Немецкое «экономическое чудо. Германское экономическое чудо

Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней.

Людвиг Эрхард

Экономический коллапс. Экономические последствия войны были для Германии катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял 33 % от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза . В войне со стороны Германии погибло около 7 млн.человек, страна лишилась 25 % своей территории (в границах 1937 г.), около 12 млн. человек было выселено. Было разрушено около 20-25 % жилья (25 % повреждено), 20% промышленных строений и оборудования, 40 % транспортных сооружений . Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд.долл. по репарациям , в том числе путем изъятия и вывоза промышленного оборудования.

Экономика фашисткой Германии была всецело подчинена задачам милитаризации. Государство тотально вмешивалось во все сферы экономики, ведя активную принудительную практику, при этом конкуренция и экономическая свобода были ограничены. Рост военных расходов Германии приводил к постоянному дефициту бюджета , который покрывался займами и эмиссией, вызывавшей увеличение инфляции. Рос внешний долг, имелось высокое налоговое бремя . Денежная масса в обращении в 1944 г. превышала объем 1936 г. почти в пять раз . К концу войны сократилось гражданское производство. Утрата важнейших источников сырья, пере6ои в снабжении в конце войны на фоне инфляции, сохранении распределительной системы и сокращения военного спроса привели к полному коллапсу экономики.

Г.Штольпер в 1947 г. описывал Германию следующим образом: «…биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты… страна, где голод и страх убили надежду» . Один из журналистов писал: «Германия - это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев».

Но чем тяжелее время, тем более великих людей оно выдвигает. Для Германии одним из творцов возрождения стал Людвиг Эрхард, ученый, министр экономики, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как «немецкое экономическое чудо».

Чем интересен это опыт для России? С начала реформ Германии потребовалось около 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике. Что касается РФ, то до уровня жизни Германии нам еще очень далеко. Начало реформ 1992 г. обернулись для России сильнейшим экономическим спадом середины 90-х годов, дореформенный уровень 1990 г. был достигнут только 2007 г., т.е. за 15 лет. Экономика обрела негативные отраслевые и социальные тенденции, собственное производство стагнировало и было замещено импортной продукцией. РФ превратилась в сырьевой придаток мировой экономики, население страны сокращается. Но миражи всегда тают, а история настоящих побед хранится в веках.

Краткая Биография . Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 г. Во время Первой мировой войны получил ранение. В дальнейшем своей работой он выбрал занятие наукой - экономикой. Поступив в институт, он стал учеником одного из виднейших экономистов того времени Франца Оппенгеймера . Путь наверх лежал через длительное размышление над судьбами страны и осмыслением необходимых преобразований. Эрхард не вступал в нацистскую партию. С 1943 г. он возглавил небольшой исследовательский центр, занимавшийся формальными исследованиями. Но его основная - неофициальная деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы.

После войны в Германии шла ожесточенная дискуссия между сторонниками рынка и сильного государственного регулирования, получавшего все большую популярность под влиянием идей Дж.М.Кейнса. Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики, выступал с лекциями. Сначала он получил должность экономического советника при американской администрации в Баварии, в 1945 году стал министром экономики Баварии, а затем в марте 1948 г. - директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Эрхард был несколько полноват, любил сигары - благодаря чему он был внешне несколько похож на У.Черчилля.

Образование партии «власти». После краха фашизма немецкое общество остро нуждалось в новой идеологии. В тяжелый период нацизма, войны и разрушений церковь укрепила свой авторитет. После окончания войны в стране стихийно стали образовываться различные партии, получило развитие и христианско-демократическое движение, предложившее обществу новую систему ценностей. Один из сопредседателей Христианско-демократической партии (ХДС) Конрад Аденауэр смог привлечь Эрхарда к сотрудничеству - он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС. Выступая на съезде ХДС 28 августа 1948 г. он сказал: « Не свободная рыночная экономика, связанная с либеральным ограблением прошлой эры…, а экономика, берущая на себя социальные обязательства…, оценивающая личность человека выше всего, предоставляющая прибыль тому, кто ее по своей работе заслужил, - вот в чем заключается современная рыночная экономика». В дальнейшем, ХДС вместе ХСС - партией Христианский социальный союз образовали единую фракцию в парламенте. В августе 1949 г. прошли выборы, на которых с минимальным отрывом - 31 % (против 29.2 % у социал-демократов СДПГ) победил блок ХДС/ХСС . В сентябре канцлером выбирают Аденауэра, которому тогда было 73 года. Он назначает министром экономики Л.Эрхарда. В таком качестве они проработали вместе до 1963 г, когда Аденауэр ушел на заслуженный отдых.

Идеология реформ . В основу идеологии Эрхарда, получившей название «социального рыночного хозяйства», лег синтез идей эффективной рыночной экономики, доминирования частной собственности, экономической свободы, государственного регулирования и философии социальной ответственности. Эта идеология известна также под терминами «ордолиберализм», «солидаризм» или так называемый «третий путь». Рыночная свобода должна быть ограничена экономическим порядком и нравственными основаниями. Значительный вклад в разработку идеологии внесли Вальтер Ойкен и ближайший соратник Эрхарда профессор Альфред Мюллер-Армак, а также Александр Рюстов и Вильгельм Репке . Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, эффективного законодательства, что в совокупности и составляет суть «экономического порядка».

Министр прекрасно понимал, что для успеха реформ и роста доверия населения необходимо достичь реальных результатов в разумные сроки, проводя открытую и понятную политику. Для перехода от принудительной экономике к рыночной необходимо было осуществить следующие шаги: осуществить денежную реформу, направленную на создание твердых денег; освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен; стимулировать частное предпринимательство .

Предпосылки реформ. Безусловной основой было то, что в стране имелись институты рынка - банки, биржи, правовая система, частная собственность на средства производства и землю. После войны имелся огромный внутренний и внешний спрос, восстановление разрушений создавало колоссальные возможности для созидания, высоких темпов развития экономики. Имелась квалифицированная рабочая сила, уцелевшая благодаря освобождению от воинской повинности. В сентябре 1949 г. на базе трех оккупационных зон союзников была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). В Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить любую работу. Военные расходы были минимальны. К сильным сторонам немецкой экономики относились традиционная дисциплинированность, трудолюбие и предприимчивость населения, а также отлаженная система местного самоуправления.

Для оказания помощи разрушенной Европе, США предложили план, получивший название плана Маршала . Общий объем помощи Германии за время действия программы (1948- 1954 г.) составил около 1.5 млрд. долл. , для всей Европы - 17 млрд.долл . Помимо этого, около 1.2 млрд.долл. Германия получила в течении 1946- 1950 г. по другим программам . Общая помощь от США составила 3.872 млрд.долл . Помощь поступала в виде товарных поставок, средства от реализации которых направлялись в специальные фонды и банки, предназначавшиеся для развития экономики. Однако оккупационные власти по своему извлекали пользу из торговли с Германией - цена на вывозимый немецкий уголь была занижена почти в два раза, цена импортируемой американской пшеницы завышена в 1.5 раза .

Ветер перемен. Денежная реформа. Союзники первоначально не очень торопились с реформами, опасаясь слишком быстрого восстановления Германии, но ситуацию изменила «холодная война», США стали нужны сильные союзники в Европе. Европейская промышленность была тесно связана с немецкой и нуждалась в германском угле. В феврале 1947 г. Германию посетила группа экспертов во главе с Г.Гувером, выступившая с предложениями о проведении реформ .

В мае 1946 г. в зоне оккупации США демонтаж оборудования по репарациям был прекращен. После войны в западных зонах оккупации были запущены механизмы приватизации, постепенно стало налаживаться производство самых необходимых товаров. После окончания войны экспорт Германии в другие страны был сначала запрещен, затем ограничен. В дальнейшем, чтобы страна могла расплатиться за поставки продовольствия, оккупационные власти стали стимулировать экспорт. В 1947 г. объем экспорта составил 318, а импорта - 843 млн.долл., сальдо было пассивным, готовая продукция составляла около 11 % экспорта. Основную массу экспорта Германии - 64% составляли сырьевые товары, в т.ч. уголь, кокс, лес, железный лом, до 92 % импорта составляло продовольствие .

Немецкие деньги ничего не значили, в стране господствовал «черный» рынок, на котором процветал бартер, население рассчитывались валютой, сигаретами или кофе. Для обмена промышленных товаров на продукты питания горожане выезжали в сельскую местность. Оккупационные власти пытались бороться с инфляцией путем административных запретов на рост цен. В стране росла безработица. В народе стало назревать недовольство.

Подготовку реформ осуществляла рабочая группа в рамках американской администрации. Военным губернатором американской оккупационной зоны был американский генерал Люциус Клей. Следует учесть, что американский план делал акцент в основном на монетарном факторе - вводе твердой валюты.

Заслуга Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье - 20 июня, он выступил по радио и отменил с 21 июня государственный контроль за ценами на большинство товаров, снял большинство административных предписаний - дав экономике столь необходимый глоток свободы. Во время «разборок» с Клеем на вопрос, почему были изменены предписания Эрхард сказал, «что он ничего не изменял, а просто отменил». Клей сказал: «мои советники считают, что это ошибочное решение». Но Эрхард ответил: «они не одиноки, мои советники сказали мне то же самое». При определенных условиях служба министра могла бы на этом закончится, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.

Денежная реформа , , была одним из наиболее ответственных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты - немецкой марки. В ходе реформы каждый гражданин мог обменять 60 марок по курсу 1:1 (сначала 40, через два месяца -20). Пенсии, заработная плата, квартирная плата пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы. В результате реформы соотношение между маркой и рейхсмаркой установилось на уровне 6.5 дм:100 рейхсмарок . Был установлен курс марки к доллару - 3.33 дм за доллар. Внешняя торговля была либерализирована .

Реформа цен была провозглашена 24 июня . Однако не стоит считать, что реформа была «шоковой терапией». Введя свободные цены государство «не дремало» - в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. В июне было отменено около 90 % предписаний, но 10 % сохранилось. Значительное время сохранились дотации и твердые цены на уголь, чугун, сталь, удобрения, газ и электроэнергию, т.е. на достаточно значимые факторы производства . Цены на основные продукты питания и квартирную плату также были стабильны . Заработная плата первоначально не повышалась.

Валютные ограничения снимались также постепенно - либерализма здесь не было. До 1954 г. конвертация марки проводилась только по разрешению органов валютного контроля, в 1954- 1960 г.г. существовал режим частичной конвертируемости и только после 1961 г. марка стала полностью конвертируемой .

Успех реформ наиболее живо описали французские экономисты Жак Рюэфф и Андре Пьетр : «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок… Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Торжество эффективного рынка. Несмотря на тяжелые испытания, массированную критику слева, призывавшую ввести госрегулирование экономики и цен, непонимания иногда даже со стороны своих сторонников, Эрхард вынес верность своим главным принципам - рыночной свободе, твердой марке и стабильным ценам, и его терпение и хладнокровие в итоге победили. Впрочем, он достаточно активно по мере необходимости использовал и активное вмешательство государства. Левые считали Эрхарда «наемником капитала», а правые - «врагом предпринимательства» .

Сначала цены выросли. Индекс стоимости жизни вырос в 1948 г. с июня по декабрь с 91 по 104 (1938 г.=100%) , но в ответ предприниматели активизировали производство. Высокий доход, который был получен бизнесом, пошел не на потребление, а на капиталовложения в производство. За период с 1949 г. по 1951 г. инвестиции выросли почти в два раза с 16 до 29 млрд.дм .

Но левые были по-прежнему недовольны, осенью 1948 г. профсоюзы призывали к всеобщей забастовке. Тем не менее, Эрхард верил, что ситуация стабилизируется. И действительно наращивание выпуска привело к стабилизации, а к 1950 г. - к снижению цен. Производительность труда с середины 1948 г. по середину 1949 г. выросла на 28 % . Потребитель почувствовал преимущества рынка. Заработная плата стала расти вместе с ростом производительности труда. Значительным фактором роста доходов стал сверхурочный труд, не облагавшийся налогами.

Несмотря на рост экономики, появилась новая проблема - резкий рост безработицы главным образом за счет притока беженцев, которая выросла с 1948 по 1949 с 760 тыс. до 1.56 млн.человек . В 1950 г. безработица составляла 11 % . Министр экономики прекрасно понимал, что для обеспечения дальнейшего и стабильного роста необходима внешнеторговая экспансия. 19 сентября 1949 года была проведена девальвация марки на 20%, был установлен новый паритет по отношению к доллару - 4,20 дм (вместо 3,33) , что в дальнейшем позволило повысить конкурентоспособность экспорта. Либерализация внешней торговли происходила постепенно. После марта 1961 г. курс марки составил 4 марки за доллар.

Определенную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953), во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники. Это период был отмечен ростом цен на мировых рынках. На фоне роста спроса в 1950- 1951 г. цены стали расти, население покупало товары в запас. За счет роста импорта торговый баланс стал пассивным. Во второй половине 1950 г. Германия находилась на грани банкротства . В феврале 1951 г. Правительство ввело ограничения на импорт, применило его лицензирование, усилило меры по стимулированию экспорта. Наряду с этим было проведено ужесточение денежной политики, вводились ограничения на выдачу кредитов.

В 1951 году наметился перелом, сальдо баланса стало активным, к 1952 году рост цен практически прекратился, индекс стоимости жизни составил около 110 . В 1952 активное сальдо торгового баланса составляло 700 млн.долларов. В январе 1952 г. был введен закон об инвестиционной помощи. Предприятия страны (кроме государственных и отраслей, которым предназначалась помощь) вносили единовременный взнос путем покупки государственных облигаций. Полученные ресурсы - около 1 млр.марок направлялись на поддержку предприятий угольной, металлургической промышленности, энергетики .

С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был год «потребителя». Успех политики нашел отражение в поддержке избирателей, в 1953 г. на выборах в парламент блок ХДС/ХСС набрал уже 42.5 % голосов .

Эрхард верил в то, что можно сгладить цикличность экономики, обеспечив более долгосрочные тренды развития. С 1954 г. наступила фаза «высокой конъюнктуры». С середины 1950 годов ФРГ вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов - т.е. около 20 лет. Этот период получил название «немецкого экономического чуда». В 1957 г. безработица упала до 367 тыс.человек - 1.8 %, страна обрела практически полную занятость, стал ощущаться дефицит рабочей силы. Германия стала привлекать рабочую силу из Югославии, Италии и Турции. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: в 1949 г. был достигнут уровень 1936 г. , к 1956 г. (за 8 лет) уровень 1950 г. был удвоен , затем после 1963 г. (за 8 лет) был удвоен уровень ВВП 1956 г . В этот период средние темпы роста экономики составляли около 9 % . За период с 1950 по 1957 объем инвестиций в Германии увеличился на 81 % (для сравнения в Англии и Франции на 43 и 47 % соответственно) . Рост производительности труда за 1955 г составил 15 %, в 1956 - 8 % . Темпы роста экономики в Германии были самыми высокими среди капиталистических стран, при этом уровень инфляции был один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в январе 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в январе 1952 г. - 123 %, в январе 1953 г. - 120%, 1957 г. - 124% .

В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947- 1949 г.г. земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников. Эрхард и Адэнауэр прекрасно понимали, что для того, чтобы экономика развивалась эффективно, населению нужна собственность.

Уже в 1953 г. активное сальдо торгового баланса достигло 2.5 млрд.марок. . Началась внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества, отличного уровня сервиса и приемлемых цен находили спрос по всему миру. В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов (ЗВР) . В 1955 г. вышла на второе место в мире среди капиталистических стран по промышленному производству . В 1957 г. объем ЗВР составлял 5.6 млрд.долл. . С 1959 г. Германия вышла на второе место в мире по объему экспорта .

Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). За период с 1949 г. по 1953 г. производство автомобилей выросло с 104 055 до 850 000 штук в год, т.е. почти в 7 раз; с 1952 г. по 1956 г. производство холодильников выросло с 214 000 до 800 000 штук, т.е. в 2.7 раза . Уже в 1950 г. возродившийся завод «Фольцваген» стал производить всемирно известные «жуки», выдерживающие жесткую конкуренцию на международных рынках. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Доходы населения за период с 1950 г. по 1956 г. выросли в два раза . Заработная плата росла в среднем на 5 % ежегодно. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих выросла на 65 %, у служащих на 72 % . Шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования. 5 мая 1955 г. оккупационный режим в Германии прекратил свои полномочия.

Финансовая и налоговая политика. Правительство Конрада Аденаура проводило грамотную финансовую политику. Немалая заслуга в этом принадлежала коллеге Эрхарда, министру финансов Фрицу Шефферу, отличавшегося «правильной» бережливостью. Государство и местные органы власти минимизировали свои бюджеты.

После войны в стране сохранялся огромный уровень налогового бремени, душивший немецкую экономику. В этот период Эрхард смог провести снижение налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. В 1948 г. вместо дифференцированной ставки корпоративного налога, варьировавшего от 35 до 65 % была введена единая ставка 50 %, для доходов ниже 2400 марок в год была введена ставка в 18%, был повышен порог для ставки в 95 %, которая стала применяться на уровне от 250 000 марок в год . Для ослабления налогового бремени был также использован метод ускоренной амортизации недвижимости. В середине 50-х были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Для стимуляции экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.

В 1947 г. были созданы первые банки земель, принадлежащих их правительствам. В 1957 г. был основан центральный государственный банк - Deutsche Bundesbank.

Правительство очень четко управляло рынком, используя механизмы процентной ставки и банковских резервов. В 1948 г. на фазе роста цен для «охлаждения» экономики минимальные резервы банков были повышены с 10 до 15 %. Затем для стимулирования расширения кредита с марта 1949 года Банк немецких земель стал проводить более мягкую денежную политику. Был снижен минимум резервов, за период с 1950 г. по 1954 г. ставка учетного процента были снижена с 6 до 3%. После 1955 г. в связи с активным ростом экономики учетную ставку в несколько приемов подняли с 3.5 % (4.08.1955 г.) до 5 % (19.05.1956 г.), затем после корректировки последовательно опустили до 4 % (19.09.1957г.).

Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой характерна более сильная роль в экономике банковской системы (в отличие от американской с более развитым фондовым рынком). В результате к концу XX века в стране имелось около 4000 банковских учреждений, имевших 45 тыс. филиалов . Немецкие банки являлись акционерами многих предприятий и участвовали в их управлении.

Развитие жилищно-строительной отрасли . Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории . Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.

У программы были следующие источники финансирования . Первый - перечисление банками до 90 % платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный фонд финансирования жилищного строительства. Вторым источником был 3 % налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство. Третий источник - доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45 % годовых. Четвертый источник –финансирование со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее 50 % от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4.5 % годовых. И наконец, по мере истощения ресурсных возможностей было использовано активное привлечение средств населения. Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30 %, выделялись беспроцентные кредиты.

Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950- 1962 г.г. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн.марок в текущих ценах), при этом по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 000 квартир (для сравнения в 1929 г.- 197 000) , число занятых в строительной отрасли достигало около 10 % от общей массы рабочих и служащих . Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн.единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 % ,. Что особенно интересно, что столь массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир .

Этот опыт имеет достаточно большое значение для России. Широко известно, что развитие доступного жилищного строительства способно стать одним из локомотивов нашей экономики. Однако наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы, продвигается в этом направлении крайне медленно. Строительный рынок монополизирован, существующие цены на жилье, порой превышающие европейские, не соответствуют платежному спросу большинства населения, что кардинально ограничивает возможности развития страны и населения.

Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий. В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Эрхард публично выступал против монополизма, постоянно аппелировал к принципам нравственности, категорически возражая против экономического эгоизма, доминирования чьих-то узких интересов. Он говорил: «важнее сосредоточить все уси-лия народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода, чем терять силы в борьбе за распределение дохода … Куда легче дать каждому по более крупному куску от большего, все увеличивающегося в своих размерах пирога, чем получить выгоду из споров о распределении маленького пирога, ибо тогда каждая выгода должна быть компенсирована какой-либо другой невыгодой» .

С начала 1958 г. начал действовать антикартельный закон. Хотя позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес, ставший настоящим «национальным достоянием» Германии. Сейчас он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 % . На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП .

Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию - государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Экономическая политика нашей страны длительное время не уделяла достаточного внимания развитию малого бизнеса, как впрочем и предпринимательству вообще. В последнее время были продемонстрированы намерения улучшить ситуацию в этом направлении. Наша экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.

Развитие науки . Решающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 % . За время реформ в РФ резко сократились такие важные показатели как объем финансирования науки и заработная плата ученых. В результате престиж научной работы снизился, а значительная часть перспективных и молодых ученых уехала за границу.

Конец чуда? После своего ухода Аденауэр не поддержал назначение Эрхарда, который стал канцлером в 1963 г. Но был им недолго, покинув этот пост в 1966 г. Эрхард был более «погружен» в экономику, внешняя политика была для него более сложной задачей. После ухода Эрхарда к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы Дж.М.Кейнса. Однако Германии нужны были по- прежнему более синтетические рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система обеспечивала высокий уровень пенсий, но снизить их уровень стало крайне сложно по политическим мотивам. Высокие налоги стали негативно отражаться на экономическом росте, что в дальнейшем привело к росту безработицы. Вторая волна проблем пришла после объединения Германии в 1990 г.

Секреты успеха . Опыт Эрхарда интересен тем, что на первых постах государства оказался экономист - ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Эрхард был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики Правительства, уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства» . Конечно, один из важнейших - свобода предпринимательства. Эрхард создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости. Он был чужд догматизма, его метод включал синтез наиболее позитивных идей из разных экономических школ.

Он был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе

Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен­ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма­нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной.

Уровень ВНП едва до­стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос­тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи­вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи­ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного пере- устройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион­ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма­нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле­тия раскол Германии на два государства - ФРГ и ГДР. Восста­новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве­дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ­лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897-1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо­зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949-1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963-1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез­ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре­дельно для того времени либеральный подход опирался не толь­ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми­литаризации, денационализации и денацификации оккупацион­ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан­кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни­матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив­ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози­ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль­но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс­марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво­диться в соотношении 1: 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1: 10, а остав­шуюся половину - позднее в соотношении 1: 20. Средства пред­приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи­ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

Немецкое «экономическое чудо»

Бесспорной заслугой эры «христианских демократов» в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является «немецкое экономическое чудо» - возрождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Действительно, на общем фоне после Второй мировой войны, немецкая ситуация выглядела особенно удручающе. Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Наличие 12ти миллионной армии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной системы стимулировало рассвет «черного рынка». Возрождаются товарообменные сделки времен «натурального хозяйства». Западные оккупационные власти вынуждены были ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных на голодную смерть. Во второй половине 40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.) - директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный канцлер в 1963 - 1966 гг. Именно под его руководством и состоялось «экономическое чудо», хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

  • 1) внутренние капиталовложения в промышленность;
  • 2) помощь из США по «плану Маршалла» - около 3 млрд. долларов;
  • 3) чрезвычайные усиления немцев - в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;
  • 4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных военных расходов;
  • 5) протекционистская политика государства и др.

Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в:

  • а) создании «социального рыночного хозяйства»;
  • 6) повышении покупательной способности всех слоев населения;
  • в) сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличение государственного дохода.

Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гибкой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний бизнес.

Весь ход «немецкого экономического чуда» можно разбит, на этапы: 1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и цено30й реформ, началом повышения ставок реальнойзарплаты с учётом роста производительности труда, значительного роста производства;2-й - 1950 - 1951 гг. - время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается среднегодовой уровень занятости; 3-й - 1952 г. - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность; 4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры «благосостояния для всех». В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936 г.; 5-й - 1955 - 1960 гг. - период торможения экономического подъема и переход к спокойному прогрессу. Итоги «немецкого экономического чуда»: Важнейший итог чуда - возрождение экономического потенциала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов

«Немецкое экономическое чудо» 1930-х годов

Начнем с того, что экономическая политика нацистов в значительно мере определялась одним из финансовых гениев XX века - немецким банкиром Ялмаром Шахтом. На Гитлера экономика наводила тоску, ведь он в ней слабо разбирался. Вот высказывание Гитлера 1922 года об экономике: «Мировая история учит нас, что ни один человек еще не стал великим благодаря экономике, но зато очень многие из-за нее пострадали». Поэтому фюрер сделал вывод, что «экономика - это нечто малозначительное». А Ялмару Шахту экономика малозначительной не казалась. Пожалуй, ни один финансист - ни до него, ни после - не оказал такого влияния на ход мировой истории. Именно он дважды спас Германию от полной финансовой катастрофы. И он же практически дал возможность Гитлеру развязать Вторую мировую войну, заложив в фантастически короткие сроки экономические основы военной промышленности Германии.

Ялмар Горас Грили Шахт родился в 1877 году. Он получил основательное образование: изучал медицину в Кильском университете, немецкую филологию в Берлинском и политэкономию в Мюнхенском университетах. Еще во время Первой мировой войны Шахт проявил себя как одаренный финансист: он работал в экономическом управлении немецких оккупационных властей в Бельгии, с 1916-го по 1923 год возглавлял частный Национальный банк Германии, долгое время был президентом Рейхсбанка (по 1939 год), рейхсминистром экономики. Следует заметить, что Ялмар Шахт был против вторжения в Польшу и войны с СССР, считая, что Германия проиграет такую войну по экономическим причинам. Он несколько раз выступал с критикой режима Гитлера, и с 1944 года содержался в концлагерях, пока не был освобожден союзниками и передан Нюрнбергскому суду, который его оправдал. Но это все случилось значительно позже, а пока финансовый гений выводил Германию из кризиса.

30 сентября 1934 года Шахт представил Гитлеру доклад «О ходе работы по экономической мобилизации», в котором отметил, что на Министерство экономики возложена «экономическая подготовка к войне». Так была создана программа «милитаристского кейсианства», которая сводилась к усилиям трудоустроить всех безработных путем резкого увеличения фронта общественных работ и стимулирования частного предпринимательства. Безработным был предоставлен правительственный кредит в виде специальных векселей. Значительно снизились налоги для тех компаний, которые расширяли капитальные вложения и обеспечивали рост занятости. Но истинной основой возрождения Германии было перевооружение, на которое, начиная с 1934 года, нацистский режим направил все усилия предпринимателей, рабочих и военных.

Вся экономика Германии, которая именовалась «военной экономикой», была специально организована так, чтобы функционировать не только во время войны, но и в мирное время, также ориентированное на войну. В 1935 году в Германии опубликовали книгу «Тотальная война», которая также известна и под названием «Нация во время войны», в ней Эрих Людендорф утверждал, что в мировых проблемах виноваты христиане, евреи и масоны. Он подчеркивал необходимость тотальной мобилизации экономики страны, как и всего остального, чтобы надлежащим образом подготовиться к тотальной войне.

Идея тотальной войны и военной экономики была не нова для Германии. В течение XVIII–XIX веков Пруссия около 5/7 государственного дохода направляла на армию. Экономика Пруссии рассматривалась прежде всего как орудие обеспечения военной политики, а не народного благосостояния. Эти идеи развили нацисты. Начальник военно-экономического штаба генерал-майор Георг Томас писал: «Истории известны лишь несколько случаев, когда страна даже в мирное время намеренно и систематически направляла весь свой экономический потенциал на нужды войны, как это имеет место в случае с Германией, которая была вынуждена поступить так в период между двумя мировыми войнами».

Германия готовилась к войне, и это было осознанным решением руководства Третьего рейха. В секретном Законе об обороне от 21 мая 1935 года Гитлер назначил Шахта полномочным генералом военной экономики, обязав его «начать свою работу еще в мирное время» и предоставив ему власть для руководства «экономической подготовкой к войне». А Шахт, в свою очередь, писал Гитлеру: «Осуществление программы вооружения в надлежащем темпе и в необходимых масштабах есть прямая задача немецкой политики, поэтому все остальное должно быть подчинено этой цели».

Начался активный поиск средств для военных целей. На первом этапе подготовки к войне необходимо было использовать печатный станок для выпуска денег на финансирование вооружения (по подсчетам иностранных экономистов, немецкая марка одно время обладала 237 различными курсами сразу!). Использовались также средства, конфискованные у врагов государства или снятые с замороженных иностранных счетов. Шахт хвастался успехами: «Таким образом, расходы на наши вооружения частично покрывались за счет кредитов наших политических врагов!» По случаю 60-летия Шахта армейский журнал «Милитервохенблатт» в номере от 22 января 1937 года превозносил его как «человека, который сделал экономически возможным восстановление вермахта… Силы обороны обязаны огромным способностям Шахта тем, что, несмотря на все финансовые трудности, они смогли из армии, насчитывавшей 100 тысяч человек, вырасти до уровня их современной мощи».

Шахт использовал умение виртуозно устраивать финансовые дела, чтобы подготовить Третий рейх к войне. Он заключал поразительно выгодные для Германии товарообменные сделки с десятками стран и, к удивлению ортодоксальных экономистов, успешно демонстрировал, что чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес. Он создал систему кредита в стране, у которой было мало ликвидного (то есть легко реализуемого) капитала и почти не было финансовых резервов - вот уж действительно находка гения! Шахт также изобрел так называемые вексели «мефо» - это были векселя, выдаваемые Рейхсбанком и гарантируемые государством. Использовались они для выплат компаниям по производству вооружений. Векселя принимались всеми немецкими банками, а затем учитывались немецким Рейхсбанком. Они не фигурировали ни в бюллетенях национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранить в секрете масштабы перевооружения Германии. С 1935-го по 1938 год они использовались исключительно для финансирования перевооружения и оценивались в 12 миллиардов марок!

В сентябре 1936 года четерехлетний план развития экономики был передан под жесткий контроль Геринга, который стал диктатором в экономике, хотя не был в этой области специалистом. С этого момента Германия перешла к системе «тотальной военной экономики». Целью четырехлетнего плана было превращение за четыре года Германии в страну, которая сама обеспечивала бы себя всем необходимым, чтобы в случае войны ее не смогла удушить военная блокада. Импорт был сокращен до минимума, а также введен жесткий контроль за ценами и размером заработной платы, дивиденды ограничивались 6 % годовых, строились огромные заводы по производству синтетического каучука, тканей, горючего и другой продукции из собственного сырья. Были также построены гигантские заводы Германа Геринга, производившие сталь из местной низкосортной руды. Немецкая экономика была мобилизована на нужды войны, а промышленники, доходы которых резко подскочили, превратились в винтики военной машины. Их деятельность была скована ограничениями государства и огромной отчетностью. Заваленные горами бумаг, постоянно получающие указания от государства: что, сколько и по какой цене производить - отягощенные растущими налогами, облагаемые нескончаемыми крупными «специальными отчислениями» на партию, промышленники и коммерсанты, которые с таким энтузиазмом приветствовали установление гитлеровского режима, ощутили глубокое разочарование. Одним из них был и Фриц Тиссен, который в числе первых сделал наиболее щедрые отчисления в кассу нацистской партии. Бежав из Германии накануне войны, он признал, что «нацистский режим разрушил немецкую промышленность», и всем, кого встречал за рубежом, говорил: «Ну и дурак же я был!» Мелкие предприниматели, первоначально являвшиеся одной из главных опор партии и многого ожидавшие от канцлера Гитлера, по меньшей мере многие из них, вскоре обнаружили, что их постепенно вынуждают вновь влиться в ряды тех, кто живет на зарплату.

Произошло «укрупнение экономики»: после принятия законов в октябре 1937 года все корпорации с капиталом менее 40 тысяч долларов просто распустили, запретив создавать новые с капиталом менее 200 тысяч. Это сразу привело к сокращению числа мелких фирм на одну пятую. Но крупные картели, которым покровительствовала даже Веймарская республика, получили со стороны нацистов дополнительную поддержку.

Доходы от перевооружения получала главным образом тяжелая промышленность. С 2 % в удачном 1926 году, году промышленного бума, они выросли до 6,5 % в 1938 году. Даже закон, ограничивавший прибыль 6 %, не создавал трудностей таким компаниям, скорее наоборот. В теории согласно закону вся прибыль сверх 6 % шла на приобретение облигаций правительственных займов, об изъятии ее не могло быть и речи. На практике же большинство фирм вкладывали эту невыплаченную прибыль в собственное дело: со 175 миллионов марок в 1932 году она возросла до 5 миллиардов марок в 1938-м, в то время как общие накопления в сберегательном банке достигли лишь 2 миллиардов марок, или менее половины суммы невыплаченных прибылей. Общая сумма выплаченной прибыли в виде дивидендов составила лишь 1,2 миллиарда марок. Помимо чувства удовлетворения от получения больших барышей, предприниматель был доволен также тем, что Гитлер поставил рабочих на место. Отныне не раздавались постоянные требования повысить заработную плату, которая в действительности стала еще меньше, чем была, ведь стоимость жизни возросла на 25 %. Но не было ни протестов, ни забастовок - они в Третьем рейхе были запрещены.

Все эти меры вызвали рост экономических показателей: только с 1936-го по 1939 год объем общего промышленного производства Третьего рейха вырос на 37 %, за 1939 год Германия произвела 24 миллиона тонн чугуна (что составило 22 % общемирового производства), 22,3 миллиона тонн стали (24 %), 333 миллиона тонн каменного угля (17 %), а по производству искусственного каучука и металлообрабатывающих станков заняла устойчивое первое место. Экспорт черных металлов Германией превысил подобный американский показатель вчетверо!

Немцы даже решили провести тотальную автомобилизацию своего народа, не прибегая к помощи международных концернов. Автомобиль, позже известный как «Фольксваген жук», по прайс-листу завода стоил бы немецкому гражданину в 1939 году (если бы началось его массовое производство) 990 марок. Это была действительно шокирующе невысокая цена.

26 мая 1938 года Адольф Гитлер заложил первый камень в фундамент завода «Фольксваген». Немецкий Трудовой фронт инвестировал в его строительство 300 миллионов марок, и к июлю 1939 года завод уже дал первую продукцию. Однако он «переориентировался» на производство военной техники спустя всего несколько месяцев, после вторжения в Польшу. К этому моменту, т. е. 1 сентября 1939 года, было построено 630 «жуков», которые планировалось продавать в кредит, и каждый желающий, по плану немецкого руководства, получал бы в свое полное владение «жука» и еженедельно в течение неполных 4 лет платил бы за него всего 5 марок. Эта плата, при ежемесячной средней зарплате в 400 марок, была необременительной - всего 20 марок за автомобиль!

Немцы к 1943 году планировали «оснастить» все германские домохозяйства народным телевизором FE-III, поскольку телевидение в Третьем рейхе считалось одним из важнейших средств пропаганды и начало успешно функционировать 15 января 1936 года. Воплощению плана «всеобщей телевизации» помешала война, но даже в ходе ее немецкое телевидение работало до 23 ноября 1943 года, пока союзная авиация не уничтожила передатчики.

Мощная промышленность Германии нуждалась в большом и все увеличивающемся количестве рабочих рук, и каждый год приходилось принимать все новые и новые программы для стимуляции трудовой миграции в рейх немцев из-за границы - и для всех для них находилась работа! Для пораженного тяжелыми кризисами западного мира это казалось немыслимым, хотя на самом деле ничего удивительного в этом не было. Бурный рост производства вооружений немецкие экономисты обратили на пользу экономики и нашли способ, как совместить рост расходов на танки, пушки и самолеты с резким возрастанием национального дохода и, как следствие, с ростом покупательской активности населения.

С 1934-го по 1 сентября 1939 года военные расходы Германии составили 60 миллиардов марок, иными словами - 59,1 % расходов бюджета. В то время производительность труда и потенциал германской промышленности были одними из самых высоких в мире и именно поэтому (хотя бы теоретически) германская экономика могла в очень короткий срок обеспечить бурно растущие вермахт и Люфтваффе новейшим вооружением. Ограниченные финансовые возможности государства, казалось бы, ставили страну перед сложным выбором: или обеспечить рост военной промышленности, или дать возможность населению приобретать промышленные товары гражданского назначения. Третьего, как казалось, было не дано. Но немецкие экономисты смогли решить эту сложнейшую проблему, причем без увеличения темпов инфляции и без привлечения иностранного капитала! Они создали, как уже говорилось выше, параллельные внутренние деньги, которые предназначались исключительно для финансирования производства вооружений и не имели свободного обращения на финансовом рынке вне Германии. Сначала, в 1934–1935 годах, такими деньгами были векселя Металлургического научно-исследовательского общества - уже описанные нами «мефо», «изобретенные» Шахтом. Эти вексели могли использовать только промышленные предприятия, работающие на войну. А с 1938 года вместо денег имперское кредитное управление фирмам-производителям начало выплачивать «денежные переводы за поставку» со сроком погашения в шесть месяцев. За год таких переводов было выплачено более чем на шесть с половиной миллиардов марок, причем все они были целевым образом потрачены на оружие для вермахта. С 1939 года 40 % военных заказов оплачивались так называемыми «налоговыми квитанциями», которых до начала Второй мировой войны было выплачено 4,8 миллиарда марок. Помимо ограничения вмешательства иностранного капитала, были предприняты меры для задержки национального капитала в стране: в 1937 году было издано «положение о немецких банках», по которому ликвидировалась независимость государственного банка и прекращался свободный обмен марки на иные валюты. Таким образом, переместить капитал за границу не представлялось возможным. С 1934 года по так называемому «Новому плану» внешняя торговля перешла под полный государственный контроль, а все предприятия вошли в состав семи «имперских групп промышленности». «Закон о государственном банке» 1939 года снял ограничения по предоставлению государственного кредита - надобность в параллельных деньгах отпала, отныне марка обеспечивалась втрое возросшим достоянием Третьего рейха!

Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора Непомнящий Николай Николаевич

НЕМЕЦКОЕ ЧУДО-ОРУЖИЕ И КАК С НИМ БОРОЛИСЬ (По материалам М. Павлушенко) В 1923 году в Германии под эгидой министерства авиации началась разработка беспилотного, управляемого по радио самолёта. В основе проекта лежала идея французского инженера В. Лорена, который ещё в годы

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

«Экономическое чудо» Канцлер Конрад Аденауэр был главой федерального правительства более 14 лет - с сентября 1949 г. по октябрь 1963 г., и олицетворяет собой целую эпоху в истории Западной Германии. В годы его правления, благодаря развитию гражданского общества и

Из книги История России автора Иванушкина В В

38. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-1930-х гг Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:1) экономика переходит под государственный контроль;2) партия окончательно

Из книги Как Сталин предотвратил «перестройку» автора Краснов Павел

Часть 1. СТАЛИНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО Великий Архитектор СССР строил Общество Будущего по четким идеям, часть которых содержится в его работе-завещании «Экономические проблемы социализма в СССР», большего он оставить не успел, а его архив вместе с черновиками был

автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов на фоне стран капитализма Большую часть фактов и цифр я заимствую из статьи Г. И. Ханина «50-е годы – десятилетие триумфа советской экономики», а также из его книги «Динамика экономического развития СССР». Составленные Ханиным таблицы

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов: финансы и цены Чутким индикатором общего состояния экономики являются ее финансы и цены. Государственный бюджет СССР в 1950-е гг. имел постоянное превышение доходов над расходами (профицит). В 1950 г. (последний год пятой пятилетки) доходы

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

«Экономическое чудо»: Италия 1960-х годов Экономическое возрождение второй половины 1940-х и 1950-х годов было впечатляющим и относительно безболезненным, но его не сравнить с тем, что произошло потом. В 1959–1962 годах экономика действительно сорвалась с места и были заложены

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.1.3. Немецкое чудо Конрада Аденауэра Из великих деятелей XX в. Конрад Аденауэр известен в нашей стране меньше других. Между тем ведущее положение Германии в современной Европе, высокий уровень жизни немцев во многом были предопределены деятельностью этого

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

6 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В КОНЦЕ 1920-1930-Х ГГ Необходимость дальнейшего обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности. Руководство страны поставило задачу

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

21.2. СОВЕТСКАЯ КНИГА 1930–Х ГОДОВ В 1930–е годы доминирующее положение по объему выпуска занимало издание общественно–политической и социально–экономической литературы. К концу десятилетия на ее долю приходился 41 процент тиража всех изданных в СССР книг и почти столько

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 65 Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг ПЛАН1. Цели модернизации советской экономики.1.1. Итоги восстановительного периода.1.2. Цели и задачи индустриализации: Преодоление технико-экономической отсталости. – Наращивание советского оборонного

Из книги Другой взгляд на Сталина автора Мартенс Людо

Экономическое чудо Во времена индустриализации советские рабочие добились экономического чуда, которое до сих пор поражает воображение.Вот какой вывод делает Куромия из своего исследования сталинской индустриализации:«Прорыв, совершенный в 1928–1931 годах, лег в основу

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Экономическое чудо В 1947 г. увидела свет книга советского академика, члена Политбюро ЦК партии, председателя Госплана Н.А. Вознесенского. В последней ее главе определялись основные задачи послевоенной перестройки народного хозяйства. Автор подчеркивал, что и для

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Из книги Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации автора Миронов Борис Николаевич

1. Мучительное развитие или экономическое чудо? Мы с завистью, а нередко и с чувством неполноценности говорим о немецком, японском, южнокорейском, китайском и прочих экономических чудесах. Вот могучие, лихие народы: богатыри - не мы. Как современная, так и царская Россия

Из книги Германия в ХХ веке автора Ватлин Александр Юрьевич

Глава 6 ФРГ: «экономическое чудо» в эпоху Аденауэра «Вначале был Аденауэр» (А. Баринг), «канцлерская демократия» и даже «эра Аденауэра» (Г. – П. Шварц) – подобные характеристики преобладают в исследованиях, посвященных начальному периоду истории Федеративной республики

После второй мировой войны часто говорили о "немецком экономическом чуде". Людвиг Эрхард, первый министр экономики ФРГ, не придавал большого значения этому образу. По его словам, ни о каком чуде не может быть и речи, "ведь это был лишь результат честных усилий всего народа, который на основе принципов свободы получил возможность вновь использовать инициативу, свободу и энергию людей". Людвиг Эрхард


Промышленное производство составляло всего 40% от уровня 1936 года. Не хватало элементарных товаров. Обесценившиеся рейхсмарки население отказывалось принимать, стремясь воспользоваться иностранной валютой, а также такими средствами платежа, как сигареты, кофе или шелковые носки. «Было рассчитано, что на одного немца только каждые пять лет производилась одна тарелка, каждые двенадцать - пара обуви, раз в пятьдесят лет - по костюму, только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные пеленки и лишь каждый третий немец мог надеяться быть похороненным в собственном гробу". Так говорил Эрхард о Германии 1948 г.


Политика оккупационных властей тогда строилась на идеях возмездия, наказания и опекунства. При этом они переняли от нацизма командную экономику с ее тотальным рационированием (талоны, карточки и т.п.), дефицитом, контролем над ценами, финансами, экспортом и импортом. Одновременно союзники осознавали, что послевоенное возрождение Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где была предусмотрена значительная помощь также и Западной Германии, кроме того, западные союзники отказались от получения репараций), а что последнее невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхард был избран экономическим директором этого совета.


По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденный«рыночник». Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей- монополистов.Эрхард называл такую экономику "принудительной".


Эрхард считал, что: «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства. Замена командной системы рыночной не может быть растянута во времени. Рыночные преобразования надо проводить быстро, решительно и последовательно. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка. Социальная функция государства заключается в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Что же касается распределения, то здесь задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.


Эрхард считал, что существует связь финансовой реформы с социальной: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять. Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». Денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому. Эрхард постоянно подчеркивал, что единственный способ материального обеспечения денежной реформы одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. Эрхард понимал насколько важно сохранить у народа впечатление о том, что реформу в своей стране осуществляют сами немцы. Вечером 18 июня 1948 г. он отправился на радио и, не дожидаясь, пока народу будет зачитано официальное решение оккупационных властей, выступил с заявлением о начале реформы.


Социальная реформа, проводившаяся в Германии, была связана как с экономическими, так и с финансовыми преобразованиями внутри страны. В неё входило следующее: 1.)восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии, самоуправление в системе социального страхования; 2) введение зашиты работников, в особенности от увольнений,защиты материнства и инвалидов; 3)определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях, а затем на других в Законе о предприятиях 4) возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной 5) программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере; 6) введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.


К гг. первый этап осуществления реформ по переходу к экономическим методам регулирования был завершен. Но только в начале 1959 была достигнута полная конвертируемость немецкой марки, понадобилось десятилетие «экономического чуда» для закладки основ социального рыночного хозяйства. Это показывает всю сложность перехода от командной экономики к рыночной даже в благоприятных условиях. С конца 50-х годов в ФРГ наступило десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица почти сошла на нет, темпы роста общественного продукта были 5% в год, инфляция оставалась в незначительных размерах. К 1958 году, спустя 10 лет после начала реформ, Германия утроила свой ВНП, став вторым после США мировым экспортером. Стабильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты позволяла каждому достойно встретить и старость, и дни болезней.