и накопления стар­тового капитала в руках относительно небольшой группы самых активных людей, способных к предпринимательству. Здесь неиз­бежны перераспределение собственности, обогащение одних людей за счет других, резкое расслоение общества и масса раз­личных злоупотреблений (захват чужой или общей собственнос­ти, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу «хапнуть и убежать», сверхэксплуатация наемного труда, хищни­ческое отношение к природе, преступления и т.д.).

Исследователи справедливо называют этот период диким, разбойничим и криминальнымкапитализмом , смутным временем, когда будущие капиталисты действуют, по словам Маркса, «с самым бес­пощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей»". «Новорож­дённый капитал, - подчеркивал он, - источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят».

Глубоко исследовав современный ему «бандитский» капитализм, Маркс пришел к выводу, что у него нет будущего. Однако другие уче­ные - например, английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) - рассуждали иначе. «Язвы» начального капитализма - это болезни роста. Получив свободу, энергичные, но необразованные предприниматели ринулись вперед, словно дикое чудовище, не разбирая дороги, сея не­справедливость и преступления. Но такая разнузданность бизнеса про­тивоестественна и преходяща. Капитализм можно реформировать, ис­пользуя его преимущества и сводя к минимуму недостатки.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США, Франция и другие) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI-XIX вв.), пока, наконец, основная часть собственности не обрела хозяев и не наладилось производство, пока общество не победило массовую бедность и не стало зажиточным, пока люди не устали от «беспредела», не успокоились и не вырабо­тали законодательные правила цивилизованной жизни.

ВРоссии после семидесятилетнего «социалистического ант­ракта» «дикий капитализм» вновь «взбудоражил» общество. И снова возник вопрос: возможно ли, чтобы процесс перехода к рынку проходил «честнее» и менее болезненно, без ограбления, нищеты, надувательства и слез тех, кто ограблен?


Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе - бюрократия, олигархия или демократия.

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами об­щественной жизни распоряжается государство, т. е. прежде все­го его бюрократический аппарат, многочисленная армия чиновни­ков. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на многое получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция, сговор бюрократов с пре­ступниками и крупным бизнесом, расцвет «теневой экономики» и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни боль­шинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В чем-то схожую картину даст и ♦ олигархический капита­лизм. Здесь экономика и власть сконцентрированы в руках узкой группы так называемых «олигархов» - крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-тслевизионных магнатов и тому подобных лиц. При этом высшие руководители государственного аппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены оли­гархами и работают на них. От криминализированных верхов (рыба, как известно, гниет с головы) преступность кругами рас­ходится в обществе. Однако большинство населения имеет невы­сокий уровень жизни, в то время как олигархи и те, кто им при­служивает, «жируют» и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также еще называют цивилизованным, или «народным капитализмом») возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гаран­тированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведется широкое предпринимательство,-работает огромная масса средних и малых бизнссов. Наибольший удельный вес в обществе (60-80%) занимает процветающий сред­ний класс - слой людей с хорошим образованием, надежной рабо­той, сравнительно высокими доходами и независимым образом жиз­ни. При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регули­руется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защи­щает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Разумеется, реальная действительность «хитроумнее» и «шер­шавее» представленных гладких схем. В ней все может быть в сложном переплетении. Так, в России конца XX в. затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического и оли­гархического «капитализмов». А до «народного капитализма», похоже, еще весьма далеко.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).