Предельное значение дефицита федерального бюджета. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного . Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние , вследствие чего увеличивается .

В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:

1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.

2) Уменьшение количества доходов, поступающих в при экономическом кризисе.

3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).

4) Неэффективная финансовая система государства.

5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.

6) Охват государственного сектора коррупцией.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

2. Классификация бюджетных дефицитов

3. Финансирование дефицита госбюджета

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

· на экономические цели : в результате государственного регулирования экономики, когда правительство осуществляет крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, добиваясь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

· на социальные цели : расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:

· увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);

· увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);


· увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

· увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);

· увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· уменьшение доходов в связи c ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· сокращение доходов из-за низкой их собираемости.

· коррупция в государственном секторе и пр.

Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.

Таким образом, дефицит бюджета является следствием :

чрезмерности государственных расходов;

недостаточность доходов государства, ограниченности финансовых возможностей государства по мобилизации необходимых доходов (сокращения налогов – сознательного, в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, либо из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

При рецессии (спаде) доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается.

При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Т.о. состояние доходной базы бюджета напрямую зависит от состояния как субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. В ситуации спада производства, других кризисных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если своевременно не обеспечить адекватное сокращение расходов, разовьется (увеличится) отрицательное бюджетное сальдо.

K бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Практика показала, что в годы депрессии, когда BBП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом ; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета : при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и др.) из-за уменьшения базы налогообложения, это в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу c циклом. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.

C начала ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета: ужесточают налоговые режимы, замораживают финансирование, сокращают трансфертные платежи и т.д.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно .

Позиций столько же, сколько и вариантов составления бюджета: c отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), сбалансированный. K примеру, Д. Кейнс подвел научную базу под утверждение, что бюджетный дефицит – совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п. Заимствованные для финансирования дефицита средства вкладываются в производство, доходы от которого через некоторое время позволят расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран c переходной экономикой, включая Беларусь.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление . Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин.

· Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.

· Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования .

Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов . Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы и ближайшей перспективе.

· если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики , финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем рост производства и прибыли возместит произведенные затраты.

· если превышение расходов над доходами допускается c целью финансирования текущих затрат , субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.

2.Бюджетный дефицит классифицируют по различным критериям .

1. В зависимости от учета обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным .

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между доходами и расходами без учета процентов, выплачиваемых по госдолгу, называется первичным , a c учетом процентов - вторичным .

2. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит .

Пассивный возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлеченные для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиции, развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

3. По отношению к плану выделяют плановый и внеплановый бюджетный дефицит .

Плановый - это норматив, который заранее устанавливается в законе o бюджете на очередной финансовый год. Внеплановый - следствие непредвиденного сокращения объема поступлений, роста расходов бюджета.

4. В зависимости от причин возникновения дефицит бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным .

Чрезвычайный - следствие особых обстоятельств, которые сложно предусмотреть. Для ликвидации последствий этого дефицита обычно формируются резервные бюджетные и внебюджетные фонды. Кризисный - спутник глобального экономического кризиса или кризиса в денежно-кредитной сфере. Антикризисный - обусловлен мерами по ликвидации кризиса и его последствий. Межбюджетный - отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов как результат несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня.

Важной задачей финансовой политики каждого государства с рыночным механизмом экономики является оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета и их сбалансирования. Несбалансированность или недостаточная надежность сбалансирования доходов и расходов бюджета еще на стадии его планирования приводит к негативным явлениям в экономике, а именно к его дефициту. Значительный уровень дефицита в течение несколько лет приводит к росту долговых обязательств государства, и, как следствие, - к росту расходов на обслуживание долга, обостряет долговые проблемы и ведет к раз-балансировка всей финансовой системы.

При формировании бюджета на текущий год необходимо обращать прежде всего внимание на решение следующих задач:

1) доходная часть бюджета должна быть реальной как в целом, так и по каждому источнику поступлений;

2) структура расходов должна быть оптимальной и учитывать максимальный уровень роста ВВП;

3) бюджет - сбалансированный.

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета характеризует его сальдо.

Превышение доходов над расходами обеспечивает положительное сальдо бюджета, то есть профицит. Превышение расходов над доходами приводит к бюджетному дефициту.

Сумма бюджетных дефицитов за долгосрочный период за вычетом положительного сальдо бюджета создает государственный долг.

Уровень бюджетного дефицита рассчитывается в процентах к валовому внутреннему продукту, также может определяться в процентах от национального дохода и расходов Государственного бюджета. По методике Международного Валютного Фонда допустимый уровень бюджетного дефицита для стран-должников МВФ равен 7-8%. В мировой практике допустимыми уровнями бюджетному дефициту считаются следующие показатели: 2-3% от ВВП; 5% от национального дохода и 10% расходов государственного бюджета. С проблемами дефицитного бюджета знакомы все страны мира, это почти постоянное явление в экономике. Так, к началу 90-х годов бюджеты многих экономически развитых стран были дефицитными, например, дефицит бюджета Италии составил более 25% его расходной части, Японии - 15,6%; США - 11,6%.

Основными причинами возникновения дефицита бюджета считаются следующие:

Чрезвычайные события: войны, стихийные бедствия, требующих значительных средств;

Спад производства и кризисные явления в экономике;

Неэффективное функционирование и расстройство финансово-кредитной системы;

Несовершенство налогового законодательства;

Инфляционные процессы;

Политические кризисы;

Другие факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

В экономической литературе нет единого мнения относительно влияния небольшого по размерам дефицита бюджета на экономическую жизнь страны. Существует утверждение, что размер дефицита, который не превышает 3% ВВП, оказывает положительное влияние на оживление экономики. И наоборот, считается, что в странах с размером дефицита бюджета более 3%, снижается инвестиционная деятельность, повышается уровень инфляции.

Это может быть частично обосновано, если:

1) размер дефицита бюджета не превышает объемов капитальных вложений государства;

2) развит рынок ценных бумаг, что позволяет финансировать государственный долг за счет внутренних источников;

3) дефицит бюджета продолжается не в долгосрочном периоде и находится под постоянным контролем государственных органов.

Таким образом, бюджетный дефицит можно рассматривать не только со стороны его величины, то есть определять количественно, но и характеризовать качество дефицита.

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных вложений в реализацию государственных программ, направленных на развитие экономики, ее структурной перестройки. Это даст возможность получить в будущем значительные доходы, обеспечить реальный рост ВВП и национального дохода, повысить материальный уровень жизни населения. В этом случае, действительно, качество бюджетного дефицита совсем другая, и он может рассматриваться не как кризисное явление, а как государственное регулирование экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по признакам, приведенным на рисунке 6.

Рисунок 6 - Классификация видов дефицита бюджета

Открытый бюджетный дефицит - это дефицит, официально признан и зафиксирован в Законе о бюджете на текущий год.

Скрытый бюджетный дефицит - это официально непризнанный дефицит, который возникает в результате необоснованного завышения объемов доходов бюджета, или включение в их состав источников покрытия дефицита. Скрытый дефицит бюджета может существовать также вследствие огромных сумм бюджетной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат. Именно такой вид скрытого бюджетного дефицита был характерен в некоторые годы для Украины.

Сознательный дефицит бюджета возникает, когда правительство для стимулирования экономики в период спада и активизации предпринимательских структур снижает ставки налогообложения, воплощает в жизнь политику "дешевых" денег, увеличивая одновременно государственные расходы.

Вынужденный дефицит бюджета является следствием сокращения объемов производства и национального дохода, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и увеличение с него социальных трансфертных выплат населению.

Пассивный дефицит бюджета - это дефицит, когда средства, привлеченные для его покрытия, направляются на финансирование текущих потребностей, таких как заработная плата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты и другие расходы.

Активный дефицит бюджета характеризуется направлением средств на финансирование высокоэффективных проектов, капитальных вложений, способствует росту ВВП.

Устойчивый дефицит бюджета - дефицит, который существует в долгосрочном периоде, вызывая рост государственного долга.

Временный дефицит бюджета - дефицит, который возникает в результате кассового разрыва в процессе исполнения бюджета.

Известны два пути сбалансирования бюджета (рис. 7):

1) инфляционный путь;

2) неинфляционный путь.

Увеличение доходов возможно за счет повышения ставок налогообложения, введение новых налогов и расширение базы налогообложения, увеличение объектов неналоговых поступлений.

Рисунок 7 - Пути сбалансирования бюджета

Сокращение расходов может осуществляться пропорционально путем применения механизма секвестра расходов, или селективно, то есть выборочным сокращением некоторых государственных расходов. Уменьшение расходов не распространяется на законодательно защищенные статьи бюджета. Сократить расходы можно также путем отложения или ограничения на время финансирование капитальных проектов.

Однако, процесс увеличения доходов в большинстве случаев или нецелесообразен, или невозможен, как и уменьшение расходной части бюджета. Поэтому государство вынуждено обращаться к привлечению заемных средств на внутреннем и внешнем рынках.

Внутренними источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:

Доходы от выпущенных в обращение ценных бумаг;

Кредиты центрального банка.

Внешние источники покрытия дефицита бюджета:

Кредиты иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций;

Доходы от размещения ценных бумаг на внешнем рынке. Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних

займов дает возможность увеличить государственные расходы без ограничения текущего потребления.

Использование заемных средств с целью покрытия дефицита бюджета приводит к возникновению государственного внутреннего и внешнего долга. Государство должно постоянно контролировать эффективность использования заемных средств, а также процесс обслуживания и управления государственным долгом.

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита - монетиза-ция дефицита - заключается в использовании денежно-кредитной эмиссии. При монетизации бюджетного дефицита государство получает доход от печатания денег, так называемый сеньораж, в результате чего денежная масса в обращении превышает прирост реального ВВП, и как следствие - растут цены, развивается инфляция. Этот метод самый непопулярный, потому что крайне негативно влияет на экономическую ситуацию в стране, способствует развитию инфляционных процессов и обострению политической обстановки и социальной напряженности в обществе. Украина в 1991 -1994 годах использовала эмиссию денег для финансирования дефицита бюджета, что привело к гиперинфляции. Поэтому большинство стран, в том числе и наше государство, на законодательном уровне не позволяет применять эмиссионные источники для финансирования дефицита бюджета.

Выбор путей покрытия бюджетного дефицита достаточно сложен и зависит от многих факторов:

Финансовой и политической ситуации в стране в целом;

Состояния развития экономики, темпов роста ВВП;

Развитости финансового рынка;

Инвестиционного климата в стране;

Заинтересованности кредиторов и их доверия к государству;

Активизации деятельности бизнес-структур, особенно малого и среднего бизнеса;

Отлаженности международных связей и интеграции в мировое сообщество;

И других субъективных и объективных факторов.

Финансовая политика правительства каждой страны по преодолению бюджетного дефицита должна быть взвешенная и направлена на увеличение доходной и уменьшения расходной частей бюджета государства.

К основным мероприятиям в области ликвидации дефицита бюджета можно отнести:

Стимулирование процесса производства;

Направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики;

Создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов;

Снижение непроизводительных расходов и необоснованных льгот;

Привлечение средств населения путем размещения государственных ценных бумаг;

Введение режима строгой экономии бюджетных средств;

Другие мероприятия.

По отношению к дефицита Государственный бюджет Украины, то его размеры в последние годы свидетельствуют о сокращении бюджетного дефицита.

Объем дефицита - профицита в процентах к валовому внутреннему продукту представленный в таблице 5.

Сальдо сводного бюджета Украины

Таблица 5

Года

Тысяча девятьсот девяносто три

Доходы к ВВП,%

Года

Доходы к ВВП,%

Сальдо сводного бюджета за 2005 год приведены по данным девяти месяцев.

Принятие Государственного бюджета на протяжении длительного времени со значительным дефицитом было свидетельством несостоятельности правительства получать доходы в определенных законодательством размерах, что приводило к превышению запланированных объемов дефицита и наличии значительных объемов скрытого дефицита. Это требовало постоянного привлечения внешних и внутренних заимствований, что влекло наращивание государственных долгов.

До 1996 года основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета были эмиссия Национального банка Украины и внешние заимствования у международных финансовых организаций (табл. 6).

Впервые, как источник финансирования дефицита государственного бюджета, облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) были введены в 1995 году и уже в 1998 году начали иссякать. Кредитные ресурсы международных финансовых организаций - МБРР, Европейского Сообщества, привлекались для финансирования дефицита бюджета, были в 1997 году ограничены, поскольку основные суммы таких займов было получено в 1995-1996 годах, о чем свидетельствуют данные в процентах таблице 7.

Таблица 6

Удельный вес источников финансирования дефицита бюджета

Года

Источники финансирования дефицита бюджета

Внешнее

ОВГЗ

Через высокую доходность ОВГЗ их владельцами стали 52% нерезидентов. Необходимость погашения и обслуживания внешних финансовых обязательств, привело в 1997 году к самому за все годы абсолютного размера дефицита. Такое положение дел заставлял Правительство искать новые источники финансирования государственного бюджета и погашения государственного долга.

Таблица 7

Объемы займов международных финансовых организаций,

млн долл. США

К тому времени в действующем законодательстве отсутствовал механизм размещения облигаций внешних государственных займов. Поэтому в августе 1997 года Украина размещения внешних долговых обязательств через облигации осуществила с помощью иностранных посредников. В дальнейшем большинство этих коммерческих внешних финансовых обязательств было переоформлено в облигации внешнего государственного займа. Но Украина в то время имела низкий кредитный рейтинг, и поэтому размещение займов осуществлялось под высокие проценты - от 10 до 17 и на срок 1-3 года. Другие страны получали ссуды от МБРР на срок 17-20 лет под 7 процентов.

В 1998 году удельный вес внешнего финансирования превысила 63 процента. В конце 1998 года возникли проблемы с возвратом коммерческих заимствований, что привело к необходимости реструктуризаций отдельных займов путем оформления новых займов, но уже под более высокие проценты.

В течение 1997 - 1999 годы государственный долг в долларах США увеличился в 1,4 раз, в гривнах - в 4 раза, что было связано с девальвацией гривны в 1998 году на 80 процентов.

Проблемы погашения и обслуживания государственного долга накапливались и во второй половине 1999 года. Отношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам государственного бюджета в 1999 году составили 16%. Сложилась преддефолтная ситуация, которая была решена Правительством Украины объявлением реструктуризации внешних государственных долгов. Это решение фактически было принято еще в процессе составления проекта Государственного бюджета Украины на 2000 год.

Реструктуризация долга предусматривает изменение ранее установленных для заемщика порядка и условий погашения задолженности для обеспечения сокращения обязательств по обслуживанию долга. Процесс управления государственным внешним долгом осложняется в связи с отсутствием в Украине специального законодательства. Проект Закона Украины "О государственном долге Украины".

Итак, бюджетный дефицит в течение первого десятилетия был отражением дестабилизации украинской экономики. Впервые в Украине бюджет 2000 года был исполнен с профицитом, что можно оценить как положительное явление, которое характеризует постепенное преодоление кризиса в экономике страны.

Правовое регулирование сбалансирования доходов и расходов бюджета Украины, правила и нормы принятия бюджета с дефицитом и профицитом, источники покрытия дефицита определены в Бюджетном кодексе. Согласно этому документу Государственный бюджет утверждается с дефицитом при обосновании источников его покрытия, а с профицитом - в условиях направления средств профицита бюджета на погашение основной суммы долга и на обеспечение сохранности размера оборотной кассовой наличности.

Бюджет Автономной Республики Крым и городские бюджеты в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса могут приниматься с дефицитом:

1) По специальному фонду исключительно в части дефицита бюджета развития, который покрывается за счет заимствований.

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов являются:

Внутренние заимствования органов власти Автономной Республики Крым;

Внутренние и внешние заимствования городских советов. Причем внешние заимствования осуществляются городскими советами городов, численность которых превышает 800 000 жителей по статистическим данным на осуществлении заимствований.

2) По общему фонду путем внесения изменений в решения о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период исключительно на сумму свободного остатка бюджетных средств.

Схема дефицита местных бюджетов в части общего и специального фондов приведена на рисунке 8.

Законом Украины № 1086 - IV от 10.07.2003 года определено понятие свободного остатка бюджетных средств - это разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотной кассовой наличностью на конец бюджетного периода. Свободный остаток бюджетных средств не подлежит изъятию и используется на проведение расходов согласно решению соответствующего совета.

Оборотная кассовая наличность - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, которая формируется на начало планового бюджетного периода с целью покрытия временных кассовых разрывов.

Рисунок 8 - Дефицит местных бюджетов Оборотная кассовая наличность:

Устанавливается в размере не более 2% плановых расходов общего фонда;

Утверждается в соответствии с законом о Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете;

Должна обязательно сохраняться на конец бюджетного периода.

Бюджетным кодексом запрещено использование эмиссионных средств на покрытие дефицита бюджета. Наиболее целесообразным считается использование внутренних источников покрытия бюджетного дефицита украинской экономики не вызывает негативных экономических последствий. Наиболее благоприятный инструмент финансирования дефицита бюджета - долгосрочные ценные бумаги с относительно небольшими процентами за ними. Политика регулирования бюджетного дефицита должна быть долгосрочной, необходимо отказаться от его потребительского характера, с целью использования источников финансирования дефицита для реализации инвестиционных программ.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • 1) увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • 2) неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • 3) либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • 4) возрастание объема внешней задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:

  • 1) долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
  • 2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
  • 3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.

Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:

  • 1) «налоговой амнистии», которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
  • 2) мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
  • 3) введения временных или добавленных налогов;
  • 4) отсрочек выплат заработной платы работникам государственного сектора;
  • 5) отсрочки обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
  • 6) распродажи государственных активов;
  • 7) наличия скрытого дефицита, обусловленного квазибюджет-ными расходами. К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто

дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. XX в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

В большинстве развитых стран широкое распространение в практике государственного регулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

При этом большая роль отводится «встроенным стабилизаторам» (прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства - социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически снижаться или расширяться в зависимости от фазы цикла в противоположном движению конъюнктуры направлении. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращение совокупного спроса. В условиях подъема экономики происходит обратное - увеличиваются налоговые платежи, сокращаются трансфертные платежи.

В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегося бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянуть на себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях неустойчивой экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях неустойчивой экономики ситуация является менее предсказуемой.

В России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицит в качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга». Этим российская бюджетная практика отличается, например, от американской. В США бюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным. При этом источники погашения долга, так же как и доходы по выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета.

В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  • сократить налоговые доходы.

Существует такое понятие, как первичный профицит, который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • 2) внешние источники:
    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники. До 2001 г. для покрытия дефицита бюджетов субъекты РФ и муниципалитеты имели право привлекать внешние займы. Но это негативно отразилось на общей величине государственного долга. Так, после 1997 г., когда регионы впервые получили право самостоятельного размещения внешних займов (до этого внешние заимствования могли осуществляться ими только в случае принятия специального указа Президента), только за один 1998 г. четырьмя крупнейшими регионами - Москвой, Санкт-Петербургом, Свердловской и Нижегородской областями - было размещено еврооблигаций на 1,2 млрд долл. В последующие годы намечалось размещение новых внешних займов более чем 10 регионами на сумму свыше 3,5 млрд долл. Таким образом, за относительно небольшой срок суммы задолженности регионов настолько возросли, а реальные возможности их погасить были столь малы, что было принято решение о запрещении субъектам РФ и муниципалитетам самостоятельно заниматься внешними заимствованиями.

Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние источники в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;
  • поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры

дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год не должен превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 96) существует такое понятие, как ненефтегазовый дефицит федерального бюджета. Он представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Исключение составляют субъекты Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов (за исключением субвенций и субсидий из Инвестиционного фонда РФ). Для таких субъектов размер дефицита не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов без учета размера финансовой помощи.

Если в законе о бюджете субъекта Федерации утвержден размер поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, а также снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит субъекта РФ может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Исключение составляют муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов (за исключением субвенций и субсидий из Инвестиционного фонда РФ). Для таких муниципальных образований размер дефицита не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов без учета размера финансовой помощи.

Если в законе о бюджете муниципального образования утвержден размер поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, а также снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, дефицит муниципального образования может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Причем поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Если в качестве источника сокращения дефицита регионального или местного бюджетов рассматривается продажа имущества, то, согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Над доходами. Антоним бюджетного дефицита - бюджетный профицит .

Ситуация, когда налоги и другие поступления в бюджет не покрывают всех расходов государства, не редко случается в жизни многих стран.

Казалось бы, ведущие экономисты страны должны работать над методами экономической политики, чтобы в стране всегда был бюджетный профицит. Но это не так. Слишком хорошо - тоже плохо. Результатом профицитного бюджета может стать перегруженность экономики, снижение эффективности использования бюджетных средств . Поэтому идеальное явление - сбалансированность бюджета .

Методы достижения сбалансированности бюджета:

  1. Ограничение бюджетных расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разного уровня (например, региональным и местным - если в одном профицит, а в другом дефицит, можно слегка уравнять их).
  3. Мониторинг деятельности бюджетных организаций.
  4. Стимулирование экономики .
  5. Решение социальных задач.
  6. Соблюдение принципов экономии расходов.
  7. Эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Причины образования дефицита бюджета.

  1. Расходы, связанные с перестройкой экономики (инвестиции в промышленность, например).
  2. Экономический кризис .
  3. Форс-мажор (катастрофы, стихийные бедствия, война, массовые беспорядки),
  4. Неэффективная финансовая система.
  5. Политический популизм (рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами).
  6. Коррупция.
  7. Неэффективная налоговая политика .

Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения:

  • случайный дефицит (больше характерен для местных бюджетов);
  • действительный дефицит (дефицит, который закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, хотя может оказаться как выше, так и ниже этой величины).

По длительности:

  • хронический (повторяющийся из года в год);
  • временный (случайные колебания доходов и расходов, не опасные для экономики).

По прогнозам:

  • плановый (предусмотренный);
  • внеплановый (непредвиденный).

По отношению к государственному долгу:

  • первичный (не имеющий отношения);
  • вторичный (вызван необходимостью платить проценты по госдолгу).

Покрытие дефицита бюджета.

Существует три стандартных варианта покрытия дефицита:

  1. Эмиссионное покрытие: выпуск дополнительных денег . Естественно, это тут же вызывает инфляцию. Таким видом покрытия следует пользоваться с особой осторожностью.
  2. Налоговое покрытие: введение дополнительных налогов или увеличение ставок существующих. Здесь есть два опасных момента - возможный переход некоторых предпринимателей в теневой сектор (уклонение от налогов) и массовые недовольства и даже бунты населения.
  3. Секвестирование бюджета: снижение всех статей расходов в бюджете. Некоторые статьи, как например государственный долг, секвестировать невозможно (хотя нет! Недавно Украина сама себе разрешила не выплачивать внешние долги. В этой стране возможно все).

Еще один вариант покрытия дефицита - это финансирование. Обычно это означает, что страна залезает в долги.

Государственный долг.

Государственный долг - это заимствование государства с целью покрыть дефицит бюджета.

Обычно размер государственного долга указывают в национальной валюте или в другой валюте (доллары, евро), но я считаю этот способ не совсем корректным при сравнении долга разных стран или как показатель экономической ситуации в стране. Все страны разные - разные по территории, количеству населения, потенциалу экономики и т.д. Долг в миллиард долларов - ерунда для Германии и катастрофа для республики Конго. Поэтому самый правильный показатель долга - это в процентах ВВП .

Лидером по госдолгу среди развитых стран является Япония: в разные года ее долг колебался от 220 до 250% ВВП. Долг Греции - около 170% ВВП, Италии - около 120%. Не малый долг и у США - около 100% ВВП, больше чем у Франции и Германии (70-80% ВВП). Государственный долг России составляет 13% ВВП.

Следует учитывать, что при изучении государственного долга страны (не имеет значения в долларах или процентах от ВВП) не учитывается, сколько другие страны должны этому государству. Так что этот показатель не единственный, который нужно брать во внимание при анализе экономического потенциала стран.

Последствия государственного долга:

  • переложение налогового бремени на последующие поколения;
  • перераспределение доходов населения ;
  • вытеснение частных вкладов (выпуск государственных